Теория рекапитуляции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 23:21, доклад

Краткое описание

Двухтомная монография Ст. Холла о подростковом возрасте впервые была опубликована в 1904 г. и с тех пор многократно переиздавалась. Его называют отцом психологии переходного возраста, так как он первый предложил концепцию, объясняющую данное явление, и очертил круг проблем, связанных с этим возрастом. Представления Ст. Холла о переходности, промежуточности данного периода развития, о кризисных, негативных аспектах этого возраста и сегодня составляют ядро психологии подросткового возраста.

Вложенные файлы: 1 файл

В соответствии с теорией рекапитуляции.doc

— 87.00 Кб (Скачать файл)

В соответствии с теорией  рекапитуляции, Ст. Холл считал, что подростковая стадия в развитии личности соответствует эпохе романтизма в истории человечества. Это промежуточная стадия между детством - эпохой охоты и собирательства - и взрослым состоянием - эпохой развитой цивилизации. По мнению Ст. Холла, этот период воспроизводит эпоху хаоса, когда животные, антропоидные, полуварварские тенденции сталкиваются с требованиями социальной жизни. Его представление о "бунтующем" отрочестве, насыщенном стрессами и конфликтами, в котором доминируют нестабильность, энтузиазм, смятение и царствует закон контрастов, глубоко вошло в психологию.

Ст. Холл впервые описал амбивалентность и парадоксальность характера подростка, выделив ряд основных противоречий, присущих этому возрасту. У подростков:

чрезмерная активность может привести к изнурению,

безумная веселость  сменяется унынием,

уверенность в себе переходит в застенчивость и трусость,

эгоизм чередуется с  альтруистичностью,

высокие нравственные стремления сменяются низкими побуждениями,

страсть к общению  сменяется замкнутостью,

тонкая чувствительность переходит в апатию,

живая любознательность - в умственное равнодушие,

страсть к чтению - в  пренебрежение к нему,

стремление к реформаторству - в любовь к рутине,

увлечение наблюдениями - в бесконечные рассуждения.

Ст. Холл по праву назвал это периодом "бури и натиска". Содержание подросткового периода  Ст. Холл описывает как кризис самосознания, преодолев который, человек приобретает "чувство индивидуальности". 
          Двухтомная монография Ст. Холла о подростковом возрасте впервые была опубликована в 1904 г. и с тех пор многократно переиздавалась. Его называют отцом психологии переходного возраста, так как он первый предложил концепцию, объясняющую данное явление, и очертил круг проблем, связанных с этим возрастом. Представления Ст. Холла о переходности, промежуточности данного периода развития, о кризисных, негативных аспектах этого возраста и сегодня составляют ядро психологии подросткового возраста.

 

Одним из наиболее влиятельных  представителей биологического направления  в исследованиях подросткового  возраста был Дж. Стенли Холл( 1846- 1924), первый в США доктор философии в области психологии, основоположник научной школы по изучению  ребенка в Северной Америке[16].

Содержание подросткового  периода развития  С. Холлом обозначается как кризис самосознания, преодолев который, человек приобретает « чувство индивидуальности»[17]. Холл назвал этот период « буря и натиск».

Объясняя подростковые феномены развития ,  Холл прибегает к сформулированной  Э. Геккелем ( « биогенетический закон») идее, согласно которой онтогенез есть повторение  в индивидуальном развитии эволюции вида. По аналогии с моделью онтогенеза Холл строил свою модель социогенеза,  выделяя в развитии человека четыре основные стадии: младенчество: первые четыре года, ребенок воспроизводит животную фазу развития; детство( от 5 до 7лет)—эпоха хоты и рыболовства;  отрочество или предподростковый период развития( 8-12 лет) – соответствует концу дикости и началу цивилизации, поскольку в этом возрасте ребенок предрасположен к обучению письму, чтению, рисованию, труду, музыке и т.д.; юность или пубертатный период( 13-24 года)[18].

Подростковый возраст  в теории Холла соответствует  тому времени, когда человечество переживало бурную переходную эпоху, это « период бури и натиска». Холл считал данный возраст временем больших потрясений, плохой эмоциональной адаптации и неуравновешенности, частой смены настроений, колебаний между активным интересом ко всему вокруг и апатией. Конец данного периода знаменует собой как бы второе рождение, когда у индивида появляются высшие, более завершенные человеческие черты—что, по Холлу, соответствует периоду зарождения современной цивилизации[15].

Согласно  теории Холла процессом развития человека управляют внутренние биологические факторы, поэтому родителям рекомендовалось не вмешиваться и предоставить ребенку возможность самостоятельно переходить от одного этапа к другому.  

Теория Холла носит  название как социогенетическая  модель или теория рекапитуляции.  В модели Холла интуитивные догадки о существовании зависимости индивидуального развития человека от истории общества  получают чисто натуралистическое истолкование. Теория Холла отрицает роль окружающих социокультурных условий, считает неизбежным период «бури и натиска», но  несмотря на этот недостаток, концепция Холла получила дальнейшую разработку благодаря следующим положениям:

представление подросткового  периода как переходного, промежуточного, с чем связаны последующие  негативные его характеристики, такие  как трудновоспитуемость, конфликтность, эмоциональная неустойчивость.

содержание развития подростка описывалось в терминах, обобщенных в понятии « кризис развития», подчеркивающего негативные аспекты этого возраста. Именно понятие кризиса—это наиболее значимое достижение холловской концепции. , которое и сегодня используется и в отечественной и зарубежной психологии. , хотя трактуется оно по-разному[18]. 

Западные теоретики  вслед за Холлом в большинстве  случаев вносят в понятие кризис негативное содержание, понимая его  как распад структуры, снижение уровня организации психики. Вслед за Холлом, они в объяснении причин кризиса полагали, что явления « бури и натиска» порождаются драматическими сексуальными и физиологическими изменениями, происходящими с подростком.

Выдающийся отечественный  психолог Л.С. Выготский принципиально  иначе трактует понятие кризиса развития, отмечая, что необходимость критических периодов обусловлена логикой самого процесса развития, что суть кризисов не сводится лишь к негативным явлениям. «Самое существенное содержание развития в критические возрасты заключается в возникновении новообразований»[4].

Таким образом, хотя концепция  Холла в целом воспринимается современными психологами как анахронизм, сами понятия « переходность»  и « кризисность» образовали концептуальное ядро психологии подросткового возраста и определили его тематику.

 

 

 

 

 

 

 

 

Э.Шпрангер

Эдуард Шпрангер( 1882- 1963) – немецкий философ, один из создателей понимающей психологии, которая решает вопрос о сущности понимания, как способа  постижения смыслового содержания явлений  объективного духа.

Э. Шпрангер считал, что внутренний мир индивида непринципиально несводим к каким бы то ни было природным или социальным детерминантам. Он, как справедливо изучал  Л.С. Выготский, расчленял психику на телесное и духовное начало и каждой из этих сфер приписывал независимое друг от друга существование[3]. При этом Шпрангер идеалистически представлял развитие личности как « чисто духовный процесс», не связанный ни с реальными отношениями личности и общества, ни с процессом созревания организма.

Подростковый возраст Шпрангер рассматривал внутри юношеского возраста, границы которого он определял 13-19 годами у девушeк и 14-22 годами у юношей. Первая фаза этого возраста— собственно подростковая – ограничивается  14-17 годами. Эта фаза характеризуется кризисом, связанным со стремлением к освобождению от детской зависимости . В качестве главных новообразований данного возраста, который представляет важную стадию духовного  развития , выступает открытие «Я», возникновение рефлексии, осознание своей индивидуальности. Процесс этот идет от открытия «Я» к практическому включению в различные виды жизнедеятельности. Но, положив начало систематическому изучению процесса самосознания и ценностных ориентаций, Шпрангер недооценил ведущую роль в этом процессе практической деятельности.

Другой крупный исследователь подросткового возраста, немецкий философ и психолог Э. Шпрангер в 1924 г. выпустил книгу "Психология юношеского возраста", которая не потеряла своего значения до сих пор. Э. Шпрангер рассматривал подростковый возраст внутри юношеского, границы которого он определял 13-19 годами у девушек и 14-21 годами у юношей. Первая фаза этого возраста - собственно подростковая - ограничивается 14-17 годами. Она характеризуется кризисом, содержанием которого является освобождение от детской зависимости. 
          Э. Шпрангер разработал культурно-психологическую концепцию подросткового возраста. Подростковый возраст, по Э. Шпрангеру, - это возраст врастания в культуру. Он писал, что психическое развитие есть врастание индивидуальной психики в объективный и нормативный дух данной эпохи.

Обсуждая вопрос о  том, всегда ли подростковый возраст  является периодом "бури и натиска", Э. Шпрангер описал три типа развития отрочества.

Первый тип характеризуется резким, бурным, кризисным течением, когда отрочество переживается как второе рождение, в итоге которого возникает новое "Я".

Второй тип развития - плавный, медленный, постепенный рост, когда подросток приобщается к взрослой жизни без глубоких и серьезных сдвигов в собственной личности.

Третий тип представляет собой такой процесс развития, когда подросток сам активно и сознательно формирует и воспитывает себя, преодолевая усилием воли внутренние тревоги и кризисы. Он характерен для людей с высоким уровнем самоконтроля и самодисциплины.

Главные новообразования  этого возраста, по Э. Шпрангеру, - открытие "Я", возникновение рефлексии, осознание своей индивидуальности. Это возраст мечтаний, неясных стремлений, неудовлетворенности, пессимистических настроений; возраст повышенной нервозности и максимума самоубийств. Э. Шпрангер объясняет это явление тем, что подросток стоит перед близкой перспективой занять определенное, но не удовлетворяющее его положение в обществе. 
          Исходя из представления о том, что главной задачей психологии является познание внутреннего мира личности, тесно связанного с культурой и историей, Э. Шпрангер положил начало систематическому исследованию самосознания, ценностных ориентаций, мировоззрения подростков. 
          Э. Шпрангер попытался понять одно из самых глубоких переживаний в жизни человека - любовь и ее проявления в подростковом и юношеском возрастах. Он дал психологическое описание двух сторон любви - эротики и сексуальности, которые в качестве переживаний глубоко отличаются друг от друга и, по Э. Шпрангеру, принадлежат разным слоям психики (Шпрангер Э.,1931).

Э. Шпрангер выделяет три ступени  эротических переживаний.

Первая - вчувствование, когда юный человек по мере своего созревания научается воспринимать внутреннюю, одухотворенную красоту.

Вторая - психическое понимание, которое "воспринимает другого как духовное образование, как определенную осмысленную форму" (

И третья - понимающая симпатия - "созвучие душ, покоящееся на эстетическом отношении, но основывающееся также и на совместном переживании глубоких ценностей" (

Для подростка вера в идеал отождествляется  с верой в любимого человека. "Источником силы юношеского эроса, - пишет Э. Шпрангер, - во всех его формах является в большей мере собственная внутренняя жизнь, чем реальное лицо, на которое он направлен" ( 
          Сексуальность, по Э. Шпрангеру, означает комплекс психических и телесных переживаний и влечений, характеризующихся специфическим чувственным наслаждением. Первое появление сексуально окрашенных переживаний связано, как отмечает Э. Шпрангер, с чувством ужаса, страха перед чем-то таинственным и незнакомым. Сюда же примешивается чувство стыда, связанное с переживанием хотя и не совсем ясных, но запрещенных вещей. Дискомфорт и чувство неполноценности подростка, вызванные этими переживаниями, могут проявиться "не только в страхе перед миром (чувство мировой скорби и меланхолия являются его смягченными формами), но и в глубоком укореняющемся страхе перед людьми, вплоть до подлинной враждебности к людям (ее смягченная форма - робость и застенчивость)" (Источники страха, по мнению Э. Шпрангера, надо искать в том, как воздействуют сексуально окрашенные переживания на духовную сферу. Он отмечает: "то, что создает кризис, а именно лихорадочное, знойное возбуждение, все снова и снова манящее к себе, исходит не от физической стороны, а от сопровождающей ее фантазии"  
          Помочь подростку справиться со всеми страхами и кризисными состояниями может, как отмечает Э. Шпрангер, лишь большая, чистая любовь и сила идеальных стремлений, которые должны быть пробуждены до этого "эротического порыва". По мнению Э. Шпрангера, в сознании подростка эротика и сексуальность в переживании резко отделены друг от друга. При сексуализации эротического в переходном возрасте, по мысли Э. Шпрангера, может быть разрушена, причем необратимо, идеальная любовь. Вследствие того, что с сексуальной стороны подросток еще недостаточно развит, полная сексуализация эротического может и не произойти. Согласованность эротики и сексуальности "в одном большом переживании и связанным с ним акте оплодотворения" считается "симптомом зрелости"

Ш. Бюлер

Теоретические положения Э. Шпрангера были конкретизированы   Шарлоттой Бюлер ( 1893- 1974)- австрийским, впоследствии американским психологом.  Сторонник гуманистической психологии, Бюлер занимается проблемами детского и юношеского возраста. Созданная и возглавляемая ею Венская школа возрастной психологии приобрела известность прежде всего диагностическими исследованиями психического развития ребенка, разработкой тестовых методов, характеризующихся максимальной приближенностью к естественным условиям[15]. Эти исследования позднее привели Бюлер к идее о фазах развития и к созданию периодизации жизненного пути личности., которая считается началом психолого-биографических исследований жизненного пути личности.  Бюлер в юношеском периоде выделяет две фазы: негативную и позитивную. Подростковый этап  Бюлер относила к негативной фазе.  Ее характерные черты—тревожность,  раздражительность, агрессивность, бесцельный бунт, стремление к самостоятельности, не подкрепляемые соответствующими физическими и психическими возможностями.  У девочек эта фаза начинается , по Ш. Бюлер, в 11-13 лет,  у мальчиков—в 14-16 лет.[18] 

 Поиск биологического  смысла подросткового возраста  представлен в работе Ш. Бюлер (Бюлер Ш., 1931). Ш. Бюлер выводит из полового созревания все особенности подростка и юноши. Подростковый возраст определяется ею на основе понятия пубертатности. 
          Пубертатный период - это период созревания, это стадия, в которой человек становится половозрелым, хотя после этого физический рост у человека продолжается еще некоторое время .Период до начала пубертатности Ш. Бюлер называет детством человека, а заключительную часть пубертатного периода - юностью. Фаза пубертатности, созревания, обнаруживается у человека в особых психических явлениях, которые Ш. Бюлер называет психической пубертатностью, появляющейся еще до физического созревания в качестве его предвестника и продолжающейся долгое время после него. 
          Психическая пубертатность, по Ш. Бюлер, связана с вызреванием особой биологической потребности - "потребности в дополнении". Именно в этом жизненном явлении и лежат, по ее мнению, корни тех переживаний, которые характерны для подросткового возраста. Внешнее и внутреннее возбуждение, которым сопровождается созревание, должно вывести подростка из состояния самоудовлетворенности и спокойствия, побудить его к поискам и сближению с существом другого пола. Явления, сопровождающие созревание, должны сделать человека ищущим, неудовлетворенным в своей замкнутости, и его "Я" должно быть раскрыто для встречи с "Ты" (. Ш. Бюлер указывает, что в основе полового инстинкта лежит "потребность в дополнении", "стремление к другому". Потребность в дополнении вырывает ребенка из прежней жизни, прежней среды и вызывает в нем стремление к новому - более широким и более сложным формам жизни, пишет Ш. Бюлер. Подростковый возраст - это возраст искания друга. Она отличает психическую пубертатность от телесной. По ее мнению, с ростом культуры происходит удлинение периода психической пубертатности, что и является причиной многих трудностей, связанных с этим периодом жизни. 
          Физическая пубертатность протекает у мальчиков в среднем между 14-16 годами, у девочек - между 13 и 15 годами. Разумеется, существуют отличия между городом и деревней, между отдельными странами, большое влияние оказывает климат. Нижней границей нормального начала пубертатности следует считать 10-11 лет, верхней - 18 лет. При более раннем или более позднем начале созревания, подчеркивала Ш. Бюлер, мы имеем дело с патологическими случаями. Средняя норма лежит посередине. 
          Психические симптомы переходного возраста начинаются, как правило, значительно раньше. Отдельные "психические симптомы" появляются уже в 10-12 лет: подростки необузданны и драчливы, игры более старших подростков им еще непонятны, а для детских игр они считают себя слишком большими. Проникнуться личным самолюбием и высокими идеалами они еще не могут, и в то же время у них нет детского подчинения авторитету. Эта фаза является, по Ш. Бюлер, прелюдией к периоду психической пубертатности. 
          За этой фазой следуют две главные фазы, которые Ш. Бюлер называет пубертатной стадией и юностью. Граница между ними проходит в 17 лет. Превращение подростка в юношу проявляется в изменении основной установки по отношению к окружающему миру: за жизнеотрицанием, присущим пубертатной стадии, следует жизнеутверждение, характеризующее юношескую. 
          Основные черты негативной фазы, отмеченные Ш. Бюлер, - это "повышенная чувствительность и раздражительность, беспокойное и легковозбудимое состояние", а также "физическое и душевное недомогание", которое находит свое выражение в драчливости и капризах. Подростки неудовлетворены собой, их неудовлетворенность переносится на окружающий мир. Ш. Бюлер пишет: "Они чувствуют, что их состояние безотрадно, что их поведение дурно, они чувствуют, что их требования и их бессердечные поступки не оправдываются обстоятельствами, они хотят стать другими, но их тело, их существо не подчиняется им. Они должны бушевать и кричать, проклинать и насмехаться, хвастаться и сердиться, даже если они сами замечают странность и некрасивость своего поведения" (). Безрадостным называет Ш. Бюлер это время для зреющего человека. 
          Ш. Бюлер отмечает далее, что ненависть к себе и враждебность к окружающему миру могут присутствовать одновременно, находясь в связи одна с другой, а могут чередоваться, приводя подростка к мысли о самоубийстве. К этому присоединяется еще и ряд новых внутренних влечений "к тайному, запрещенному, необычному, к тому, что выходит за пределы привычной и упорядоченной повседневной жизни" Непослушание, занятие запрещенными делами обладают в этот период особой притягательной силой. Подросток чувствует себя одиноким, чужим и непонятным в окружающей его жизни взрослых и сверстников. К этому присовокупляются разочарования. "Всюду воспринимается, прежде всего, отрицательное", - указывает Ш. Бюлер. Как наиболее обычные способы поведения она описывает "пассивную меланхолию" и "агрессивную самозащиту". Следствие всех этих явлений - общее снижение работоспособности, изоляция от окружающих или активно враждебное отношение к ним и различного рода асоциальные поступки. Все это отмечается в начале фазы. Общая продолжительность негативной фазы у девочек от 11 до 13 лет, у мальчиков от 14 до 16 лет. Окончание негативной фазы характеризуется завершением телесного созревания. Правда, общее беспокойство еще остается, но это уже "не столько беспокойство отчаяния, возникающее помимо и даже против воли и отнимающее силы, сколько радость растущей мощи, душевной и телесной творческой энергии, радость юности и роста" (И здесь начинается вторая фаза - позитивная. 
          Позитивная фаза приходит постепенно и начинается с того, что перед подростком открываются новые источники радости, к которым он до этого времени не был восприимчив. На первое место Ш. Бюлер ставит переживание природы - как сознательное переживание чего-то прекрасного. При благоприятных условиях источниками радости служат искусство и наука. "Широкий мир ценностей, служащий для взрослого человека источником высокого счастья, раскрывается впервые, как какое-то откровение, на пороге юности" Ко всему этому присоединяется любовь, теперь уже сознательно направленная на дополняющее "Ты". "Любовь дает выход самому тяжелому напряжению", - отмечает Ш. Бюлер. 
          Конечно, нельзя говорить о том, что в негативной фазе присутствуют исключительно мрачные стороны, а в позитивной - исключительно положительные. Ш. Бюлер пишет: "Стремление к деятельности и одушевление, мечтательное обожание и сексуально неосознанные любовные порывы являются чрезвычайно характерными положительными проявлениями первой стадии, и обратно - радостное жизнеощущение юности часто уже омрачается разочарованиями, повседневными обязанностями, мыслями о профессии и мировоззрении, страстями и заботами о куске хлеба" ( 
          Говоря о верхней границе юношеского возраста, Ш. Бюлер отмечает, что она относится к 21 или 24 годам, так как в это время наблюдается относительная стабилизация характера и определенные черты зрелости. 
          Она писала: "Первый период бури и натиска в это время уже отзвучал, стало ясным общее направление будущей жизни, выбрана определенная точка опоры, и интенсивность первых усилий и исканий, связанных с мировоззрением, профессией и формированием собственной личности, ослабевает, уступая место более спокойному темпу прогресса. Первые мощные переживания любви, природы, искусства, творчества уже испытаны, первое общее социальное оформление уже произошло. Самый бурный период жизненного развития человека лежит позади"  
          В работе Ш. Бюлер сделана попытка рассмотреть пубертатный возраст в единстве органического созревания и психического развития. Однако ее понимание подросткового возраста вызвало критические замечания со стороны П.П. Блонского. Авторы подобных исследований, подчеркивал он, забывают, что половое созревание, хотя и очень существенный, но не самый основной факт. П.П. Блонский назвал концепцию Ш. Бюлер "образцом сентиментально-романтического теоретизирования". 

Информация о работе Теория рекапитуляции