Теория сознания по Леонтьеву

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 19:56, доклад

Краткое описание

А. Н. Леонтьеву принадлежит гипотеза о происхождении сознания.
Согласно его определению сознательное отражение - это такое отражение
предметной действительности, в котором выделяются ее "объективные устойчивые свойства", "вне зависимости от отношений к ней субъекта".

Вложенные файлы: 1 файл

теория сознания.docx

— 16.20 Кб (Скачать файл)

Доклад  на тему : « Гипотеза А.Н. Леонтьева о происхождении сознания» 

     А. Н. Леонтьеву принадлежит гипотеза о происхождении сознания.

Согласно  его определению  сознательное отражение - это такое отражение

предметной  действительности, в  котором выделяются ее "объективные устойчивые

свойства", "вне зависимости  от отношений к  ней субъекта".

В этом определении  подчеркивается "объективность", т. е. биологическая

беспристрастность, сознательного отражения.

     Для животного предмет отражается как  имеющий прямое отношение к тому или

иному биологическому мотиву. У человека же, по мысли А. Н. Леонтьева, с

появлением  сознания мир начинает отражаться как таковой, независимо от

биологических целей, и в этом смысле "объективно".

     Как это стало возможным?

     В соответствии с общим  положением, согласно которому всякое изменение

психического  отражения происходит вслед за изменением практической

деятельности, толчком к возникновению сознания послужило появление новой

формы деятельности - коллективного  труда.

     Давайте вслед за А. Н. Леонтьевым проследим, как коллективный труд сделал

возможным и одновременно необходимым возникновение сознания.

Всякий  совместный труд предполагает разделение труда. Это  значит, что разные

члены коллектива начинают выполнять разные операции, причем разные в одном

очень существенном отношении: одни операции сразу  приводят к биологически

полезному результату, другие же такого результата не дают, а выступают  лишь

как условие его достижения.

Рассматриваемые сами по себе, такие  операции представляются биологически бессмысленными.

Например, преследование  и умерщвление дичи охотником  прямо отвечает

биологическому  мотиву - получению пищи. В отличие  от этого действия

загонщика, который  отгоняет дичь от себя, не только не имеют

самостоятельного  смысла, но и, казалось бы, прямо противоположны тому, что

следовало бы делать. Тем не менее они имеют реальный смысл в контексте

коллективной  деятельности - совместной охоты. То же самое можно сказать о

действиях по изготовлению орудий и др. Итак, в условиях коллективного труда впервые появляются такие операции, которые не направлены прямо на предмет потребности - биологический мотив, а имеют в виду лишь промежуточный результат.

     В рамках же индивидуальной деятельности этот результат  становится

самостоятельной целью. Таким образом, для субъекта цель деятельности

отделяется  от ее мотива, соответственно в деятельности выделяется ее новая

единица - действие.

     В плане психического отражения это  сопровождается переживанием смысла

действия. Ведь чтобы человек  побуждался совершить  действие, которое  приводит

лишь  к промежуточному результату, он должен понять связь этого  результата с

мотивом, т. е. "открыть" для себя его смысл. Смысл, по определению  А. Н.

Леонтьева, и есть отражение  отношения цели действия к мотиву.

     Для успешного выполнения действия необходимо развитие "беспристрастного"

типа  познания действительности. Ведь действия начинают направляться на все

более и более широкий  круг предметов и познание "объективных устойчивых

свойств" этих предметов оказывается  жизненной необходимостью. Вот здесь и

проявляется роль второго фактора  развития сознания - речи и языка.

     Скорее  всего первые элементы человеческой речи появились в ходе выполнения

совместных  трудовых действий. Именно здесь, по словам Ф. Энгельса, у людей

"появилась  потребность что-то  сказать друг другу". Можно предположить, что первые слова указывали на определенные действия, орудия, предметы; это были также "приказы", адресованные партнеру по совместным действиям. Но очень скоро язык перерос подобные "указательные" и

"организующие" функции. Ведь всякое слово не только обозначает, но и

обобщает. Закрепляясь за целым классом сходных действий, предметов или

ситуаций, оно стало выделять их общие устойчивые свойства. Таким образом, в

слове стали фиксироваться результаты познания.

     Если  учесть, что усложнение форм труда, вовлечение в сферу труда все  более

широкого круга  предметов и орудий требовало  постоянного расширения

познаваемых, или  осознаваемых, содержаний, то станет ясным, что процессы развития труда и  языка шли параллельно, тесно  переплетаясь друг с другом.

     Уникальная  особенность человеческого  языка - его способность  аккумулировать

знания, добытые поколениями  людей. Благодаря  ей язык стал носителем

общественного сознания. Важно вникнуть в этимологию слова "сознание". Ведь

со-знание - это совместное знание. Каждый человек в ходе индивидуального

развития  через овладение  языком приобщается  к "совместному  знанию", и только

благодаря этому формируется  его индивидуальное сознание.

Таким образом, смыслы и  языковые значения оказались, по А. Н. Леонтьеву,

основными образующими человеческого  сознания. 
 

Источник: Гиппенрейтер Ю.Б. «Введение в общую психологию»

Информация о работе Теория сознания по Леонтьеву