Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 15:41, реферат
Теория структурного баланса – теория, объясняющая поведение человека его стремлением к сбалансированности и его потребностью поиска причин для объяснения поведения другого, своих действий на уровне житейской психологии.
Автор теории – Фриц Хайдер.
Основная идея Хайдера сводится к тому, что люди склонны развивать упорядоченный и связный взгляд на мир, и в этом процессе они строят некую «наивную психологию», которая имеет определенное сходство с научной: подобно тому как в представлениях «наивной психологии» люди стремятся за внешним поведением личности понять ее установки, мотивы, задача науки — за поверхностью явлений отыскать некоторые инвариантные свойства мира. Только отыскание этих инвариантов может помочь ориентироваться в мириадах явлений. Таким образом, с самого начала акцент сделан на проблему восприятия.
Теория структурного баланса Ф. Хайдера
Теория структурного
баланса – теория, объясняющая
поведение человека его
Автор теории – Фриц Хайдер.
Основная идея Хайдера
сводится к тому, что люди склонны
развивать упорядоченный и
Один из исходных
тезисов Хайдера — важность
изучения «житейской
Содержание теории сводится
к следующему. Человек изначально
стремится к упорядоченному и
связному пониманию его отношений
с окружающим миром. Эту черту своего поведения
он фиксирует, создавая наивную или житейскую
психологию, которая выражается в языке,
установках, мнениях, суждениях и т.п. По
внешнему поведению человека можно определять
эти установки, мотивы, которыми он руководствуется
(здесь упор делается на особенностях
и закономерностях восприятия).
В своей теории Хайдер использовал две
идеи:
- идея баланса (ситуация, в которой воспринимаемые
единицы существуют без стресса, без противоречия,
то есть нет давления, чтобы менять когнитивную
организацию и эмоциональные проявления);
- идея когнитивной атрибуции (процесс
поиска достаточной причины для объяснения
поведения другого человека или своих
действий).
Дисбаланс вызывает напряжение
и силы, которые ведут к восстановлению
баланса. Для уяснения данного положения
использовалась модель триады, где одна
личность относится к двум объектам, один
из которых тоже может быть личностью.
Данная модель представлена схемой “Р
– О – Х”, где Р – воспринимающий субъект;
О – другой; Х – объект.
теории сбалансированных структур. Модели баланс последовательно строятся сначала для диад (одна личность относится к двум объектам), а затем для триад (одна личность относится к двум объектам, из которых второй может быть также ли ностью). Само определение баланса дается следующим образом: «Понятие сбалансированного положения означает ситуацию, в к торой воспринимаемые единицы и эмоции сосуществуют без стресса, поэтому нет давления к изменению ни когнитивной организации, ни эмоциональных проявлений» [op. cit., р. 176]. Ключевая идея: дисбаланс вызывает напряжение и силы, которые ведут к восстановлению баланса. Для пояснения этих положений предлагается так называемая схема Р-О-Х, которая именно под так названием прочно вошла в социальную психологию и существует здесь как термин.
Схема Р-О-Х опирается, как и вся концепция Хайдера, на житейскую психологию, суждения которой интерпретируются в терминах научной психологии. Схема представляет собой модель когнитивного (феноменологического) поля воспринимающего субъека, которое описывается при помощи трех элементов: Р— воспринимающий субъект, «другой» (воспринимающий субъект), X—объем, воспринимаемый и воспринимающим субъектом, и «другим». Это объектом может быть явление, идея, вещь. В дальнейшем Р, О
могут принимать любые значения. Очень широко схема Хайдера применяется, например, в исследованиях массовой коммуникации, где Р интерпретируется как избиратель, О — как политический комментатор, X — как политический кандидат, по поводу избрания которого развернута пропагандистская кампания.
Итак, взаимодействие трех элементов составляет некоторое когнитивное поле, и задача заключается в том, чтобы выявить, какой тип отношений между этими тремя элементами является устойчивым, сбалансированным и какой тип отношений вызывает ситуацию дискомфорта для Р и соответственно его стремление изменить ее с целью приведения этой ситуации вновь в состояние баланса.
Между тремя элементами Р, О и X могут существовать один или два типа отношений: «отношения оценки» («sentiment relations») и «отношения принадлежности» («unit relations»). «Отношения оценки» выражаются в понятиях «нравится — не нравится», «любит — не любит», «предпочитает — не предпочитает». Они могут быть как позитивными (и тогда обозначаются буквой L, от английского слова «Love» — любовь), так и негативными (и тогда обозначаются символом nL). «Отношения принадлежности» фиксируют степень воспринимаемого единства элементов и выражаются в понятиях «похожий — непохожий», «близкий — далекий», «принадлежащий — непринад-лежащий», «владеющий — невладеющий». Эти отношения также могут быть позитивными, когда степень воспринимаемого единства высокая (и тогда они обозначаются буквой U, от английского слова «Unit» — целое), и негативными, когда степень воспринимаемого единства низкая (и тогда обозначаются символом пU).
Как только мы зафиксировали отношения между “Р”, “О”, “Х”, возможно прогнозирование того, в каком направлении пойдут события в триаде. Важно подчеркнуть, что баланс присутствует в когнитивной структуре человека в том случае, если он воспринимает всю систему как гармонию, то есть если отношения оценки между двумя элементами и отношения принадлежности между ними одновременно воспринимаются как позитивные. Баланс – это не состояние, характеризующее реальные отношения между элементами, а только восприятие со стороны человека определенного состояния отношений.