Теория структурного баланса Ф. Хайдера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 15:41, реферат

Краткое описание

Теория структурного баланса – теория, объясняющая поведение человека его стремлением к сбалансированности и его потребностью поиска причин для объяснения поведения другого, своих действий на уровне житейской психологии.
Автор теории – Фриц Хайдер.
Основная идея Хайдера сводится к тому, что люди склонны развивать упорядоченный и связный взгляд на мир, и в этом процессе они строят некую «наивную психологию», которая имеет определенное сходство с научной: подобно тому как в представлениях «наивной психологии» люди стремятся за внешним поведением личности понять ее установки, мотивы, задача науки — за поверхностью явлений отыскать некоторые инвариантные свойства мира. Только отыскание этих инвариантов может помочь ориентироваться в мириадах явлений. Таким образом, с самого начала акцент сделан на проблему восприятия.

Вложенные файлы: 1 файл

1_to_chto_prochitaet_Tanchik.doc

— 32.00 Кб (Скачать файл)

Теория структурного баланса Ф. Хайдера

   Теория структурного  баланса – теория, объясняющая  поведение человека его стремлением  к сбалансированности и его  потребностью поиска причин для  объяснения поведения другого,  своих действий на уровне житейской  психологии.

   Автор теории – Фриц  Хайдер.

   Основная идея Хайдера  сводится к тому, что люди склонны  развивать упорядоченный и связный  взгляд на мир, и в этом  процессе они строят некую  «наивную психологию», которая  имеет определенное сходство  с научной: подобно тому как в представлениях «наивной психологии» люди стремятся за внешним поведением личности понять ее установки, мотивы, задача науки — за поверхностью явлений отыскать некоторые инвариантные свойства мира. Только отыскание этих инвариантов может помочь ориентироваться в мириадах явлений. Таким образом, с самого начала акцент сделан на проблему восприятия.

   Один из исходных  тезисов Хайдера — важность  изучения «житейской психологии»:  чтобы понять социальное поведение личности, надо понять житейскую психологию и те богатства и находки, которые имеются в здравом смысле. Эта наивная житейская психология находит свое выражение, в частности, в языке, в литературных и философских сентенциях, касающихся межличностных отношений. Поэтому методом изучения наивной психологии может быть анализ психологических понятий, употребляемых в языке, и их связи с понятиями, употребляемыми в сказках, новеллах и т.п.

 

   Содержание теории сводится  к следующему. Человек изначально  стремится к упорядоченному и  связному пониманию его отношений с окружающим миром. Эту черту своего поведения он фиксирует, создавая наивную или житейскую психологию, которая выражается в языке, установках, мнениях, суждениях и т.п. По внешнему поведению человека можно определять эти установки, мотивы, которыми он руководствуется (здесь упор делается на особенностях и закономерностях восприятия). 
В своей теории Хайдер использовал две идеи: 
- идея баланса (ситуация, в которой воспринимаемые единицы существуют без стресса, без противоречия, то есть нет давления, чтобы менять когнитивную организацию и эмоциональные проявления); 
- идея когнитивной атрибуции (процесс поиска достаточной причины для объяснения поведения другого человека или своих действий). 
   Дисбаланс вызывает напряжение и силы, которые ведут к восстановлению баланса. Для уяснения данного положения использовалась модель триады, где одна личность относится к двум объектам, один из которых тоже может быть личностью.  
Данная модель представлена схемой “Р – О – Х”, где Р – воспринимающий субъект; О – другой;  Х – объект.

 

теории сбалансированных структур. Модели баланс последовательно  строятся сначала для диад (одна личность относится к двум объектам), а затем для триад (одна личность относится к двум объектам, из которых второй может быть также ли ностью). Само определение баланса дается следующим образом: «Понятие сбалансированного положения означает ситуацию, в к торой воспринимаемые единицы и эмоции сосуществуют без стресса, поэтому нет давления к изменению ни когнитивной организации, ни эмоциональных проявлений» [op. cit., р. 176]. Ключевая идея: дисбаланс вызывает напряжение и силы, которые ведут к восстановлению баланса. Для пояснения этих положений предлагается так называемая схема Р-О-Х, которая именно под так названием прочно вошла в социальную психологию и существует здесь как термин.

 

Схема Р-О-Х опирается, как и вся концепция Хайдера, на житейскую психологию, суждения которой интерпретируются в терминах научной психологии. Схема представляет собой модель когнитивного (феноменологического) поля воспринимающего субъека, которое описывается при помощи трех элементов: Р— воспринимающий субъект, «другой» (воспринимающий субъект), X—объем, воспринимаемый и воспринимающим субъектом, и «другим». Это объектом может быть явление, идея, вещь. В дальнейшем Р, О

могут принимать любые  значения. Очень широко схема Хайдера применяется, например, в исследованиях массовой коммуникации, где Р интерпретируется как избиратель, О — как политический комментатор, X — как политический кандидат, по поводу избрания которого развернута пропагандистская кампания.

Итак, взаимодействие трех элементов составляет некоторое когнитивное поле, и задача заключается в том, чтобы выявить, какой тип отношений между этими тремя элементами является устойчивым, сбалансированным и какой тип отношений вызывает ситуацию дискомфорта для Р и соответственно его стремление изменить ее с целью приведения этой ситуации вновь в состояние баланса.

 

Между тремя элементами Р, О и X могут существовать один или  два типа отношений: «отношения оценки» («sentiment relations») и «отношения принадлежности»  («unit relations»). «Отношения оценки» выражаются в понятиях «нравится — не нравится», «любит — не любит», «предпочитает — не предпочитает». Они могут быть как позитивными (и тогда обозначаются буквой L, от английского слова «Love» — любовь), так и негативными (и тогда обозначаются символом nL). «Отношения принадлежности» фиксируют степень воспринимаемого единства элементов и выражаются в понятиях «похожий — непохожий», «близкий — далекий», «принадлежащий — непринад-лежащий», «владеющий — невладеющий». Эти отношения также могут быть позитивными, когда степень воспринимаемого единства высокая (и тогда они обозначаются буквой U, от английского слова «Unit» — целое), и негативными, когда степень воспринимаемого единства низкая (и тогда обозначаются символом пU).

 

Как только мы зафиксировали отношения  между “Р”, “О”, “Х”, возможно прогнозирование  того, в каком направлении пойдут события в триаде. Важно подчеркнуть, что баланс присутствует в когнитивной  структуре человека в том случае, если он воспринимает всю систему как гармонию, то есть если отношения оценки между двумя элементами и отношения принадлежности между ними одновременно воспринимаются как позитивные. Баланс – это не состояние, характеризующее реальные отношения между элементами, а только восприятие со стороны человека определенного состояния отношений.

 

 

 

 

 


Информация о работе Теория структурного баланса Ф. Хайдера