Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2014 в 22:13, реферат
Карл Роджерс – приверженец феноменологической теории личности, один из основоположников современного гуманистического направления в психологии, психологическом консультировании и психотерапии. Он стоял у истоков теории и практики «личного роста», в основе которых лежит убежденность в силе человеческого Я, целебности творческого подхода к собственной жизни, неустанного развития личного и профессионального самосознания и компетентного общения; возможности повышения эффективности любого обучения через глубокий личный опыт «вживания» в сам процесс.
Московский городской психолого-педагогический университет
Факультет социальной психологии
Реферат на тему: Терапия, центрированная на человеке
Выполнила студентка группы СОВ-VI.1
Трофимова Татьяна
Москва, 2005 г.
Карл Роджерс – приверженец феноменологической теории личности, один из основоположников современного гуманистического направления в психологии, психологическом консультировании и психотерапии. Он стоял у истоков теории и практики «личного роста», в основе которых лежит убежденность в силе человеческого Я, целебности творческого подхода к собственной жизни, неустанного развития личного и профессионального самосознания и компетентного общения; возможности повышения эффективности любого обучения через глубокий личный опыт «вживания» в сам процесс.
Гуманистическая психология уходит своими идейными корнями в экзистенциальную философию Кьеркегора, Хайдеггера и Сартра, в феноменологию Гуссерля и понимающую психологию Дильтея. У К. Роджерса было свое предназначение: его биография и жизненный путь заставляли его прежде всего искать способ действенной «здесь и теперь» помощи страждущим, без различия сословий и вероисповеданий, образовательного и культурного ценза.
В своих основных теоретических работах пятидесятых годов ХХ века Роджерс дает дефиниции базовых понятий, исходя из которых развертывает теорию личности и модели терапии, определяет терапевтические условия изменения личности и межличностных отношений. Первой фундаментальной предпосылкой своей феноменологической теории Я (самости, Я-концепции) Роджерс считал предположение, что для очерчивания себя и самоопределения люди опираются исключительно на свой субъективный опыт восприятия реальности, свою «внутреннюю систему эталонов», сквозь призму которой реальность мира только и может предстать перед человеком в каждый данный момент его бытия; именно этот опыт он и называл феноменологическим полем. Это глубоко индивидуальный внутренний мир личности, включающий сенсорный и чувственно0моторный опыт, мир образов и смыслов, и для познания, почему человек действует так, а не иначе, нет иного пути, кроме попытки понимания, каким образом человек воспринимает этот мир.
Другой важнейший тезис, характеризующий феноменологическое направление, - убежденность в потенциальной способности человека принять на себя ответственность за свою жизнь, определение своей судьбы и своего будущего. В противоположность Фрейду Роджерс был убежден, что не прошлый опыт определяет нынешнюю жизнь человека, а то, каким образом она представляется и переживается им в настоящее время; следовательно, предопределенность того или иного поведения кроется не в прошлой истории, а в настоящем и будущем, за которые человек может отвечать и активно их строить. Убежденность Роджерса в позитивной роли признания ответственности и свободы выбора за человеком привела к появлению новой «фигуры» в области практической психологии, а именно: клиента в противовес традиционной «фигуре» пациента.
Таким образом, Роджерс настаивает на природно присущем человеку стремлении к развитию и к самоактуализации.
Центральный теоретический конструкт теории К. Роджерса – самость, Я или Я-концепция. Я-концепция имеет тенденцию субъективно восприниматься как «фигура» феноменального поля, его центральная, наиболее значимая часть. В самом общем виде Роджерс постулирует, с одной стороны, - изменчивость, динамичность самости, как и всего феноменального поля в каждый момент времени; одновременно в субъективном опыте человека она предстает в качестве его устойчивой, неизменной сущности.
Роджерс придавал особое значение роли отношений и оценок значимых других, особенно в период младенчества и раннего детства, способствующих развитию позитивного или негативного образа себя. Изначально у человека существует потребность в безусловном положительном отношении, что легко описывается в обыденных терминах внимания, заботы, симпатии, сердечности, уважения, прощения.
Говоря о развития Я-концепции в онтогенезе, можно отметить следующее: в отличие от сторонников психоаналитической школы К. Роджерс скорее дает общую панораму развития Я-концепции, не выделяя в этом процессе отдельных стадий, лишь подчеркивает важность некоторых ключевых переживаний в отношениях с ближайшим окружением ребенка. Так, младенческое самовосприятие регулируется по-преимуществу организмическим оценочным процессом.
Поскольку в формировании Я-концепции активно участвует не только опыт собственных ощущений и чувств, но в значительной степени она находится под воздействием оценок значимых других, то это всегда чревато порождением «неконгруэнтнойсти» организмического опыта и Я-концепции. Последнее несоответствие не всегда воспринимается на сознательном уровне, но присутствует на уровне подпорогового субсенсорного восприятия, что составляет источник смутной тревоги, повышенной сензитивности, «ранимости» и последующих защитных искажений. Роджерс выделил два главных защитных механизма – искажение восприятия и отрицание, которые запускаются тревогой.
Неконгруэнтность между опытом организма (который испытывает боль, отвращение, ревность, любовь) и опытом Я (который в тот же момент актуализирует негативные оценки этих чувств значимыми другими) составляют главный источник напряжения, способный как стимулировать и подталкивать человека на путь преодоления и самосовершенствования, так и порождать тревоги, конфликты и патологические симптомы, соматические и психические заболевания. «Здоровая», психологически зрелая личность постоянно стремится к преодолению неконгруэнтности путем самопознания, открытости постоянно меняющемуся опыту и изменению представления о себе в соответствии с актуальным жизненным опытом. Психотерапия в этом смысле призвана создавать условия, при которых подобное самодвижение (к «конгруэнтности», «полному и целостному функционированию»), искусственно прерванное или заторможенное «условиями оценки», вновь стало доступным.
Теория терапии К. Роджерса формировалась и реформировалась им и его единомышленниками на протяжении всех лет его долгой профессиональной жизни; неизменными оставались ее «центрированность» на человеке как личности и убежденность в том, что все эффективные формы психотерапии содержат один общий элемент, а именно качество психотерапевтических отношений.
В 1951 году была опубликована «Клиенто-центрированная терапия». Предлагался принципиально новый взгляд на человека, новая философская и методологическая позиция в психотерапии, реформирующая ее как систему. Открыто провозглашалось, что именно «клиент», а не «пациент», не «терапевт», является ключевой фигурой процесса; во-первых, потому, что никто лучше не понимает человека, чем он сам; никто лучше не может ему помочь, чем он сам; никто лучше не знает направления, в котором эта помощь могла бы осуществляться, чем он сам.
Свобода, уважение к правам человека (больного или здорового), убежденность в наличии источника здоровых сил и роста в самом человеке – вот что составляло революционное ядро нового подхода к терапии, где терапевту отводилась почетная роль «фасилитатора», «садовника», создающего необходимые и достаточные условия для самоизменения клиента.
В своей работе «Теория терапии, личности и интерперсональных отношений» Роджерс очерчивает контур понимания природы человека, психопатологии и психотерапии, представляя свое исследование в форме системы научных представлений: методологических постулатов, дефиниций концептов, гипотез и выводов.
Терапевтические отношения, личные качества и установки терапевта и эмоциональный климат человеческих отношений с первых шагов формирования новой теории терапии были поставлены во главу угла.
Следует отметить, что Роджерс сам осторожно оговаривает, что сам он не работал в психиатрической больнице и поэтому готов к критике своей позиции со стороны психиатров, это замечание можно отнести как к некоторым ограничениям использования терапевтической модели К.Роджерса в клинике тяжелых личностных расстройств, где необходимость переживания глубокого эмоционального резонанса и эмпатического контакта с пациентом сегодня обсуждается в контексте использования терапевтического потенциала контрпереносных чувств терапевта.
К Роджерс в своих ранних концептулизациях, используя язык современной ему теории познания как процесса выдвижения и последовательной проверки систем гипотез, формулирует шесть терапевтических условий-гепотез (совокупность которых можно рассматривать и как последовательность терапевтических стадий, и как последовательность изменений). Таким образом, Роджерс вводит в качестве важнейшей характеристики эффективности терапии не столько ее результат, сколько процессуальное движение.
1. Два человека находятся в психологическом контакте. Психологический контакт предполагает: не присутствие терапевта в качестве профессионала, а его бытие-в-контакте; взаимность происходящих изменений в участниках контакта, когда каждый из участников в полной мере стремится сам вступить во взаимодействие.
2. Один человек, клиент, находится в состоянии повышенной тревоги, ранимости и неконгруэнтности. Чтобы сохранить самоуважение, человек прерывает связь (искажает, отрицает) со своим общим организмическим состоянием, по существу, с основным источником своего Я; расплатой становятся повышенная хроническая тревожность, неуверенность в себе, ранимость, дискомфорт.
3. Второй человек в психологическом контакте является конгруэнтным в отношениях, гармоничным и интегрированным как личность. Для эффективной терапии необходимо, чтобы терапевт был открыт опыту, точно и правильно его символизировал, а следовательно мог вступать с клиентом в контакт как целостная, свободная от защитной позиции по отношению к самому себе и другим личность. Это означает, быть честным по отношению к самому себе и клиенту, быть в принципе готовым открыть клиенту свой собственный внутренний мир, но, безусловно, в той мере, форме, в какой это уместно и полезно для текущего терапевтического процесса. Терапевт только тогда способен оказать помощь, когда он полностью присутствует.
4. Психотерапевт испытывает безусловное позитивное отношение к клиенту. Терапевт принимает любые переживания клиента и не дает им оценок, т.е. воспринимает их без одобрения или порицания; тем самым он не предъявляет никаких «условий ценности» по отношению к его переживаниям.
5. Психотерапевт стремится к эмпатическому пониманию внутренней системы координат клиента и стремится передать это понимание клиенту. Роджерс непрестанно подчеркивал терапевтическую ценность вхождения терапевта во внутренний мир пациента, как если он был его собственным, но никогда не переходя условия «как если бы».
6. Клиент переживает хотя бы в малой степени безусловное положительное отношение и эмпатию терапевта. Роджерс был убежден, что именно клиент, а не терапевт, ответственен за любой процесс изменений во время терапии; терапевт «следует» за клиентом, сопровождает его, но не торопит, не опережает.
Результатом терапии являются процессуальные изменения, которые обнаруживает в себе клиент, проходя через определенные этапы своего развития в терапевтическом процессе.
Концепция Роджерса, включая концепцию терапии, формулируется в форме гипотез: если соблюдаются определенные условия, то с большой долей вероятности можно ожидать, что начнут происходить определенные изменения.
В качестве самого результата терапии можно считать возрождение способности жить полноценной жизнью, или обретение способности к полноценному функционированию. Клиент «становится человеком», главными чертами которого являются открытость к переживанию, экзистенциальный образ жизни (жизнь «здесь и теперь»), организмическое доверие к своим внутренним ощущениям как критерию выбора, эмпирическая свобода («единственный, кто отвечает за мои собственные действия и их последствия, - это я сам »), креативность и творческий образ жизни.
Разработке собственно технической, или методологической, стороны терапевтического процесса Роджерс не уделял самостоятельного внимания по принципиальным соображениям: если изменения есть следствие экзистенциальной встречи, своего рода инсайта в отношениях между людьми, то ни в каком техническом оснащении подобная встреча не нуждается.
Трудность, однако, заключается в том, что, если Роджерсу каким-то неуловимым образом, самой атмосферой отношений, огромным обаянием его личности удавалось реализовывать на практике свои методы, то вопрос об обучении им будущих терапевтов не мог решаться автоматически по принципу «делай, как я».
Таким образом, основными методами терапии, центрированной на человеке, можно считать шесть фундаментальных принципов, а также некоторые вытекающие из них следствия.