Реферат «Тестирование – экспериментальный
метод психодиагностики»
Тестирование - экспериментальный
метод психодиагностики Тестирование
(англ. test - испытание, проверка) - экспериментальный
метод психодиагностики, применяемый
в эмпирических социологических
исследованиях, а также метод
измерения и оценки различных
психологических качеств и состояний
индивида. Возникновение тестологических
процедур было обусловлено потребностью
сопоставления (сравнения, дифференциации
и ранжирования) индивидов по
уровню развития или степени
выраженности различных психологических
качеств. Основоположники тестирования
Ф. Гальтон, Ч. Спирман, Дж. Каттел, А. Бине,
Т. Симон. Сам термин "умственный
тест" придумал Каттел в 1890 г. Начало
развития современной тестологии
массового применения тестов
на практике связано с именем
французского врача Бине, разработавшего
в соавторстве с Симоном метрическую
шкалу умственного развития, известную
под названием "тест Бине-Симона".
Широкому распространению, развитию
и совершенствованию тестов способствовал
целый ряд преимуществ, которые
дает этот метод. Тесты позволяют
дать оценку индивида в соответствии
с поставленной целью исследования;
обеспечивают возможность получения
количественной оценки на основе
квантификации качественных параметров
личности и удобство математической
обработки; являются относительно
оперативным способом оценки
большого числа неизвестных лиц;
способствуют объективности оценок,
не зависящих от субёективных
установок лица, проводящего исследование;
обеспечивают сопоставимость информации,
полученной разными исследователями
на разных испытуемых. Тесты предъявляют
требования: - строгая формализация
всех этапов тестирования, - стандартизация
заданий и условий их выполнения,
- квантификация полученных результатов
и их структурирование по заданной
программе, - интерпретации результатов
на основе предварительно по
лученного распределения по изучаемому
признаку. Каждый тест, соответствующий
критериям надежности, кроме набора
заданий включает в себя следующие
компоненты: 1) стандартная инструкция
для испытуемого о цели и
правилах выполнения заданий, 2) ключ
шкалирования - соотнесение пунктов
заданий со шкалами измеряемых
качеств, указывающее, какой пункт
заданий к какой шкале относится, 3) кодировочный
ключ, позволяющий подсчитать, сколько
баллов вносит в шкалу тот или иной вариант
ответа, 4) ключ интерпретации полученного
индекса, представляющий собой данные
нормы, с которыми соотносится полученный
результат. Традиционно нормой в тестологии
являлись среднестатистические данные,
полученные в результате предварительного
тестирования на определенной группе
лиц. Здесь необходимо учитывать, что переносить
интерпретацию полученных результатов
можно только на те группы испытуемых,
которые по своим основным социокультурным
и демографическим признакам аналогичны
базовой.
Для преодоления основного
недостатка большинства тестов
применяются различные приемы: 1)
увеличение базовой выборки с
целью повышения ее репрезентативности
по большему числу параметров,
2) введение поправочных коэффициентов
с учетом характеристик выборки,
3) введение в практику тестирования
невербального способа предъявления
материала. Тест состоит из двух
частей: а) стимулирующего материала
(задача, инструкция или воп рос)
б) указаний относительно регистрации
или интеграции полученных ответов.
Типичная для тестов стандартизация
ситуации обеспечивает им в
отличие от "свободного" наблюдения
поведения большую объективность
результатов. Тесты классифицируются
по разным признакам. По виду
свойств личности они делятся
на тесты достижений и личностные.
К первым относятся тесты интеллекта,
школьной успеваемости, тесты на
творчество, тесты на способности,
сенсорные и моторные тесты. Ко
вторым - тесты на установки, на
интересы, на темперамент, характерологические
тесты, мотивационные тесты. Однако
не все тесты (например, тесты
развития, графические тесты) можно
упорядочить по данному признаку.
По виду инструкции и способу
применения различаются индивидуальные
и групповые тесты. При групповом
тестировании одновременно обследуется
группа испытуемых. Если в тестах
уровня временных ограничений
нет, то в тестах на скорость
они обязательны. В зависимости
от того, насколько в результате
тестирования проявляется субъективность
исследователя различают тесты
объективные и субъективные. К
объективным относятся большинство
тестов достижений и психофизиологические
тесты, к субъективным - проективные
тесты. Это деление в определенной
степени совпадает с делением
на прямые и непрямые тесты,
которые различаются в зависимости
от того, знают или не знают
испытуемые значение и цель теста. Для
проективных тестов типична ситуация,
когда испытуемый не информирован о действительной
цели исследования. При выполнении заданий
проективных тестов не существует "правильных"
ответов. В зависимости от представленности
в тесте речевого компонента различаются
тесты вербальные и невербальные. Вербальным,
например, является тест на словарный
запас, невербальным - тест, требующий
в качестве ответа определенных действий.
По формальной структуре различаются
тесты простые, т.е.
элементарные, результатом которых
может быть единственный ответ,
и тесты сложные, состоящие из
отдельных подтестов, по каждому
из которых должна быть дана
оценка. При этом могут высчитываться
и общие оценки. Комплекс нескольких
единичных тестов называют тестовой
батареей, графическое изображение
результатов по каждому подтесту
тестовым профилем. Нередко к
тестам относят опросники, удовлетворяющие
ряду требований, предъявляемых
обычно к данному методу сбора
психологической или социологической
информации. В последнее время
все большее распространение
получают критериально-ориентированные
тесты, позволяющие оценивать испытуемого
не в сопоставлении со среднестатистическими
данными популяции, а по отношению
к заранее заданной норме. Критерием
оценки в таких тестах является
степень приближения результата
тестирования индивида к так
называемой "идеальной норме".
Разработка теста состоит из
четырех этапов. - На первом этапе
развивается исходная концепция
с формулировкой основных пунктов
испытания или основных вопросов,
носящих предварительный характер;
- на втором - производится отбор
предварительных пунктов испытания
с из последующей селекцией
и приведением к окончательному
виду, осуществляется одновременно
оценка по качественным критериям
надежности и валидности; - на
третьем этапе тест проверяется
повторно на той же самой
популяции; - на четвертом - калибруется
по отношению к возрасту, уровню
образования и другим признакам
популяции. На всех этапах разработки
теста необходимо учитывать: а) диагностируемое
свойство личности (размер, положение,
индикатор) или только наблюдаемые
его пpоявления (напpимеp, способности,
уpовень знаний, темпеpамент, интеpесы,
установки) ; б) связанную с этим
валидизацию метода, т.е. опpеделение
того, насколько он измеpяет тpебуемое
свойство; в) величину выбоpки из
популяции, на котоpой должна пpоводиться
оценка метода; г) стимулиpующий матеpиал
(таблички, изобpажения, игpушки, фильмы)
; д) влияние исследователя в пpоцессе инстpуктиpования,
постановки задач, pазъяснений, ответов
на вопpосы; е) условия ситуации; ж) такие
фоpмы поведения испытуемого, котоpые свидетельствуют
об измеpяемом свойстве; з) шкалиpование
pелевантных фоpм поведения; и) сведение
pезультатов по отдельным измеpяемым пунктам
в общие значения (напpимеp, суммиpование
ответов типа "Да") ; к) фоpмулиpовку
pезультатов в ноpмиpованной шкале оценок.
Одним из вариантов теста может быть опросник,
но при условии, что он отвечает требованиям,
предъявляемым к тестам.
Опросник - это сборник вопросов,
которые выбираются и располагаются
по отношению друг к другу
в соответствии с требуемым
содержанием. Опросники используются,
например, в целях психодиагностики,
когда от испытуемого требуется
самооценка его поведения, привычек,
мнений и т.д. При этом испытуемый,
отвечая на вопросы, выражает
свои положительные и отрицательные
предпочтения. С помощью опросников
можно измерять у испытуемых
и оценки ими других людей.
Задание обычно выступает, как
прямая реакция на вопросы, на
которые надо ответить путем
сожаления или опровержения. Возможности
для ответа в большинстве случаев
заданы и требуют лишь отметки
в виде крестика, кружочка и
т.п.
Недостаток опросника состоит
в том, что испытуемый может
симулировать или диссимулировать
те или иные свойства личности.
Преодолеть указанный недостаток
(хотя и не полностью) исследователь
может посредством контрольных
вопросов, контрольных шкал, шкал "лжи".
Опросники применяются преимущественно
для диагностики характера, диагностики
личности (например, экстроверсии - интроверсии,
интересов, установок, мотивов) . Диагностика
личности - совокупность методов, позволяющих
распознать ее внеинтеллектуальные
свойства, носящие характер относительно
устойчивых диспозиций. Для таких
свойств личности, как экстраверсия-
интроверсия, доминирующий мотив, заторможенность,
возбудимость, ригидность, разработан
ряд диагностических методов (опросники
и проективные тесты) , с помощью
которых можно определить выраженность
этих свойств. При конструировании
таких методов, как правило, пользуются
факторным анализом (Г. Айзенк, Дж. Каттел,
Дж. Гилфорд) и конструктивной валидизацией.
На современном этапе в прикладной
социологии чаще всего используются тестовые
методики, заимствованные из социальной
психологии, касающиеся изучения качеств
личности. Появляются тесты, специально
разработанные социологами. Эти тесты
часто используются в социологических
анкетах. Использованная литература:
1. Соц. справочник, Киев, 1990. 2. Соц. словарь,
Минск, 1991. 3. Фонд времени и мероприятия
в соц. сфере, М: Наука, 1989.
Рефераты по психодиагностике
требование к проведению процедуры
тестирования. Реферат на тему
Методы психодиагностики психологических
расстройств. Групповая психодиагностика
в мвд результаты тестирования
пример. Невербальные тесты для
определения экстраверсии интроверсии.
Тестирование как метод психологической
диагностики реферат. Тест как
основной инструмент психодиагностики
реферат. Преимущества и недостатки
групповых тестов интеллекта. Тестовые
методики для медицинской психодиагностики.
Реферат по психологии НА ТЕМУ
МЕТОД ТЕСТИРОВАНИЯ. Тестирование
как метод психодиагностики реферат.
Базовые методы клинической психодиагностики.
Реферат на тему тестирование
в психологии. Виды ситуаций в
психодиагностике реферат. Реферат
по психодиагностике тестирование.
Тестовые нормы групповые социокультурные.