Тестирование – экспериментальный метод психодиагностики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2014 в 19:38, реферат

Краткое описание

Тестирование - экспериментальный метод психодиагностики Тестирование (англ. test - испытание, проверка) - экспериментальный метод психодиагностики, применяемый в эмпирических социологических исследованиях, а также метод измерения и оценки различных психологических качеств и состояний индивида. Возникновение тестологических процедур было обусловлено потребностью сопоставления (сравнения, дифференциации и ранжирования) индивидов по уровню развития или степени выраженности различных психологических качеств.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 17.23 Кб (Скачать файл)

Реферат «Тестирование – экспериментальный метод психодиагностики» 

 

 

 Тестирование - экспериментальный  метод психодиагностики Тестирование (англ. test - испытание, проверка) - экспериментальный  метод психодиагностики, применяемый  в эмпирических социологических  исследованиях, а также метод  измерения и оценки различных  психологических качеств и состояний  индивида. Возникновение тестологических  процедур было обусловлено потребностью  сопоставления (сравнения, дифференциации  и ранжирования) индивидов по  уровню развития или степени  выраженности различных психологических  качеств. Основоположники тестирования  Ф. Гальтон, Ч. Спирман, Дж. Каттел, А. Бине, Т. Симон. Сам термин "умственный  тест" придумал Каттел в 1890 г. Начало  развития современной тестологии  массового применения тестов  на практике связано с именем  французского врача Бине, разработавшего  в соавторстве с Симоном метрическую  шкалу умственного развития, известную  под названием "тест Бине-Симона". Широкому распространению, развитию  и совершенствованию тестов способствовал  целый ряд преимуществ, которые  дает этот метод. Тесты позволяют  дать оценку индивида в соответствии  с поставленной целью исследования; обеспечивают возможность получения  количественной оценки на основе  квантификации качественных параметров  личности и удобство математической  обработки; являются относительно  оперативным способом оценки  большого числа неизвестных лиц; способствуют объективности оценок, не зависящих от субёективных  установок лица, проводящего исследование; обеспечивают сопоставимость информации, полученной разными исследователями  на разных испытуемых. Тесты предъявляют  требования: - строгая формализация  всех этапов тестирования, - стандартизация  заданий и условий их выполнения, - квантификация полученных результатов  и их структурирование по заданной  программе, - интерпретации результатов  на основе предварительно по  лученного распределения по изучаемому  признаку. Каждый тест, соответствующий  критериям надежности, кроме набора  заданий включает в себя следующие  компоненты: 1) стандартная инструкция  для испытуемого о цели и  правилах выполнения заданий, 2) ключ  шкалирования - соотнесение пунктов  заданий со шкалами измеряемых  качеств, указывающее, какой пункт  заданий к какой шкале относится, 3) кодировочный ключ, позволяющий подсчитать, сколько баллов вносит в шкалу тот или иной вариант ответа, 4) ключ интерпретации полученного индекса, представляющий собой данные нормы, с которыми соотносится полученный результат. Традиционно нормой в тестологии являлись среднестатистические данные, полученные в результате предварительного тестирования на определенной группе лиц. Здесь необходимо учитывать, что переносить интерпретацию полученных результатов можно только на те группы испытуемых, которые по своим основным социокультурным и демографическим признакам аналогичны базовой.

 Для преодоления основного  недостатка большинства тестов  применяются различные приемы: 1) увеличение базовой выборки с  целью повышения ее репрезентативности  по большему числу параметров, 2) введение поправочных коэффициентов  с учетом характеристик выборки, 3) введение в практику тестирования  невербального способа предъявления  материала. Тест состоит из двух  частей: а) стимулирующего материала (задача, инструкция или воп рос) б) указаний относительно регистрации  или интеграции полученных ответов. Типичная для тестов стандартизация  ситуации обеспечивает им в  отличие от "свободного" наблюдения  поведения большую объективность  результатов. Тесты классифицируются  по разным признакам. По виду  свойств личности они делятся  на тесты достижений и личностные. К первым относятся тесты интеллекта, школьной успеваемости, тесты на  творчество, тесты на способности, сенсорные и моторные тесты. Ко  вторым - тесты на установки, на  интересы, на темперамент, характерологические  тесты, мотивационные тесты. Однако  не все тесты (например, тесты  развития, графические тесты) можно  упорядочить по данному признаку. По виду инструкции и способу  применения различаются индивидуальные  и групповые тесты. При групповом  тестировании одновременно обследуется  группа испытуемых. Если в тестах  уровня временных ограничений  нет, то в тестах на скорость  они обязательны. В зависимости  от того, насколько в результате  тестирования проявляется субъективность  исследователя различают тесты  объективные и субъективные. К  объективным относятся большинство  тестов достижений и психофизиологические  тесты, к субъективным - проективные  тесты. Это деление в определенной  степени совпадает с делением  на прямые и непрямые тесты, которые различаются в зависимости  от того, знают или не знают испытуемые значение и цель теста. Для проективных тестов типична ситуация, когда испытуемый не информирован о действительной цели исследования. При выполнении заданий проективных тестов не существует "правильных" ответов. В зависимости от представленности в тесте речевого компонента различаются тесты вербальные и невербальные. Вербальным, например, является тест на словарный запас, невербальным - тест, требующий в качестве ответа определенных действий. По формальной структуре различаются тесты простые, т.е.

 элементарные, результатом которых  может быть единственный ответ, и тесты сложные, состоящие из  отдельных подтестов, по каждому  из которых должна быть дана  оценка. При этом могут высчитываться  и общие оценки. Комплекс нескольких  единичных тестов называют тестовой  батареей, графическое изображение  результатов по каждому подтесту  тестовым профилем. Нередко к  тестам относят опросники, удовлетворяющие  ряду требований, предъявляемых  обычно к данному методу сбора  психологической или социологической  информации. В последнее время  все большее распространение  получают критериально-ориентированные  тесты, позволяющие оценивать испытуемого  не в сопоставлении со среднестатистическими  данными популяции, а по отношению  к заранее заданной норме. Критерием  оценки в таких тестах является  степень приближения результата  тестирования индивида к так  называемой "идеальной норме". Разработка теста состоит из  четырех этапов. - На первом этапе  развивается исходная концепция  с формулировкой основных пунктов  испытания или основных вопросов, носящих предварительный характер; - на втором - производится отбор  предварительных пунктов испытания  с из последующей селекцией  и приведением к окончательному  виду, осуществляется одновременно  оценка по качественным критериям  надежности и валидности; - на  третьем этапе тест проверяется  повторно на той же самой  популяции; - на четвертом - калибруется  по отношению к возрасту, уровню  образования и другим признакам  популяции. На всех этапах разработки  теста необходимо учитывать: а) диагностируемое  свойство личности (размер, положение, индикатор) или только наблюдаемые  его пpоявления (напpимеp, способности, уpовень знаний, темпеpамент, интеpесы, установки) ; б) связанную с этим  валидизацию метода, т.е. опpеделение  того, насколько он измеpяет тpебуемое  свойство; в) величину выбоpки из  популяции, на котоpой должна пpоводиться  оценка метода; г) стимулиpующий матеpиал (таблички, изобpажения, игpушки, фильмы) ; д) влияние исследователя в пpоцессе инстpуктиpования, постановки задач, pазъяснений, ответов на вопpосы; е) условия ситуации; ж) такие фоpмы поведения испытуемого, котоpые свидетельствуют об измеpяемом свойстве; з) шкалиpование pелевантных фоpм поведения; и) сведение pезультатов по отдельным измеpяемым пунктам в общие значения (напpимеp, суммиpование ответов типа "Да") ; к) фоpмулиpовку pезультатов в ноpмиpованной шкале оценок. Одним из вариантов теста может быть опросник, но при условии, что он отвечает требованиям, предъявляемым к тестам.

 Опросник - это сборник вопросов, которые выбираются и располагаются  по отношению друг к другу  в соответствии с требуемым  содержанием. Опросники используются, например, в целях психодиагностики, когда от испытуемого требуется  самооценка его поведения, привычек, мнений и т.д. При этом испытуемый, отвечая на вопросы, выражает  свои положительные и отрицательные  предпочтения. С помощью опросников  можно измерять у испытуемых  и оценки ими других людей. Задание обычно выступает, как  прямая реакция на вопросы, на  которые надо ответить путем  сожаления или опровержения. Возможности  для ответа в большинстве случаев  заданы и требуют лишь отметки  в виде крестика, кружочка и  т.п.

 Недостаток опросника состоит  в том, что испытуемый может  симулировать или диссимулировать  те или иные свойства личности.

 Преодолеть указанный недостаток (хотя и не полностью) исследователь  может посредством контрольных  вопросов, контрольных шкал, шкал "лжи". Опросники применяются преимущественно  для диагностики характера, диагностики  личности (например, экстроверсии - интроверсии, интересов, установок, мотивов) . Диагностика  личности - совокупность методов, позволяющих  распознать ее внеинтеллектуальные  свойства, носящие характер относительно  устойчивых диспозиций. Для таких  свойств личности, как экстраверсия- интроверсия, доминирующий мотив, заторможенность, возбудимость, ригидность, разработан  ряд диагностических методов (опросники  и проективные тесты) , с помощью  которых можно определить выраженность  этих свойств. При конструировании  таких методов, как правило, пользуются  факторным анализом (Г. Айзенк, Дж. Каттел, Дж. Гилфорд) и конструктивной валидизацией. На современном этапе в прикладной социологии чаще всего используются тестовые методики, заимствованные из социальной психологии, касающиеся изучения качеств личности. Появляются тесты, специально разработанные социологами. Эти тесты часто используются в социологических анкетах. Использованная литература:

1. Соц. справочник, Киев, 1990. 2. Соц. словарь, Минск, 1991. 3. Фонд времени и мероприятия  в соц. сфере, М: Наука, 1989.

 Рефераты по психодиагностике  требование к проведению процедуры  тестирования. Реферат на тему  Методы психодиагностики психологических  расстройств. Групповая психодиагностика  в мвд результаты тестирования  пример. Невербальные тесты для  определения экстраверсии интроверсии. Тестирование как метод психологической  диагностики реферат. Тест как  основной инструмент психодиагностики  реферат. Преимущества и недостатки  групповых тестов интеллекта. Тестовые  методики для медицинской психодиагностики. Реферат по психологии НА ТЕМУ  МЕТОД ТЕСТИРОВАНИЯ. Тестирование  как метод психодиагностики реферат. Базовые методы клинической психодиагностики. Реферат на тему тестирование  в психологии. Виды ситуаций в  психодиагностике реферат. Реферат  по психодиагностике тестирование. Тестовые нормы групповые социокультурные.


Информация о работе Тестирование – экспериментальный метод психодиагностики