Опросник Шмишека/Детский вариант
- Ты обычно спокоен, весел?
- Легко ли ты обижаешься, огорчаешься?
- Легко ли ты можешь расплакаться?
- Много ли раз ты проверяешь, нет ли ошибок в твоей работе?
- Такой ли ты сильный, как твои одноклассники?
- Легко ли ты переходишь от радости к грусти и наоборот?
- Любишь ли ты быть главным в игре?
- Бывают ли дни, когда ты без всяких причин на всех сердишься?
- Серьезный ли ты человек?
- Всегда ли ты стараешься добросовестно выполнять задания учителей?
- Умеешь ли ты выдумывать новые игры?
- Скоро ли ты забываешь, если кого-нибудь обидел?
- Считаешь ли ты себя добрым, умеешь ли сочувствовать?
- Бросив письмо в почтовый ящик, проверяешь ли ты рукой не застряло ли оно в прорези?
- Стараешься ли ты быть лучшим в школе, в спортивной секции, в кружке?
- Когда ты был маленьким, ты боялся грозы, собак?
- Считают ли тебя ребята чересчур старательным и аккуратным?
- Зависит ли твое настроение от домашних и школьных дел?
- Можно ли сказать, что большинство твоих знакомых любят тебя?
- Бывает ли у тебя неспокойно на душе?
- Тебе обычно немного грустно?
- Переживая горе, случалось ли тебе рыдать?
- Тебе трудно оставаться на одном месте?
- Борешься ли ты за свои права, когда с тобой поступают несправедливо?
- Приходилось ли тебе когда-нибудь стрелять из рогатки в кошек?
- Раздражает ли тебя, когда занавес или скатерть висят неровно?
- Когда ты был маленьким, ты боялся оставаться один дома?
- Бывает ли так, что тебе весело или грустно без причины?
- Ты — один из лучших учеников в классе?
- Часто ли ты веселишься, дурачишься?
- Легко ли ты можешь рассердиться?
- Чувствуешь ли ты себя иногда очень счастливым?
- Умеешь ли ты веселить ребят?
- Можешь ли ты прямо сказать кому-то все, что ты о нем думаешь?
- Боишься ли ты крови?
- Охотно ли ты выполняешь школьные поручения?
- Заступишься ли ты за тех, с кем поступили несправедливо?
- Тебе неприятно войти в темную пустую комнату?
- Тебе больше по душе медленная и точная работа, чем быстрая и не такая точная?
- Легко ли ты знакомишься с людьми?
- Охотно ли ты выступаешь на утренниках, вечерах?
- Ты когда-нибудь убегал из дома?
- Ты когда-нибудь расстраивался из-за ссоры с ребятами, учителями настолько, что не мог пойти в школу?
- Кажется ли тебе жизнь тяжелой?
- Можешь ли ты при неудаче посмеяться над собой?
- Стараешься ли ты помириться, если ссора произошла не по твоей вине?
- Любишь ли ты животных?
- Уходя из дому, приходилось ли тебе возвращаться, чтобы проверить, не случилось ли чего-нибудь?
- Кажется ли тебе иногда, что с тобой или твоими родными должно что-то случиться?
- Твое настроение зависит от погоды?
- Трудно ли тебе отвечать в классе, даже если ты знаешь ответ на вопрос?
- Можешь ли ты, если сердишься на кого-то, начать драться?
- Нравится ли тебе быть среди ребят?
- Если тебе что-то не удается, можешь ли ты прийти в отчаяние?
- Можешь ли ты организовать игру, работу?
- Упорно ли ты стремишься к цели, даже если на пути встречаются трудности?
- Плакал ли ты когда-нибудь во время просмотра кинофильма, чтения грустной книги?
- Бывает ли тебе трудно уснуть из-за каких-нибудь забот?
- Подсказываешь ли ты или даешь списывать?
- Боишься ли ты пройти один по темной улице вечером?
- Следишь ли ты за тем, чтобы каждая вещь лежала на своем месте?
- Бывает ли с тобой так, что ты ложишься спать с хорошим настроением, а просыпаешься с плохим?
- Свободно ли ты чувствуешь себя с незнакомыми ребятами (в новом классе, лагере)?
- Бывает ли у тебя головная боль.
- Часто ли ты смеешься?
- Если ты не уважаешь человека, можешь ли ты вести себя с ним так, чтобы он этого не замечал (не показывать своего неуважения)?
- Можешь ли ты сделать много разных дел за один день?
- Часто ли с тобой бывают несправедливы?
- Любишь ли ты природу?
- Уходя из дому, ложась спать, проверяешь ли ты, заперта ли дверь, выключен ли свет?
- Боязлив ли ты, как ты считаешь?
- Меняется ли твое настроение за праздничным столом?
- Участвуешь ли ты в драматическом кружке, любишь ли ты читать стихи со сцены?
- Бывает ли у тебя без особой причины угрюмое настроение, при котором тебе ни с кем не хочется говорить?
- Бывает ли, что ты думаешь о будущем с грустью?
- Бывают ли у тебя неожиданные переходы от радости к тоске?
- Умеешь ли ты развлекать гостей?
- Подолгу ли ты сердишься, обижаешься?
- Сильно ли ты переживаешь, если горе случилось у твоих друзей?
- Станешь ли ты из-за ошибки, помарки переписывать лист в тетради?
- Считаешь ли ты себя недоверчивым?
- Часто ли тебе снятся страшные сны?
- Возникло ли у тебя желание прыгнуть в окно или броситься под машину?
- Становится ли тебе весело, если все вокруг веселятся?
- Если у тебя неприятности, можешь ли ты на время забыть о них, не думать о них постоянно?
- Совершаешь ли ты поступки, неожиданные для самого себя?
- Обычно ты немногословен, молчалив?
- Мог бы ты, участвуя в драматическом представлении, настолько войти в роль, что при этом забыть, что ты не такой как на сцене?
Обработка
результатов
Для удобства обработки результатов
можно изготовить трафареты в
соответствии с ключом, которые накладываются
на бланк ответов, заполненный испытуемым.
Затем осуществляется подсчет ответов,
соответствующих ключу и умноженных
согласно ему на 2, 3 или 6. При совпадении
ответа на вопрос с ключом ответу присваивается
один балл.
Ключ
1.Демонстративность/демонстративный
тип:
- «+»: 7, 19, 22, 29, 41, 44, 63, 66, 73, 85, 88.
- «-»: 51.
Сумму ответов умножить на
2.
2.Застревание/застревающий
тип:
- «+»: 2, 15, 24, 34, 37, 56, 68, 78, 81.
- «-»: 12, 46, 59.
Сумму ответов умножить на
2.
3.Педантичность/педантичный
тип:
- «+»: 4, 14, 17, 26, 39, 48, 58, 61, 70, 80, 83.
- «-»: 36.
Сумму ответов умножить на
2.
4.Возбудимость/возбудимый
тип:
- «+»: 8, 20, 30, 42, 52, 64, 74, 86.
Сумму ответов умножить на
3.
5.Гипертимность/гипертимный
тип:
- «+»: 1, 11, 23, 33, 45, 55, 67, 77.
Сумму ответов умножить на
3.
6.Дистимность/дистимический
тип:
- «+»: 9, 21, 43, 75, 87.
- «-»: 31, 53, 65.
Сумму ответов умножить на
3.
7.Тревожность/тревожно-боязливый
тип:
- «+»: 16, 27, 38, 49, 60, 71, 82.
- «-»: 5.
Сумму ответов умножить на
3.
8.Экзальтированность/аффективно-экзальтированный
тип:
Сумму ответов умножить на
6.
9.Эмотивность/эмотивный
тип:
- «+»: 3, 13, 35, 47, 57, 69, 79.
- «-»: 25.
Сумму ответов умножить на
3.
10.Циклотимность/циклотимный
тип:
- «+»: 6, 18,28,40,50,62,72,84.
Сумму ответов умножить на
3.
Интерпретация
результатов
Максимальная сумма баллов
получаемых в результате тестирования
- 24. По некоторым источникам, признаком
акцентуации считается величина,
превосходящая 12 баллов. Другие же на основании
практического применения опросника
считают, что сумма баллов в диапазоне
от 15 до 19 говорит лишь о тенденции к тому
или иному типу акцентуации. И лишь в случае
превышения 19 баллов черта характера является
акцентуированной.