Тест описания поведения Томаса
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2014 в 16:03, доклад
Краткое описание
Описание методики. Опросник личностный, разработан К. Томасом и предназначен для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению, выявления определенных стилей разрешения конфликтной ситуации. Методика может использоваться в качестве ориентировочной для изучения адаптационных и коммуникативных особенностей личности, стиля межличностного взаимодействия. В России тест адаптирован Н.В. Гришиной.
Вложенные файлы: 1 файл
Тест описания поведения
Томаса
Описание методики. Опросник личностный,
разработан К. Томасом и предназначен
для изучения личностной предрасположенности
к конфликтному поведению, выявления определенных
стилей разрешения конфликтной ситуации.
Методика может использоваться в качестве
ориентировочной для изучения адаптационных
и коммуникативных особенностей личности,
стиля межличностного взаимодействия.
В России тест адаптирован Н.В. Гришиной.
Тест можно использовать
при групповых обследованиях (и тогда
стимульный материал зачитывается вслух)
и индивидуально (в этом случае необходимо
сделать 30 пар карточек с написанными
на них высказываниями, а затем предложить
испытуемому выбрать из каждой пары одну
карточку, ту, которая кажется ему ближе
к истине применительно к его поведению).
Затраты времени – не более 15-20 мин.
Теоретические основы. В своем подходе к изучению
конфликтных явлений К. Томас делал акцент
на изменении традиционного отношения
к конфликтам. Указывая, что на ранних
этапах их изучения широко использовался
термин «разрешение конфликтов», он подчеркивал,
что термин подразумевает, что конфликт
можно и необходимо разрешать или элиминировать.
Целью разрешения конфликтов, таким образом,
было некоторое идеальное бесконфликтное
состояние, где люди работают в полной
гармонии. Однако в последнее время произошло
существенное изменение в отношении специалистов
к этому аспекту исследования конфликтов.
Оно было вызвано, по мнению К. Томаса,
по меньшей мере, двумя обстоятельствами:
осознанием тщетности усилий по полной
элиминации конфликтов, увеличением числа
исследований, указывающих на позитивные
функции конфликтов. Отсюда, по мысли автора,
ударение должно быть перенесено с элиминирования
конфликтов на управление ими. В соответствии
с этим К. Томас считает нужным сконцентрировать
внимание на следующих аспектах изучения
конфликтов: какие формы поведения
в конфликтных ситуациях характерны для
людей, какие из них являются более продуктивными
или деструктивными; каким образом возможно
стимулировать продуктивное поведение.
Для описания типов
поведения людей в конфликтных ситуациях
К. Томас считает применимой двухмерную
модель регулирования конфликтов, основополагающими
измерениями в которой являются кооперация,
связанная со вниманием человека к интересам
других людей, вовлеченных в конфликт,
и напористость, для которой характерен
акцент на защите собственных интересов.
Соответственно этим двум основным измерениям
К. Томас выделяет следующие способы регулирования
конфликтов:
соревнование (конкуренция)
как стремление добиться удовлетворения
своих интересов в ущерб другому;
приспособление, означающее
в противоположность соперничеству, принесение
в жертву собственных интересов ради другого;
компромисс
избегание, для которого
характерно как отсутствие стремления
к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению
собственных целей;
сотрудничество, когда
участники ситуации приходят к альтернативе,
полностью удовлетворяющей интересы обеих
сторон.
Пять способов
урегулирования конфликтов
К. Томас считает, что
при избегании конфликта ни одна из сторон
не достигает успеха; при таких формах
поведения, как конкуренция, приспособление
и компромисс, или один из участников оказывается
в выигрыше, а другой проигрывает, или
оба проигрывают, так как идут на компромиссные
уступки. И только в ситуации сотрудничества
обе стороны оказываются в выигрыше. В
своем Опроснике по выявлению типичных
форм поведения К. Томас описывает каждый
из пяти перечисленных возможных вариантов
12 суждениями о поведении индивида в конфликтной
ситуации. В различных сочетаниях они
сгруппированы в 30 пар, в каждой из которых
респонденту предлагается выбрать то
суждение, которое является наиболее типичным
для характеристики его поведения.
Инструкция
«В каждой паре выберите
то суждение, которое наиболее точно описывает
Ваше типичное поведение в конфликтной
ситуации».
Обработка результатов. За каждый ответ, совпадающий
с ключом, соответствующему типу поведения
в конфликтной ситуации начисляется один
балл.
Ключ
№ |
Соперничество |
Сотрудничество |
Компромисс |
Избегание |
Приспособление |
1 |
|
|
|
А |
Б |
2 |
|
Б |
А |
|
|
3 |
А |
|
|
|
Б |
4 |
|
|
А |
|
Б |
5 |
|
|
|
|
|
6 |
Б |
|
|
А |
|
7 |
|
|
Б |
А |
|
8 |
А |
Б |
|
|
|
9 |
Б |
|
|
А |
|
10 |
А |
|
Б |
|
|
11 |
А |
|
|
|
Б |
12 |
|
|
|
Б |
А |
13 |
Б |
|
А |
|
|
14 |
Б |
А |
|
|
|
15 |
|
|
|
Б |
А |
16 |
Б |
|
|
|
А |
17 |
А |
|
|
Б |
|
18 |
|
|
Б |
|
А |
19 |
|
А |
|
Б |
|
20 |
|
А |
Б |
|
|
21 |
|
Б |
|
|
А |
22 |
Б |
|
А |
|
|
23 |
|
А |
|
Б |
|
24 |
|
|
Б |
|
А |
25 |
А |
|
|
|
Б |
26 |
|
Б |
А |
|
|
27 |
|
|
|
А |
Б |
28 |
А |
Б |
|
|
|
29 |
|
|
А |
Б |
|
30 |
|
Б |
|
|
А |
Интерпретация результатов. Количество баллов,
набранных индивидом по каждой шкале,
дает представление о выраженности у него
тенденции к проявлению соответствующих
форм поведения в конфликтных ситуациях.
Доминирующим считается тип (типы) набравшие
максимальное количество баллов.
Соперничество: наименее эффективный,
но наиболее часто используемый способ
поведения в конфликтах, выражается
в стремлении добиться удовлетворения
своих интересов в ущерб другому.
Приспособление: означает, в противоположность
соперничеству, принесение в жертву собственных интересов
ради другого.
Компромисс: компромисс как соглашение
между участниками конфликта, достигнутое
путем взаимных уступок.
Уклонение
(избегание): для которого характерно
как отсутствие стремления к кооперации,
так и отсутствие тeнденции к достижению собственных целей
Сотрудничество: когда участники ситуации
приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих
сторон.
Информация о работе Тест описания поведения Томаса