Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 06:50, контрольная работа
Современное общество - это общество глобальных изменений, постоянной творческой эволюции, на которую воздействуют механизмы, сочетающие социальные факторы и индивидуальные факторы, совершенно непредсказуемые и зачастую кардинально новые. Темп развития современного общества зависит от творческих усилий человека, от тех возможностей и способностей, которыми он обладает. Таким образом, глобализация стимулирует активность личности, указывает на необходимость подготовки ее к будущему, ставит новые цели и задачи перед системой образования.
Современное общество - это общество глобальных изменений, постоянной творческой эволюции, на которую воздействуют механизмы, сочетающие социальные факторы и индивидуальные факторы, совершенно непредсказуемые и зачастую кардинально новые. Темп развития современного общества зависит от творческих усилий человека, от тех возможностей и способностей, которыми он обладает. Таким образом, глобализация стимулирует активность личности, указывает на необходимость подготовки ее к будущему, ставит новые цели и задачи перед системой образования.
Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности - это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.
В феврале 2010 года Президент РФ утвердил Национальную образовательную инициативу «Наша новая школа», в рамках которой строится разветвленная система поиска, поддержки и сопровождения одаренных детей. Каждая общеобразовательная школа должна выявлять талантливых детей и создавать творческую среду для их самореализации, учить находить нестандартные решения, проявлять инициативность, творчески мыслить, быть субъектом обучения. Выпускник, обладающий такими навыками, сможет жить и профессионально работать в высокотехнологичном и конкурентном мире.
Цель работы с одаренными детьми - развитие творческих способностей в условиях дифференцированного и индивидуального обучения. Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
Знакомство педагогов с научными данными о психологических особенностях и методических приемах, эффективных при работе с детьми, через:
- проведение педагогических
советов с приглашением
- подбор и накопление
в библиотечном фонде
- научно-методическую работу
по данному направлению (с
Выявление одаренных детей на основе итогов конкурсов, выставок и иных соревновательных мероприятий, достигнутых практических результатов в основных областях деятельности, диагностических данных, путём:
- обсуждения критериев, позволяющих судить о наличии одаренности;
- знакомства с приемами
целенаправленного
- выявления мнения родителей
о склонностях, области
- длительное наблюдение
за корреляцией между
Разработка и внедрение
индивидуальных и групповых программ,
позволяющих более полно
Для проектирования образовательной
микросреды необходимо взаимосвязанное
проектирование трех ее компонентов: пространственно-предметного,
социального и
Важнейшая роль принадлежит проектированию психодидактического компонента. Развивающая образовательная среда, которая с наименьшими затратами может быть реализована в системе дополнительного образования, обеспечивает формирование у воспитанников интеллектуальных способностей, творческого потенциала.
Исходя из вышеизложенного,
следует выделить следующие взаимосвязанные
- проектно-исследовательская
деятельность, как продолжение, углубление
и практическое применение
- укрепление здоровья;
- коммуникативные и иные тренинги.
Элементы педагогических
технологий, применяемых в системе
дополнительного образования
Деятельностный подход (между обучением и развитием стоит деятельность).
Формирование внутренней мотивации.
Организация образовательного процесса при “субъект - субъектных отношениях”.
Предоставление “веера выбора”,
что создает возможности
Возможность индивидуализации темпов прохождения образовательных программ, их обогащение и углубление.
Соблюдение принципов - “право на ошибку”, “ситуация успеха”, “не сравнивать с другими” и т.д., которые создают благоприятный морально-психологический климат.
Интегративный подход.
Условия успешной работы с одаренными обучающимися.
Осознание важности этой работы каждым членом коллектива учреждения и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к обучению и творчеству.
Включение в работу с одаренными детьми в первую очередь педагогов, обладающих определенными качествами:
1. Педагог для одаренного ребенка является личностью, продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам. Взаимодействие педагога с одаренным ребенком должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки, быть недирективным.
2. Педагог верит в собственную компетентность и возможность решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за последствия принимаемых решений и одновременно ощущает себя человеком, заслуживающим доверия, уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности.
3. Педагог стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других и заниматься самообразованием и саморазвитием.
Каждый одаренный ребенок - индивидуальность, требующая особого подхода. Содействие реализации одаренности чаще всего требует организации особой среды. Какие признаки, свойства личности, черты характера, особенности поведения и деятельности могут указать взрослому на то, что ребенок в будущем может стать выдающимся ученым, художником, лидером и др.? Ответ на этот сложный вопрос простым быть не может. Ученые уже обнаружили ряд закономерностей, позволяющих прогнозировать будущее ребенка, но до алгоритма построения надежных обоснованных прогнозов еще бесконечно далеко.
Мировой опыт показывает, что часто вера в возможности воспитанника, помноженная на мастерство педагогов и родителей, способны творить чудеса. В жизни часто оказывается важно даже не то, что дала человеку природа, а то, что он сумел сделать с тем даром, который у него есть.
Выявление потенциальной
и скрытой одаренности
Одаренность определяется как системное свойство психики, проявляющееся и развивающееся при наличии соответствующих средовых условий (В.И.Панов и др.) Различают общую и специфическую одаренность Одаренными и талантливыми детьми можно назвать тех, которые, по оценке специалистов, в силу своих способностей демонстрируют высокие достижения в одной или нескольких сферах:
интеллектуальной;
творческо-продуктивного мышления;
академических достижений (дети, которые хорошо учатся в школе);
общения и лидерства;
художественной деятельности.
К группе одаренных детей могут быть отнесены обучающиеся, которые испытывают радость от умственного труда, имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
Можно отметить, что для одаренных детей характерна высокая скорость развития интеллектуальной и творческой сфер, глубина и нетрадиционность мышления.
Можно условно выделить три категории одаренных детей:
с необыкновенно высоким
общим уровнем умственного
с признаками специальной умственной одаренности - одаренности в определенной области науки (такие учащиеся чаще обнаруживаются в подростковом возрасте);
не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (возможности таких учащихся нередко раскрываются в старшем школьном возрасте).
Американский исследователь Блум, изучавший биографии известных людей, подчеркивает: «Каковы бы ни были способности детей в раннем возрасте, без активной поддержки и специальных методов обучения они вряд ли достигли бы тех высот, покорив которые, они и стали знаменитыми».
Формы работы с одаренными учащимися:
-групповые занятия с одаренными учащимися;
-факультативы;
-предметные кружки;
-кружки по интересам;
-конкурсы;
-курсы по выбору;
-участие в олимпиадах;
-занятия в профильных классах;
-интеллектуальные марафоны;
Реализация программы предполагает следующие организационные формы ускорения:
1. ускорение в обычном классе;
2. профильные классы;
Оптимальный результат достигается
при одновременно существующем изменении
содержания учебных программ, методов
обучения и сочетании основных стратегий
ускорения: вертикального и
Вертикальное обогащение предполагает более быстрое продвижение к познавательным высшим уровням в области избранного предмета.
Горизонтальное обогащение направлено на расширение изучаемой области знаний.
Одаренный ребенок не продвигается быстрее, а получает дополнительный материал, большие возможности развития мышления и креативности, развивает умение работать самостоятельно.
Учебный материал, применяемый педагогами в работе с одаренными детьми, соответствует следующим требованиям: научность, расширенный объем, практическая направленность, соответствие разнообразию интересов учащихся, дискуссионное содержание.
Чтобы работа с одаренными
детьми была эффективной, необходим
анализ и выявление подлинных
механизмов, порождающих эти проблемы,
и понимание, что одаренность - это не просто
результат высоких способностей ребенка,
но в первую очередь это проблема становления
его личности. Учитывая все особенности
одаренных детей, необходимо правильно
организовать учебно-воспитательный процесс,
выработать индивидуальный маршрут комплексного
сопровождения такого ребенка.
Список литературы:
1. Образовательные модели
и технологии работы с
детьми / сост. Башева Е.И. [и др.]. Красноярск: ККИПКППРО,
2011. 240 с.
2. Бискер Л.М. Программа “Одаренные дети” // “Завуч”.- 2001.- №4
3. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. Рабочая концепция одаренности. — 2-е изд., расш. и перераб. — М., 2003. — 150с.
4. http://s_3.mas.edu54.ru/