Типы личности
в психологии
Теория личности —
это совокупность гипотез, или предположений
о природе и механизмах развития личности.
Теория личности пытается не только объяснить,
но и предсказать поведение человека.
Основные вопросы, на которые должна ответить
теория личности, заключаются в следующем:
1. Каков характер
главных источников развития
личности — врожденный или
приобретенный?
2. Какой возрастной
период наиболее важен для
формирования личности?
3. Какие процессы
являются доминирующими в структуре
личности — сознательные (рациональные)
или бессознательные (иррациональные)?
4. Обладает ли
личность свободой воли, и в
какой степени человек осуществляет
контроль над своим поведением?
5. Является ли
личный (внутренний) мир человека
субъективным, или внутренний мир
объективен и может быть выявлен
с помощью объективных методов?
Каждый психолог придерживается
определенных ответов на поставленные
выше вопросы. В науке о личности сложилось
семь довольно устойчивых комбинаций
таких ответов, или теорий личности. Выделяют
психодинамическую, аналитическую, гуманистическую,
когнитивную, поведенческую, деятельностную
и диспозитивную теории личности.
Основоположником психодинамической
теории личности, также известной
под названием «классический психоанализ»,
является австрийский ученный З. Фрейд.
В рамках психодинамической теории личность
— это система сексуальных и агрессивных
мотивов, с одной стороны, и защитных механизмов
— с другой, а структура личности представляет
собой индивидуально различное соотношение
отдельных свойств, отдельных блоков (инстанций)
и защитных механизмов.
Аналитическая теория личности близка к теории классического
психоанализа, так как имеет с ней много
общих корней. Наиболее ярким представителем
этого подхода является швейцарский исследователь
К. Юнг. Согласно аналитической теории,
личность — это совокупность врожденных
и реализованных архетипов, а структура
личности определяется как индивидуальное
своеобразие соотношения отдельных свойств
архетипов, отдельных блоков бессознательного
и сознательного, а также экстравертированной
или интровертированной установок личности.
Сторонники гуманистической теории личности в психологии (К. Роджерс
и А. Маслоу) главным источником развития
личности считают врожденные тенденции
к самоактуализации. В рамках гуманистической
теории, личность — это внутренний мир
человеческого «Я» как результат самоактуализации,
а структура личности — это индивидуальное
соотношение «реального Я» и «идеального
Я», а также индивидуальный уровень развития
потребностей в самоактуализации.
Когнитивная теория личности близка к гуманистической,
однако в ней имеется ряд существенных
отличий. Основоположником этого подхода
является американский психолог Дж. Келли.
По его мнению, единственное, что человек
хочет знать в жизни, — это то, что с ним
произошло и что с ним произойдет в будущем.
Согласно когнитивной теории, личность
— это система организованных личностных
конструктов, в которых перерабатывается
(воспринимается и интерпретируется) личный
опыт человека. Структура личности в рамках
данного подхода рассматривается как
индивидуально своеобразная иерархия
конструктов.
Поведенческая теория личности имеет еще и другое
название — «наученческая», поскольку
главный тезис данной теории гласит: наша
личность является продуктом научения.
В рамках данного подхода, личность —
это система социальных навыков и условных
рефлексов, с одной стороны, и система
внутренних факторов: самоэффективности,
субъективной значимости и доступности
— с другой. Согласно поведенческой теории
личности, структура личности — это сложно
организованная иерархия рефлексов или
социальных навыков, в которой ведущую
роль играют внутренние блоки самоэффективности,
субъективной значимости и доступности.
Деятельностная теория личности получила наибольшее
распространение в отечественной психологии.
Среди исследователей, внесших наибольший
вклад в ее развитие, следует назвать,
прежде всего, С. Л. Рубинштейна, К. А. Абульханову-Славскую,
А. В. Брушлинского. В рамках деятельностной
теории, личность — это сознательный субъект,
занимающийся определенное положение
в обществе и выполняющий социально полезную
общественную роль. Структура личности
— это сложно организованная иерархия
отдельных свойств, блоков (направленности,
способностей, характера, самоконтроля)
и системных экзистеционально-бытийных
свойств личности.
Сторонники диспозициональной теории личности считают главным источником
развития личности факторы генно-средового
взаимодействия, причем одни направления
подчеркивают преимущественно влияния
со стороны генетики, другие — со стороны
среды. В рамках диспозициональной теории,
личность — это сложная система формально-динамических
свойств (темперамента), черт и социально
обусловленных свойств. Структура личности
— это организованная иерархия отдельных
биологически детерминированных свойств,
входящих в определенные соотношения
и образующих определенные типы темперамента
и черт, а также совокупность содержательных
свойств.
Теория личности
фрейда
Взгляды Фрейда можно
разделить на три области - это метод лечения
функциональных психических заболеваний,
теория личности и теория общества, при
этом стрежнем всей системы является его
взгляды на развитие и структуру личности
человека.
Личность как триединство.
Фрейд считал, что психика состоит из трех
слоев - сознательного ('Сверх-Я'), предсознательного
('Я') и бессознательного ('Оно'), в которых
и располагаются основные структуры личности.
При этом содержание бессознательного
по мнению Фрейда не доступно осознанию
практически ни при каких условиях. Содержание
предсознательного слоя может быть осознано
человеком, хотя это и требует от него
значительных усилий. В бессознательном
слое располагается одна из структур личности
- 'Оно', которая фактически является энергетической
основой личности. 'Оно' - бессознательное
(глубинные инстинктивные, в основном
сексуальные и агрессивные побуждения),
играет главную роль, определяющую поведение
и состояние человека. В 'Оно' содержатся
врожденные бессознательные инстинкты,
которые стремятся к своему удовлетворению,
к разрядке и таким образом детерминируют
деятельность субъекта. Фрейд считал,
что существует два основных врожденных
бессознательных инстинкта - инстинкт
жизни и инстинкт смерти, которые находятся
в антагонистических отношениях между
собой создавая основу для фундаментального,
биологического внутреннего конфликта.
Неосознанность этого конфликта связана
не только с тем, что борьба между инстинктами
как правило происходит с бессознательном
слое, но и с тем, что поведение человека
вызывается как правило одновременным
действием обеих этих сил.
С точки зрения Фрейда
инстинкты являются каналами, по которым
проходит энергия, формирующая нашу деятельность.
Либидо, о котором так много писал и сам
Фрейд и его ученики и является той специфической
энергией, которая связана с инстинктом
жизни. Для энергии, связанной с инстинктом
смерти и агрессии Фрейд не дал собственного
имени, но постоянно говорил о ее существовании.
Он также считал, что содержание бессознательного
постоянно расширяется, так как те стремления
и желания, которые человек не смог по
тем или иным причинам реализовать в своей
деятельности вытесняются им в бессознательное,
наполняя его содержание. Вторая структура
личности - 'Я' по мнению Фрейда также является
врожденной и располагается как в сознательном
слое, так и в предсознании. Таким образом
мы всегда можем осознать осознать свое
'Я', хотя это может быть для нас и не легким
делом. Если содержание 'Оно' расширяется,
то содержание 'Я', наоборот сужается, так
как ребенок рождается по выражению Фрейда
с 'океаническим чувством я', включая в
себя весь окружающий мир. Со временем
он начинает осознавать границу между
собой и окружающим миром, начинает локализовать
свое 'Я' до своего тела, сужая таким образом
объем 'Я'. Третья структура личности -
'Сверх-Я' не врожденная, она формируется
в процессе жизни ребенка. Механизмом
ее формирования является идентификация
с близким взрослым своего пола, черты
и качества которого и становятся содержанием
'Сверх-Я'. В процессе идентификации у детей
формируется также Эдипов комплекс (у
мальчиков) или комплекс Электры (у девочек),
то есть комплекс амбивалентных чувств,
которые испытывает ребенок к объекту
идентификации.
На грани внутреннего
взрыва. Фрейд подчеркивал, что между этими
тремя структурами личности существует
неустойчивое равновесие, так как не только
их содержание, но и направления их развития
противоположны друг другу. Инстинкты,
содержащиеся в 'Оно' стремятся к своему
удовлетворению, диктуя человеку такие
желания, которые практически не выполнимы
ни в одном обществе. 'Сверх-Я', в содержание
которого входит совесть, самонаблюдение
и идеалы человека, предупреждает его
о невозможности осуществления этих желаний
и стоит на страже соблюдения норм, принятых
в данном обществе. Таким образом 'Я' становится
как бы ареной борьбы противоречивых тенденций,
которые диктуются 'Оно' и 'Сверх-Я'. Такое
состояние внутреннего конфликта, в котором
постоянно находится человек, делает его
потенциальным невротиком. Поэтому Фрейд
постоянно подчеркивал, что не существует
четкой грани между нормой и патологией
и испытываемое людьми постоянное напряжение
делает их потенциальными невротиками.
Возможность поддерживать свое психическое
здоровье зависит от механизмов психологической
защиты, которые помогают человеку если
не предотвратить (так как это фактически
не возможно), то хотя бы смягчить конфликт
между 'Оно' и 'Сверх-Я'.
Хотя не все аспекты
теории Фрейда получили научное признание,
а многие его положения на сегодняшний
день кажутся принадлежащими скорее истории,
чем современной психологической науке,
невозможно не признать, что его идеи повлияли
на развитие мировой культуры, не только
психологии, но и искусства, медицины,
социологии. Фрейд открыл целый мир, который
лежит за пределами нашего сознания и
в этом его огромная заслуга перед человечеством.
Без преувеличения можно сказать, что
австрийский психолог и психиатр Зигмунд
Фрейд является одним из тех ученых, кто
во многом повлиял на все дальнейшее развитие
современной психологии, а может быть
и направил ее по определенному пути развития.
Ролевая
теория личности
Ролевая теория личности
— это подход к рассмотрению личности
человека, согласно которому личность
описывается с помощью усвоенных и принятых
ею или вынужденно исполняемых социальных
функций и образцов поведения — ролей,
которые вытекают из ее социального положения
в данном обществе или социальной группе.
Главные положения теории социальных
ролей были сформулированы американским
социальным психологом Дж. Мидом, антропологом
Р. Линтоном. Первый заострял внимание
на механизмах «научения роли», освоении
ролей в ходе межличностного общения (интеракции),
подчеркивая стимулирующее воздействие
«ролевых ожиданий» со стороны значимых
для индивида лиц, с которыми он вступает
в общение. Второй же обратил особой внимание
на социально-культурную природу ролевых
предписаний и их связь с социальной позицией
личности, а также на назначение социальных
и групповых санкций. В рамках ролевой
теории были экспериментально выявлены
такие феномены как: ролевой конфликт
— переживание субъектом неоднозначности
или противоборства ролевых требований
со позиции различных социальных общностей,
членом которых он является, что создает
стрессовую ситуацию; интеграция и дезинтеграция
ролевой структуры личности — следствия
гармоничности или конфликтности социальных
отношений. Различаются ведущие социальные
роли, вытекающие из социальной структуры
общества, и роли, которые возникают относительно
произвольно в групповых взаимодействиях
и предполагают активную социальную окраску
их реализации. Наиболее выпукло эти особенности
ролевого подхода представлены в концепции
западногерманского социолога Р. Дарендорфа,
рассматривающей человека как деиндивидуализированный
продукт ролевых предписаний, что в определенных
условиях отражает отчуждение личности.
Преодоление односторонности ролевого
подхода к исследованию личности предполагает
анализ ее свойств. Роль чаще всего понимается
как социальная функция, способ поведения,
объективно заданная социальной позицией
личности в рамках общественных или межличностных
отношений. Выполнение роли должно соответствовать
принятым социальным нормам и ожиданиям
окружающих людей вне зависимости от индивидуальных
особенностей личности.