Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 23:56, реферат
В данной работе мне хотелось бы уделить больше внимания рассмотрению и социального развития ответственности, и личностного. Выделить наиболее известные черты характера ответственной личности и рассмотреть ее как целостный образ, но в то же время, разбивая на части, проанализировать каждую черту, чтобы понять, что же есть ответственная личность и что понадобится сделать, чтобы ею стать.
Введение
Глава I. Ответственность, ее значение и виды
1.1 Понятие ответственности
1.2 Виды ответственности
1.3 Ответственность важнейшее свойство личности
1.4 Ответственность и нормы социального поведения
Глава II. Типы ответственности
2.1 Качества ответственного человека
2.2 Типы ответственности
Заключение
Список литературы
Пунктуальность - показатель собственной ценности
И наконец, очевидно, что человек, ценящий свое время, ценит и себя как личность в первую очередь. Конечно, дезорганизованность - это самый прямой путь оказаться на обочине жизни: от вас отвернуться партнеры, друзья, вы можете потерять работу, и все самые выгодные предложения пройдут мимо вас.
Кроме того, пунктуальность доказывает, что вы цените собственное время. Когда вы опаздываете, создается впечатление, что вы не можете правильно расставлять приоритеты, не умеете ценить важность событий и людей в вашей жизни, а значит, и себя.
Собранность
Очень хорошо можно понять
термин несобранного человека, вспомнив
типичного киногероя –
Если посмотреть с
психической точки зрения
Собранность сознания
может происходить
Тренировка заключается
в следующем: нужно выполнить
подготовительные действия для
выполнения упражнений, настроиться,
начать процесс сборки
Способность к эмпатии
Эмпатия — понимание эмоционального состояния другого человека посредством сопереживания, проникновения в его субъективный мир. Начальной точкой, на наш взгляд, может послужить утверждение о том, что эмпатия предполагает способность занимать позицию другого. Иначе говоря, эмпатия подразумевает принятие роли другого и понимание чувств, мыслей и установок другого человека. Также эмпатия также включает способность точно определить эмоциональное состояние другого человека на основе мимических реакций, поступков, жестов и т. д. Психолог Карл Роджерс определяет эмпатию следующим образом: «Быть в состоянии эмпатии означает воспринимать внутренний мир другого точно, с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков. Как будто становишься этим другим, но без потери ощущения «как будто». Так, ощущаешь радость или боль другого, как он их ощущает, и воспринимаешь их причины, как он их воспринимает. Но обязательно должен оставаться оттенок «как будто»: как будто это я радуюсь или огорчаюсь.» Эмпатия - это сложное явление, которое с трудом поддается определению. Ее границы велики, и ответственный человек, несомненно наделен ею.
Усердие
В словаре Даля поясняется как «старанье к делу, рвение, ревность; доброжелательство и заботливость, добросовестное исполненье, сильное прилежанье».
Что такое усердие ? В нашем понимании — это старательная, прилежная работа, требующая определенных временных затрат, но при этом выполняемая тщательно и качественно. Также к этому понятию можно отнести и ежедневную рутинную работу, которая, может быть, и не тяжелая, но скучная и неинтересная.
Самодисциплина помогает нам сосредоточиться на выполнении той или иной работы, делать ее регулярно и качественно, невзирая на наше настроение и желание. Например, если вы сейчас не помоете посуду, то завтра вам придется мыть в два раза больше — времени потребуется больше, сил уйдет больше, а это нерационально.
Выполнив работу со старанием, в конце обязательно возникнет ощущение удовлетворения. Вы знаете, что вы приложили все силы и отлично справились с поставленной задачей. А чувство удовлетворения неизбежно улучшит ваше настроение. Повысится самооценка. Отсюда вывод — хорошо выполненная работа является основой для хорошего настроения.
Стойкость
Как объяснение такому качеству человека, как четкость, хотелось бы привести слова Николая Рериха, великого художника, писателя, созерцателя; человека, который очень много повидал в своей жизни: «Действительно, это понятие стойкости должно быть отмечено среди других основ, нужных в жизни. Мужество — одно, доброжелательство и дружелюбие — другое. Трудолюбие — третье. Неустанность и неисчерпаемость — четвертое. Энтузиазм и оптимизм — пятое. Но среди всех этих основ и многих других, так нужных, привходящих светлых утверждений, стойкость будет оставаться, как нечто отдельное, незаменимое и дающее крепкое основание преуспеянию.
Стойкость вытекает из большого равновесия. Это равновесие не будет ни холодным расчетом, ни презрением к окружающему, ни самомнением, ни себялюбием. Стойкость всегда будет иметь некоторое отношение к понятию ответственности и долга. Стойкость не увлечется, не поскользнется, не зашатается. В тех, кто шел твердо до последнего часа, всегда была стойкость.
В наши дни смущений, многих
разочарований, узких недоверий, должно
быть особенно благословенно основное
качество стойкости. Когда люди так
легко впадают в самую
Может быть, скажут, что стойкость есть не что иное, как благоразумие. Но будет вернее сказать, что из благоразумия порождается также и стойкость. Ведь в понятии стойкости уже есть совершенно реальное выражение. Стойкость нужна именно здесь, на земном плане, где так много обстоятельств, от которых нужно устоять. Потому-то так полезно среди множества понятий благоволения, сотрудничества и преуспеяния усмотреть смысл и ценность стойкости. Недаром люди с особенным уважением всегда подчеркивают, как стойко человек выдерживал то или иное нападение, напряжение, или неожиданные удары. Подчеркивается в таких случаях и зоркость, и находчивость, но всегда будет отмечена и стойкость, как нечто положительное, прочно стоящее на чем-то осознанном.»
Эти слова точно передают содержание слова «стойкость», показывают его как значимое качество для ответственного человека.
Это качество характера делает
человека сильным, способным принимать
решения и нести
Смелость
Смелость – моральное
качество, характеризующее способность
человека преодолевать в себе чувство
страха, неуверенности в успехе,
опасения перед трудностями и
неблагоприятными для него последствиями.
Смелость предполагает решительные
действия во имя достижения поставленной
цели, верность избранным идеалам
и принципам вопреки враждебным
обстоятельствам и давлению со стороны
др. людей, откровенное выражение
своего собственного мнения, особенно
когда оно противоречит устоявшимся
или санкционированным властью
взглядам, непримиримость в отношении
всякого зла и
Воля
Воля — одно из самых сложных явлений психологии человека, определить его довольно трудно. Попробуем это сделать так, как мы уже не раз делали раньше, применительно к другим сложным психологическим явлениям, то есть через характеристику или описание соответствующего явления с разных сторон.
Это некоторая внутренняя сила психологического свойства, которая способна управлять другими психологическими явлениями и поведением человека.
Это форма внутреннего контроля поведения со стороны человека, осуществляемого им самим и связанного с его сознанием, мышлением, с осознанным принятием решений и их последующим, целенаправленным выполнением.
Это то, что представляет собой высший уровень регуляции поведения человека. Волевое поведение называется произвольным потому, что человек может им управлять по своему желанию.
Это то, благодаря чему человек способен ставить перед собой довольно сложные цели, а также достигать поставленные цели, преодолевая серьезные внутренние и внешние препятствия на своем пути.
Это то, благодаря чему человек способен делать сознательный выбор в тех случаях жизни, когда он сталкивается с необходимостью выбирать среди нескольких, одинаково доступных или одинаково вынужденных форм поведения.
Это то, чем отличается поведение человека от поведения других живых существ. У животных воли нет, они действуют под прямым влиянием внешних воздействий или внутренних факторов чисто органического свойства. Ни одно животное в отличие от человека не в состоянии контролировать свое поведение.
Воля - это элемент сознания
личности, поэтому она не является врожденным
качеством, а формируется и развивается
в процессе становления личности. Развитие
воли у человека связано с преобразованием
непроизвольных психических процессов
в произвольные, то есть с приобретением
человеком контроля над своим поведением,
с выработкой волевых качеств личности
в какую-либо сложную форму деятельности.
Чтобы развивать волевые качества, личности
необходимо ставить перед собой значимые
для неё цели и направлять свои волевые
усилия на преодоления препятствий на
пути достижения этих целей. Чем больше
препятствий преодолеет личность, тем
более развитой будет её волевая сфера.
Однако травмирующие психику события
или действия, направленные против человека,
могут ``сломить'' его волю. Благодаря наличию
воли личность чувствует и осознает свою
индивидуальность, способность взять
на себя ответственность за собственное
поведение.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, на основе проанализированной информации можно сделать выводы, что ответственность является устойчивым свойством личности. Субъектами ответственности являются: отдельная личность; группа (в узком и широком смысле слова государство). Наличие инстанции является важнейшим регулятором общественной жизни. Существуют несколько видов ответственности: политическая, юридическая, моральная, профессиональная, социальная и др. Психологической предпосылкой ответственности является выбор определенной линии поведения личности. Человек использует различные стратегии поведения, признавая ответственным за свои действия и поступки либо себя, либо внешние силы. Важнейшим регулятором поведения человека является осознание им ответственности.
Так же были рассмотрены виды и типы ответственности, определено значение, смысл и роль в жизни каждого человека. В представленной работе была проведена четкая система качеств, которыми должен обладать каждый человек, на чьих плечах лежит ответственность. На мой взгляд, мне удалось рассмотреть все поставленные передо мною задачи.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андреева Г.М. Социальная психология.- М., 1998.
2. Дэвид Майерс. Социальная психология.- Питер., 2002.
3. Зигерт В. Руководить без конфликтов. М., 1990.
4. Муздыбаев К. Психология ответственности. — Питер, 1983.
5. Обозов Н.Н. Межличностные отношения. Питер., 1980.
6. Франкл В. Человек в поисках смысла. — М: 1890.
7. Фромм Э. Психоанализ и этика. — Минск.: 1993.
8. Шевандрин К.И. Социальная психология в образовании. — М.: Владос, 1995.
9. Шибутани Т. Социальная психология. М., 1970.
10. Николай Рерих. Стойкость. 1935 г.
11. http://thisisme.ru/
12. www.xapaktep.net
13. http://ru.wikipedia.org
14. http://all-psychology.ru
15. http://cito-web.yspu.org