Типы семейных взаимоотношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2013 в 23:00, реферат

Краткое описание

В процессе воспитания большую роль играют в семье взаимоотношения между представителями разных поколений, а так же в пределах одного и того же поколения. Семья как малая социальная группа оказывает влияние на своих членов. Одновременно каждый из них своими личными качествами, своим поведением воздействует на жизнь семьи. Отдельные члены этой малой группы могут способствовать формированию духовных ценностей её членов, влиять на цели и жизненные установки всей семьи.[1,98] Чем меньше семья, тем выше требования психологической совместимости ее членов. В большой семье психотерапевтическая нагрузка распределяется, и возникают микрогруппы по интересам и духовной близости: отец-сын, бабушка-внучка и т.д.

Содержание

Введение 1
1. Понятие семейных отношений 1
2. Типы семейных отношений 6
3. Конфликт и его решение. 9
4. Исследование 10
Заключение 12
Список литературы 12

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 71.55 Кб (Скачать файл)

Родители задают и исходный уровень притязаний ребенка - то, на что он претендует в учебной  деятельности и отношениях. Дети с  высоким уровнем притязаний, завышенной самооценкой и престижной мотивацией рассчитывают только на успех. Их представления  о будущем столь же оптимистичны. Дети с низким уровнем притязаний и низкой самооценкой не претендуют на многое ни в будущем, ни в настоящем. Они не ставят перед собой высоких  целей и постоянно сомневаются  в своих возможностях, быстро смиряются  с тем уровнем успеваемости, который  складывается в начале обучения.

Личностной особенностью в этом возрасте может стать тревожность. Высокая тревожность приобретает  устойчивость при постоянном недовольстве учебой со стороны родителей. Допустим, ребенок заболел, отстал от одноклассников и ему трудно включиться в процесс  обучения. Если переживаемые им временные  трудности раздражают взрослых, возникает  тревожность, страх сделать что-то плохо, неправильно. Тот же результат  достигается в ситуации, когда  ребенок учится достаточно успешно, но родители ожидают большего и предъявляют  завышенные, нереальные требования.

Из-за нарастания тревожности  и связанной с ней низкой самооценки снижаются учебные достижения, закрепляется неуспех. Неуверенность в себе приводит к ряду других особенностей - желанию  бездумно следовать указаниям взрослого, действовать только по образцам и  шаблонам, боязни проявить инициативу, формальному усвоению знаний и способов действий.

Взрослые, недовольные  падающей продуктивностью учебной  работы ребенка, все больше и больше сосредотачиваются на этих вопросах в общении с ним, что усиливает  эмоциональный дискомфорт.

Получается замкнутый  круг: неблагоприятные личностные особенности  ребенка отражаются на его учебной  деятельности, низкая результативность деятельности вызывает соответствующую  реакцию окружающих, а эта отрицательная  реакция в свою очередь, усиливает  сложившиеся у ребенка особенности. Разорвать этот круг можно, изменив  установки и оценки родителей. Близкие  взрослые, концентрируя внимание на малейших достижениях ребенка. Не порицая  его за отдельные недочеты, снижают  уровень его тревожности и  этим способствуют успешному выполнению учебных заданий.

Второй вариант - демонстративность - особенность личности, связанной с повышенной потребностью в успехе и внимании к себе окружающих. Источником демонстративности обычно становится недостаток внимания взрослых к детям, которые чувствуют себя в семье заброшенными, "недолюбленными"[7,93]. Но бывает, что ребенку оказывается достаточное внимание, а оно его не удовлетворяет в силу гипертрофированной потребности в эмоциональных контактах. Завышенные требования к взрослым предъявляются не безнадзорными, а наоборот, наиболее избалованными детьми. Такой ребенок будет добиваться внимания, даже нарушая правила поведения. ("Лучше пусть ругают, чем не замечают"). Задача взрослых - обходиться без нотаций и назиданий, как можно менее эмоционально делать замечания, не обращать внимание на легкие проступки и наказывать за крупные (скажем, отказом от запланированного похода в цирк). Это значительно труднее для взрослого, чем бережное отношение к тревожному ребенку.

Если для ребенка  с высокой тревожностью основная проблема - постоянное неодобрение  взрослых, то для демонстративного ребенка - недостаток похвалы.

Третий вариант - "уход от реальности"[7,98]. Наблюдается в тех случаях, когда у детей демонстративность сочетается с тревожностью. Эти дети тоже имеют сильную потребность во внимании к себе, но реализовать ее не могут благодаря своей тревожности. Они мало заметны, опасаются вызвать неодобрение своим поведением, стремятся к выполнению требований взрослых. Неудовлетворенная потребность во внимании приводит к нарастанию еще большей пассивности, незаметности, что затрудняет и так недостаточные контакты. При поощрении взрослыми активности детей, проявлении внимания к результатам их учебной деятельности и поисках путей творческой самореализации достигается относительно легкая коррекция их развития.

Крайние, самые неблагоприятные  для развития ребенка случаи - жесткий, тотальный контроль при авторитарном воспитании и почти полное отсутствие контроля, когда ребенок оказывается  предоставленным самому себе, безнадзорным. Существует много промежуточных  вариантов:

Родители регулярно  указывают детям, что им делать;

Ребенок может высказать  свое мнение, но родители принимая решение, к его голосу не прислушиваются;

Ребенок может принимать  отдельные решения сам, но должен получить одобрение родителей, родители и ребенок имеют почти равные права, принимая решение;

Решение часто принимает  сам ребенок;

Ребенок сам решает подчиняться ему родительским решениям или нет.

Остановимся на наиболее распространенных стилях семейного  воспитания, определяющего особенности  отношений ребенка с родителями и его личностное развитие.

Демократичные родители ценят в поведении ребенка и самостоятельность, и дисциплинированность. Они сами предоставляют ему право быть самостоятельным в каких-то областях своей жизни; не ущемляя его прав, одновременно требуют выполнения обязанностей. Контроль, основанный на теплых чувствах и разумной заботе, обычно не слишком раздражает ; он часто прислушивается к объяснениям, почему не стоит делать одного и стоит сделать другое. Формирование взрослости при таких отношениях проходит без особых переживаний и конфликтов.

Авторитарные  родители требуют от ребенка беспрекословного подчинения и не считают, что должны ему объяснять причины своих указаний и запретов. Они жестко контролируют все сферы жизни, причем могут это делать и не вполне корректно. Дети в таких семьях обычно замыкаются, и их общение с родителями нарушается. Часть детей идет на конфликт, но чаще дети авторитарных родителей приспосабливаются к стилю семейных отношений и становятся неуверенными в себе, менее самостоятельными.

Ситуация осложняется, если высокая требовательность и  контроль сочетаются с эмоционально холодным , отвергающим отношению к ребенку. Здесь неизбежна полная потеря контакта.

Еще более тяжелый  случай - равнодушные и жестокие родители. Дети из таких семей редко  относятся к людям с доверием, испытывают трудности в общении, часто сами жестоки, хотя имеют сильную  потребность в любви.

Сочетание безразличного  родительского отношения с отсутствие контроля - гипоопека - тоже неблагоприятный вариант семейных отношений. Детям позволяется делать все, что им вздумается, их делами никто не интересуется. Поведение становится неконтролируемым. А дети, как бы они иногда не бунтовали, нуждаются в родителях как в опоре, они должны видеть образец взрослого, ответственного поведения, на который можно было бы ориентироваться.

Гиперопека - излишняя забота о ребенке, чрезмерный контроль за всей его жизнью, основанный на тесном эмоциональном контакте, - приводит к пассивности, несамостоятельности, трудностям в общении со сверстниками.

 

 

3.Конфликт и  его решение

Отношения родителей и  детей с годами складываются в  определенные типичные варианты независимо от того, осознаются они или нет. Причем их можно представить в  определенной структуре - последовательных стадиях развития. Типы отношений  возникают постепенно. Родители же обращаются к педагогу, психологу, как  правило, по поводу возникшей «вчера», «неделю назад» тревожной конфликтной  ситуации.

То есть они видят не процесс развития отношений, не их последовательность и логику, а, как им кажется, внезапный, необъяснимый, удивительный случай. Конфликт в отношениях родителей и детей  крайне редко возникает случайно и внезапно.

Конфликт - жестокое столкновение, эмоциональная агрессия, болевой синдром отношений.

В здоровых семьях родители и дети связаны с естественными  повседневными контактами. Слово  «контакт» в педагогическом смысле может означать мировоззренческие, нравственные, интеллектуальные, эмоциональные, деловые связи родителей и детей, такое тесное общение между ними, в результате которого возникает душевное единение, согласованность основных, жизненных устремлений и действий.

Природную основу таких отношений  составляют родственные связи, чувства  материнства и отцовства, которые  проявляются в родительской любви  и заботливой привязанности детей  к родителям

Существуют следующие стадии отношений родителей и детей:

  • родители и дети испытывают устойчивую потребность во взаимном общении;
  • родители вникают в заботы и интересы детей, и дети делятся с ними;
  • чем скорее родители вникают в интересы и заботы детей, тем скорее дети испытывают желание делиться с родителями;
  • поведение детей вызывают в семье конфликты, и при этом правы родители;
  • поведение детей вызывает в семье конфликты, и при этом правы дети;
  • конфликты возникают по причинам обоюдной неправоты;

полное взаимное отчуждение и враждебность.

Таким образом, для того, чтобы максимизировать положительные  и свести к минимуму отрицательное  влияние семьи на воспитание ребенка  необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:

  • Принимать активное участие в жизни семьи;
  • Всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;
  • Интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в го жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;
  • Не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;
  • Иметь представление о различных этапах в жизни ребенка;
  • Уважать право ребенка на собственное мнение;
  • Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом;
  • С   уважением относиться  к стремлению  всех остальных членов  семьи  делать карьеру и самосовершенствоваться.[8]

 

4. Исследования

“Кинетический рисунок семьи”.

Цель: - исследование межличностных отношений в семье (глазами ребёнка); -выявление отношений в семье, вызывающих тревогу у ребёнка.

Методика проведения:

Ребёнку предлагается лист бумаги, карандаши. Ставится условие: необходимо нарисовать свою семью так, чтобы её члены были чем-либо заняты

Формативными особенностями считается качество изображения: тщательность прорисовки или небрежность в рисовании отдельных членов семьи, красочность изображения, положение объектов на листе, заштрихованность, размеры.

Содержательными характеристиками рисунка являются: изображение деятельности членов семьи, их взаимное расположение по отношению друг к другу и  к ребёнку, присутствие или отсутствие членов семьи и самого ребёнка, а  также соотношение людей и  вещей на рисунке.

Анализ результатов  рисунков осуществлялся по следующим  показателям:

1.Наличие беспокойства  у детей об отношении к ним  взрослых.

2.Эмоциональное  напряжение и дистанция.

3.Дискомфорт.

4.Наличие враждебности  по отношению к взрослым.

На основании  этих показателей выявили уровни влияния семейных отношений на ребёнка.

К высокому уровню детско-родительских отношений относим  рисунки, где ребёнку комфортно  в семье, на рисунке присутствуют все члены семьи, в центре рисунка  – сам ребёнок в окружении  родителей; изображает себя и родителей  нарядными, тщательно прорисовывает  каждую линию, на лицах взрослых и  ребёнка – улыбка, прослеживается спокойствие в позах, движениях.

Средний уровень  детско-родительских отношений: отсутствие кого-либо из членов семьи, наличие  беспокойства, ребёнок рисует себя грустным, вдали от родителей, наличие  враждебности по отношению к взрослым через штриховку деталей, отсутствие некоторых частей тела (рук, рта).

Низкий уровень  детско-родительских отношений: наличие  одного из родителей с предметом, угрожающим для ребёнка (ремень), запуганное выражение лица ребёнка, ощущение эмоционального напряжения через использование  в рисунке тёмных красок.

Наличие враждебности по отношению к родителям прослеживается через прорисовку таких деталей, как разведённые руки, растопыренные  пальцы, оскаленный рот и т.д.

В качестве примера  разберём несколько рисунков. Настя  С. помещает себя в центр в окружении  папы и мамы. Изображает себя и родителей  весёлыми, счастливыми, все линии  чётко прорисовывает, на рисунке  много цветов. Всё это свидетельствует  о благополучии в детско-родительских отношениях.

На рисунке Гали К. изображена вся семья за ужином. На лицах взрослых и ребёнка –  улыбки, линии чётко прорисованы, в позах взрослых и ребёнка  прослеживается спокойствие. По рисунку  видно, что девочке в этой семье  комфортно и уютно.

Артём С. нарисовал  всю семью, все члены семьи  улыбаются, кроме самого Артёма (у  него вообще отсутствует рот). Руки у всех расставлены в стороны. Всё говорит о том, что ребёнку  не очень комфортно в этой семье.

Игорь Р. изобразил  только себя и папу, они достаточно удалены друг от друга, что говорит  о чувстве отверженности. Помимо этого, папа занимает достаточно агрессивную  позицию: руки раскинуты в стороны, пальцы длинные, подчёркнутые. Мама на рисунке отсутствует. Анализируя этот рисунок, можно понять, что ребёнок  не удовлетворён своим положением в  семье и отношением к нему родителей.

Методика  “Неоконченные предложения”.

Цель: Получить дополнительные сведения об отношении родителей  к детям и детей к родителям, выявить причины, вызывающие тревожность  у детей.

Методика проведения:

Информация о работе Типы семейных взаимоотношений