Типы собеседников и правила поведения с ними

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 15:25, доклад

Краткое описание

Каждый человек обладает своеобразной, неповторимой манерой общаться. Любой собеседник уникален. И все-таки их можно объединить в группы по каким-то общим характерным чертам. Абстрактный собеседник – это тип, воображаемая психологическая модель, отражающая определенные характерные свойства, которые имеют значение для подготовки и проведения деловой беседы. Естественно, что в жизни в чистом виде подобные типы не встречаются, но есть люди, которым в наибольшей степени свойственны особенности одного из них.

Вложенные файлы: 1 файл

деловое общение.doc

— 27.00 Кб (Скачать файл)

  • Типы собеседников и правила поведения с ними.

Каждый  человек обладает своеобразной, неповторимой манерой общаться. Любой собеседник уникален. И все-таки их можно объединить в группы по каким-то общим характерным  чертам. Абстрактный собеседник – это тип, воображаемая психологическая модель, отражающая определенные характерные свойства, которые имеют значение для подготовки и проведения деловой беседы. Естественно, что в жизни в чистом виде подобные типы не встречаются, но есть люди, которым в наибольшей степени свойственны особенности одного из них. Знакомство с «теоретическими типами» полезно для поиска оптимальных подходов к реальным собеседникам при организации групповой беседы.

Основными критериями для классификации типов деловых  собеседников являются следующие: компетентность, откровенность и искренность; владение приемами общения с другими участниками беседы, заинтересованность в теме и успехе беседы. В классификации представлено 9 «абстрактных типов» собеседников:

1. Вздорный человек, «нигилист». Такой человек часто выходит за рамки темы деловой беседы. В ходе беседы он нетерпелив, несдержан и возбужден. Своїй позицией и подходом он смущает собеседников, неосознанно провоцирует их на то, чтобы они не соглашались с его аргументами и выводами. По отношению к нему рекомендуется вести себя следующим образом:

·  постараться обсудить с ним возможные спорные моменты заранее, до начала групповой беседы;

·         не терять хладнокровия и уверенности в собственной компетентности;

·         если есть возможность, включать в формулировки решения его слова;

·         прежде чем отклонить его решение, предоставить другим возможность опровергнуть его;

·         постараться установить с ним контакт, сделать его своим сторонником;

·         беседуя с ним с глазу на глаз, применять нерефлексивное слушание, чтобы понять истинные причины его негативной позиции;

·         в критический момент приостановить групповую беседу, чтобы дать ему остыть.

2.      Позитивный человек. Это самый приятный тип делового партнера. Доброжелательный и трудолюбивый, он стремится к сотрудничеству при проведении дискуссии. По отношению к нему целесообразно занять следующую позицию:

·         побуждать его к активному участию в дискуссии;

·         стараться, чтобы остальные участники беседы разделяли его позитивный подход к решению дискуссионных вопросов;

·         в критических ситуациях искать помощи и поддержки именно у него.

3.      Всезнайка. Он уверен в том, что все знает лучше всех. У него обо всем есть свое мнение, и он постоянно требует слова. При общении с ним следует придерживаться следующих правил:

·         посадить его рядом с ведущим беседу;

·         время от времени деликатно напоминать ему, что другие тоже должны высказаться;

·         попросить его, чтобы он и остальным собеседникам позволил принять участие в выработке решения;

·         предоставить ему возможность резюмировать, формулировать промежуточные заключения;

·         иногда задавать ему сложные специальные вопросы, на которые в случае необходимости может ответить кто-нибудь из участников беседы.

4.      Болтун. Часто бестактно и без видимой причины прерывает ход беседы. Не обращает внимания на время, которое тратят все учасники беседы на выслушивание его пространных высказываний. Как к нему относиться:

·         как и «Всезнайку», посадить его поближе к ведущему беседу или другой авторитетной личности;

·         когда он начнет отклоняться от темы разговора, его нужно остановить, применяя для этого резюмирующие высказывания;

·         если он отклонится от темы еще дальше, спросить его, в чем он видит связь с предметом обсуждения;

·         спросить поименно участников беседы, каково их мнение;

·         заранее (или после перерыва) ограничить время отдельных выступлений и всей беседы, установить регламент.

5.      Трусишка. Этот тип собеседника характеризуется недостаточной уверенностью в себе при публичных выступлениях. Он охотнее промолчит, чем скажет что-нибудь такое, что, по его мнению, может показаться другим глупым или даже смешным. С таким собеседником нужно обходится особенно деликатно:

·         задавать ему ясные, конкретные вопросы;

·         продемонстрировать доброжелательность, заинтересованность, чтобы он развил свое замечание;

·         если он все же решился заговорить, применять нерефлексивное слушание и побуждать к этому других участников беседы;

·         помогать ему формулировать мысли, используя прием выяснения;

·         решительно пресекать любые попытки насмешек, саркастических высказываний в его адрес;

·         применять ободряющие формулировки типа: «Всем было бы інтересно (полезно) услышать ваше мнение»;

·         специально подчеркивать все позитивные моменты его высказываний, но не делать этого свысока.

6.      Хладнокровный, неприступный собеседник. Такой человек замкнут. Часто чувствует себя и держится отчужденно, не включается в ситуацию деловой беседы, так как это кажется ему недостойным его внимания и усилий. В этом случае любым способом необходимо:

·         заинтересовать его в участии в обсуждении проблемы;

·         применить прием отражения чувств, например, обратиться к нему с такими словами: «Кажется, вы не совсем удовлетворены тем, что было сказано. Конечно, нам всем было бы интересно узнать, почему?» В перерве попытаться выяснить причины такого поведения.

7.      Незаинтересованный собеседник. Тема беседы его вообще не интересует.Он бы охотнее «проспал» всю беседу. Поэтому нужно:

·         задавать ему вопросы информативного характера, вовлекая его в беседу;

·         выясняя его точку зрения, избегать вопросов, отвечая на которые можно ограничиться словами «да» и «нет»;

·         задавать ему вопросы по теме разговора из той области, в которой он считает себя наиболее компетентным;

·         постараться выяснить, что интересует лично его.

8.      Важная птица. Такой собеседник не выносит критики – ни прямой, ни косвенной. Он чувствует и ведет себя как личность, стоящая выше остальных. Существенными элементами позиции по отношению к нему являються следующие:

·         нельзя позволять ему разыгрывать роль гостя;

·         время от времени просить высказываться по какому-либо вопросу всех собеседников поочередно;

·         не допускать никакой критики по адресу других лиц, как присутствующих, так и отсутствующих;

·         не раздражаться из-за его манеры «вообще». Помнить, что ваша цель – конструктивное проведение беседы «здесь и теперь»;

·         до определенного момента соглашаться с ним, чтобы уменьшить его желание противоречить и подготовить его к контраргументации: «Вы совершенно правы. Учли ли вы то, что...?»

9.      Почемучка. Кажется, что этот собеседник только для того и создан, чтобы сочинять и задавать вопросы, независимо от того, имеют ли они реальную основу или надуманы. Он просто сгорает от желания спрашивать. Как вести себя с таким собеседником? Здесь может помочь следующее:

·         на вопросы информационного характера отвечать сразу;

·         при групповой беседе привлекать к ответам на его вопросы, имеющие отношение к теме разговора, всех участников;

·         при индивидуальной беседе, по возможности, переадресовывать вопросы к нему самому: «Интересный вопрос. Хотелось бы узнать, что вы сами об этом думаете»;

·         сразу признавать его правоту, если не можете дать нужный ему ответ.

Очень важно обратить внимание на то, что  один и тот же человек может  меняться в зависимости от значимости темы, хода беседы, типа других ее участников и т. д.



Информация о работе Типы собеседников и правила поведения с ними