Типы темперамента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 18:00, реферат

Краткое описание

Темперамент - совокупность душевных и психических свойств человеческой личности, характеризующей степень возбудимости и его отношение к окружающей действительности.
Различия между людьми в значительной степени определяют их поступки, поведение, то есть, в конечном счете, влияют на их судьбы.

Вложенные файлы: 1 файл

психология реферат.docx

— 54.12 Кб (Скачать файл)

Итак, под  темпераментом следует понимать индивидуально-своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической  деятельности человека, которые, одинаково  проявляясь в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и во взаимосвязи характеризуют  тип темперамента. Прежде чем перейти  к рассмотрению различных видов  и особенностей темперамента, следует  сразу оговориться, что нет лучших и худших темпераментов — каждый из них имеет свои положительные  стороны, и поэтому главные усилия должны быть направлены не на его исправление, а на разумное использование в  конкретной деятельности его достоинств. Человек издавна делал попытки  выделить и осознать типичные особенности  психического склада различных людей, пытаясь свести все их многообразие к малому числу обобщенных портретов. Такие обобщенные портреты с глубокой древности называли типами темпераментов. Такого рода типологии были практически  полезными, так как с их помощью  можно было предсказывать поведение  людей с определенным темпераментом  в конкретных жизненных ситуациях. Каждый человек имеет вполне определенный тип нервной системы, проявления которого, т.е. особенности темперамента, составляют важную сторону индивидуально психологических различий. Конкретные проявления типа темперамента многообразны. Они не только заметны во внешней манере поведения, но словно пронизывают все стороны психики, существенно проявляясь в познавательной деятельности, сфере чувств, побуждениях и действиях человека, а также в характере умственной работы, особенностях речи и т. п.

В одной  из психологических книг описана  очень выразительная жизненная  ситуация, раскрывающая специфические  особенности поведения представителей разных темпераментов: Четыре друга  опоздали в театр. Холерик вступил  в спор с билетером, пытаясь проникнуть в партер на свое место. Он уверяет, что часы в театре спешат, что он никому не помешает, пытается оттеснить билетера и проскочить на свое место. Сангвиник сразу понял, что в партере не пустят, но на верхние ярусы пройти проще, и побежал вверх по лестнице. Флегматик, видя, что в зал не пускают, подумал: «Первая картина спектакля всегда неинтересная. Схожу пока в буфет и подожду антракта». Меланхолик: «Мне всегда не везет. В кои веки выбрался в театр, и то неудачно». И уехал домой.

Человек проявляет одни и те же динамические особенности в разных ситуациях, но темперамент влияет при этом лишь на форму проявления характера. Так, настойчивость у холерика выражается в кипучей деятельности, у флегматика - в глубокой сосредоточенности. Каждый темперамент имеет свои положительные  и отрицательные стороны. Примеры ценных свойств холерика: страстность, активность, энергия; сангвиника - подвижность, живость, отзывчивость; меланхолика - глубина и устойчивость чувств, высокая чувствительность; флегматика - спокойствие, отсутствие торопливости. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

5. Типология характеров

Все типологии  человеческих характеров исходили из ряда общих идей. Основные из них следующие:

1. Характер человека  формируется довольно рано в  онтогенезе и на протяжении  остальной его жизни проявляет  себя как более или менее  устойчивый.

2. Те сочетания  личностных черт, которые входят  в характер человека, не являются  случайными. Они образуют четко  различимые типы, позволяющие выявлять  и строить типологию характеров.

3. Большая часть людей в соответствии с этой типологией может быть разделена на группы.

Э.Кречмер выделил и описал три наиболее часто встречающихся типа строения тела или конституции человека: астенический, атлетический и пикнический. Каждый из них он связал с особым типом характера (впоследствии оказалось, что должных научных оснований для этого у автора не было).

1. Астенический  тип, по Кречмеру, характеризует небольшая толщина тела в профиль при среднем или выше среднего росте. Астеник — это обычно худой и тонкий человек, из-за своей худобы кажущийся несколько выше, чем он есть на самом деле. У астеника тонкая кожа лица и тела, узкие плечи, тонкие руки, удлиненная и плоская грудная клетка со слаборазвитой мускулатурой и слабыми жировыми накоплениями. Такова в основном характеристика астеников-мужчин. Женщины этого типа, кроме того, часто и малорослы.

2. Атлетическому  типу свойствен сильно развитый  скелет и мускулатура. Такой  человек обычно среднего или  высокого роста, с широкими  плечами, мощной грудной клеткой.  У него плотная, высокая голова.

3. Пикнический  тип отличается сильно развитыми  внутренними полостями тела (головы, груди, живота), склонностью к  ожирению при слаборазвитых мышцах  и опорно-двигательном аппарате. Такой человек среднего роста  с короткой шеей, сидящей между  плечами.

Тип строения тела, как было показано еще Кречмером и отчасти подтверждено новейшими исследованиями в области психогенетики, определенным образом коррелирует со склонностью к психическим заболеваниям. Например, маниакально-депрессивным психозом чаще всего болеют люди с крайне выраженными чертами пикника. К шизофреническим заболеваниям более склонны астеники и атлетики.

Акцентуация характера, по Личко,—это чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в психологии и поведении человека, граничащие с патологией.

Классификация акцентуаций характеров у подростков, которую предложил А. Е. Личко, выглядит следующим образом:

1. Гипертимный тип. Подростки этого типа отличаются подвижностью, общительностью, склонностью к озорству.

2. Циклоидный  тип. характеризуется повышенной раздражительностью и склонностью к апатии. Подростки данного типа предпочитают находиться дома одни, вместо того чтобы где-то бывать со сверстниками.

3. Лабильный  тип. Этот тип крайне изменчив  в настроении, причем оно зачастую  непредсказуемо.

4. Астеноневротический тип. Этот тип характеризуется повышенной мнительностью и капризностью, утомляемостью и раздражительностью. Особенно часто утомляемость проявляется при выполнении трудной умственной работы.

5. Сензитивный тип – характерно постоянно пониженное настроение, во всем видят только мрачные стороны, жизнь кажется тягостной, бессмысленной, они пессимистичны, чрезвычайно ранимы, быстро устают физически, могут быть очень отзывчивыми, добрыми, если попадают в атмосферу сочувствия со стороны близких, но, оставшись наедине, снова впадают в уныние. Эти подростки не любят больших компаний, слишком азартных, подвижных озорных игр.

6. Психастенический  тип – характерны крайняя нерешительность, боязливость, постоянная склонность к сомнениям, их терзает страх за себя, за родных, для уменьшения тревоги и страхов они выполняют общепринятые суеверия, вырабатывают свои приметы и ритуалы действий по "защите себя от несчастий". Такие подростки характеризуются ускоренным и ранним интеллектуальным развитием, склонностью к размышлениям и рассуждениям, к самоанализу и оценкам поведения других людей. Такие подростки, однако, нередко бывают больше сильны на словах, а не на деле.

7. Шизоидный  тип – характеризуется внутренней оторванностью от внешнего мира, отсутствием внутренней последовательности во всей психике; это странные и непонятные люди, от которых не знаешь, чего ждать, они холодны к другим и очень ранимы сами. Шизоид игнорирует то, что не соответствует его представлениям, свои требования строит независимо от реальности, у него своя логика, и это сказывается на его мышлении, которое носит индивидуальный, иногда очень оригинальный характер; он замкнут, раздражителен, избегает общения.

8. Эпилептоидный тип – характерна крайняя раздражительность, нетерпимость к мнению окружающих, совершенно не выносят возражений, замечаний, в семье часто тираны, легко впадают в гнев, не могут сдержаться, выражают свой гнев в бранных словах, рукоприкладстве, теряя порой контроль над собственными действиями до полной невменяемости. Эти подростки часто плачут, изводят окружающих, особенно в раннем детстве. Такие дети, пишет А. Е. Личко, любят мучить животных, дразнить младших, издеваться над беспомощными. В детских компаниях они ведут себя как диктаторы.

9. Истероидный тип. Главная черта этого типа — эгоцентризм, жажда постоянного внимания к собственной особе. У подростков данного типа нередко выражена склонность к театральности, позерству, рисовке.

10. Неустойчивый  тип. Его иногда неверно характеризуют  как слабовольный, плывущий по  течению. Подростки данного типа  обнаруживают повышенную склонность  и тягу к развлечениям, причем  без разбора, а также к безделью  и праздности.

11. Конформный  тип – характерно стремление подражать другим, "быть как все", осваивать стандарты поведения, взглядов, мнений, присущих данной социальной группе, не имея собственных позиций. Данный тип демонстрирует бездумное, а часто просто конъюнктурное подчинение любым авторитетам, большинству в группе.

Э. Фромм врач-психиатр фрейдистской ориентации, автор представляемой типологии характеров вывел следующие их основные типы:

1. «Мазохист-садист».  Это тип человека, который склонен  видеть причины своих жизненных  успехов и неудач, а также причины  наблюдаемых социальных событий  не в складывающихся обстоятельствах,  а в людях. Интересно наблюдение  Э. Фромма, утверждающего, что в этом типе людей наряду с мазохистскими склонностями почти всегда открываются и садистские тенденции. Они проявляются в стремлении ставить людей в зависимость от себя, приобретать над ними полную и безграничную власть, эксплуатировать их, причинять им боль и страдание, наслаждаться видением того, как они страдают. Такой тип человека называют авторитарной личностью. Э. Фромм показал, что подобные личностные свойства были присущи многим известным в истории деспотам, и включил в их число Гитлера, Сталина, ряд других известных исторических лиц.

2. «Разрушитель».  Характеризуется выраженной агрессивностью  и активным стремлением к устранению, уничтожению объекта, вызвавшего  фрустрацию, крушение надежд у  данного человека.

3. «Конформист-автомат». Такой индивид, столкнувшись с  трудноразрешимыми социальными  и личными жизненными проблемами, перестает «быть самим собой».

Выведенная  Э. Фроммом типология реальна в том смысле слова, что действительно напоминает поведение многих людей во время социальных событий, происходящих в нашей стране сейчас или имевших место в прошлом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

6. Темперамент и деятельность

Динамические  черты личности человека выступают  не только во внешней манере поведения, не только в движениях - они проявляются  и в умственной сфере, в сфере  побуждения, в общей работоспособности. Естественно, особенности темперамента сказываются в учебных занятиях и в трудовой деятельности. Но главное  заключается в том, что различия по темпераментам - это различия не по уровню возможности психики, а  по своеобразию ее проявлений.

Установлено отсутствие зависимости между уровнем  достижений, т. е. конечным результатом  действий, и особенностями темперамента, если деятельность протекает в условиях, которые можно определить как  нормальные. Таким образом, независимо от степени подвижности или реактивности индивида в нормальной, нестрессовой ситуации результаты деятельности в принципе будут одинаковыми, поскольку уровень достижений будет зависеть главным образом от других факторов, в особенности от уровня мотивации и способностей. Вместе с тем исследования, устанавливающие эту закономерность, показывает, что в зависимости от темперамента изменяется способ осуществления самой деятельности. В зависимости от особенностей темперамента люди различаются не конечным результатом действий, а способом достижения результатов.

Были  проведены исследования с целью  установить зависимость между способом выполнения действий и особенностями темперамента. В этих исследованиях рассматривался индивидуальный стиль деятельности как путь к достижению результатов или способ решения определенной задачи, обусловленной главным образом типом нервной системы.

Результаты  исследований подавляющего большинства  авторов, независимо от особенностей исследуемых  групп и экспериментальных ситуаций, в которых изучался типичный для  данных индивидов способ выполнения действий, показывают, что именно тип  нервных процессов, оказывает существенное влияние на формирование определенного  стиля деятельности. Перед сангвиником  следует непрерывно ставить новые, по возможности интересные задачи, требующие от него сосредоточенности  и напряжения. Необходимо постоянно  включать его активную деятельность и систематически поощрять его усилия.

Флегматика  нужно вовлечь в активную деятельность и заинтересовать. Он требует к  себе систематического внимания. Его  нельзя переключать с одной задачи на другую.

В отношении  меланхолика недопустимы не только резкость, грубость, но и просто повышенный тон, ирония. Он требует особого внимания, следует вовремя хвалить его за проявленные успехи, решительность и вол. Отрицательную оценку следует использовать как можно осторожнее, всячески смягчая ее негативное действие.

Информация о работе Типы темперамента