Типы темперамента, их психологическая характеристика, проявление особенностей темперамента в профессиональной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 15:07, контрольная работа

Краткое описание

Прежде чем перейти к рассмотрению различных видов и особенностей темперамента, следует сразу оговориться, что нет лучших и худших темпераментов — каждый из них имеет свои положительные стороны, и поэтому главные усилия должны быть направлены не на его исправление, а на разумное использование в конкретной деятельности его достоинств. Человек издавна делал попытки выделить и осознать типичные особенности психического склада различных людей, пытаясь свести все их многообразие к малому числу обобщенных портретов. Такие обобщенные портреты с глубокой древности называли типами темпераментов. Такого рода типологии были практически полезными, так как с их помощью можно было предсказывать поведение людей с определенным темпераментом в конкретных жизненных ситуациях.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..….3
1 Типы темперамента, их психологическая характеристика, проявление особенностей темперамента в профессиональной деятельности …………..……......4
2. Анализ текста (социализация)………… …………………………………...…..14
Заключение………………………………………………………………….….… 17
Библиографический список…………………………………………………..…. 18

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная работа по психологии.doc

— 102.50 Кб (Скачать файл)

Экспериментально показано, что сангвиники и холерики проявляют  меньшую сопротивляемость и пониженную продуктивность в ситуациях, когда условия и способы деятельности строго регламентированы и не допускают включения индивидуальных приёмов.

Для отнесения сотрудника к определенному типу темперамента следует убедиться (в частности, на основе наблюдения за внешними особенностями  поведения) в выраженности у него таких черт как:

активность - о ней  судят по тому, с какой степенью энергичности работник стремится к  новому, пытается воздействовать на окружающее и изменить его, преодолеть препятствие;

эмоциональность - о ней  судят по чуткости к эмоциональным воздействиям, по расположенности находить поводы для эмоциональной реакции. Показательна легкость, с какой эмоция становится побудительной силой поступков, а также скорость, с которой происходит смена одного эмоционального состояния другим;

особенности моторики - они выступают в быстроте, резкости, амплитуде и ряде других признаков мышечного движения (часть из них характеризует и речевую моторику). Эта сторона проявлений темперамента легче других поддается наблюдению и оценке.

Приведем наиболее общие  характеристики различных типов темперамента, которые можно успешно использовать при визуальной психодиагностике.

В действительной жизни  редко встречаются люди с ярко выраженным, "чистым" темпераментом. В основном преобладают люди, наделенные различными сочетаниями свойств темперамента, так называемым сложным темпераментом. Сочетания темпераментов могут быть как природными, то есть врожденными, так и приобретенными, когда под воздействием тех или иных жизненных обстоятельств основной темперамент осложняется другим, его дополняющим.

Совместимость различных  людей в профессиональной деятельности имеет важное значение. Наличие даже двух несовместимых людей (особенно в малых группах) серьезно сказывается на атмосфере в коллективе. Еще пагубнее последствия могут быть при несовместимости формального и неформального лидеров или непосредственно связанных должностными обязанностями руководителей (например, мастер - начальник цеха).

В совместимости сотрудников  темперамент играет важнейшую роль. Например, если управленческий коллектив, состоящий наполовину из холериков, на четверть из флегматиков и на четверть из меланхоликов, должен быстро принимать решения и действовать, то в его функционировании неизбежно будут возникать частые напряженные моменты. Наилучшая совместимость между людьми на производстве (в отделах, бюро, бригадах, звеньях, то есть в малых группах) достигается, как и в брачно-семейных отношениях, при оптимальном сочетании людей с противоположными типами темпераментов. Эффективным можно считать такое сосуществование, которое удовлетворяет его участников и сохраняет их отношения. Несовместимость же порождает неприязнь, антипатию, конфликты, что отрицательно сказывается на совместной деятельности.

Работа в коллективе имеет свои специфические особенности. Даже молчаливое присутствие других людей изменяет психологическое состояние ее членов. Еще В.М. Бехтерев выделил типы "социально-возбудимых" и "социально-тормозных" людей: у первых - показатели в присутствии других улучшаются, у вторых - ухудшаются.

При формировании разнообразных  навыков в процессе обучения персонала следует знать, что первая фаза их выработки лучше протекает индивидуально, а при овладении и закреплении действий их синтез лучше осуществляется в условиях "соприсутствия".

Таким образом, от темперамента зависит, каким способом человек  реализует свои действия, но при этом не зависит их содержательная сторона. Темперамент проявляется в особенностях протекания психических процессов, влияя на скорость воспоминания и прочность запоминания, беглость мыслительных операций, устойчивость и переключаемость внимания.

В целом, формирование коллективов  должно зависеть от специфики поставленных перед ними задач. Так, в группы, связанные с интенсивными процессами производства, следует, в основном, включать сангвиников и флегматиков, а там, где преобладают монотонные процессы, лучше зарекомендуют себя меланхолики. Холериков целесообразно назначать на работы, требующие быстрого исполнения и подвижности. Формирование же бригад, звеньев, участков на производстве, а также бюро, секторов, групп в управленческих подразделениях следует осуществлять на основе подбора представителей различных темпераментов и разных способностей, но с преобладанием в них тех, чьи типологические особенности в большей степени соответствуют основным задачам профессиональной деятельности группы.

Однако есть профессии, предъявляющие к определённым свойствам  темперамента очень высокие требования (например, требования к выдержке и самообладанию или к быстроте реакций). Тогда необходимым условием успеха становится отбор людей с темпераментом, пригодным для данной профессии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Анализ текста (социализация). Прочтите цитаты из пьесы «Как я съел собаку» (Е. Гришковец) и ответьте на вопросы.

 

  • А потом мальчик приходит из школы... такой странный... Родители спрашивают: «Ну как»? А чего «как»? Да точно так же! В точности. Вы же там сами были.
  • Просто ты еще не знаешь, что учительница тебя ненавидит. Нет, не потому, что ты такой или сякой. А просто она тебя сильно не любит.
  • Учительница была нужна не для любви.
  • А в классе 7-8-м у вас появлялся, как из другого мира, учитель истории, такой свободный, такой другой...
  • А потом папа зовет, то есть кричит в форточку: «Женя-а-а... мультфильмы!»
  • А потом начинается кукольный мультфильм... Такой мультфильм... про медведя, зайца и, к примеру, ежика. И вот этот ежик или медведь — нехороший, жадный или ленивый. У него есть, допустим, яблоко, а он не делится или никому не помогает. И тогда все перестают с ним общаться. Никто не разговаривает... Он все понимает и начинает всем помогать или делиться со всеми, и ему это начинает нравиться, и все эти животные в конце концов поют... Ну, в общем, — лажа.
  • Пусть те, кто делал этот мультфильм, тебя тоже не любят.
  • Уже половина двенадцатого, скоро полдень, а ты спишь и не спишь, — слушаешь, бабушка говорит: «Нет, пора его будить уже».

• Там, на Русском острове, все было — ритуал. Все было продумано, и во всем была видна традиция.

  • Посуда нужна для того, чтобы ее мыть.
  • Палуба нужна не для того, чтобы по ней ходить, а для того, чтобы ее мыть.
  • Много, много стыдного было! А там как-то особенно много было стыдно — на Русском острове. Чего, по отношению к детству, во-, обще быть не должно. А оно было...
  • А однажды нас наказывали искусством. То есть однажды мы провинились, все, сильнее обычного. И командир всего учебного отряда нас наказал. Сильно. Нам двадцать раз показали фильм «Жестокий романс».

 

  • Какие институты социализации демонстрируются в пьесе?

(семья, образовательное учреждение (школа), лагерь)

  • Опишите механизмы социализации.

 

– идентификация – это механизм отождествления индивида с некоторыми людьми или же группами, позволяющий усваивать разнообразные социально принятые и одобренные образцы и нормы поведения человека в обществе, которые свойственны окружающим.

– подражание – это механизм сознательного или бессознательного воспроизведения индивидом модели поведения,  опыта других людей, в частности, манер, движений, поступков и тому подобное;

– внушение – это механизм воздействия на поведение и психику человека, предполагающий некритическое восприятие им особенностей и специфики воспринимаемой информации. Внушение — процесс неосознанного воспроизведения индивидом внутреннего опыта, мыслей, чувств и психических состояний тех людей, с которыми он общается;

– фасилитация – это механизм, который оказывает стимулирующее влияние в поведении одних людей на деятельность других, в результате чего совместная человеческая деятельность протекает свободнее и интенсивнее (в упрощенном описании понятие “фасилитация” можно понимать как “облегчение”);

– конформность – это механизм осознания наличия расхождений во мнениях определенного индивида с окружающими людьми и внешнее согласие с ними, которое реализуется и проявляется в поведении.

Традиционный механизм социализации – это усвоение индивидом норм поведения, взглядов и убеждений, которые свойственны его семье и его ближайшему окружению.

Институциональный механизм социализации – проявляется в процессе взаимодействия индивида с разнообразнейшими организациями и учреждениями. Некоторые из этих институтов создавались специально для осуществления функции социализации личности, поэтому их классифицируют как специализированные. Это могут быть, например, институты системы образования. Другие же институты выполняют функцию социализации лично параллельно со своими основными обязанностями, поэтому их классифицируют как неспециализированные. Это может быть, например, армия.

Межличностный механизм социализации проявляется в социализирующем  влиянии на индивида значимых для него людей в процессе их совместного взаимодействия. Значимыми лицами могут выступать в данном случае родители, учители, друзья и т. д.

 

  • Назовите основных агентов социализации рассказчика

 

Отдельные личности, группы, а также  социальные институты, посредством  которых происходит социализация, называются агентами социализации

(семья, родители, друзья, командир отряда, учительница)

  • Педагог А. В. Мудрик отмечает, что человек может быть объектом, субъектом и жертвой социализации. Приведите примеры, когда герой является объектом, субъектом и жертвой социализации

 

(Объекты социализации – мальчик, учебный отряд «И командир всего учебного отряда нас наказал. Сильно. Нам двадцать раз показали фильм «Жестокий романс», волк или медведь  «У него есть, допустим, яблоко, а он не делится или никому не помогает. И тогда все перестают с ним общаться. Никто не разговаривает... Он все понимает и начинает всем помогать или делиться со всеми, и ему это начинает нравиться»; Субъекты социализации – учительница, родители, друзья волка, командир отряда; жертва социализации – учебный отряд «А однажды нас наказывали искусством. То есть однажды мы провинились, все, сильнее обычного. И командир всего учебного отряда нас наказал. Сильно. Нам двадцать раз показали фильм «Жестокий романс», мальчик «А потом мальчик приходит из школы... такой странный... Родители спрашивают: «Ну как»? А чего «как»? Да точно так же! В точности. Вы же там сами были»)

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Трудно точно ответить, какой тип темперамента у того или иного взрослого человека. Тип нервной системы хотя и определяется наследственностью, но не является абсолютно неизменным. С возрастом, а также под действием систематических тренировок, воспитания, жизненных обстоятельств нервные процессы могут ослабеть или усилиться, может ускориться или замедлиться их переключаемость. Например, среди детей преобладают холерики и сангвиники (они энергичны, веселы, легко и сильно возбуждаются; заплакав, через минуту могут отвлечься и радостно хохотать, т. е. присутствует высокая подвижность нервных процессов). Среди пожилых людей, наоборот, много флегматиков и меланхоликов.

Темперамент — это внешнее проявление типа высшей нервной деятельности человека, и поэтому в результате воспитания, самовоспитания это внешнее проявление может искажаться, изменяться, происходит «маскировка» истинного темперамента. Поэтому и редко встречаются «чистые» типы темперамента, но тем не менее преобладание той или иной тенденции всегда проявляется в поведении человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

  1. Дружилов С.А. Становление профессионализма человека как реализация индивидуального ресурса профессионального развития, - Новокузнецк: ИПК, 2002. – 242 с.
  2. Небылицын В. Д. Темперамент. // Психология индивидуальных различий. Тексты. / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. — М.: Изд-во МГУ, 1982. — С. 153—159.
    1. Основы психологии Л.Д. Столяренко: Изд-во «Феникс», 2001.

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Типы темперамента, их психологическая характеристика, проявление особенностей темперамента в профессиональной деятельности