Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 16:21, реферат
Темперамент – это те врожденные особенности человека, которые обусловливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде.
4.Синий цвет внутренне соответствует меланхолическому типу темперамента и означает спокойствие, довольство. Его эмоциональное содержание - чуткость, а орган - кожа. Предпочтение синего цвета свидетельствует о потребности в эмоциональном покое, о необходимости отдохнуть, расслабиться и восстановить силы. Отрицание этого цвета говорит о неудовлетворённой потребности в спокойствии, наличии тревоги, неприятии существующих эмоциональных отношений с окружающими.
Синий
цвет традиционно ассоциируется
с мыслью и Вселенной, с божественной
мудростью и верностью. В христианстве
это цвет девы Марии, в иудаизме -
символ общечеловеческой логики мироздания,
в буддизме - атрибут глубокомыслия,
в тантризме - квинтессенция интуитивного
творческого спокойствия, в Ведах
(древнеиндийских сборниках
При длительном воздействии на человека синий цвет может вызывать тормозящее действие, усталость, депрессию. В случае глубоких переживаний способствует восстановлению сил. Снижает мускульное напряжение, притупляет болевые ощущения, вызывает ослабление пульса. В качестве успокаивающего цвета действует на экстравертов.
5.Серый цвет нейтрален, находится как бы в центре всех цветов, посередине между тёмным и светлым. Он не вызывает никаких психологических реакций: не успокаивает и не возбуждает. В то же время способствует внутренней стабильности, несколько отгораживая от внешних воздействий и влияний, снижая степень переутомления. Безусловное предпочтение серого цвета свидетельствует о желании человека замкнуться, отгородиться от всего, оставаясь свободным от каких-либо обязательств. Иногда выбор данного цвета связан с повышенной тревожностью. В противоположность этому, человек, начисто отвергающий серый цвет, стремиться участвовать во всём происходящем, опасаясь что-то пропустить, принимает на себя ответственность за окружающее.
В христианстве серый цвет символизирует телесную смерть и духовное бессмертие. С этим связана восточная традиция ношения траурных одежд из неотбеленного холста. Ислам воспринимает серый цвет как знак несчастий или злодеяний. Каббала - как цвет мудрости. У массонов серые одежды носят те члены братства, которые посвящены в высшие степени. Вместе с тем Европа времён средневековья считала этот цвет атрибутом высшего цвета.
Цветоаналитическая
психология выделяет в сером цвете
три цвета: тёмно-, средне- и светло-серый.
Предпочтение тёмно-серого свидетельствует
о наличии потребности в
Тем, кто не хочет раскрывать свои личные предпочтения, рекомендуется носить одежду преимущественно серых тонов.
6.Фиолетовый цвет, представляя собой смесь красного и синего, в определённой степени соединяет их свойства. Как наиболее предпочитаемый чаще избирается детьми, подростками, интеллектуально и эмоционально незрелыми людьми, нередко - представителями сексуальных меньшинств (обоего пола). Предпочтение фиолетового цвета свидетельствует о некоторой склонности к внушению, потребности в тонком понимании со стороны партнёра, желании очаровать и завораживать, не неся при этом ответственности. полное отрицание этого цвета говорит о нежелание человека связывать себя какими-либо глубокими отношениями (личными или деловыми, служебными) с другими до тех пор, пока не выяснится их подлинная позиция и не станут известны налагаемые такими отношениями обязательства. Этот цвет чаще всего отвергается интеллектуалами.
Фиолетовый цвет традиционно ассоциируется со святостью, религиозным самоотречением, мистическими знаниями, с жертвенностью матери, смирением и рассудительностью женщины. В христианстве - это цвет Марии Магдалины, цвет одеяний католического духовенства. Каббала видит в нём основу основ, первоначало всего. Тантризм воспринимает его как цвет гармонии и мудрости во взаимоотношениях с окружающими.
На человека фиолетовый цвет влияет неоднозначно. С одной стороны, под его воздействием возрастает выносливость лёгких, сердца и кровеносных сосудов. С другой - понижает работоспособность, замедляется и слабеет пульс, замедляется дыхание с одновременным уменьшением его глубины и увеличением длительности выдыхания. Фиолетовый цвет нередко оказывает подавляющее действие на интеллект и вызывает депрессивное состояние. В повседневной жизни он предполагает неуклонное следование личности общепринятым нормам поведения, определённый консерватизм.
Последовательная склонность человека к одежде с преобладанием фиолетового цвета выражает как его подверженность влиянию со стороны других людей, так и сильное желание самому оказывать на них влияние.
7.Голубой цвет действует на человека успокаивающе. Он уменьшает тревожность, расслабляет, снижает кровяное давление, частоту и силу пульса, мускульное напряжение, замедляет дыхание, делая его менее глубоким и увеличивая длительность выдыхания. Предпочтение более тёмных оттенков голубого цвета может свидетельствовать об упрямстве, гордости, жестокости личности.
Этот цвет ассоциируется с ясным небом и прозрачностью воды. В христианстве он является цветом Бога-сына в Святой троице. Второй по значению (после белого) цвет в иудаизме. Тантризм связывает его с ясностью зрительного осмысления действительности. Масоны считают голубой священный треугольник (с оком Провидения) знаком этического приобщения к миру, а сам голубой цвет - символом миролюбивого начала.
Этот цвет обладает некоторым болеутоляющим действием, хотя его длительное воздействие может привести к появлению усталости и даже угнетённого состояния.
8.Коричневый цвет - более тёмный тон жёлто-красного цвета и символизирует ощущения. Предпочтение коричневого цвета выражает повышенную потребность человека в ощущении физической лёгкости, чувственном удовольствии, избавлении от дискомфорта, вызванного физическим недугом, опасностью, конфликтной атмосферой или наличием неразрешимых проблем.
Отрицание этого цвета свидетельствует о полном отсутствие потребности в покое и физическом комфорте, которые воспринимаются как недопустимая слабость. Человек, начисто отвергающий коричневый цвет, отличается индивидуалистическим желанием выделиться.
Коричневый,
являясь чисто земным цветом, обычно
ассоциируется с
Периодически
интенсивное воздействие
9.Оранжевый цвет связан непосредственно с восприятием тепла и вызывает у человека некоторое приятное возбуждение (слабее, чем красный цвет), веселье, создаёт ощущение благополучия. При условии периодического отдыха от него, оранжевый цвет стимулирует работоспособность и обостряет все чувства. Вместе с тем длительное восприятие его может привести к утомлению, вплоть до головокружения.
Предпочтение красновато-оранжевого цвета выявляет стремление человека к переживаниям и высокой активности (как следствие неудовлетворённой тяги к приключениям). Этот цвет благоприятно действует на органы пищеварения, усиливает аппетит, незначительно учащает дыхание и пульс.
Оранжевый цвет ассоциируется, как правило, с пламенем, радостью, удовольствием. В Каббале им обозначается блеск, глянец, лоск. Тантризм видит в нём способность постижения чистого искусства, возможность освобождения от пороков. Оранжевые одежды буддистских священнослужителей символизируют смирение и полное отречение от всего земного.
10.Белый цвет (и свет) считается нормой цветовосприятия. Предпочтение этого цвета свидетельствует о стремлении человека освободиться от обременительной связи и начать новую жизнь.
Белый цвет традиционно ассоциируется со святостью, целомудрием, чистотой и одновременно - со смертью. В христианстве он посвящён Богу-Отцу, в индуизме - чистому сознанию и духовному возвышению. В буддизме он символизирует самообладание и высшую духовную информацию. В иудаизме белые одежды носят ангелы и праведники, а сам этот цвет выражает высшую чистую сущность. Белая корона Каббалы является венцом очищения и радости.
Белые одежды рекомендуется носить тем, кто нуждается в психологическом освобождении от неприятных обстоятельств.
11.Чёрный цвет выступает полным отрицанием цвета как такового, выражая тем самым идею исчезновения, небытия, отречения, неприятия. Устойчивое предпочтение чёрного цвета говорит об отвращении человека к происходящему, о его желании от всего отречься из протеста против существующего положения вещей; восставая против своей судьбы, он готов действовать решительно, безрассудно, разрушительно, агрессивно. Отрицание чёрного цвета отражает желание избежать необходимости от чего-либо отказываться, выдаёт стремление контролировать свои действия и решения.
Чёрные одежды обычно носят протестующие и агрессивно настроенные мужчины, упрямо добивающиеся достижения своих целей. В то же время этот цвет весьма популярен у женщин.
В связи с тем, что чёрный поглощает все остальные цвета, он объединяет и их лечебные свойства, благотворно сказываясь на состоянии организма. Поэтому он нередко рекомендуется в качестве общеукрепляющего людям с ослабленным здоровьем.
Чёрный цвет часто ассоциируется с горем, стихией, пустотой, развратом, иррациональностью. В христианстве им обозначаются яд и дьявол, в буддизме - неизвестность бытия, в индуизме - чувственное движение вниз. Каббала связывает его с пониманием ощущений, масонство - с мыслью о тленности жизни.
Так
в самом общем плане можно
обрисовать взаимосвязь темперамента
человека с предпочитаемыми (или
отвергаемыми) цветами [20.
С. 55].
Поскольку каждая деятельность предъявляет к психике человека и ее динамическим особенностям определенные требования, то нет темпераментов, идеально пригодных для всех видов деятельности.
Роль
темперамента в труде и учебе
заключается в том, что от него
зависит влияние на деятельность
различных психических
Существуют четыре пути приспособления темперамента к требованиям деятельности.
Первый путь – профессиональный отбор, одна из задач которого – не допустить к данной деятельности лиц, которые не обладают необходимыми свойствами темперамента. Данный путь реализуют лишь только при отборе на профессии, предъявляющие повышенные требования к свойствам личности.
Второй путь приспособления темперамента к деятельности заключается в индивидуализации предъявляемых к человеку требований, условий и способов работы (индивидуальный подход).
Третий путь заключается в преодолении отрицательного влияния темперамента посредством формирования положительного отношения к деятельности и соответствующих мотивов.
Четвертый, основной и наиболее универсальный путь приспособления темперамента к требованиям деятельности – формирование ее индивидуального стиля. Под индивидуальным стилем деятельности понимают такую индивидуальную систему приемов и способов действия, которая характерна для данного человека и целесообразна для достижения успешного результата.