Типы темпераментов, их психологическая характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 12:01, реферат

Краткое описание

Психика каждого человека уникальна. Ее неповторимость связана как с особенностями биологического и физиологического строения и развития организма, так и с единственной в своем роде композицией социальных связей и контактов. К биологическим обусловленным подструктурам личности относится, прежде всего, темперамент.

Вложенные файлы: 1 файл

Типы темпераментов. реферат. психология.docx

— 168.48 Кб (Скачать файл)

 

Введение

 

Психика каждого человека уникальна. Ее неповторимость связана  как с особенностями биологического и физиологического строения и развития организма, так и с единственной в своем роде композицией социальных связей и контактов. К биологическим  обусловленным подструктурам личности относится, прежде всего, темперамент. Когда говорят о темпераменте, то имеют в виду многие психические  различия между людьми — различия по глубине, интенсивности, устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу, энергичности действий и другие динамические, индивидуально-устойчивые особенности психической жизни, поведения и деятельности. Однако при всем разнообразии подходов к  проблеме ученые и практики признают, что темперамент — биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо. Темперамент отражает динамические аспекты поведения, преимущественно врожденного характера, поэтому свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека.

Темперамент представляет собой  единственную, чисто природную личностную особенность человека, а основанием считать его именно личностным свойством  является тот факт, что от темперамента зависят действия и поступки, которые  совершает человек.

Под темпераментом следует  понимать индивидуально своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые одинаково проявляются  в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и  в своей взаимной связи характеризуют  тип темперамента.

В чистом виде каждый тип  темперамента почти не встречается. Чаще всего темперамент человека разделяют два, а иногда и три  типа. То есть один тип доминирующий, а другой – рецессивный.

Нет лучших и худших темпераментов  — каждый из них имеет свои положительные  стороны, и поэтому главные усилия должны быть направлены не на его исправление, а на разумное использование в  конкретной деятельности его достоинств.

Актуальность исследования темперамента и общительности связана  с существованием достаточно ярких  различий между людьми.

 Как показывают исследования, темперамент оказывает сильное  влияние на индивидуальный стиль  деятельности. В то же время  общительность является одним  из важнейших инструментальных  свойств личности, определяющим  успешность, как в межличностных  отношениях, так и в деятельности. Она существенно влияет на  особенности становления личности  в целом, и способствует протеканию  процессов саморазвития и самосовершенствования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Учение о темпераментах, его создатель.

 

Создателем учения о темпераментах  считается древнегреческий врач Гиппократ (VXVIII в. до н.э.). Он утверждал, что люди различаются соотношением 4 основных “соков организма” — крови, флегмы, желтой желчи и черной желчи, — входящих в его состав. Исходя из его учения, самый знаменитый после Гиппократа врач античности Клавдий  Гален (II в. до н.э.) разработал первую типологию  темпераментов, которую он изложил  в известном трактате “De temperamentum” (лат. “соразмерность”, “правильная мера”). Согласно его учению тип темперамента зависит от преобладания в организме одного из соков. Им были выделены темпераменты, которые и в наше время пользуются широкой известностью: сангвиника (от лат. sanguis — кровь), флегматика (от греч. phlegma — флегма), холерика (от греч. chole — желчь), меланхолика (от греч. melas chole — черная желчь). Эта фантастическая концепция имела огромное влияние на ученых на протяжении многих столетий.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Темперамент — различия на генетическом уровне.

 

1. Темпераментальные свойства включают в себя динамические, стилевые и энергетические характеристики поведения. В различных концепциях представлены такие характеристики темперамента, как «активность», «реактивность», «эмоциональность», «социабельность». Есть авторы, которые в темпераментальные свойства включают характеристики общих способностей (например, B.C. Мерлин относит к ним свойство возбудимости внимания) или свойства характера (активность волевой деятельности и субъективацию). Но в большинстве моделей темперамент представляет собой совокупность динамических характеристик.

 

Рис. 1. Проблемы исследования темперамента. Основные результаты исследования темперамента в отечественной и зарубежной психологии (В.М. Русалов).

2. Наследственная обусловленность темперамента и его относительная устойчивость являются вторым неоспоримым фактом. В работах Русалова показано, что темперамент возникает под влиянием обшей конституции, в которую входят частные: гуморальная, соматическая, хромосомная, физиологическая и нейродинамическая конституции.

Наследственная обусловленность  темперамента проявляется в таких  его особенностях, как:

  • независимость от содержания мотива и цели поведения;
  • универсальность и консистентность проявления во всех сферах
  • деятельности и жизнедеятельности;
  • раннее проявление в детстве:
  • высокая корреляция с общими свойствами нервной системы и
  • другими биологическими подсистемами.

3. Темперамент возникает под влиянием обобщения динамических, формальных и стилевых характеристик психики и развивается вслед за биологическим возрастным развитием и в результате смены разных типов деятельности (игра, учеба, труд и др.).

4. Темперамент выполняет регулятивную функцию. Заданный от природы определенный индивидуальный уровень энергодинамических возможностей (уровень обмена, особенности нервных процессов, активность гормональной сферы и др.), включаясь в деятельность помимо мотивов и целей, контролирует расходование человеком своих энергетических возможностей. Темперамент задает границы возможностей, остерегает организм от чрезвычайно большого или чрезвычайно малого расходования энергии.

5. Темперамент не зависит от содержания деятельности — мотивов, целей, ценностей, определяя ее стиль — темп, скорость, длительность протекания деятельности. Темперамент не влияет на результаты деятельности, определяя ее динамический характер.

6. Темперамент может рассматриваться как задаток общих способностей и как природная предпосылка развития творческих способностей. В структуре творческих способностей выделены две характеристики: содержательные (оригинальность, продуктивность) и формально-динамические - беглость и гибкость. Беглость как компонент творческих способностей обусловлена преимущественно темпера- ментальной пластичностью и темпом, а гибкость — преимущественно зависит от социальной эмоциональности и общей темпера- ментальной активности.

Одно из современных течений  в научном исследовании темперамента представлено Пермской школой (Пермский педагогический институт). Основателем  этой школы был B.C. Мерлин. Он рассматривал темперамент как особый психодинамический  уровень в структуре интегральной индивидуальности. Темперамент, по Мерлину, не может изучаться только как генотипическое явление. Он является средством, которым можно управлять, и которое до определенных пределов можно компенсировать. Концепцию B.C. Мерлина относят к психологическим теориям темперамента. Темперамент представляет собой отдельный уровень в обшей системе интегральной индивидуальности. Последняя состоит из следующих уровней: биохимического. соматического, нейродинамического, психодинамического (собственно темперамента), уровня свойств личности, уровня социальных ролей.

В структуре темперамента различаются:

  • экстраверсия как зависимость психической деятельности от наличной объективной ситуации;
  • психодинамическая тревожность как предрасположенность к реакции избегания в ожидании угрожающей ситуации;
  • реактивность как интенсивность реакции в ответ на поступающую стимуляцию;
  • импульсивность как скорость, с которой эмоция становится побудительной силой действия;
  • эмоциональная устойчивость как способность к контролю эмоций;
  • эмоциональная возбудимость как интенсивность эмоциональных переживаний;
  • активность как целенаправленная деятельность;
  • ригидность как неспособность корректировать программу деятельности в соответствии с требованиями ситуации.

B.C. Мерлин вводит понятие  зоны неопределенности и индивидуального  стиля деятельности.

Зона неопределенности предполагает, что человек осознанно или неосознанно принимает решение о выборе способа деятельности на основе:

  • оценки индивидуальных свойств и собственных возможностей;
  • определения рассогласования между имеющимися способами деятельности и объективными задачами;
  • учета разной степени побуждения к действию.

Под индивидуальным стилем деятельности понимается своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей (типологически обусловленной) индивидуальности с предметными условиями деятельности.

Другое направление связано  с поиском признаков наследуемости  темперамента. В одной из лабораторий Психологического института РАО — в лаборатории психогенетики индивидуальности с помощью близнецового метода исследуется динамика генетических и средовых факторов, которые влияют на развитие индивидуально-психологических особенностей у детей различного возраста. Показатель наследуемости выступает как основной индикатор принадлежности той или иной характеристики к темпераменту. Вариантами близнецового метода являются:

  • метод контрастных групп - позволяет сравнивать моно- и дизиготных близнецов по критерию внутри парного сходства;
  • метод контрольного близнеца (или метод близнеца-свидетеля, контроля по партнеру) — одною близнеца из пары подвергают воздействию (экспериментальная группа), а другого нет (контрольная группа);
  • метод разлученных близнецов, который является критическим экспериментом для проблемы «генотип — среда», поскольку позволяет обнаружить различия, детерминированные средой;
  • метод близнецовой пары - используется для углубленного изучения психологической специфики во взаимоотношениях близнецов, их микромира. Ученые отмечают, что применение близнецового метода должно учитывать возможность ошибочных суждений о том, что пренатальная среда одинакова для обоих близнецов и что такой же равной по воздействию является их внутрисемейная среда.

В лаборатории психофизиологических способностей того же института исследуются  природные предпосылки способностей. Полученные данные имеют непосредственное отношение к темпераменту. Исследователи  считают, что общие способности  связаны со свойствами темперамента на уровне биологических основ и  их психических проявлений. Ими выделены следующие общие способности: общая  работоспособность, непосредственный и опосредованный типы активности, непроизвольный и произвольный типы саморегуляции.

Непосредственная активность определяется активированностью нервной системы; опосредованный тип активности она связывает с другим полюсом — инактивированностью, которая проявляется в методичности и систематичности действий. Биологической детерми- нантой этих типов активности является доминантность полушарий.

Люди с правополушарным  доминированием обладают сильной нервной системой, мобильностью, высокой активированностью. развитием невербальных когнитивных функций, активирован ностью непроизвольной сферы. Они лучше учатся, успешнее работают при дефиците времени (это — сангвиники, холерики).

Левополушарные  и низкоактивированные люди лучше успевают по гуманитарным предметам, успешнее планируют деятельность, точнее выполняют работу. У них развиты саморегуляция, произвольность и вербальные функции; они обладают слабой нервной системой, более инертны (это — меланхолики, флегматики).

Согласно данной концепции, темпераментные черты определяют способ существования индивида, выбор оптимальной  среды, где способности могут  развиваться наилучшим образом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Типы темпераментов.

 

Возникали самые различные типологии  темпераментов. Наибольший интерес  представляют те из них, в которых  свойства темперамента, понимаемые как  наследственные или врожденные, связывались  с индивидуальными различиями в  особенностях телосложения. Эти типологии  получили название конституциональных типологий. Среди них можно выделить типологии Э. Кречмера, У. Шелдона и др.

В психологической науке большинство  конституционных концепций стало  объектом острой критики. Основной недостаток подобных теорий состоит в том, что  в них недооценивается, а иногда просто открыто игнорируется роль среды  и социальных условий в формировании психологических свойств индивида.

На самом деле, давно известна зависимость протекания психических  процессов и поведения человека от функционирования нервной системы, выполняющей доминирующую и управляющую  роль в организме. Теория связи некоторых  общих свойств нервных процессов  с типами темперамента была предложена И. П. Павловым и получила развитие в  работах его последователей.

И. П. Павлов понимал тип нервной  системы как врожденный, относительно слабо подверженный изменениям под  воздействием окружения и воспитания. По мнению И. П. Павлова, свойства нервной  системы образуют физиологическую  основу темперамента, который является психическим проявлением общего типа нервной системы. Типы нервной  системы, установленные в исследованиях  на животных, И. П. Павлов предложил  распространить и на людей.

Информация о работе Типы темпераментов, их психологическая характеристика