Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 12:01, реферат
Психика каждого человека уникальна. Ее неповторимость связана как с особенностями биологического и физиологического строения и развития организма, так и с единственной в своем роде композицией социальных связей и контактов. К биологическим обусловленным подструктурам личности относится, прежде всего, темперамент.
Введение
Психика каждого человека
уникальна. Ее неповторимость связана
как с особенностями
Темперамент представляет собой единственную, чисто природную личностную особенность человека, а основанием считать его именно личностным свойством является тот факт, что от темперамента зависят действия и поступки, которые совершает человек.
Под темпераментом следует понимать индивидуально своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые одинаково проявляются в разнообразной деятельности независимо от ее содержания, целей, мотивов, остаются постоянными в зрелом возрасте и в своей взаимной связи характеризуют тип темперамента.
В чистом виде каждый тип темперамента почти не встречается. Чаще всего темперамент человека разделяют два, а иногда и три типа. То есть один тип доминирующий, а другой – рецессивный.
Нет лучших и худших темпераментов — каждый из них имеет свои положительные стороны, и поэтому главные усилия должны быть направлены не на его исправление, а на разумное использование в конкретной деятельности его достоинств.
Актуальность исследования темперамента и общительности связана с существованием достаточно ярких различий между людьми.
Как показывают исследования,
темперамент оказывает сильное
влияние на индивидуальный
Создателем учения о темпераментах считается древнегреческий врач Гиппократ (VXVIII в. до н.э.). Он утверждал, что люди различаются соотношением 4 основных “соков организма” — крови, флегмы, желтой желчи и черной желчи, — входящих в его состав. Исходя из его учения, самый знаменитый после Гиппократа врач античности Клавдий Гален (II в. до н.э.) разработал первую типологию темпераментов, которую он изложил в известном трактате “De temperamentum” (лат. “соразмерность”, “правильная мера”). Согласно его учению тип темперамента зависит от преобладания в организме одного из соков. Им были выделены темпераменты, которые и в наше время пользуются широкой известностью: сангвиника (от лат. sanguis — кровь), флегматика (от греч. phlegma — флегма), холерика (от греч. chole — желчь), меланхолика (от греч. melas chole — черная желчь). Эта фантастическая концепция имела огромное влияние на ученых на протяжении многих столетий.
1. Темпераментальные свойства включают в себя динамические, стилевые и энергетические характеристики поведения. В различных концепциях представлены такие характеристики темперамента, как «активность», «реактивность», «эмоциональность», «социабельность». Есть авторы, которые в темпераментальные свойства включают характеристики общих способностей (например, B.C. Мерлин относит к ним свойство возбудимости внимания) или свойства характера (активность волевой деятельности и субъективацию). Но в большинстве моделей темперамент представляет собой совокупность динамических характеристик.
Рис. 1. Проблемы исследования темперамента. Основные результаты исследования темперамента в отечественной и зарубежной психологии (В.М. Русалов).
2. Наследственная обусловленность темперамента и его относительная устойчивость являются вторым неоспоримым фактом. В работах Русалова показано, что темперамент возникает под влиянием обшей конституции, в которую входят частные: гуморальная, соматическая, хромосомная, физиологическая и нейродинамическая конституции.
Наследственная
3. Темперамент возникает под влиянием обобщения динамических, формальных и стилевых характеристик психики и развивается вслед за биологическим возрастным развитием и в результате смены разных типов деятельности (игра, учеба, труд и др.).
4. Темперамент выполняет регулятивную функцию. Заданный от природы определенный индивидуальный уровень энергодинамических возможностей (уровень обмена, особенности нервных процессов, активность гормональной сферы и др.), включаясь в деятельность помимо мотивов и целей, контролирует расходование человеком своих энергетических возможностей. Темперамент задает границы возможностей, остерегает организм от чрезвычайно большого или чрезвычайно малого расходования энергии.
5. Темперамент не зависит от содержания деятельности — мотивов, целей, ценностей, определяя ее стиль — темп, скорость, длительность протекания деятельности. Темперамент не влияет на результаты деятельности, определяя ее динамический характер.
6. Темперамент может рассматриваться как задаток общих способностей и как природная предпосылка развития творческих способностей. В структуре творческих способностей выделены две характеристики: содержательные (оригинальность, продуктивность) и формально-динамические - беглость и гибкость. Беглость как компонент творческих способностей обусловлена преимущественно темпера- ментальной пластичностью и темпом, а гибкость — преимущественно зависит от социальной эмоциональности и общей темпера- ментальной активности.
Одно из современных течений в научном исследовании темперамента представлено Пермской школой (Пермский педагогический институт). Основателем этой школы был B.C. Мерлин. Он рассматривал темперамент как особый психодинамический уровень в структуре интегральной индивидуальности. Темперамент, по Мерлину, не может изучаться только как генотипическое явление. Он является средством, которым можно управлять, и которое до определенных пределов можно компенсировать. Концепцию B.C. Мерлина относят к психологическим теориям темперамента. Темперамент представляет собой отдельный уровень в обшей системе интегральной индивидуальности. Последняя состоит из следующих уровней: биохимического. соматического, нейродинамического, психодинамического (собственно темперамента), уровня свойств личности, уровня социальных ролей.
В структуре темперамента различаются:
B.C. Мерлин вводит понятие
зоны неопределенности и
Зона неопределенности предполагает, что человек осознанно или неосознанно принимает решение о выборе способа деятельности на основе:
Под индивидуальным стилем деятельности понимается своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей (типологически обусловленной) индивидуальности с предметными условиями деятельности.
Другое направление связано
с поиском признаков
В лаборатории
Непосредственная активность определяется активированностью нервной системы; опосредованный тип активности она связывает с другим полюсом — инактивированностью, которая проявляется в методичности и систематичности действий. Биологической детерми- нантой этих типов активности является доминантность полушарий.
Люди с правополушарным доминированием обладают сильной нервной системой, мобильностью, высокой активированностью. развитием невербальных когнитивных функций, активирован ностью непроизвольной сферы. Они лучше учатся, успешнее работают при дефиците времени (это — сангвиники, холерики).
Левополушарные и низкоактивированные люди лучше успевают по гуманитарным предметам, успешнее планируют деятельность, точнее выполняют работу. У них развиты саморегуляция, произвольность и вербальные функции; они обладают слабой нервной системой, более инертны (это — меланхолики, флегматики).
Согласно данной концепции, темпераментные черты определяют способ существования индивида, выбор оптимальной среды, где способности могут развиваться наилучшим образом.
Возникали самые различные типологии темпераментов. Наибольший интерес представляют те из них, в которых свойства темперамента, понимаемые как наследственные или врожденные, связывались с индивидуальными различиями в особенностях телосложения. Эти типологии получили название конституциональных типологий. Среди них можно выделить типологии Э. Кречмера, У. Шелдона и др.
В психологической науке
На самом деле, давно известна
зависимость протекания психических
процессов и поведения человека
от функционирования нервной системы,
выполняющей доминирующую и управляющую
роль в организме. Теория связи некоторых
общих свойств нервных
И. П. Павлов понимал тип нервной системы как врожденный, относительно слабо подверженный изменениям под воздействием окружения и воспитания. По мнению И. П. Павлова, свойства нервной системы образуют физиологическую основу темперамента, который является психическим проявлением общего типа нервной системы. Типы нервной системы, установленные в исследованиях на животных, И. П. Павлов предложил распространить и на людей.
Информация о работе Типы темпераментов, их психологическая характеристика