Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2015 в 20:18, контрольная работа
Цель работы заключается в изучении трансактного анализа Э. Берна.
Для достижения поставленной цели должны быть решены следующие задачи:
- изучение доступной литературы по данной теме;
- ознакомление с теорией личности, используемой в трансактном анализе;
- изучение теории человеческих взаимоотношений, созданной Э. Берном.
ВВЕДЕНИЕ
3
1. Структура личности
4
2. Анализ трансакций
7
3. Сущность понятия «жизненный сценарий»
11
4. Сравнительный анализ психологических игр по Э.Берну
16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Психологическая парадигма: Родитель – Ребенок. Родитель: «Я все время слежу за тобой и жду, когда ты ошибешься». Ребенок: «На этот раз ты меня поймал». Родитель: «Да, и на этот раз ты почувствуешь всю силу моего гнева».
Ходы: 1. Провокация – обвинение. 2. Защита – обвинение. 3. Защита – наказание.
Выгоды: 1. Внутренняя психологическая – оправдание гнева.
2. Внешняя психологическая –
возможность избежать
3. Внутренняя социальная – ПСС.
4. Внешняя социальная – они всегда готовы поймать тебя.
5. Биологическая – обмен
6. Экзистенциальная – людям нельзя доверять.
«Смотри, что я из-за тебя сделал» Цель: Оправдание своего поведения.
Динамика: Мягкая форма может быть сопоставлена с преждевременным семявыделением, жесткая форма – с гневом, основанным на "страхе кастрации".
Психологическая парадигма: Хорошо заметен внешний психологический знак (стремление избежать ответственности) Экзистенциальная позиция – «Меня не в чем винить»
Выгоды: Игру часто ускоряет угроза интимной близости, поскольку «оправданный» гнев помогает избежать половых отношений.
В этих играх Э. Берн четко выделяет название, тезис, цель, роли, социальную и психологическую парадигму, иллюстрации, ходы и "вознаграждения". В других играх автор выделяет тезис и антитезис.
«Должник». По мнению Э. Берна, больше чем игра, для многих она становится сценарием, планом всей жизни, Но большинство из них играет в легкую игру «Если бы не долги», но в остальных отношениях они наслаждаются жизнью и лишь немногие играют в «Должника» в полную силу.
Разновидности игры «Должник»: «Попробуй получи», «Кредитор», «Попробуй не заплати» и т.д.. Игры, связанные с деньгами, могут иметь очень серьезные последствия, не смотря на то, что выглядят поверхностными. Так происходит не только потому, что мы описываем всякие мелочи, а потому, что обнаруживаем мелочные мотивы в делах, к которым люди привыкают относиться серьезно.
«Ударь меня» В этой игре обычно участвуют люди, у которых словно на лбу написано: «Пожалуйста, не бейте меня». Поведение игроков провоцирует на обратное и искушение почти непреодолимо, и тогда наступает естественный результат, К этой категории могут относится всякого рода изгои, проститутки и те, кто постоянно теряет работу. Женщины иногда играют в разновидность этой игры, которая называется «Поношенное платье». Женщины прилагают усилия, чтобы выглядеть жалкими, стараются, чтобы их доходы – по «уважительным» причинам – не превышали прожиточного минимума. Если им сваливается на голову наследство, всегда находятся предприимчивые молодые люди, которые помогают от него избавиться, давая взамен акции какого-нибудь несуществующего предприятия и т.п. Их игра бессловесна, и только манеры и поведение как бы говорят: «Почему со мной всегда так?»
«Какой ужас!» Инициатор игры ищет несправедливости, чтобы иметь возможность пожаловаться на них третьему участнику. Таким образом, это игра на троих: в ней действуют Агрессор, Жертва и Доверенное лицо. Девиз – «Несчастье нуждается в сочувствии». Доверенное лицо – обычно человек, который тоже играет в эту игру.
Психологическая игра представляет собой серию следующих друг за другом трансакций с четко определенным и предсказуемым исходом, со скрытой мотивацией. В качестве выигрыша выступает какое-либо определенное эмоциональное состояние, к которому игрок бессознательно стремится.
Рассматривая историческое, культурное, социальное и личностное значение игр, Э. Берн в своей книге «Люди, которые играют в игры» вводит понятие родительского программирования и характеристику различных сценариев жизни [2].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Трансактный анализ основан на концепции Эрика Берна о том, что человек запрограммирован “ранними решениями” в отношении жизненной позиции и проживает свою жизнь согласно “сценарию”, написанному при активном участии его близких (в первую очередь родителей), и принимает решения в настоящем времени, основанные на стереотипах, которые некогда были необходимы для его выживания, но теперь по большей части бесполезны.
Структура личности в концепции трансактного анализа характеризуется наличием трёх эго-состояний: Родитель, Ребёнок и Взрослый. Эго-состояния – это не роли, которые человек исполняет, а некие феноменологические реальности, поведенческие стереотипы, которые провоцируются актуальной ситуацией.
Трансакцией в рамках трансактного анализа называется обмен воздействиями между эго-состояниями двух людей. Воздействия можно рассматривать как единицы признания, подобные социальному подкреплению. Они находят выражение в прикосновениях или в вербальных проявлениях.
В основе трансакций лежит жизненный сценарий. Это генеральный и персональный план, организующий жизнь человека. Сценарий выработался в качестве стратегии выживания.
Основной целью терапевтического процесса в традиции трансактного анализа является реконструирование личности на основе пересмотра жизненных позиций. Большая роль уделяется способности человека к осознанию непродуктивных стереотипов своего поведения, которые мешают принятию именно адекватных настоящему моменту решений, а также способности формировать новую систему ценностей и решений, исходя из собственных потребностей и возможностей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Берн Э. Введение в психиатрию
и психоанализ для
2. Берн Э. Игры в которые играют люди и люди, которые играют в игры. – Екатеринбург: ЛИТУР, 2002.
3. Берн Э. Что вы говорите после того, как говорите "Здравствуйте." - М., 1984
4. Джеймс М., Дженгвард Д. Рожденные выигрывать. Трансактный анализ с гештальт-упражнениями. Пер. С англ./общ. / Ред. и послесл. Л.А. Петровской - М., 1993
5. Кабрин Э. Транскоммуникация и личностное развитие. - Томск, 1992
6. Макаров В.В., Макарова Г.А. Игры,
в которые играют… в России.
Психологические игры новой
7. Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога. Техники транзактного анализа и психосинтеза. – М.: Изд-во Эксмо, 2004.
8. Осипова А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие. - М.: Сфера, 2002
9. Паттерсон с., Уоткинс э.. Теории психотерапии "Theories of Psychotherapy", 5th ed., 1997, 358 с
10. Рудестам К. Групповая психотерапия - СПб, Питер Ком, 1999
11. Стьюарт и. Джоинс В. Современный ТА: пер. с англ. - Касьянов Д.Д. Ленинград, 1987.