Трансперсональная психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 11:19, реферат

Краткое описание

Трансперсональная психология возникла на основе эмпирического опыта нетрадиционных и эзотерических учений, акцентирующих внимание на так называемых феноменах измененного сознания (таких как «мистический опыт», «космическое сознание», «экстаз», медитативные состояния и др.). Термин «трансперсональная психология» был предложен в 60-х гг. С. Гроффом. Трансперсональная психология претендует на роль «четвертой силы».

Вложенные файлы: 1 файл

Трансперс. психология.docx

— 15.70 Кб (Скачать файл)

Трансперсональная психология возникла на основе эмпирического опыта нетрадиционных и эзотерических учений, акцентирующих внимание на так называемых феноменах измененного сознания (таких как «мистический опыт», «космическое сознание», «экстаз», медитативные состояния и др.). Термин «трансперсональная психология» был предложен в 60-х гг. С. Гроффом. Трансперсональная психология претендует на роль «четвертой силы». Первые «три силы» - это психоанализ, бихевиоризм и гуманистическая психология.

Трансперсональня психология ищет новую теоретическую парадигму (систему основных научных достижений – теорий, методов), позволяющую описать явления, не получившие достаточного обоснования в рамках первых «трех сил». В первую очередь это относится к предельным возможностям психики, к так называемым мистическим переживаниям, мистическому сознанию и пр., т.е. формам особого духовного опыта, при анализе которых требуется новый подход, а не с традиционных научных позиций. Основными теоретическими источниками трансперсональной психологии признают психоанализ и восточные философские системы с выработанными в них представлениями об энергетической основе мира. Используются, в частности, понятия коллективного бессознательного, сверхсознания и др.

В центре трансперсональной психологии – «психология за пределами личности» - так называемые измененные состояния сознания, переживания которых может привести к смене фундаментальных ценностей, духовному перерождению и обретению целостности. Трансперсональная психология рассматривает человека как космическое и духовное существо, неразрывно связанное со всем человечеством и Вселенной, обладающей возможностью доступа к общемировому информационному полю (Всемирному разуму).

Считается, что  К.Юнг положил начало трансперсональной психологии. Юнговская концепция коллективного бессознательного появилась в 30-40-е годы XX века. К. Юнг пришел к выводу, что в психике человека помимо сознания и индивидуального (личностного) бессознательного компонента, между которыми происходит непрерывный обмен энергией, существует еще коллективное бессознательное, общее для всего человечества и являющееся проявлением созидательной космической силы. Сознание и индивидуальное бессознательное является чисто личностными, прижизненно приобретенными компонентами. Коллективное бессознательное – это психологическое наследие, с которыми ребенок рождается на свет.

Коллективное бессознательное  идентично у всех людей, это наиболее глубинный уровень психики. Коллективное бессознательное как духовное наследие всего, что было пережито человечеством, как общая душа, представляет собой  совокупность архетипов. Архетип (от греч. первообраз) используется для обозначения психологических первообразов, переходящих из поколения в поколение. Архетипы задают общую структуру личности, определяют особенность ее поведения, мышления, чувственности. Они обеспечивают понимание мира, внутреннее единство и взаимосвязь культуры. Идеи трасперсональной психологии получили дальнейшее развитие в исследованиях Ч. Тойча, С. Гроффа, Ассаджиоли, К. Уилбера.

Концепция К.Ч.Тойча.

Жизнь и проблемы людей во многом предопределены «генетическим  кодом». Молекулы ДНК несут не только генетический код предрасположенности  к определенным болезням, но и генетический код, определяющий паттерны поведения, предрасположенность к определенным событиям, проблемам, жизненным трудностям. Выявив и осознав неблагоприятный «семейный генетический код», человек может избежать нежелательной наследственности. Силой своей мысли и целенаправленной системой продуманных практических действий, «перестроить свой генетический код», совершенствовать себя, изменить свою жизнь, судьбу.

К.Ч.Тойч рассматривает мысль человека как мощную силу, как электрическую волну, а разум как электромагнетический бесконечный континуум, окружающий весь наш мир, включая всех людей, животных и все объекты неживой природы. В этом поле движущихся волн каждое существо имеет свою частоту, и волны, излучаемые мозгом, направляются каждым человеком подходящему принимающему сознанию, с тем чтобы возбудить соответствующий отклик. Излучения мозга не имеют ограничений во времени и пространстве. Таким образом, происходит психологическое взаимодействие (взаимовлияние, обмен информацией и проблемами) между людьми на несознаваемом уровне. Возможна передача информации и состояний из бессознательной сферы одного человека в бессознательную сферу психики другого (особенно если они находятся в близких отношениях: супруги, родители и дети, друг, близкий коллега) и даже животных (животные отражают психические состояния своих владельцев).

Из своего практического  опыта К.Ч. Тойч делает вывод, что человек свои проблемы, стресс может проявлять тремя способами:

- внутричеловеческий – человек проявляет, выражает свой стресс через недомогания, болезни, переедание, злость, алкоголизм и другие формы – все это предопределено генетическим кодом и является генетически предсказуемым;

- межчеловеческий  – проблема, стресс вытесняется  у человека-репрессора на бессознательный  уровень и неосознанно проецируется, передается другому человеку (экспрессору) на бессознательном уровне. Экспрессор (это может быть супруг, ребенок, друг) будет ощущать подсознательно этот стресс и выражать его внешне в разных формах (злость, болезни, пьянство, наркомания), т.е. быть невольной «жертвой» чужого стресса. При этом репрессор – первоисточник стресса – кажется спокойным, здоровым, благополучным;

- генетический – посредством генетического кода потомкам передаются те проблемы, которые не преодолены человеком, и дети, внуки, правнуки вынуждены отрабатывать проблемы своих предков. Чем серьезнее недостаток или проблема, тем быстрее он переходит к потомкам. Причем не устраненный стресс предка передается из поколения в поколение и усиливается современными ситуациями. Этот бессознательный процесс будет продолжаться до тех пор, пока один или несколько потомков не решат эту проблему или не произойдет случайная модификация.

Смысл жизни многих людей – это преодоление проблем  предков, очистка ДНК и несоздание новых тягостных проблем, за которые будут расплачиваться потомки. Соединение генетических, бессознательных и сознательных факторов образует основное внутренние направление (ОВН), в соответствии с которым человек движется по жизни, зачастую независимо от своих сознательных реакций. Излучение ОВН притягивает взаимодополняющих людей. Так «жертва» не может быть без «преследователя», образ которого могут принимать люди, болезни, несчастный случай или смерть. Только когда мы изменим наше сознание, мы можем преобразовать нежелательный паттерн поведения, нежелательный «семейный код проблем» для блага нас и наших предков. Концепция К.Ч. Тойча психогенетики и виктимологии раскрывает один из аспектов тесной взаимосвязи человека с предками и потомками, «психической несознаваемой связи» людей друг с другом.


Информация о работе Трансперсональная психология