Требования к личностным качествам педагога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2015 в 15:54, реферат

Краткое описание

Учитель - одна из самых почётных и в то же время очень ответственных профессий на Земле. На учителе лежит большой круг ответственности за совершенствование молодого поколения, формирование будущего страны. Профессия учителя очень важная и ценная для каждого из нас. Ведь именно педагог научил нас писать первое слово, читать книги.

Содержание

1.Введение.



2. Требования к личностным качествам педагога.

3. Требования к профессиональным качествам и умениям учителя.

5. Анализ результатов диагностического исследования.

6. Заключение.

7. Список литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 28.39 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 1.Введение.   

 

                                                                                                            

 

 2. Требования к личностным  качествам педагога.     
 
3. Требования к профессиональным  качествам и умениям учителя.

 
5. Анализ результатов  диагностического исследования.    
 
6. Заключение.     
 
7. Список литературы.     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец и мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и ученикам, он совершенный учитель

Л.Н.Толстой


 

 
Введение. 
 
        Учитель - одна из самых почётных и в то же время очень ответственных профессий на Земле. На учителе лежит большой круг ответственности за совершенствование молодого поколения, формирование будущего страны. Профессия учителя очень важная и ценная для каждого из нас. Ведь именно педагог научил нас писать первое слово, читать книги.

       Учителю недостаточно хорошо знать свой предмет, он должен прекрасно разбираться в педагогике и детской психологии. Специалистов в разных областях много, но не все смогут стать хорошими учителями.

               
Требования к личностным качествам педагога. 
 
       Рассмотрим личностные и индивидуальные качества педагога. Они должны отвечать одновременно двум уровням требований, предъявляемых к этой профессии. Требования первого уровня предъявляются к учителю вообще как к носителю профессии. Они безотносительны к социальным условиям, общественным формациям, учебному заведению, учебному предмету. Этим требованиям должен отвечать любой настоящий педагог вне зависимости от того, работает ли он при капитализме, социализме, в условиях села, города, преподает ли математику, труд, язык и т. д.   
      Исследователи отмечают обязательность таких личностных качеств как  адекватность самооценки и уровня притязаний, определенный оптимум тревожности, обеспечивающий интеллектуальную активность педагога, целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, скромность, наблюдательность, контактность. Специально подчеркивается необходимость такого качества как остроумие, а также ораторских способностей, артистичности натуры. Особенно важными являются такие качества педагога, как готовность к пониманию психических состояний учеников и сопереживанию, т. е. эмпатия, и потребность в социальном взаимодействии. Большое значение придается исследователями и «педагогическому такту», в проявлении которого выражается общая культура педагога и высокий профессионализм его педагогической деятельности и направленности. 

       Специфической чертой деятельности учителя является высокая включенность в нее личности педагога. Это значит, что личностные особенности учителя выступают как инструмент его профессиональной деятельности. Объектом оценивания выступает не вся совокупность личностных характеристик учителя, а только та часть личностных качеств, которая профессионально значима.

       Такие качества структурировались в работах Бабанского Ю. К., Сластенина В. А., Кузьминой Н. В. и др.

Из многочисленных существующих диагностических методик можно выделить такие качества личности учителя, которые, как мне кажется, оказывают существенное влияние на педагогическую деятельность учителя.

1. Эмоциональность.

В состав этого качества входит :

- интенсивность эмоций, их  устойчивость, глубина чувств;

- адекватность эмоционального  состояния учителя на деятельность  учащихся;

- доброжелательность реакции  учителя на возбуждение;

- уверенность в своих  педагогических мыслях и действиях, удовлетворенность от результата  своего труда.

2. Выразительность речи.

Это качество характеризует содержательность, яркость, образность и убедительность речи учителя.

К сожалению, почти все учителя приобретают «профессиональную» окраску голоса: нервная монотонность с элементами металла. Это учительское свойство, как установлено психологами, раздражает, угнетает учащихся.

Для постановки голоса, владения средствами внешней выразительности необходимо использовать рефлексию своего поведения и специальные упражнения для ораторского искусства, а для обогащения лексики, образности действует правило «Три О» Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей:

Общение - с хорошей литературой, искусством, природой;

Общение - с интересными людьми, любовь, дружба;

Общение - с самим собой - саморазвитие - время печали, творчества, размышлений.

3. Творческое начало личности.

Учитель, как и писатель, должен строить свою «внешнюю» и «внутреннюю» биографию. Вроде бы просто: думать, писать, читать, заучивать, решать, делать самому, экспериментировать ежедневно... Но если это выполнять без творческого подхода, без остроумия души, то не будет ни оригинальных суждений, ни замечательных уроков, ни остроумных шуток, ни внепредметных интересов. В результате ученикам с учителем неинтересно, быть с ним не хочется. И приговор: «На уроке скучно!»

4. Организаторские способности.

Необходимы как для обеспечения работы самого учителя, так и для создания хорошего ученического коллектива.

5. Чувство юмора.

Дети любят разных учителей, но более всего веселых - таких, кто за словом в карман не полезет и из всякого затруднения найдет выход.

В. А. Сухомлинский утверждал: «Отсутствие у учителя чувства юмора воздвигает стену взаимного непонимания: учитель не понимает детей, дети не понимают учителя. Сознание того, что дети тебя не понимают, раздражает, и это раздражение - то состояние, из которого учитель часто не находит выхода». Значительную часть конфликтов между учениками и учителями можно было бы предотвратить, умей учитель с юмором отнестись к причине противостояния, обратить все в шутку.

6. Настойчивость, дисциплинированность.

Два эти качества характеризуют развитие воли учителя.

Под настойчивостью мы понимаем способность достигать поставленной цели и доводить принятые решения до конца.

 

Требования к профессиональным качествам и умениям учителя.

 
       Каждый педагог должен в идеале иметь определенные педагогические способности для достижения успешной деятельности. Педагогические способности обычно включают в структуру рассматриваемых ниже организационных и гностических способностей, хотя эти способности могут существовать отдельно друг от друга: есть ученые, которые лишены способности передавать свои знания другим, даже объяснить то, что им самим хорошо понятно. Педагогические способности, требующиеся для профессора, читающего курс студентам и для того же ученого - руководителя лаборатории различны.  
       Ф. Н. Гоноболин  дает следующие свойства личности, структура которых, по его мнению, и составляет собственно педагогические способности: 
•     способность делать учебный материал доступным; 
•     творчество в работе; 
•     педагогически-волевое влияние на учащихся; 
•     способность организовать коллектив учащихся; 
•     интерес и любовь к детям; 
•     содержательность и яркость речи, ее образность и убедительность; 
•     педагогический такт; 
•     способность связать учебный предмет с жизнью; 
•     наблюдательность; 
•     педагогическая требовательность. 
       Устойчивое побуждение к деятельности по избранной профессии, стремление реализовать в ней себя, применить свои знания, способности отражает сформированность профессиональной направленности личности. Это сложное, интегративное качество. 
       Составляющими профессионально-педагогической направленности личности преподавателей и мастеров производственного обучения являются социально-профессиональные ориентации, профессионально-педагогические интересы, мотивы профессиональной деятельности и самосовершенствования, профессиональные позиции личности. В них отражаются отношение к профессионально-педагогической деятельности, интересы и склонности, желание совершенствовать свою подготовку.

       Помимо личностных и профессиональных качеств педагог должен обладать рядом умений, свидетельствующих о его предметно-профессиональной компетенции. Условно эти умения делятся на гностические, конструктивные, коммуникативные, организаторские и специальные (Е. А. Панько).

  • Гностические – это умения, с помощью которых педагог изучает ребенка, коллектив в целом, педагогический опыт других воспитателей.

  • Конструктивные умения необходимы педагогу для проектирования педагогического процесса, воспитания детей с учетом перспектив образовательной работы. Конструктивные умения воплощаются в планировании работы, в составлении конспектов занятий, сценариев праздников и т.п.

  • Коммуникативные умения проявляются при установлении педагогически целесообразных взаимоотношений с разными людьми в различных ситуациях.

  • Организаторские умения педагога распространяются как на его собственную деятельность, так и на деятельность воспитанников, родителей, коллег.

  • Специальные умения педагога – это умения петь, танцевать, выразительно рассказывать, читать стихи, шить, вязать, выращивать растения, мастерить игрушки из так называемого бросового материала, показывать кукольный театр и др.

 

Анализ результатов диагностического исследования. 
 
Рассмотрим результаты диагностического исследования современной проблемы сформированности профессиональной направленности личности, проведенного Зеером Э. Ф. и Шахматовой О. Н.  
Ниже приведена обобщенная форма профессионально-психологического профиля педагога.

1.Социально-психологическая  направленность. 
Тип педагогической центрации:

•     конформная - центрация на интересах, мнениях коллег; 
•     эгоцентрическая - центрация на интересах, потребностях своего Я 
•     гуманистическая - центрация на интересах детей. Педагогов с такой центрацией отличает внимание и чуткое отношение ко всем учащимся; 
•     центрация   на  интересах,  требованиях  администрации. Характерна для педагогов с нереализованными индивидуальными особенностями в силу их исполнительности и репродуктивного характера деятельности; 
•     центрация на интересах родителей. Встречается у педагогов, попавших в зависимость от родителей своих учеников. 
•     методическая, или познавательная - центрация на содержании, средствах и методике преподавания. 
2.Профессиональная компетентность. 
2.1 .Педагогическая компетентность. 
2.2.Психологическая компетентность. 
2.3. Социально-коммуникативная компетентность: 
•     социально-коммуникативная адаптивность, 
•     стремление к согласию, 
•     нетерпимость к неопределенности, 
•     избегание неудач, 
•   фрустрационная толерантность. 
3.Педагогически значимые качества. 
3.1 .Логическое мышление. 
3.2.Творческий потенциал. 
3.3. Эмпатия. 
•     сопереживание, 
•     действенная эмпатия. 
З.4.Субъективный контроль: 
•  интернальность, 
•  экстернальность. 
3.5. Социальный интеллект. 
4.Педагогически нежелательные качества. 
4.1.Ригидность. 
4.2.Авторитарность. 
4.3.Демонстративность. 
5. Педантичность.

 
Заключение. 
 
      Не факт, что большой профессионал, учёный сможет учить детей, особенно в школе. Для этого нужен особый склад личности, неповторимые качества воспитателя.

Личные качества, необходимые учителю:

* склонность к работе  с детьми;

* умение заинтересовать  своим замыслом, повести за собой;

* высокая степень личной  ответственности;

* самоконтроль и уравновешенность;

* терпимость, безоценочное  отношение к людям;

* интерес и уважение  к другому человеку;

* стремление к самопознанию, саморазвитию;

* оригинальность, находчивость, разносторонность;

* тактичность;

* целеустремлённость;

* артистизм;

* требовательность к себе  и другим;

* наблюдательность (способность  увидеть тенденции в развитии  ребёнка, в формировании его умений, навыков, зарождении потребностей  и интересов). 
       Педагогическое мастерство в большей степени зависит от личных качеств педагога, а также от его знаний и умений. Каждый педагог - это личность. Личность педагога, ее влияние на воспитанника огромно, ее никогда не заменит педагогическая техника. 
 

 

 
Список литературы. 
 
1. Зеер Э.Ф. Психология личностно ориентированного профессионального образования. Екатеринбург, 2000. 
 
2. Зеер Э.Ф., Шахматова О.Н. Личностно ориентированные технологии профессионального развития специалиста. Екатеринбург, 1999. 
 
3. Каптерев П.Ф. Дидактические очерки. Теория образования. Избр. соч. – М.: Педагокика, 1982.

 

4. Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. /перевод с английского. М.: Прогресс: 2008.

 
5. Климов Е.А. Психология профессионала. М.; Воронеж, 1996. 
 
6. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1986.

 

 

 

 

 

Страница

 
   



 


Информация о работе Требования к личностным качествам педагога