Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 19:58, контрольная работа
Его можно представить в трех измерениях: как систему общих, конкретных и специфических нравственных качеств.
Общие нравственные качества являются базовыми, а все последующие предметно их раскрывают. Общие нравственные качества: верность своему Отечеству, соблюдение лучших традиций своего народа, бережное природопользование; признание суверенности личности и неприкосновенности ее достоинства, вера в неиссякаемость человеческого добра; справедливость как объективная оценка личностно-деловых качеств людей и их деятельности, признание их индивидуальности, открытость к общению, самокритичность.
3. Требования к нравственному облику современного специалиста. Высшие общечеловеческие ценности.
23. Деятельность и активность современного специалиста. Потребности как источник активности.
41. В производственном отделе крупной столовой успешно и слаженно работали 5 человек. Многие решения принимались коллективно, что придавало творческий характер и деятельность. Пришедший на смену руководитель предпочитал сам принимать решения и каждому четко определял задачу, что отрицательно повлияло на отношения внутри отдела.
Проанализируйте ситуацию и ответе на вопросы: Какой стиль руководства избрал новый руководитель? В чем состоит его ошибка? Каковы были ваши действия?
57. Предложите пути и способы предотвращения конфликтов в процессе обслуживания посетителей предприятия оп ( на примере реальных ситуаций ).
УЧЕРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«БАРАНОВИЧСКИЙ
БЕЛКООПСОЮЗА
Специальность: «Производство продукции и организация ОП»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №1
По дисциплине « этика и психология»
Выполнила
Учащаяся гр.522
Шифр 30
Вариант 00
Данилкович Елена Сергеевна
3. Требования к нравственному
облику современного
23. Деятельность и активность
современного специалиста.
41. В производственном отделе
крупной столовой успешно и
слаженно работали 5 человек. Многие
решения принимались
Проанализируйте ситуацию и ответе на вопросы: Какой стиль руководства избрал новый руководитель? В чем состоит его ошибка? Каковы были ваши действия?
57. Предложите пути и способы
предотвращения конфликтов в
процессе обслуживания
3. Требования к нравственному
облику современного
Его можно представить в трех
измерениях: как систему общих, конкретных
и специфических нравственных качеств.
Общие нравственные качества являются
базовыми, а все последующие предметно
их раскрывают. Общие нравственные качества:
верность своему Отечеству, соблюдение
лучших традиций своего народа, бережное
природопользование; признание суверенности
личности и неприкосновенности ее достоинства,
вера в неиссякаемость человеческого
добра; справедливость как объективная
оценка личностно-деловых качеств людей
и их деятельности, признание их индивидуальности,
открытость к общению, самокритичность.
Указанные нравственные качества - это
те духовные опоры, которые помогают формированию
нравственного облика. Их стабильность
и содержательность определяют его нравственное
здоровье, характер действий в условиях
морального выбора.
Конкретные нравственные качества: гражданская
совесть - обостренное чувство личной
ответственности; нравственная воля -
умение завоевывать уважение людей, развитый
самоконтроль; честность - деловая требовательность,
самоотдача в работе, умение говорить
правду "в глаза"; коллективизм - социальная
организованность; самообладание - умение
переносить личные неприятности и служебные
неудачи; принципиальность - последовательность
в соблюдении своих нравственных позиций.
Обладание названными нравственными качествами
позволяет специалисту, дорожащему своим
моральным обликом, предметно ориентироваться
в них, понять, какие нравственные качества
он должен у себя вырабатывать.
Специфические нравственные качества:
трудолюбие - увлеченность работой; скромность
- разумное использование власти, критическое
отношение к своим заслугам и недостаткам;
ответственность-единство слова и дела,
"вкус" к деловому риску; бескорыстность
в оказании помощи людям; великодушие
- терпимость к недостаткам людей, умение
прощать обиды, не быть злопамятным.
Все названные нравственные качества
взаимосвязаны, воспроизводят в
целом модель нравственного облика
специалиста. Ее составляющими являются:
Общая культура и воспитанность специалиста
предопределяют уровень развития его
нравственных качеств. Духовность - вот
тот внутренний личностный резервуар,
из которого проистекают человеколюбие
и душевность, совестливость и честность,
мужество и великодушие и т. д.
Развитое самообладание является надежным
гарантом нравственного поведения людей.
Л.М. Леонов писал, что все победы начинаются
с побед над самим собой. Вот почему хорошему
специалисту надо постоянно тренировать
свою нравственную волю.
Взвешенная самокритичность, которая
проявляется в виде возвышенной нравственной
требовательности к себе. Как правило,
таким качеством обладают специалисты
с обостренным профессиональным честолюбием
и чувством совести. Благодаря этим характеристикам
они не плодят вокруг себя подхалимов,
не поддаются лести, не останавливаются
в духовном самосовершенствовании.
Общечеловеческие ценности – это фундаментальные, общечеловеческие ориентиры и нормы, моральные ценности, являющиеся абсолютным стандартом для людей всех культур и эпох.
Ошеломляющее многообразие точек зрения по этому вопросу вмещает представления об общечеловеческих ценностях, как о явлении материальном, духовном, интеллектуальном. Иногда общечеловеческие ценности, путают с ценностями человечества – водой, воздухом, пищей, флорой и фауной, полезными ископаемыми, источниками энергии и т.д. Или с ценностями, имеющими государственный (общественный) статус – безопасность страны, экономика, здравоохранение, образование, быт и т.д. Поэтому одни считают «ценности» стабильными, неизменными, а другие – меняющимися в зависимости от смены экономических, политических, военных и других условий, от политики правящей верхушки или партии, от смены социально-политического строя и т. д.
Мы будем рассматривать ОЦ – как вневременное явление, как исходные фундаментальные аксиомы, которые могут именоваться как: «принципы», «законы», «установки», «заповеди», «заветы», «кредо», «символы веры», «каноны», «духовные аксиомы» и т. п. Это абсолютная, непреходящая и высоко значимая потребность как человечества в целом, так и отдельного человека, независимо от пола, расы, гражданства, социального положения и т. д.
В непосредственной связи с пониманием ОЦ находится представление о двух вариантах общественных отношений: «Есть два понимания общества: или общество понимается как природа, или общество понимается как дух. Если общество есть природа, то оправдывается насилие сильного над слабым, подбор сильных и приспособленных, воля к могуществу, господство человека над человеком, рабство и неравенство, человек человеку волк. Если общество есть дух, то утверждается высшая ценность человека, права человека, свобода, равенство и братство... Это есть различие между русской и немецкой идеей, между Достоевским и Гегелем, между Л.Толстым и Ницше» (Н.Бердяев).
К одной из центральных и важнейших ОЦ можно отнести жизньотдельного человека, выступающую в качестве онтологической (бытийственной) основы всех других ценностей.
Другой важнейшей
Творчество – проявляется не
только в утилитарной, познавательной,
исследовательской
Люди всегда ощущали потребность в поисках истины. В донаучную эпоху понимание людьми истины было весьма многозначным: к ней относили знания опытные и сакральные, предания, убеждения, приметы, надежды, верования и т. д. Особым уважением пользовались её носители: старики, волхвы, ведуны, прорицатели, жрецы, философы, учёные. Дальновидные правители заботились о развитии науки и образования… Именно поэтому истину можно поставить в один ряд с другими исходными ценностями. Это – высшая интеллектуальная ценность, ценность человека как Homo sapiens.
В единстве с рассмотренными ценностями формируется и действует чувство справедливости. Справедливость – это обеспечение интересов людей, уважение их достоинства. Утверждение справедливости, порождает в людях удовлетворение. В то время, как несправедливость вызывает обиду, возмущение, злобу, ненависть, зависть, мстительность и т. д., толкает на борьбу за восстановление справедливости. Это говорит о том, что справедливость является важнейшей морально-правовой ценностью.
Ряд авторов в этом контексте трактуют материальное благо, как высшую утилитарную ценность для человека как существа телесного. (Но в избранный нами подход такая трактовка материального блага явно «не ложится»).
Выстраиваются две «шеренги»
Некоторые авторы различают человека биологического и человека социального. Если первый озабочен удовлетворением своих потребностей – в еде, одежде, жилище, воспроизводстве своего рода... То второй, словно четки, перебирает варианты: что выгодно, и не выгодно... У него нет внутренних ограничений, он, как правило, лишен совести. Третий вид человека – это человек духовный – это, если говорить кратко, человек с совестью. Иначе говоря, со способностью различать добро и зло. К ОЦ также можно отнести такие ценности, как смысл жизни, счастье, добро, долг, ответственность, честь, достоинство, вера, свобода, равенство...
В современную эпоху глобальных перемен особое значение приобретают абсолютные ценности добра, красоты, истины и веры как фундаментальные основания соответствующих форм духовной культуры, предполагающие гармонию, меру, равновесие целостного мира человека и его конструктивного жизнеутверждения в культуре. Добро, красота, истина и вера означают приверженность абсолютным ценностям, их поиск и обретение.
Непреходящее значение имеют Библейские нравственные заповеди: ветхозаветные десять заповедей Моисея и новозаветная Нагорная проповедь Иисуса Христа.
В истории каждого народа, каждой культуры существует изменчивое и постоянное, временное и вневременное. Одно растет, достигает расцвета, стареет и умирает, а другое в той или иной превращенной форме переходит из одной формы в другую, внутренне не изменяясь, а преображаясь лишь внешне. ОЦ – это то, что остается вечным и неизменным на протяжении истории, пребывая в глубинах общечеловеческой культуры. Это нравственная аксиоматика, то непререкаемое и универсальное, те духовные опоры, которые «держат» мир, подобно физическим константам, на которых покоится все научное знание.
Сама фраза «общечеловеческие ценности» была введёна в обиход М. С. Горбачёвым во время перестройки в противовес господствовавшей до этого в СССР «классовой морали».
Существует мнение, что следование общечеловеческим ценностям способствует сохранению человеческого вида. В тоже время ряд общечеловеческих ценностей могут существовать, как архетипы.
Примеры
- Многие основные законы, которые
существуют почти во всех
- Многие либеральные принципы,
такие как свобода слова,
- Некоторые религии считают свои законы общечеловеческими ценностями. Например, христиане относят к таковым десять заповедей.
- Часто утверждают, что так называемое
«золотое правило морали» —
«Не делай другим того, чего
не хочешь, чтобы сделали тебе»
— может быть примером
23. Деятельность и активность
современного специалиста.
Деятельность – активное взаимодействие живого существа с окружающей действительностью.
Активность любого организма порождается его потребностями и направлена на удовлетворение этих потребностей. Естественные, культурные, материальные, духовные, личные, общественные потребности порождают разнообразные формы активности человека, предопределяют его существование и развитие. Формы поведения человека определяются не самой потребностью, а общественными способами ее удовлетворения. Активность человека стимулируют не биологически значимые вещи, а спо- 20собы их управления. Под деятельностью понимается активность человека, направленная на достижение сознательно поставленной цели. Человек в деятельности выступает как личность, движимая определенными мотивами и преследующая определенные цели. В формировании отношения человека к деятельности, в развитии его мотивационной сферы большое значение имеет успех или неуспех в деятельности, уровень притязаний личности и уровень достижений.
Деятельность имеет ряд
- носит сознательный характер: человек осознает цель и способы ее достижения, предвидит результат;
- связана с изготовлением,
- носит общественный характер, осуществляется в обществе и направлена на удовлетворение потребностей общества.
Знания, умения, навыки и привычки.
Приобретение знаний
Умение – промежуточный этап овладения новым способом действия, ступенька между знанием и навыком.
Навыки – действие, сформированное путем повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием сознательной регуляции и контроля.
Привычка – автоматизированное действие, выполнение которого в определенной ситуации стало потребностью личности. Выделяют три основных вида деятельности: игра, учение и труд. Они не изолированы друг от друга, а взаимодействуют, обогащают друг друга, создавая тем самым перспективы развития личности. В психологии существует понятие ведущей деятельности, т.е. в наибольшей степени способствующей развитию психики и личности на данном возрастном этапе. Для ребенка ведущей является игровая деятельность, для школьника – учебная, для взрослого человека – труд.
Источником поведения являются
потребности. Потребности - источник активности
человека; внутренние сущностные силы
человека, побуждающие его к
Специфика потребностей человека обусловлена
тем, что он живет в мире не изолированно,
а как элемент различных социальных систем
и человечества в целом. Социальность
человеческих потребностей проявляется
в их содержании, происхождении и в способах
реализации (удовлетворения). Потребности
человека (за исключением базовых) не являются
врожденными, они формируются в процессе
освоения им социальной действительности
становлении его личности.
Потребности человека формируются в онтогенезе
на основе врожденных предпосылок, создающих
возможности тех или иных взаимодействий
с миром, и необходимые в тех или иных формах
активности, определяемой биологическими
и социальными программами жизнедеятельности.
Обязательным условием формирования потребностей
в той или иной деятельности является
опыт этой деятельности, который на ранних
этапах развития осуществляется согласно
с взрослым.
Потребности проявляются в поведении
человека, влияя на выбор мотивов, которые
определяют направленность поведения
в каждой конкретной ситуации. Потребности
человека представляют динамическую иерархию,
ведущее положение, в которой занимает
то одна, то другая потребность, в зависимости
от реализации одних и актуализации других.
При этом выбор мотива определяется не
только доминирующей в данной ситуации
потребностью, но и другими, сравнительно
менее насущными. Субъективно потребности
переживаются в форме эмоционально отраженных
желаний, влечений, стремлений, а ценностьих реализации
- в форме оценочных эмоций; сами потребности
при этом могут не осознаваться.