Тревога и тревожные состояния личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2014 в 16:00, курсовая работа

Краткое описание

В современной психологии принято различать «тревогу» и «тревожность», хотя полвека назад эти различия были неочевидными. Сейчас подобная терминологическая дифференциация характерна как для отечественной, так и для зарубежной психологии и позволяет проанализировать это явление через категории психического состояния и психического свойства. В современной психологии тревога понимается как психическое состояние, а тревожность – как психическое свойство, детерминированное генетически, онтогенетически или ситуационно.
Теперь будем переходить постепенно к тому объему информации, который относится к видам тревоги, уровням тревоги, понятию тревоги и тревожности, формам тревожности и, в общем, то тому, как это отражается на состоянии личности.

Содержание

Введение………………………............................................................................3
Глава 1. Тревога и тревожность………………………………………………. 4
1.0 Понятие тревога и тревожность…………………………………………...4
1.1 Виды тревоги………………………………………………………………..5
1.2 Уровни тревоги…………………………………………………………….5
Глава 2. Тревога и тревожные состояния личности…………………………..8
1.3 Формы тревожности………………………………………………………...8
1.4 Проявление тревожности в дошкольном возрасте………………………..9
1.5 Проявление тревоги в младшем школьном возрасте……………………13
1.6 Проявление тревожности в школьном возрасте…………………………21
Заключение. ……………………………………………………………………22
Список использованной литературы. ………………………………………..24

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая на тему Тревога и тревожные состояния личности.docx

— 80.17 Кб (Скачать файл)

Следующая ситуация – ситуация соперничества, конкуренции. Особенно сильную тревожность она будет вызывать у детей, воспитание которых проходит в условиях гиперсоциализации. Гиперсоциализация — это интенсивная социализация всего сущего, находящегося за «верхней границей» социума. Еще одна ситуация – ситуация повышенной ответственности. Когда, тревожный ребенок попадает в нее, его тревога обусловлена страхом не оправдать надежд, ожиданий взрослого и быть ли отверженным.

В подобных ситуациях тревожные дети отличаются, как правило, неадекватной реакцией. В случае их предвидения, ожидания или частых повторов одной и той же ситуации, вызывающей тревогу, у ребенка вырабатывается стереотип поведения, некий шаблон, позволяющий избежать тревоги или максимально ее снизить. К таким шаблонам можно отнести систематический отказ от ответов на занятиях, отказ от участия в тех видах деятельности, которые вызывают беспокойство, а также молчание ребенка вместо ответов на вопросы незнакомых взрослых или тех, к кому ребенок относится негативно.

Можно согласиться с выводом А.М. Прикожан, о том, что тревожность в детском возрасте является устойчивым личностям образованием, сохраняющимся на протяжении достаточно длительного периода времени. Она имеет собственную побудительную силу и устойчивые формы реализации в поведении с преобладанием в последних компенсаторных и защитных проявлениях. Как и любое сложное психологическое образование, тревожность характеризуется сложным строением, включающим, когнитивный, эмоциональный и операционный аспекты при доминировании эмоционального… является производной широкого круга семейных нарушений.

Таким образом, в понимании природы тревожности у разных авторов можно проследить два подхода – понимание тревожности как изначально присущее человеку свойство и понимание тревожности как реакций на враждебный человеку внешний мир, то есть выведение тревожности из социальных условий жизни

 

1.5 Проявление тревожности в школьном возрасте.

 

Школьная пора – важнейший этап в жизни человека, в течение,  которого принципиально меняется его психологический облик. Школа открывает для ребенка мир социально-общественной жизни и параллельно с семьей занимается его воспитанием. Таким образом, школа становится одним из определяющих факторов в становлении личности ребенка.  Для любого ребенка поступление в школу  чрезвычайно важное событие, но при этом одни дети легко привыкают к новой обстановке и новым требованиям, а другие плохо адаптируются. На момент поступления в школу у ребенка должна быть сформирована внутренняя позиция школьника, которая представляет собой мотивационный центр, направляющий ребенка на учебу, его эмоционально положительное отношение к школе, стремление быть «хорошим учеником». В тех случаях, когда положительная позиция школьника не удовлетворена, ребенок может переживать устойчивое эмоциональное неблагополучие, появляется боязнь школы, нежелание ее посещать, возникает школьная тревожность.  Это специфический вид тревожности, характерный для определенного класса ситуаций — ситуаций взаимодействия ребенка с различными компонентами школьной образовательной среды. Она проявляется в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, ожиданием отрицательного отношения к себе одноклассников и учителя. Обычно эти дети очень ранимы, мнительны, очень чувствительны и ко всему относятся слишком серьезно. Тревожные дети попадают в школе, в ситуацию постоянных оценок их действий  и оказываются хронически неуспешными. Неумение ребенка справиться с этим неуспехом, является основой для возникновения и закрепления тревожности. Таким образом, учитель оказывается для ребенка наиболее значимой и вместе с тем наиболее травмирующей фигурой в школе. У таких детей к концу младшего школьного возраста складывается психологический синдром хронической  неуспешности. 

 

 

 

 

                                Заключение.

 

Проблема тревожности является одной из наиболее актуальных проблем в современной психологии. Среди негативных переживаний человека тревожность занимает особое место, часто она приводит к снижению работоспособности, продуктивности деятельности, к трудностям в общении. В состоянии тревоги мы, как правило, переживаем не одну эмоцию, а некоторую комбинацию различных эмоций, каждая из которых оказывает влияние на наши социальные взаимоотношения, на наше соматическое состояние, на восприятие, мышление, поведение. При этом следует учитывать, что состояние тревоги у разных людей может вызываться разными эмоциями.

 

Проблема диагностики детской тревожности требует особого внимания со стороны психологов, воспитателей, родителей, так как своевременное выявление ее симптомов, изучение тревогоформирующего воздействия макросоциального окружения ребенка позволят предотвратить негативные проявления тревожности.

На основе теоретических и эмпирических исследований можно утверждать, что, представляя собой сложное явление, имеющее различные формы и виды, периодичность и степень проявления, не поддающееся однозначной оценке, тревожность может нести в себе как положительное, так и отрицательное влияние на формирование личности ребенка.

В результате нам удалось выявить важные особенности тревожных детей.

Во-первых, это сравнительно высокий уровень обучаемости таких детей, что противоречит точке зрения учителей на них как на плохо обучаемых или совсем не обучаемых.

Во-вторых, неумение детей вычленить главную задачу, сосредоточиться на ней, стремление охватить своим вниманием все элементы деятельности.

В-третьих, отказ от решения задачи после неуспеха, причем неуспех связывается ими не с неумением решать ту или иную задачу, а с отсутствием необходимых способностей, что также типично для тревожных детей.

Кроме того, эту группу тревожных детей отличал достаточно низкий уровень самооценки, как общей, так и самооценки в деятельности Ребенок в такой ситуации выглядел полностью дезориентированным, он как бы терял всякие критерии правильного или неправильного ответа, правильного поведения.

Отметим, что для детей других школьных возрастов подобное поведение несвойственно. Можно полагать, что оно специфично именно для первых этапов обучения, когда тревожность возникает как реакция ребенка на непонимание им новых требований и невозможность ответить на них. Это явление во многом аналогично тому, которое Всемирная организация здравоохранения обозначила как «школьный шок».

Проявления высокой тревожности ребенка, сопровождаемое такими эмоциональными и психофизиологическими изменениями, как нарушение его самочувствия, сна, аппетита, игровой деятельности, общения с взрослыми и сверстниками и др., требует обязательного принятия мер психопрофилактики ее негативных последствий.

В работе с тревожными детьми, основной акцент должен быть сделан на том, что в младшем школьном возрасте одной из основных причин возникновения неадекватного поведения ребенка является тревожность. Далее была показана роль тревожности. Для плодотворной работы, для полноценной гармоничной жизни определенный уровень тревожности необходим.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

              

 

 

 

                  Список использованной литературы:

 

 

1. Мэй Р., 2001; Тиллих П., 1995 Левитов Н. Д., 1969. Тревога и тревожность.

2. Спилберг Ч.Д. Ханина Ю.Л. Коррекция повышения тревожности детей. – CпБ., (2001 – 214 с)

3. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. - М.: Московский психолого-социальный институт // Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 2000. (Серия "Библиотека педагога-практика").

4. Спилберг Ч.Д. Концептуальные и методические проблемы исследования тревоги. - Сост. Ю.Л. Ханин. - М., 1983.

5. Хорни К. Собр. соч. в 3 томах. М.: Смысл, 1997. Т.2. С. 174—180

 

 

 

 

 

 


 



Информация о работе Тревога и тревожные состояния личности