Психология. Психолого-воспитательные
проблемы развития личности в современных
условиях.
Бекирова
О.В.
ЧУО «ясли-сад
«Василёк» Казахстан, г.Петропавловск.
Проблема тревожности
у детей среднего и старшего дошкольного
возраста. Методы диагностики и коррекции.
Нарушениям психологического
здоровья соответствует выраженное повышение
тревожности, которое может привести к
существенному снижению внимания, в особенности
произвольного. Тревожные дети очень чувствительны
к своим неудачам, остро реагируют на них.
Дети с нормальным уровнем тревожности
адекватно реагируют на успех и неудачу
в своей деятельности. Ребенок, не испытывающий тревоги
и беспокойства, будет значительно меньше
зависеть от других людей, от их расположения
и заботы, что будет способствовать его
психологическому здоровью. Детский возраст,
особенно дошкольный, является определяющим
в становлении личности ребенка. Так как
основные свойства и личностные качества
складываются в этот период жизни и во
многом определяют все его последующее
развитие. Нужно обратить внимание на
то, какими будут начальные этапы перехода
к новым типам взаимоотношений ребенка
с окружающими вне семьи, как будет изменяться
характер деятельности при поступлении
в детское дошкольное образовательное
учреждение. Смена социальных отношений
может представить для ребенка значительные
трудности. Тревожность как черта характера
- это пессимистическая установка на жизнь,
когда она представляется как преисполненная
угроз и опасностей.
Неуверенность порождает тревожность
и нерешительность, а они, в свою очередь,
формируют соответствующий характер.
(В.И.Гарбузов 1990)
Причины возникновения тревожности различны. Родители и педагоги
часто не замечают эмоциональных переживаний
ребёнка или считают их беспредметными
и немотивированными. Отсюда многочисленные
окрики, упрёки, моральные и физические
наказания, требования вести себя так,
как данному ребёнку не под силу.
Чаще всего тревожность развивается
тогда, когда ребёнок находится в состоянии
(ситуации) внутреннего конфликта, который
может быть вызван негативными требованиями,
предъявляемыми к ребёнку, которые могут
унизить или поставить в зависимое положение;
неадекватными, чаще всего завышенными,
или противоречивыми требованиями родителей.
Выяснение причин возникновения
тревожности у ребенка дошкольного возраста
является важной задачей для педагога,
известно, что предпосылкой возникновения
тревожности является повышенная чувствительность
(сензитивность) нервной системы. Однако
не каждый ребенок с повышенной чувствительностью
становится тревожным. Многое зависит
от способов общения родителей с ребенком.
По мнению психолога М.Кузьминой существует
несколько причин тревожности, кроющихся
в семье:
- Традиционализм отношений
в семье.
- Открытые посылы и прямые угрозы.
- Недоверие ребенку.
- Отдаленность родителей.
Тревожность ребенка вызывает
и непоследовательный воспитатель тем,
что не дает ему возможности прогнозировать
собственное поведение. Постоянная изменчивость
требований воспитателя, зависимость
его поведения от настроения, эмоциональная
лабильность влекут за собой растерянность
у ребенка, невозможность решить, как ему
следует поступить в том или ином случае.
По нашему мнению, принципиально важным
в диагностике тревожности дошкольников
является комплексный подход, предполагающий
как оценку по внешним поведенческим реакциям
и психофизиологическим проявлениям тревожности
у детей, так и изучение скрытых форм ее
проявления.
В этой связи нами были проведены исследования
с использованием следующих проективных
методик:
1. Диагностика детей в возрасте
от 4 до 6 лет по «Тесту тревожности»
(Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки.)
2. Проективная методика
«Рисунок семьи» (в интерпретации В. К.
Лосевой)
3. Тест «Кактус»
М.А. Панфилова
4. Тест для родителей «Тревожный
ребенок» (Г.П. Лаврентьева и Т.М.
Татаренко(1992г))
Работа с тревожным ребенком
сопряжена с определенными трудностями
и, как правило, занимает достаточно длительное
время.
Рекомендуется проводить коррекционную
работу с тревожными детьми в четырех
направлениях:
- Повышение самооценки.
- Снятие мышечного напряжения [4,c.147].
- Обучение детей умению управлять
своим поведением.
- Рекомендации родителям.
Повысить самооценку ребенка
за короткое время невозможно. Необходимо
ежедневно проводить целенаправленную
работу. Обращайтесь к ребенку по имени,
хвалите его даже за незначительные успехи,
отмечайте их в присутствии других детей.
Однако ваша похвала должна быть искренней,
потому что дети остро реагируют на фальшь.
Причем ребенок обязательно должен знать,
за что его похвалили. В любой ситуации
можно найти повод для того, чтобы похвалить
ребенка.
Как правило, тревожные дети
не сообщают о своих проблемах открыто,
а иногда даже скрывают их. Поэтому если
ребенок заявляет взрослым, что он ничего
не боится, это не означает, что его слова
соответствуют действительности. Скорее
всего, это и есть проявление тревожности,
в которой ребенок не может или не хочет
признаться.
В этом случае желательно привлекать
ребенка к совместному обсуждению проблемы.
Можно поговорить с детьми, сидя в кругу,
об их чувствах и переживаниях в волнующих
их ситуациях.
А можно на примерах
литературных произведений показать детям,
что смелый человек - это не тот, кто ничего
не боится (таких людей нет на свете). Храбрый
это тот кто умеет преодолеть свой страх.
Желательно, чтобы каждый ребенок сказал
вслух о том, чего он боится. Можно предложить
детям нарисовать свои страхи, а потом
в кругу, показав рисунок, рассказать о
нем. Подобные беседы помогут тревожным
детям осознать, что у многих сверстников
существуют проблемы, сходные с теми, которые
характерны, как им казалось, только для
них. Мы приводим пример следующих
игр на снятия напряжения и тревожности
у ребенка:
Упражнение-энергизатор «А
у соседа тоже!»
Цель: Игра способствует повышению
самооценки ребенка, повышает его значимость
в коллективе.
Каждый из участников по очереди
хвалит что-то, что у него (на нем) есть
(ушки, носик, юбку и пр.). Затем участники
дотрагиваются до того, что назвал сосед
справа и слева, и хором кричат: «А у соседа
тоже!»
Игра «Комплимент»
Цель: Игра способствует повышению
самооценки ребенка.
Дети стоят в кружочке, и каждый
по очереди передает друг другу солнышко
или сердечко. Проговаривая при этом ласковые
слова – комплименты. Ласковые прикосновения
помогают тревожному ребенку обрести
чувство уверенности и доверия к миру,
а это избавляет его от страха насмешки,
предательства. Одна из таких игр:
Игра «Ласковый мелок»
Цель: Игра способствует снятию
мышечных зажимов, развитию тактильных
ощущений.
Содержание: Взрослый говорит
ребенку следующее: «давай мы с тобой порисуем
друг другу на спине. Что ты хочешь, чтобы
я сейчас нарисовал? Солнышко? Хорошо».
И мягким прикосновением пальцев изображает
контур солнца. «Похоже? А как бы ты нарисовал
на моей спине или руке? А хочешь, я нарисую
тебе солнце «ласковым мелком?» И взрослый
рисует, едва касаясь поверхности тела.
«Тебе приятно, когда я так рисую? А хочешь
сейчас белка или лиса нарисуют солнце
своим „ласковым" хвостиком? А хочешь,
я нарисую другое солнце, или луну, или
что-нибудь еще?» После окончания игры
взрослый нежными движениями руки «стирает»
все, что он нарисовал, при этом слегка
массируя спину или другой участок тела.
Игра Солдат-тряпичная кукла
Цель: снятия мышечного и
эмоционального напряжения (релаксация).
Самый простой и надежный способ
научить детей расслабляться - это обучить
их чередованию сильного напряжения мышц
и следующего за ним расслабления. Поэтому
эта и последующая игра помогут вам это
сделать в игровой форме.
Итак, предложите ребенку представить,
что он солдат. Вспомните вместе с ним,
как нужно стоять на плацу, - вытянувшись
в струнку и замерев. Пусть игрок изобразит
такого военного, как только вы скажете
слово «солдат». После того как ребенок
постоит в такой напряженной позе, произнесите
другую команду - «тряпичная кукла». Выполняя
ее, мальчик или девочка должны максимально
расслабиться, слегка наклониться вперед
так, чтобы их руки болтались, будто они
сделаны из ткани и ваты. Помогите им представить,
что все их тело мягкое, податливое. Затем
игрок снова должен стать солдатом и т.
д. Примечание. Заканчивать
такие игры следует на стадии расслабления,
когда вы почувствуете, что ребенок достаточно
отдохнул.
Игра «Молчу или шепчу, кричу».
Цель: Игра, развивающая навыки волевой
регуляции (управления) управлять своим поведением
у тревожных детей.
Как вы наверняка заметили, тревожным
детям трудно регулировать свою речь -
они часто говорят на повышенных тонах.
Эта игра развивает способность осознанно
регулировать громкость своих высказываний,
стимулируя ребенка говорить то тихо,
то громко, то вовсе молчать. Выбирать
одно из этих действий ему предстоит, ориентируясь
на тот знак, который вы ему показываете.
Заранее договоритесь об этих знаках.
Например, когда вы прикладываете палец
к губам, то ребенок должен говорить шепотом
и передвигаться очень медленно. Если
вы положили руки под голову, как во время
сна, ребенку следует замолчать и замереть
на месте. А когда вы поднимете руки вверх,
то можно разговаривать громко, кричать
и бегать.
Примечание. Эту
игру лучше заканчивать на этапе «молчу»
или «шепчу», чтобы снизить игровое возбуждение
при переходе к другим занятиям.
Литература:
Имедадзе И.В. Тревожность как фактор учения в дошкольном возрасте / Психологические полследования - Тбилиси, изд-во: Мецнисреба, 1960 - с.54-57.
Коломенский Я.Л. Психология личных взаимоотношений в детском коллективе. Минск, 1969
Макшанцева Л.В. Тревожность и возможности ее снижения у детей // Психологическая наука и образование - 1988 №2 - с.15
Прихожан Психологический справочник,
или как обрести уверенность в себе: Кн.
для учащихся. - М.: Просвещение, 1994 - 191с.
Абрамова
Г.С. Возрастная психология: Учебник для
студентов вузов.-М.: Академический
проект, 2001.
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968г.
Шмелев
А.Г. Основы психодиагностики. Учебное
пособие для студентов педвузов.- Москва,
Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.-544с.
Абрамова
Г.С Практическая психология. Издание второе, стереотипное.- М.: Издательский центр «Академия», 1997.-
368с.