Три блока единства сознания и деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 17:38, реферат

Краткое описание

Цель исследования: изучить взгляды отечественных и зарубежных психологов на три блока единства сознания и деятельности.
Задачи исследования:
1.Изучить взгляды на три блока единства сознания и деятельности в разных психологических школах;
2. Изучить взгляды на проблему в зарубежной психологии.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.........................................................................................................................................................................3
ТРИ БЛОКА ЕДИНСТВА СОЗНАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...................................................5
1.1 Основополагающие принципы психологии.................................................................................5
1.1.1 Принцип детерминизма...............................................................................................................5
1.1.2 Принцип единства сознания и деятельности.............................................................................6
1.1.3 Генетический принцип или принцип развития психики.........................................................6
1.1.4 Принцип ведущей роли деятельности в развитии психики. ...................................................7
1.1.5 Принцип психической целостности............................................................................................7
1.1.6 Принцип объективности в изучении психики............................................................................7
1.2 Взгляды на три блока единства сознания и деятельность в разных
психологических школах.......................................................................................................................7
1.2.1 Культурно-историческая теория развития психики Л.С Выготского ....................7
1.2.2 Субъектно-деятельностная концепция С.Л. Рубинштейна.........................................................9
1.2.3.Структура сознания согласно А. Н. Леонтьеву.............................................................12
1.2.4 Бытийный и рефлексивный слои сознания по В.П. Зинченко и Е.БМоргунову.................14
1.3 Деятельностный подход в зарубежной психологии.....................................................................16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................................................................................18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ ПО ЕДИНСТВУ (Автосохраненный).docx

— 439.04 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ.........................................................................................................................................................................3

ТРИ БЛОКА ЕДИНСТВА СОЗНАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...................................................5

1.1 Основополагающие принципы психологии.................................................................................5

1.1.1 Принцип детерминизма...............................................................................................................5

1.1.2 Принцип единства сознания  и деятельности.............................................................................6

1.1.3 Генетический принцип или  принцип развития психики.........................................................6

1.1.4 Принцип ведущей роли деятельности  в развитии психики. ...................................................7

1.1.5 Принцип психической целостности............................................................................................7

1.1.6 Принцип объективности в  изучении психики............................................................................7

1.2 Взгляды на три блока единства сознания и деятельность в разных

психологических школах.......................................................................................................................7

1.2.1 Культурно-историческая теория развития психики Л.С Выготского ....................7

1.2.2 Субъектно-деятельностная концепция С.Л. Рубинштейна.........................................................9

1.2.3.Структура сознания  согласно А. Н. Леонтьеву.............................................................12

1.2.4 Бытийный и рефлексивный слои сознания по В.П. Зинченко и Е.БМоргунову.................14

1.3 Деятельностный подход в зарубежной психологии.....................................................................16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................................................................................18

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.........................................................................19

ПРИЛОЖЕНИЕ.......................................................................................................................................20

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы. В отечественной психологии применяются различные методологические принципы, например, принцип системного детерминизма, принцип единства внешних воздействий и внутренних условий, принцип активности сознания личности, принцип единства психики (сознания) и деятельности, принцип системности, принцип развития. В данной работе будет рассмотрена проблема трех блоков принципа единства психики (сознания) и деятельности, взгляды отечественных и зарубежных ученых на структуру сознания, деятельность и поведение человека.

Актуальность данной проблемы заключается в практическом применении принципа для организации различных видов деятельности в учебном процессе, в процессе воспитания, в трудовой деятельности т.д. Принцип единства сознания и деятельности основывается на  включении сознания в жизненные связи человека с окружающим миром, который является объективным миром. Ученые считают, что деятельность человека изменяет этот мир, при этом развивается сам человек. Основой объективного познания психики человека является взаимосвязь сознания и деятельности и поведения. Эти процессы взаимообусловлены и едины.

Для теоретического обоснования некоторых  вопросов психики особенно большое  значение имели учения Л.С. Выготского о происхождении и природе  высших психических функций и  учение А.Н. Леонтьева и С.Л. Рубинштейна  об отношении психики к осмысливанию внешней предметной деятельности, получившее название «проблема деятельности в  психологии».

В процессе деятельности происходит формирование сознания. То есть, формируясь в деятельности, сознание в ней  и проявляется. Таким образом, предметом  психологического изучения является личность в деятельности. Сознание есть функциональный орган деятельности человека. Сознание может быть познано через систему субъектных отношений. Единство не значит полное тождество. Сознание – функция, функциональный орган деятельности человека.

В специальной психологии этот принцип применяется при изучении аномальных детей. Известно, что формирование психических функций происходит благодаря биологически унаследованным свойствам, но это лишь одно условие. Каждый ребенок должен овладеть миром предметов и явлений, созданных человечеством. Деятельность является следующим условием возникновения сознания человека, она формирует  сознание. Принцип единства сознания и деятельности предполагает, что сознание регулирует поведение и действия человека. При изучении психики аномальных детей принцип единства сознания и деятельности служит важным параметром оценки уровня развития таких детей. Данный принцип помогает осуществить объективный подход к изучению психики аномальных детей.

Деятельностный подход помогает провести  анализ психического развития аномального ребенка, т.к. он подразумевает, что каждая психическая функция имеет сложную структуру, состоящую из нескольких звеньев. Нарушение одной и той же функции у аномальных детей протекает по-разному. Это протекание зависит от того, какое звено оказывается нарушенным. Выявление этого нарушения является главной психолого-педагогического исследования аномальных детей. Таким образом, применение принципа единства сознания и деятельности влияет на качественный анализ психического развития аномального ребенка и является принципиально важным условием исследований в специальной психологии. Все выше сказанное подтверждает актуальность данной проблемы.

Объект  данного исследования – принцип единства сознания и деятельности в отечественной психологии.

Предмет исследования – три блока единства сознания и деятельности.

Цель исследования: изучить взгляды отечественных и зарубежных психологов на три блока единства сознания и деятельности.

Задачи исследования:

1.Изучить взгляды на три блока единства сознания и деятельности в разных психологических школах;

2. Изучить взгляды на проблему  в зарубежной психологии.

Методы исследования:

1. Изучение научной литературы .

2. Анализ и сравнение изученных  материалов.

Методологической основой  исследования являются научные труды таких авторов, как Б.Г. Ананьев, Л. И. Анцыферова, А.В. Брушлинский, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.П.Зинченко, А.Н. Леонтьев, Е.Б. Моргунов, М. К. Мамардашвили, Рубинштейн, Л. И. Анцыферова.

 

 

ТРИ БЛОКА ЕДИНСТВА СОЗНАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 

    1. Основополагающие принципы психологии

Психология как наука руководствуется  следующими основополагающими принципами: принцип детерминизма; принцип единства сознания и деятельности; генетический принцип или принцип развития; принцип ведущей роли деятельности в развитии психики; принцип психической целостности и др.; принцип объективности в изучении психики. Рассмотрим кратко сущность этих принципов.

1.1.1 Принцип детерминизма

Характеризуется закономерной и необходимой  зависимостью психических явлений  от факторов их возникновения, предполагает причинную обусловленность психической деятельности. В окружающем объективном мире все явления имеют причину их возникновения. Та или иная психическая деятельность людей объясняется социальными условиями их жизни, особенностями их воспитания и деятельности. Психология не просто описывает психические явления, а обязательно вскрывает причины их возникновения. Таким образом, принцип детерминизма  трактует все психические явления, как и психику в целом, как вторичное образование.Это образование обусловленно объективной действительностью, отражающее эту действительность. Этот принцип означает, что все психические явления рассматриваются как следствие деятельности мозга. Применение данного принципа предполагает при изучении психических явлений обязательное установление причин, которые вызвали эти явления.

1.1.2 Принцип единства сознания и деятельности

Этот принцип утверждает, что формирование, развитие и проявление сущности личности происходит в процессе практической деятельности. Сознание и деятельность в современной психологии рассматриваются в единстве. Во-первых, деятельность рассматривается как условие возникновения, фактор формирования и объект приложения сознания человека; во-вторых, деятельность является формой активности сознания. Принцип единства сознания и деятельности подразумевает, что сознание – это регулятор поведения и действий человека. Сознание и деятельность всегда изучаются в едином комплексе. Социально и исторически принадлежат определенной личности.

 

 

1.1.3 Генетический принцип или принцип развития психики

Этот принцип предусматривает изучение психической деятельности человека в движении и развитии. Во-первых, все психические явления рассматриваются как постоянно изменяющиеся и развивающиеся процессы как количественно, так и качественно; во-вторых, этот принцип утверждает, что правильное и полное описание любого психического явления возможно тогда, когда одновременно выясняются характерные его особенности, история или причины возникновения, перспективы последующих изменений психического явления в определенный  момент.

Чтобы понять поведение любого человека, нужно знать историю его жизни. Особенность психики людей можно  объяснить, только опираясь на предысторию человеческого сознания: психику животных. Возрастная психология основывается на том, что психическая деятельность в разном возрасте протекает по-разному. Общая психология опирается на доказательства, добытые детской психологией, например, данные о развитии у ребенка отдельных психических процессов — ощущений, восприятий и пр. биографический метод психологии позволяет изучать личность индивидуума в онтогенезе.

1.1.4 Принцип ведущей роли деятельности в развитии психики

Психика человека, начиная с простейших игр маленького ребенка и кончая творческим трудом взрослого, субъективно отражает объективный окружающий мир. Развитие психики возможно только при активном взаимодействии человека с другими людьми и в различных видах его деятельности. Деятельность  — важнейший компонент развития психики. Не будет деятельности - наступит деградация. Поэтому в психологии всесторонне анализируется исполнение деятельности, начиная с игры маленького ребенка и кончая творческой деятельностью зрелого человека, выполняющего множество разнообразных умственных и практических заданий, связанных с тем или иным типом деятельности (игровой, учебной, трудовой, организаторской и пр.).

1.1.5 Принцип психической целостности

Психика человека – это единый цельный нераздельный продукт системной деятельности мозга, его субъективный мир, в котором психологи лишь с целью исследования выделяет различные процессы, состояния и свойства. Психолог, проводя различные исследования психики, изучая сознание, должен помнить о целостной личности, его задача анализировать всевозможные связи и зависимости между психическими процессами восприятия, мышления и т.д.

 

1.1.6 Принцип объективности в изучении психики.

В любой науке одно из важнейших  требований – это   объективность и точность исследования. Ученый ничего не должен добавлять от себя в изучаемые процессы. Изучаемые явления должны исследоваться в таком виде, как они проявляются в действительности. Перед психологами встала задача объективного изучения субъективного мира человека. Ученые считают, что мысли, чувства людей, их переживания, т.е. психические явления  также познаваемы, как и все явления действительности. Так, например, поступки человека, его речь являются продуктами его деятельности, т. е. объективны.

Из выше изложенного можно сделать вывод, что рассмотренные принципы являются методологической основой в психологии. Они реализуются только при едином системном подходе, который ориентирует индивидуума на целостное изучение своей личности и рассмотрение себя как субъекта индивидуальной деятельности. При этом необходимо учитывать все многообразие активной деятельности человека, рассматривать как одно целое все условия и факторы различных сфер деятельности человека. Такой подход означает также рассмотрение деятельности человека в совокупности: профессиональной, учебной, игровой и иной деятельности, в повседневных отношения, личностном развитии.

 

1.2 Взгляды на три блока единства сознания и деятельности в разных психологических школах

1.2.1 Культурно-историческая теория развития психики Л.С Выготского

Зигмунд Фрейд один из первых ученых дал представления о структуре  сознания, представляя ее как иерархическую, включающую в себя подсознание, сознание, сверхсознание. Подсознание и сверхсознание образуют состав бессознательного. Выделение бессознательного и создание метода психоанализа - это пример работы с сознанием. Ученые считают, что подобное структурирование сознания исчерпало свой объяснительный потенциал. Выделяются следующие свойства сознания как функционального органа: реактивность; чувствительность; диалогизм; полифоничность; спонтанность развития; рефлективность. Известны функции сознания: отражательная; порождающая (творческая, или креативная); регулятивно-оценочная; рефлексивная; духовная (см. Приложение А).

Л. Фейербах считал, что есть сознание для сознания и сознания для бытия. Эта идея развивалась Л.С. Выготским. Он изложил культурно-историческую теорию развития психики в книге «История развития высших психических функций».

Основные положения теории развития психики Л.С.Выготского1

1.В процессе своего развития человек создавал разнообразные орудия труда, с помощью которых он осуществлял свою трудовую деятельность. В процессе трудовой деятельности сложились язык и знаковые системы. Человек научился всем этим пользоваться.

2.Использование орудий труда и знаковых систем способствовало перестройке психических функций.

3.В период культурно-исторического развития люди создали два типа орудий. Орудиями труда они воздействовали на природу, а знаковыми системами пользовались  при общении и воздействовали ими на себя.

4.Использование орудий труда и знаковых систем в практической деятельности  привело к началу перехода человека от непосредственных к опосредованным психическим процессам. Орудия труда и знаковые системы помогают управлять этими процессами.

Информация о работе Три блока единства сознания и деятельности