Трудности общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 19:13, реферат

Краткое описание

Серьезным препятствием на пути к общению могут стать те трудности, которые возникают при взаимодействии. Кроме коммуникативных барьеров, о которых шла речь выше, между участниками общения могут возникать двусторонние или многосторонние осложнения отношений, психологическая сторона которых связана с такими личностными свойствами общающихся, как эгоизм, подозрительность, авторитарность, неискренность, наглость, напористость. Такого рода трудности, как правило, сопровождаются нервно-психическим напряжением. Они различаются по степени напряжения, по типу ситуаций возникновения и по степени влияния на успешность общения.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 18.75 Кб (Скачать файл)

Серьезным препятствием на пути к общению могут стать  те трудности, которые возникают  при взаимодействии. Кроме коммуникативных  барьеров, о которых шла речь выше, между участниками общения могут  возникать двусторонние или многосторонние осложнения отношений, психологическая  сторона которых связана с  такими личностными свойствами общающихся, как эгоизм, подозрительность, авторитарность, неискренность, наглость, напористость. Такого рода трудности, как правило, сопровождаются нервно-психическим  напряжением. Они различаются по степени напряжения, по типу ситуаций возникновения и по степени влияния  на успешность общения.

В.Н.Куницына, специалист по проблемам общения, выделяет две группы трудностей: 
субъективно переживаемые, не всегда проявляющиеся в конкретном взаимодействии и не очевидные для собеседника; 
«объективные», т.е. проявляющиеся в условиях непосредственных контактов и снижающие удовлетворенность ими.

К первой группе трудностей в общении относятся такие, как  социальная неуверенность, застенчивость, трудности психологического контакта. Зачастую они проявляются при  общении с вышестоящим человеком  или в ситуации выбора, взятия на себя ответственности. К объективным  трудностям относятся трудности  коммуникативного характера, связанные  с уровнем коммуникативной грамотности.

Различают также  трудности общения первичные и вторичные. Первичные трудности общения зависят от природных свойств человека (биологических, психофизиологических, личностных), таких, как агрессивность, тревожность, ригидность, и других, связанных с темпераментом. Вторичные трудности могут быть психогенными (следствие травм, стрессов, фрустраций (от лат. — обман, тщетное ожидание), хотя, как говорят, нет безнадежных ситуаций, просто есть люди, которые отчаялись из них выйти. К вторичным трудностям относятся также социогенные (следствие коммуникативных барьеров), возникающие при неудачном опыте эмоциональных и социальных контактов.

 

Дефектное общение. Это относительно неполноценное общение, которое чаще проявляется в межличностных отношениях. Оно мешает установлению искренности, доверительности, легкости и человеческой близости. Хотя такое общение, как отмечают специалисты, и не затрагивает глубинных характеристик общения, и не вызывает пагубных последствий, оно все же считается деструктивным, так как создает помехи — дефекты общения.

Дефекты общения  порождаются людьми, обладающими  определенными личностными свойствами, способствующими сворачиванию контактов  и уходу от предмета взаимодействия, искажению истинных мотивов собеседника  и снижению успешности общения, а следовательно, и удовлетворенности им. Зачастую дефектным общением становится взаимодействие людей в условиях перегрузок, нервно-психического напряжения, дефицита свободного времени. Следствием такого общения становятся демонстрируемая раздражительность и конфликтность, психическая, нервная и физическая усталость.

Специалистами в  сфере общения замечено также, что  могут оказывать раздражающее воздействие  на собеседника такие негативные невербальные сигналы, как покачивание  во время разговора с пяток  на носки, многозначительное поднятие брови, постоянно саркастически  искривленный рот, облизывание губ, манера отвлекаться и др. Зачастую отрицательно сказывается на взаимодействии защитная позиция собеседника. Сильное  развитие психологической защиты всегда негативно влияет на поведение и препятствует рассмотрению проблемы и достижению конечного результата общения. Иногда собеседник демонстрирует маску, за которой скрывается собственная неуверенность, страх, скованность и закрепощенностъ.

Дефектные черты  взаимодействия по своей природе  иррациональны (от лат. — неразумный). К сожалению, они не всегда осознаются собеседником и возникают независимо от его желания каждый раз, когда возникает угроза его самооценке или достоинству.

Дефектное общение весьма близко к деструктивному.

К устойчивым дефектам общения относятся такие свойства личности, как тревожность (беспокойство, страх) и ригидность (от лат. — оцепенелый, твердый) — затрудненность, вплоть до полной неспособности к каким-либо изменениям, объективно требующим перестройки. Ригидные люди, как правило, авторитарны и очень консервативны в своих взглядах, отношениях с людьми и привычках.

В литературе рассматриваются  два вида тревожности: невротическая — безотчетное переживание беспокойства, направленное в будущее, и психотическая — бессодержательное, но очень мощное переживание. Обычно при взаимодействии такие собеседники демонстрируют беспокойство, неуверенность в себе, чувство неполноценности, что, несомненно, сказывается на результатах общения. Перечисленные черты характера мешают открытому и доверительному общению, приводят к нарушению обязательств, к конфликтам. Как заметил А. Эйнштейн: «Люди любят рубить лес: в данном виде деятельности результаты видны сразу». Повышенная эмоциональность, раздражительность и конфронтация зачастую осложняют взаимодействие, не позволяют перестроить отношения в сторону сотрудничества и эффективной коммуникации.


Информация о работе Трудности общения