Трудные дети

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 16:14, курсовая работа

Краткое описание

Воспитание трудных подростков никогда не было и не будет легкой задачей. Разные родители пользуются для решения этой задачи различными подходами. Бесспорно, важно следовать тому, что считается правильным, но есть некоторые рекомендации, которым необходимо следовать, чтобы помочь родителям пройти через все это, а также понять, что они не единственные, кто находится в такой ситуации. Подростковый возраст длится не вечно, поэтому не следует зацикливаться на том, что ребенок навечно останется трудным подростком.

Содержание

1.Введение……………………………………………………….стр.1-3
Глава I. Общие представления о «трудных» детях
1.1 Раскрытие понятий «трудные» дети, «трудновоспитуемость»…3-5
1.2 Основные причины невосприимчивости к воспитанию…………6-10
Глава II. Основные особенности в воспитании «трудных» детей
2.1 Классификация типов личности «трудных» детей……………….11-18
2.2 Воспитательная работа с «трудными» школьниками…………….19-29
Заключение………………………………………………………………30-31
Использованная литература……………………………………………..32-33

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 147.50 Кб (Скачать файл)

Приглашения для обсуждения на педсовет вместе с родителями целесообразно накладывать спустя некоторое время после совершения им проступка. Как показала практика, отсрочка наказания действует на них не менее эффективно, чем само наказание.

Особенности индивидуальной работы с «активными» детьми. В работе по перевоспитанию таких учащихся наилучших результатов можно достичь, если создать условия (разумеется в пределах норм) для реализации их энергии, инициативы, активности. Они не переносят монотонной работы (на большинстве уроков математики, химии, языка и др.), требующей усидчивости и аккуратности, а также повышенной ответственности. Им по характеру подходит работа на уроках труда, на пришкольном участке, на уроках физической культуры, а также и других уроках, где учебная работа связана с исполнением разнообразных функций, требующая быстрого переключения и взятия на себя инициативы и при постоянных контактах со многими сверстниками своей школы.

Если же ученики нарушают дисциплину на уроке, то обычно быстрый  и положительный эффект дает угроза наказания, представление на беседу к директору школы, сообщение о недостойном поведении родителям и др. В первую очередь следует использовать менее строгие виды изыскания, оставляя в резерве более жесткие. Метод отсроченного наказания применять в индивидуальной работе с «трудными» детьми активного типа нецелесообразно, так как они, в отличие от упорного типа, не обладают таким свойством, как стойкость аффекта. Из педагогических методик перевоспитания целесообразно использовать метод «организации поведения», иначе называемый методом приучения. Он направлен на приобретение опыта правильного поведения. К этим подросткам так же очень важно относиться с повышенной требовательностью с целью выработки правильного поведения, применять организацию повторяющихся действий, так как люди такого типа бывают крайне легкомысленны и в определенные моменты как бы утрачивают и чувство долга, и способность к раскаянию. В связи с этим хорошей профилактической мерой для них является постоянный, но не мелочный контроль.

Поощрения к таким  трудным школьникам рекомендуется  применять только тогда, когда в  их поведении наметились видимые  положительные, сдвиги и за добросовестное выполнение поручения учителя, классного  руководителя или дирекции школы.

Особенности индивидуальной работы с демонстративным типом личности. Стиль индивидуальной работы с учениками такого типа должен носить точный и спокойный характер. Для них желательно подбирать такие сферы учебной деятельности, в которых они могли бы проявлять свое стремление быть на виду. Им, например, приятно участие в культурно-массовой работе классного коллектива, участие в художественной самодеятельности учащихся школы. Здесь они могут проявлять свои артистические способности и получить признание. Нецелесообразно им поручать быть старшим в ученическом производственном звене и другую работу, связанную с руководством людьми, из-за трудности адаптации в ученическом коллективе, в связи с чрезмерной фиксацией на собственной личности. Не рекомендуются также поручения, связанные с материальной ответственностью, из-за плохого самоконтроля и подверженности в критических ситуациях к нервным срывам. При организации индивидуальной воспитательной работы с такого рода учащимися необходимо использовать их стремление к признанию. Поэтому при малейших достижениях успехов в учебе, труде и быту к ним рекомендуется применить в первую очередь такие меры поощрения, как занесение на доску активистов класса, вручение похвальной грамоты, объявление благодарности на линейке школы.

Если «трудным» школьникам этого типа выносятся взыскания, то нежелательно широко оповещать об этом через стенгазету класса и школы, чтобы не дать им возможности выделиться даже в этом, так как бывают случаи, когда стремясь обратить на себя внимание, они избирают даже крайне негативную форму поведения в школе, становятся на путь злостных к систематических нарушений дисциплины на уроках.

Наиболее правильная реакция учителя на их вымышленные  рассказы это безразличие. Главное -- не показать своего удивления и  интереса. В отношении «трудных» школьников демонстративного типа желательно как можно раньше осуществлять профилактические мероприятия, так как в силу указанных качеств они часто вступают в серьезные конфликты с другими учащимися, в том числе и «отрицательными», могут совершить дерзкие поступки и даже преступления.

Эффективным является и  такой способ воздействия, как моральное  принуждение, смысл которого заключается  в оценке коллективом учащихся поступков  «трудного» ребенка и требовании прекратить недостойное поведение  на уроках и во внеурочное время под угрозой изменения социально-психологической позиции в коллективе.

Если ребенок этого  типа из-за своего поведения вступает в постоянный конфликт с другими  учащимися, классному руководителю и дирекции школы следует установить за ними постоянный контроль и проводить предупредительные и профилактические мероприятия. Это необходимо, чтобы предотвратить возможность совершения ими преступления или попытки к самоубийству, которые вероятнее всего следует ожидать в случае возникновения реальной угрозы перевода их в число «отвергаемых».

Особенности индивидуальной работы с безвольным типом личности. С начала учебного года безвольных подростков целесообразно привлекать к общественной работе в коллективе класса. Классному руководителю следует давать им различные поручения. Для работы на пришкольном участке таких детей необходимо включать в сплоченное звено. Словом, сделать все возможное, чтобы заполнить их досуг общественно-полезной деятельностью, пересекать любые контакты с отрицательно характеризующимися подростками, как сверстниками, так и старшими в школе и на улице. В противном случае они могут быть использованы «отрицательными» в своих целях.

В условиях отдыха в пионерском лагере рекомендуется правильно  размещать безвольных подростков среди  учащихся-хорошистов в жилых помещениях. При проведении индивидуальной беседы с этой категорией лиц учителю следует обсудить лилию их поведения и рекомендовать им всегда быть на «людях -- со своим звеном», не вступать ни в какие отношения с незнакомыми лицами в пионерском лагере, не брать от них каких-либо подачек и т. д.

Индивидуальная работа учителя с данной категорией подростков должна основываться на жестком, властном обращении с ними, их необходимо постоянно держать под контролем. При этом надо понимать, что как только контроль ослабевает, эти подростки сразу начинают ориентировать свое поведение на других «трудных» ребят и вскоре попадают под их влияние. В случае незначительного нарушения дисциплины на уроке, опоздания такой категории лиц учителю не следует стремиться сразу применить взыскание, так как даже угроза дисциплинарного воздействия может сразу и существенно изменить их линию поведения. В связи с тем, что у этих детей затруднена выработка стойких положительных форм поведения, в индивидуальной работе с ними целесообразно применять метод организации поведения и использовать упражнения, способствующие выработке положительных привычек. При применении мер поощрения учителю необходимо учитывать, что наиболее эффективным для них является благодарность от дирекции школы, объявленная перед всеми учащимися.

Не следует привлекать этих учащихся к работе, требующей  ответственности, к примеру, звеньевым  на пришкольном участке, а также  использовать на тех общественных поручениях, где нужно выполнять сложные  операции (на уроках физики, химии, труда и т. д.).

Классному руководителю и родителям «безвольных» следует  учитывать, что такие дети легко  идут наповоду у других и поэтому  в случае возникновения конфликтных  ситуаций могут принимать в них  активное участие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современных условиях трудными подростками называют тех  детей, чье поведение резко отличается от общепринятых норм и препятствует полноценному воспитанию. Поэтому часто  к трудным относят детей, существенно  различающихся по своим индивидуальным особенностям.

Трудные ведут себя с  напускной независимостью, открыто  высказываются о своем нежелании  учиться, у них отсутствует уважительное отношение к учителям, авторитет  сверстников завоевывается с  помощью физической силы. Именно такие  подростки чаще всего становятся на путь правонарушений, так как чаще всего отвергаются коллективом одноклассников. В таких случаях подросток “уходит” из школы, он сближается с другими “отверженными”.

Грубость, цинизм, бесшабашность  трудных зачастую являются маскировкой  чувства собственной неполноценности, ущемленности, детскости.

Одна из самых характерных  особенностей трудных детей -- психическая  незрелость, отставание от возрастных норм. Повышенная внушаемость, неумение соотносить свои поступки с нормами  поведения, слабость логического мышления характеризуют таких ребят. Они редко мучаются выбором, принимают собственные решения, часто поступают слишком по-детски, импульсивно.

В большинстве случаев  отклонения появляются под влиянием семьи и окружающей микросреды, то есть недостаточном учете со стороны взрослых возрастных особенностей развития ребенка. Они не всегда справедливо оценивают возросшие способности и потребности ребенка и продолжают осуществлять устоявшиеся меры воздействия.

Также причиной “отверженности”  может служить хроническая неуспеваемость. Это порождает отвращение к учебе, стремление самоутвердиться другим способом. Ребята не способны устоять перед дурными примерами и в асоциальных компаниях легко адаптируются. Начинают курить, выпивать, употребляют наркотики, охотно включаются в авантюры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ  ЛИТЕРАТУРА

1. Егорова З. В. Новая  система организации педагогического  процесса по предупреждению и  коррекции отклоняющегося поведения  учащихся. - Чебоксары: ЧГПУ, 2001.

2. Закирова И. Б.  Педагогические основы и методика работы с «трудными подростками». [Учеб. пособие]. - Казань: КГПИ, 2005.

3. Касицина Н. В.  Как выстроить сотрудничество  учителя и ученика. Педагогика  поддержки: тактика взаимодействия / Касицина, Н. В., Михайлова, Н.  Н., Юсфин, С. М. - М.: Чистые пруды, 2007.

4. Касицина Н. В.  Как разбудить собственную активность  ученика. Педагогика поддержки:  тактика помощи / Касицина, Н. В., Михайлова,  Н. Н., Юсфин, С. М. - М.: Чистые пруды, 2007.

5. Кириллова О. В.  Воспитательная работа с трудными подростками: Учеб. пособие. - Чебоксары: ЧГУ, 2008.

6. Кочетов А. И. Перевоспитание  подростка. - М.: «Педагогика», 2009.

7. Кочетов А. И., Вереницкая  Н. Н. Работа с трудными детьми: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2009.

8. Лихачев Б. Т. Общие  проблемы воспитания школьников: [Учебное пособие по спецкурсу для пед. ин-тов]. - М.: Просвещение, 1979.

9. Мазуров Г. И., Туркин  В. Л. Организация индивидуальной  работы с трудными подростками:  Учеб. пособие. - Ростов н/Д: Феникс, 2001 .

10. Павлов И. В. Педагогические основы профилактики правонарушений несовершеннолетних: [Учеб. пособие]. – Казань, 2004.

11. Павлов И. В. Предупреждение  педагогической запущенности и  правонарушений несовершеннолетних: [Метод. пособие]. - Казань, 2004.

12. Павлов И. В. Преодоление педагогической запущенности у подростков: [Пособие. Метод. рекомендации]. – Казань, 2004.

13. Черепахова Э. М.  Трудные уроки: [Учеб.-воспитат. работа  в школе и ПТУ]. - Педагогика, 1991.

 




Информация о работе Трудные дети