Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 15:59, реферат
В Англии общественное внимание к слабоумным было проявлено очень рано. В первой части книги мы отмечали, что это было продиктовано не столько гуманными мотивами, сколько юридическими соображениями. Начиная с XVI века были приняты законодательные акты по вопросам наследования имущества слабоумными и душевнобольными и отграничения первых от вторых.
В Англии общественное внимание к слабоумным было проявлено очень рано. В первой части книги мы отмечали, что это было продиктовано не столько гуманными мотивами, сколько юридическими соображениями. Начиная с XVI века были приняты законодательные акты по вопросам наследования имущества слабоумными и душевнобольными и отграничения первых от вторых.
До
середины XIX века слабоумных помещали
в учреждения для душевнобольных,
где они полностью подчинялись
режиму этих учреждений. Это приводило
к тому, что после нескольких лет
пребывания слабоумных в больнице для
душевнобольных их состояние значительно
ухудшалось, и они становились
полностью потерянными для
В середине XIX века в Англии началось движение за общественное призрение, воспитание и обучение слабоумных. Это движение возглавили доктора Д.Конноли, Э.Рид, В.Твиллинг и др.
История первого учреждения для слабоумных в Англии связана с деятельностью доктора Вильяма Твиллинга. Путешествовавший по Швейцарии В. Твиллинг заблудился в горах и случайно оказался в Абендбергском приюте, руководимом Гуггенбюлем. Увиденное здесь его поразило. По возвращении в Англию Твиллинг изложил свои впечатления об этом приюте в брошюре. С этой брошюрой познакомилась мисс Уайт из города Бата. Содержание брошюры побудило ее открыть в 1846 году в родном городе первый в Англии приют для слабоумных. Вначале в приют было принято всего 3 детей, а через два года он обслуживал 15 воспитанников.
В 1847 году Англию посетил Гуггенбюль. Его приезд вызвал большое оживление. В это время в Лондоне проходил съезд врачей. Доктор Эндрью Рид провел среди участников съезда сбор пожертвований для открытия под Лондоном заведения для слабоумных. Во главе этого заведения был поставлен учитель, работавший ранее в Абендбергском приюте. Медицинский надзор здесь осуществлял доктор Д. Конноли. В своем отчете за 1851 год доктор Конноли отмечает значительные успехи воспитанников: «До сих пор блуждавшие, бессмысленные глаза детей теперь уже смотрят и видят, бессмысленный язык теперь говорит, неподвижный прежде ребенок теперь ходит и прыгает, забитый и замкнутый дух получил свободу»1. В 1856 году в этом заведении находилось 256 воспитанников. Значительные пожертвования поступавшие в это учреждение для слабоумных, позволили ему вырасти в самое крупное учреждение Англии для подобных лиц
В дальнейшем благотворительные заведения для слабоумных стали открываться и в других городах Англии, однако они обслуживали незначительное количество лиц, нуждавшихся в этой общественной заботе. К 1871 году во всех учреждениях для слабоумных в Англии воспитывалось всего 1100 человек, в то время как на учете состояло 30 тысяч идиотов. В то время этим термином обозначали лиц с любой степенью умственной отсталости. Многие слабоумные продолжали находиться в больницах для душевнобольных или же их помещали в работные дома для бедных. С 70-х годов началось движение за отделение идиотов от помешанных. Для решения этого вопроса был создан особый комитет.
После многочисленных заседаний и тщательного изучения вопросов призрения и воспитания слабоумных этот комитет вынес в 1871 году решение, которое достаточно полно раскрывает принципы и перспективы развития помощи слабоумным:
1. Идиоты и тупоумные должны пользоваться специальным уходом.
2. Они не должны быть помещаемы вместе с помешанными.
3.
Они могут только в
4. Специальный уход, в котором нуждаются идиоты и тупоумные, должен быть прилагаем к ним коллективно, в особенности на начальных ступенях воспитания.
5. Идиоты и тупоумные не могут быть с пользой для них помещаемы вместе с нормальными детьми в обыкновенных школах.
6. Улучшение идиота или тупоумного не пойдет вперед, если содержать его отдельно; но в некоторых случаях подобное содержание безвредно (при надлежащем надзоре) для спокойных помешанных.
7. Воспитание идиотов и тупоумных должно быть основано па физических соображениях.
8.
Оно должно начинаться в самом
раннем возрасте, лишь только
они в состоянии будут
9. Идиоты и тупоумные должны получать по возможности полное индустриальное воспитание, имея в виду доставить им — насколько это осуществимо — возможность самостоятельного существования, или, по крайней мере, — сделать их способными облегчить, когда это будет необходимо, тех, которые их поддерживают.
10. Идиоты и тупоумные всех классов должны быть — насколько это допускается благоразумием — поощряемы к возделыванию тех литературных, научных, художественных или механических талантов, которыми иногда случается им обладать; им необходимо поручать иногда исполнение каких-нибудь работ, так как это развивает в них самоуважение и чувство того, что и они приносят какую-нибудь пользу; во всяком случае они должны быть заняты, но притом так, чтобы занятие доставляло им удовольствие».
Эти рекомендации комитета в жизнь претворены не были. В течение пяти лет продолжались дискуссии вокруг приведенных выше решений комитета.
В 1878 году заседавший в Лондоне специальный комитет, наконец, пришел к заключениям о перспективах развития общественной помощи слабоумным в Англии.
1. Уход за взрослыми идиотами и тупоумными должен обусловливаться степенью развития их характера и способностей.
2.
Только небольшой процент их
может непрерывно
3.
Значительное количество
4. Значительная часть идиотов и слабоумных будет постоянно нуждаться в пребывании в специальных заведениях.
5.
Специальные заведения для
Среди олигофренопедагогов Англии второй половины XIX века самым выдающимся является психиатр Вильям Айрленд (1832—1903). Его труд «Идиотизм и тупоумие», вышедший в Англии в 1877 году и изданный в 1880 году в русском переводе в России с предисловием профессора И.П. Мержеевского, был первой в России книгой о слабоумии.
В. Айрленд не только разработал свое учение о клинике слабоумия, но и предложил ряд чисто педагогических и даже методических указаний по обучению слабоумных. В своих педагогических взглядах он исходил из того, что развитие нормального ребенка в значительной степени протекает самопроизвольно. Нормальный ребенок обладает нормальными органами чувств, легко обогащается чувственным опытом; слабоумный же вследствие неумения наблюдать, воспринимать окружающий мир остается в полном неведении. «В случаях идиотизма учить приходится многим таким вещам, которые нормальным ребенком усваиваются или без всякой чужой помощи, или почти без малейшего усилия воспринимаются от матери или кормилиц», — писал В. Айрленд
В связи с этим Айрленд считает очень важным выявлять слабоумие возможно раньше и тут же начинать осуществлять по отношению к слабоумным организованное педагогическое воздействие. Такое воздействие необходимо и для предупреждения образования у них вторичных дефектов, дурных привычек.
Начинать обучение Айрленд рекомендует с развития речи; этому предшествует или сопутствует развитие чувств. В названном выше труде Айрленд подробно описывает и конкретные приемы этой работы.
Сеть
специальных учреждений для слабоумных
стала развиваться более
Открывались эти учреждения главным образом на средства благотворительности. Наряду с учреждениями крупными, обслуживавшими по несколько сотен воспитанников, в Англии получили особое распространение приюты — семьи. Эти приюты возглавляли супружеские пары, которые были для воспитанников отцом и матерью. В такой семье воспитывалось до 12 человек. Содержались дети на средства от благотворительных обществ.
§ 2. Английская специальная школа конца XIX— начала XX века
В 90-х годах XIX века было положено начало обучению детей с легкими формами умственной отсталости.
В 1891 году Лондонский училищный
совет принял решение открыть
«школы специального воспитания» для
умственно отсталых детей. При приеме
в эти школы дети должны были быть
обследованы врачом, педагогом и
директором школы. Задача этих школ —
стремиться вернуть детей в обычные
школы. Учителю специальной школы
предоставлялась большая
Первые специальные школы для умственно отсталых детей были открыты в 1892 году в Лондоне и Лейчестере.
В 1899 году в Англии был
принят закон об обучении умственно
отсталых детей. Этот закон предоставлял
право общинам самим решать вопрос:
вводить или нет у себя обучение
умственно отсталых детей? Если община
была согласна обучать этих детей, то
государство выделяло для этих целей
средства и устанавливало следующую
регламентацию организации
1. Обучать умственно отсталых до 16 лет.
2. Отбирать детей в
специальные школы через
3. Предоставить право
родителям требовать от
4. Родителей, которые
5. Школьные комиссии обязаны
периодически
6.
Такого
Поскольку этот закон не обязывал открывать специальные школы, а лишь разрешал это делать, то этим правом общины пользовались редко.
Специальное обучение умственно отсталых детей оживилось, когда за это дело взялись общественные организации. Самая важная роль в этом отношении принадлежит Национальной ассоциации в помощь дефектным детям, созданной в 1903 году и существующей в наше время.
Эта Ассоциация оказывает воздействие на административные учреждения Англии, побуждая их открывать специальные школы. Она же ведет надзор за окончившими специальные школы, трудоустройстве.
В результате деятельности этой организации XX века сеть специальных школ распространилась по всей Англии.
В 1904/05 учебном году в Англии насчитывалось 152 специальные школы в 36 городах, в которых обучалось 7 400 детей; в 1913 году уже имелось 177 специальных школ с 12,5 тысячами учащихся.
15 августа 1913 года английский парламент принял специальный акт об умственной дефективности - «Закон о дальнейших улучшениях в деле попечения о слабоумных и других умственно дефективных лицах и о некоторых поправках к законам о душевнобольных». Этот закон был принят после десятилетней подготовки. Не будет преувеличением признать этот документ самым полным и тщательно разработанным официальным государственным актом о слабоумных в буржуазных государствах в первой четверти XX века. Касается он главным образом глубоко отсталых.
Названный закон определяет умственную дефективность как задержанное или неполное развитие рассудка, возникшее до 18-летнего возраста вследствие наследственных причин или болезни и травм.
Этот закон устанавливает четыре категории умственно дефективных.
1. Идиоты — это лица, у которых врожденные или приобретенные в раннем детстве умственные дефекты настолько сильны, что они не могут защитить себя от обычной физической опасности.
2. Имбецилы — лица с врожденной или появившейся в раннем возрасте умственной недостаточностью, которая хотя и не доходит до степени идиотии, но все же настолько значительна, что они не способны и не могут быть научены управлению собой или своими делами.
3. Feebleminded persons (слабоумные лица) — это лица, чья умственная недостаточность не доходит до степени имбецильности, но все же выражена настолько, что они нуждаются в уходе, надзоре и контроле для защиты их собственных или чужих интересов. Эти дети не способны к учению в обычной школе.
4.
Морально дефективные — это
лица, чья умственная
Закон от 1913 года ставит целью оградить права личности слабоумных от вредных для них посягательств, а общество — от антисоциальных действий слабоумных.
Закон устанавливает такой порядок помещения слабоумных в специальных учреждениях, который исключает возможность злоупотреблений со стороны родственников ради каких-либо имущественных выгод. Закон требует тщательного обследования личности, прежде чем ставится диагноз «слабоумие». Этим обследованием должны заниматься не только врачи, но и судебные органы.
Разрешается принудительно помещать слабоумного в специальное учреждение, если он представляет опасность для окружающих.
Для руководства всеми делами призрения слабоумных создается состоящий из юристов и врачей Центральный государственный совет, а на местах создаются комиссии. Совет и комиссии занимаются учетом слабоумных, организуют для них учреждения, распределяют средства, контролируют деятельность специальных учреждений, организуют индивидуальную опеку над слабоумными.
Учреждения для слабоумных могут открываться местными властями, благотворительными организациями и частными лицами. Закон возлагает на население ответственность за плохое обращение со слабоумными.
Еще
большее развитие сеть специальных
школ получила после принятия в 1914 году
закона, который устанавливал типы
учреждений для умственно отсталых
детей и вменял в обязанность
местным органам народного
Закон от 1914 года вводит следующую систему учреждений для умственно отсталых детей:
1) детские сады;
2)
специальные классы при