Уникальность жизненного пути личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2014 в 22:48, реферат

Краткое описание

Для полного и адекватного исследования психологических особенностей личности в психологии была сформулирована проблема жизненного пути человека. Данная проблема была создана для дополнения работ, посвященных исследованию структуры личности человека, выявления развития движущих сил человека и т.д. Впервые проблема жизненного пути была поставлена Ш.Бюлером, но более глубокое изучение было позднее, исследовали данную проблему многие отечественные и зарубежные психологи.

Содержание

Введение
Уникальность жизненного пути человека
Жизненная стратегия личности
Пять фаз жизненного цикла человека
Методы исследования жизненного пути
Заключение
Список использованной лиетратуры

Вложенные файлы: 1 файл

Психология и педагогика. Реферат Гаевская К.А..docx

— 24.81 Кб (Скачать файл)

 

Московский Университет им. С.Ю. Витте

Факультет: экономики и финансов

Специальность: Туризм

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине: Психология и педагогика

Тема: Уникальность жизненного пути личности

 

 

Выполнила: студентка Гаевская К.А.

Проверил: Ковыляев Константин Николаевич

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2014

 

Содержание

Введение

    1. Уникальность жизненного пути человека
    2. Жизненная стратегия личности
    3. Пять фаз жизненного цикла человека
    4. Методы исследования жизненного пути

Заключение

Список использованной лиетратуры

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Для полного и адекватного исследования психологических особенностей личности в психологии была сформулирована проблема жизненного пути человека. Данная проблема была создана для дополнения работ, посвященных исследованию структуры личности человека, выявления развития движущих сил человека и т.д. Впервые проблема жизненного пути была поставлена Ш.Бюлером, но более глубокое изучение было позднее, исследовали данную проблему многие отечественные и зарубежные психологи.

В связи с изменением представлений о человеке, как в целом, так и о личности в частности, появилась необходимость обсуждения проблем жизненного пути в психологии. Личность стала рассматриваться с двух сторон: как объект и как субъект жизни. Личность, как объект жизненного процесса подвергается воздействию событий жизни, условий, находится под влиянием социальных отношений, культурных традиций и так же нравственных законов.

Существует целый ряд понятий обсуждения проблем жизненного пути личности: стратегия жизни, жизненная перспектива, сценарий жизни, жизненные задачи, личностная перспектива и т.д.

Актуальностью данной тематики является то, что личностью человек не рождается, личностью становится.

 

  1. Уникальность жизненного пути человека

Столетиями самые выдающиеся умы мучились вопросом о том, в чем заключается смысл нашей жизни. На протяжении многих веков философы пытались разгадать эту загадку, которую создала природа, стремились понять, что есть человек, и для чего вообще создана и предназначена жизнь. Один из великих людей, Платон, был уверен, что абсолютно все, что существует в мире, появилось не без причины, и в этом есть какая-то необходимость.

Из данного утверждения можно сделать вывод, что если в создании человеческого рода есть какая-то необходимость, то мы, его представители, должны, просто обязаны реализовать заложенный в нас потенциал. Если посмотреть данное утверждение поверхностно, то действительно, вряд ли такое дарование как жизнь, дана нам для того, чтобы просто просуществовать в ней. Цель, к которой мы должны стремиться -  это наш собственный успех.

Правда, отсюда возникает вопрос, как именно реализовать наши возможности, как сделать так, чтобы они работали во благо себе и миру? Ведь мы все, не зависимо от того, где мы родились, выросли, независимо от социального статуса и других факторов были созданы для достижения определенной цели. Однако же, мы не имеем представления, в чём именно заключена эта цель  и чего мы хотим от жизни, тем самым можем утратить все потенциальные возможности.

Собственно, если представить нашу жизнь, как некую технику, руководство пользователя по непонятным причинам было случайно утеряно, вследствие этого, мы не можем в полной мере освоить функции и возможности данного аппарата. Помня о том, что всё же в создании каждого из нас была заключена определенная цель, мы можем быть уверенны, что своеобразная инструкция всё же прилагается, осталось только найти её, словом, понять, в чём же состоит наше предназначение.

Данная задача является не из легких, так как каждый из нас намеренно или нечаянно создает преграды и барьеры на пути к достижению успеха. Но как мы знаем, все препятствия преодолимы, нужно лишь задаться целью и поверить в себя. Сказать самому себе «Я – не только уникальный человек, но и самый главный среди всех живущих на земле».

Всё, что в мире относится к человечеству в целом, не может не относиться  и к каждому человеку индивидуально. Каждый человек является в какой-то мере участником истории и сам имеет свою историю. Поскольку развитие личности имеет свой результат деятельности, всякий человек имеет свою историю. Чтобы понять путь своего развития, человек должен рассматривать в определенном в определенном аспекте: - чем я был? – что я сделал? – кем я стал? Человек, сделавший что-либо значительное, становится в прямом смысле другим человеком. Конечно, как правило, чтобы сделать что-нибудь значительное, нужно использовать все свои возможности и внутренний потенциал. Но если осмотреть с другой стороны, то возможности человека глохнут, если они не реализовываются.

В современной психологии нет единого понимания личности. Но, однако, большинство исследователей считают, что личность есть прижизненная и определяющая образ мышления данного человека.

Способности человека определяют его успехи в различных видах деятельности.

Обсуждение проблемы жизненного пути определяются с помощью некоторых понятий, таких как:

- жизненный путь –  процесс, когда человек развивается  в качестве субъекта собственной  жизни;

- стратегия жизни –  способ организации жизненного  процесса;

- жизненная цель –  представление о главном результате  или событии, которые должны произойти  в жизни;

- жизненная перспектива  – обстоятельства и условия  жизни, обеспечивающие эффективность  личностного роста;

- психологическая перспектива  – интеллектуальная способность  предвидеть будущее;

- личностная перспектива  – готовность к будущему в настоящем;

- жизненные задачи –  воплощение жизненной цели в  происходящих жизненных событиях;

- пространство и время жизни - психологические характеристики организации жизненного процесса

- инициатива - своевременная формулировка  жизненных задач и включенность  личности в процесс их выполнения.

- ответственность - умение принимать  жизненно важные решения;

- стиль жизни - уникальная конфигурация  личностных черт, мотивов, когнитивных  стилей и способов приспособления  к реальности, характерная для  поведения индивидуума и обеспечивающая  постоянство его поведения.

2. Жизненная стратегия личности.

Жизненный путь – индивидуальная история личности, её содержание и понимание. Структура жизненного пути включает в себя факты, события и поступки, определяющие становление индивида как личности.

Стратегия жизненного пути начинается с детских мечтаний и подростковых желаний, в которых возникает идея собственного будущего. Жизненная программа каждого реализуется с выбором профессии и основанием конкретных жизненных планов, в которую человек вкладывает свои усилия для воплощения своего призвания. Активное отношение к своей жизненной практике дает возможность человеку осознано определять сюжет жизни во всех пространственно-временных координатах. Человек в ходе своей жизненной практики определяет свой жизненный путь.

Жизненная стратегия является постоянным приведением в соответствии со своим характером и способам своей жизни, сначала исходя из своих индивидуальных особенностей, а затем из возможностей, которые вырабатываются в жизни.

Стратегия жизни может строиться на основе представления о целостности, поэтапности и перспективности своего жизненного пути.

3.  Пять фаз жизненного цикла  человека (Ш.Бюлер)

№ фазы

Возраст в годах

Общая хар-ка фаз жизненного цикла

1

До 16/20

Нет семьи, жизненного пути, профессии

2

16/20 – 23/30

Предварительное самоопределение, выбор супруга

3

23/30 – 45/50

Зрелость, собственная семья, нашел призвание, конкретные жизненные цели, самореализация

4

45/50 – 69/70

Стареющий человек, трудный возраст душевного кризиса, постановка жизненных целей

5

69/70 - …

Старый человек, без социальных связей, бесцельное существование, пассивное ожидание смерти, самозавершенность.


Ш.Бюлер рассматривал проблему жизненного пути личности как:

- жизнь конкретной личности не  случайна, закономерна, поддается объяснению;

- главной движущей силой развития  личности является врожденное  стремление к самоосуществлению, т.е., всесторонней реализации самого  себя;

- человек может реализовать себя  только благодаря творчеству;

- самоосуществление – итог жизненного  пути.

4. Методы исследования жизненного  пути.

К ХХ столетию развитие психологии жизненного пути привело к возникновению новых способов самоанализа развития личности. Многие из этих способов обозначаются термином «биографический» метод изучения личности.

«Биографический метод» как понятие имеет различные значение. Некоторые из них:

- это использование биографических  справочников в качестве источников  получения данных о психологических  особенностях человека;

- использование для анализа материалов  различного рода личных документов;

- использование методик биографического  анализа, для предсказания творческих  достижений человека.

Биографический метод воплощается через биографического интервью, компьютерные методики жизненного выбора, тесты, ситуативную каузометрию.

Заключение.

 
Социальное «измерение» личности обусловливается влиянием культуры и структуры общностей, в которых человек был воспитан и в которых он участвует. Важнейшими социогенными слагаемыми личности являются социальные роли, выполняемые ею в различных общностях (семье, школе, группе ровесников), а также субъективное «Я», то есть созданное под влиянием воздействия других представление о собственной особе, и отраженное «Я», то есть комплекс представлений о себе, созданных из представлений других людей о нас самих. 
В современной психологии нет единого понимания личности. Однако большинство исследователей считает, что личность есть прижизненно формирующаяся и индивидуально своеобразная совокупность черт, определяющих образ (стиль) мышления данного человека, строй ее чувств и поведения. 
Способности человека определяют его успехи в различных видах деятельности. От темперамента зависят реакции человека на окружающий мир - других людей, обстоятельства жизни и т. п. Характер человека определяет его поступки в отношении других людей. 
Волевые качества характеризуют стремление человека к достижению поставленных целей. Эмоции и мотивация - это, соответственно, переживания людей и побуждения к деятельности и общению. 
Направленность и устойчивость личности. Практически никто из исследователей не возражает против того, что ведущим компонентом структуры личности, ее системообразующим свойством (признаком, качеством) является направленность — система устойчивых мотивов (доминирующих потребностей, интересов, склонностей, убеждений, идеалов, мировоззрения и т. д.), определяющая поведение личности в изменяющихся внешних условиях. 
Развитая личность обладает развитым самосознанием. Субъективно, для индивида, личность выступает как его Я («образ Я», «Я - Концепция»), система представлений о себе, обнаруживающая себя в самооценках, чувстве самоуважения, уровне притязаний. Соотнесение образа Я с реальными обстоятельствами жизни индивида позволяет личности изменить свое поведение и осуществлять цели самовоспитания. 
Личность представляет собой во многом жизненно устойчивое образование. Устойчивость личности заключается в последовательности и предсказуемости ее поведения, в закономерности ее поступков. Но следует учитывать, что поведение личности в отдельных ситуациях довольно вариативно. 
В тех свойствах, которые были приобретены, а не заложены с рождения (темперамент, задатки), личность менее устойчива, что позволяет ей адаптироваться к различным жизненным обстоятельствам, к изменяющимся социальным условиям. Модификация взглядов, установок, ценностных ориентации и т. д. в таких условиях является положительным свойством личности, показателем ее развития. Типичным примером этого является изменение ценностных ориентации личности в современный период, в период перехода России к рыночной экономике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М.: Мысль 1991.

2. Асмолов А.Г. Психология личности. - М., 1990.

3. Ананьев Б. Г. Психология и проблемы  человекознания. - Москва-Воронеж, 1996.

4. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М., 1996.

 


Информация о работе Уникальность жизненного пути личности