Организация как инструмент
является аналогом овеществленного труда,
а организация как субъект воплощает в
себе живой труд. Поэтому функции конфликтных
взаимодействий, имеет смысл рассматривать
с точки зрения субъекта, для которого
данная организация - по преимуществу организационный
инструмент его собственной деятельности.
Таким субъектом может быть владелец предприятия
или группа держателей основной части
пакета акций.
Сразу же надо оговориться,
что, во-первых, не всякая вышестоящая
организация может быть субъектом по отношению
к данной и, во вторых, такая организация
может быть не единственной. Таким образом,
каждая из них оказывается субъектом деятельности
для данной организации в различных областях
- в снабжении и сбыте, финансовых операциях,
взаимодействии с партнерами и т. д. Каждую
из таких организаций, являющихся полным
или частичным (функциональным) субъектом
для данной, будем называть надорганизацией. С
этой точки зрения всякая организация
является одновременно надорганизацией
для своих относительно самостоятельных
подразделений, выполняющих функции ее
инструмента.[11]
Надорганизация по своему формальному
статусу должна быть расположена вне и надконфликтующими
организационными структурами и, следовательно,
не принимать участия непосредственно
в конфликте. Зачастую в практике наблюдается
противоположное: руководитель надорганизации,
а значит, и надорганизация в целом вовлекаются
в конфликт на стороне одного из оппонентов.
Такое участие выравнивает фактические
статусы надорганизации и подчиненной
ей организации или подразделения, что
в любом случае обнаруживает какую-то
дисфункцию.
Вертикальные конфликты, т.
е. конфликты по линии руководитель - подчиненный,
выполняют для надорганизации в первую
очередь диагностическую функцию: возникновение
вертикального конфликта может быть следствием
дисфункций. Горизонтальные конфликты,
т. е. конфликты между соподчиненными структурами,
также могут быть следствием дисфункций,
если, например, их основу составляют ненадлежащие
личные качества работников (в том числе
и руководителей) или специфические межличностные
и групповые взаимодействия, не являющиеся
организационными, но развивающиеся в
рамках организации. Однако значительная
часть горизонтальных конфликтов в организации
не дисфункциональна, т. е. происходит
не из-за дисфункций и не ведет к ним.
Конечно, диагностика дисфункций
в организации очень важна, но она может
проводиться и без конфликта. Конфликт
- это острое проявление дисфункции. Способ
обнаружения организационных неполадок,
рассчитанный лишь на критическую, острую
стадию их развития, - вряд ли хорошая основа
для суждения о конфликте и тем более для
поиска в нем позитивных для организации
свойств. Далее мы обратимся только к горизонтальным
конфликтам, поскольку лишь они и могут
выполнять некую ведущую для организации
функцию.
Из всех свойств организации
как субъекта своей деятельности стоит
выделить главное - способность хотя бы
частично определять цели своей деятельности
на основе предоставленного организации
и институционально гарантированного
права. С этой точки зрения конфликт предстает
перед надорганизацией как взаимодействие целеполагателей.
Когда мы говорим о целеполагателях,
мы всегда имеем в виду людей, так как формулирование
целей организации производится людьми.
Организационные конфликты, как и сами
организации, эмпирически предстают перед
исследователем в действиях и самосознании
составляющих их и участвующих во взаимодействиях
людей, и в частности тех, которые берут
на себя функции целеполагателей либо
в соответствии со своим организационным
статусом, либо в противоречие ему. В любом
случае необходимым условием целеполагания
является наличие опережающего самосознания
индивида или коллектива.
С различными, и особенно несовместными,
целями непосредственно связаны возможные
траектории развития, альтернативные
состояния организации. Поэтому в конфликтных
взаимодействиях организация должна придавать
и придает принципиальное, главное значение
тому будущему, которое как бы прорисовывает,
демонстрирует конфликт. Конфликт целеполагателей
- это конфликт возможных целей и линий
развития организации, детерминанты же
конфликта - представления несовместных
целей. Но речь не идет о том, что все будущие
состояния в каком-либо смысле более прогрессивны,
чем настоящие. Например, организация
может ставить своей главной целью сохранение
существующего состояния независимо от
его общественной оценки или объективной
прогрессивности.
Для надорганизации конфликтные
взаимодействия подчиненных ей организаций
или подразделений, являющихся частичными
целеполагателями своей деятельности,
оказываются индикатором не столько предшествующей
истории развившихся дисфункций, сколько
того, что может произойти
в будущем с целями
организации и ее отдельными частями,
со средствами и другими составляющими
деятельности. Индикация будущего и есть
ведущая функция организационного конфликта,
ее удобно назвать проспективной. Если
данное обстоятельство осознается руководителями
надорганизации и если в их распоряжении
есть необходимые организационные средства,
эти руководители получают возможность
такого управления конфликтом или конфликтными
ситуациями, которое обеспечит движение
подчиненных им организаций и подразделений
в нужном направлении.
Провозглашение проспективной
функции организационного конфликта в
качество ведущей и признание возможности
управления со стороны надорганизации
конфликтными взаимодействиями с помощью
организационных средств даст основу
для выявления и других функций организационного
конфликта, связанных с этой главной. Во-первых,
конфликт позволяет увидеть не только
возможное будущее организации, но и пути
движения к нему как в сознании людей,
так и в объективно существующей среде
- физической и организационной. Во-вторых,
организационный конфликт сам оказывается
непосредственным созидателем будущего,
и в первую очередь - организационных норм.
Сюда же примыкают социализирующие и адаптационные
функции конфликта. В-третьих, поскольку
проспективная функция отделяет будущее
от настоящего, она делает организационный
конфликт и разрушителем существующей
организационной действительности, т.
е. существующих организационных отношений,
норм, ценностей. В этом своем качестве
независимо от тех выгод, которые сулит
конфликт в будущем, он вызывает отрицательное
отношение подавляющего большинства людей,
оказавшихся под угрозой его деструктивных
воздействий.
Именно деструктивные свойства,
разрушительные способности конфликта
делают бессмысленной попытку определения
универсальной эффективности конфликта,
безотносительно к оппонентам и к надорганизации.
Победа в конфликте одного из оппонентов
всегда делает взаимодействие неэффективным
для другого. Вообще говоря, надорганизации
безразлично, какие именно из подчиненных
ей организаций или подразделений выйдут
победителями в конфликте. С организационной
точки зрения для нее выгоден тот исход,
который приводит к достижению ее целей,
к повышению эффективности ее деятельности.
Поэтому определение эффективности конфликта
ситуативно по своему характеру и имеет
смысл только по отношению к конкретному
взаимодействию.[12]
Таким образом, убеждение многих
руководителей в том, что конфликты в производственном
коллективе необходимо глушить, что работа
идет тем лучше, чем меньше конфликтов
в организации, имеет под собой лишь эмоциональные
основания, характерные для любого напуганного
конфликтами человека.
Заключение.
Управление конфликтом представляет
собой сознательную деятельность по отношению
к нему, осуществляемую на всех этапах
его возникновения, развития и завершения
участниками конфликта или третьей стороной.
Важно не блокировать развитие противоречия,
а стремиться разрешить его неконфликтными
способами.
Управление конфликтами включает
их предотвращение и конструктивное завершение.
Некомпетентное управление конфликтами
социально опасно.
Изменить отношение к конфликтам
практически означает изменить взгляд
на жизнь. Попробуйте по-новому взглянуть
на конфликты, и вы сможете уверенно и
даже творчески находить из них выход.
Столкнувшись со сложной ситуацией,
мы иногда проявляем себя не с лучшей стороны
- начинаем лелеять свои трудности вместо
того, чтобы попытаться с ними справиться.
"Одна из причин, почему мы такие, - говорит
доктор Майкл Мэхони, - в том, что в трудные
времена мы становимся чрезвычайно самокритичны".
Он считает, что все отрицательные оценки
и критика, начиная с самого детства, во
время кризиса берут вверх. "К тому времени,
когда мы становимся взрослыми, мы достигаем
мастерства в искусстве самокритики и
почти полностью убеждены, что наша негативная
самооценка - единственно верная", отмечает
Мэхони.
В Трудных ситуациях не всегда
нужно искать безупречное решение. Такой
поиск не только может поставить нас в
безвыходное положение, но и сам по себе
может оказаться нецелесообразным. Нам
нужно искать работающее решение, которое
"изменит конкретную ситуацию, поведение
и мышление".
Взгляд на проблемы, в том числе
и на конфликт, как на нечто позитивное
может оказаться полезным: он способен
преобразить ваше мышление и помочь найти
решение.
Список используемой литературы
- Бородкин, Ф.М., Коряк, Н.М., «Внимание: конфликт!» - Новосибирск: Наука, 1989.
- Шамкалов, Ф.И., «Американский менеджмент» - М.: Наука, 1993.
- Гришина, И.В., «Я и другие:
общение в трудовом коллективе» - СПб: Лениздат, 1990.
- Иосефович, Н., «Ты - босс!: Как стать толковым руководителем» - М.: Вече, 1995.
- Кравченко, А.И., «Трудовые
организации: структура, функции, поведение»
- М.: Наука, 1991.
- Поляков, В.Г., «Человек
в мире управления» - Новосибирск: Наука,
1992.
- «Социальное управление:
словарь-справочник» - М.: изд-во МГУ, 1994.
- Дип, С., Сесмен, Л., «Верный путь к успеху: 1600 советов менеджерам» - М.: Вече, 1995.
- Деминг, В., «Выход из кризиса» - Тверь: Альба, 1994.
- Кулиев, Т.А., Мамедов,
В.Б., «Руководитель и коллектив: взаимодействие»
- М.: Знание, 1990.
- Уткин, Э.А., «Профессия
менеджер» - М.: Экономика, 1992.
- Шаленко, В.Н., «Конфликты в трудовых коллективах» - М.: изд-во МГУ, 1992.
- Попов, А.В., «Теория
организации американского менеджмента»
- М.: изд-во МГУ, 1991.
- Заренок, Н.Н., «Культура управления» - Минск: Вышэйш. шк., 1990.
- Хачатуров, С.Е., «Организация производственных систем» - Тула: Шар, 1996
- Гансова, Э.А., «Социально-экономическое управление» - Киев: Выща шк., 1988.
- Липсиц, И.В., «Не повторить ошибок» - М.: Экономика, 1988.
- Каппони, В., «Сам себе авторитет» - СПб.: Питер, 1995.
1 Бородкин, Ф.М., Коряк,
Н.М., «Внимание: конфликт!» - Новосибирск:
Наука, 1989.
2 Шамкалов, Ф.И., «Американский
менеджмент» - М.: Наука, 1993
3 Гришина, И.В., «Я и другие: общение
в трудовом коллективе» - СПб: Лениздат,
1990.
4 Иосефович, Н., «Ты - босс!: Как
стать толковым руководителем» - М.: Вече,
1995.
5 Кравченко, А.И., «Трудовые организации:
структура, функции, поведение» - М.: Наука,
1991.
6 Поляков, В.Г., «Человек в мире управления»
- Новосибирск: Наука, 1992
7 «Социальное управление: словарь-справочник»
- М.: изд-во МГУ, 1994.
8 Дип, С., Сесмен, Л., «Верный путь к успеху:
1600 советов менеджерам» - М.: Вече, 1995.
9 Гришина, И.В., «Я и другие: общение в трудовом
коллективе» - СПб: Лениздат, 1990
10 Деминг, В., «Выход из кризиса» - Тверь:
Альба, 1994
11 Кулиев, Т.А., Мамедов, В.Б., «Руководитель
и коллектив: взаимодействие» - М.: Знание,
1990
12 Уткин, Э.А., «Профессия менеджер» - М.:
Экономика, 1992