Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 21:56, реферат
Краткое описание
Знания составляют ядро содержания обучения. На основе знаний у учащихся формируются умения и навыки, умственные и практические действия; знания являются основой нравственных убеждений, эстетических взглядов, мировоззрения.
Содержание
• 7.1. Сущность знаний • 7.2. Сущность умений и навыков • 7.3. Поэтапное формирование умственных действий и понятий (П.Я. Гальперин) • 7.4. Общеучебные умения и навыки 7.1. Сущность знаний • 7.1.1. Определение понятия "знание" • 7.1.2. Функции знаний • 7.1.3. Виды знаний • 7.1.4. Свойства знаний • 7.1.5. Усвоение знаний • 7.1.6. Проблема понимания
Дайте характеристику уровней усвоения знаний по В.П. Беспалько.
Приведите примеры заданий для диагностики уровней усвоения знаний (по В.П. Беспалько).
В чем суть проблемы понимания?
Как соотносятся знание и понимание?
Приведите основные трактовки понятий "умение" и "навык".
Назовите основные уровни овладения умениями и навыками.
В чем проявляется особенность применения знаний, умений и навыков?
В чем сущность теории поэтапного формирования умственных действий и понятий?
Назовите основные этапы формирования умственных действий.
Дайте характеристику умственных действий.
Назовите и охарактеризуйте основные типы ориентировочной основы действия.
Охарактеризуйте основные типы учения по П.Я. Гальперину.
Приведите пример организации обучения при использовании разных типов ООД.
Дайте определение понятия "общеучебные умения и навыки".
Чем отличаются общеучебные умения и навыки от специально-учебных?
В чем особенности формирования общеучебных умений и навыков?
Список литературы
Бадмаев Б.Ц. Психология и методика ускоренного обучения. М., 1998.
Бардин К.В. Как научить детей учиться: Учебная
деятельность, ее формирование и возможные
нарушения. (Родителям о детях). Мн., 1973.
Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989.
Волович М.Б. Наука обучать: Технология преподавания математики. М., 1995.
Волович М.Б. Не мучить, а учить: О пользе педагогической психологии. М., 1992.
Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1996.
Габай Т.В. Учебная деятельность и ее средства. М., 1988.
Гальперин П.Я. Введение в психологию. М., 1976.
Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное
развитие ребенка. М., 1985.
Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., 1985.
Гальперин П.Я. Психология как объективная наука / Под ред. А.И. Подольского; Вступ. ст. А.И. Подольского. М.; Воронеж, 1998.
Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики. СПб., 1992.
Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М., 1972.
Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.
Доблаев Л.Н. Смысловая структура учебного текста: Автореф. дис. …д-ра наук. Саратов, 1972.
Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. М., 1978.
Ильин Е.П. Умения и навыки: нерешенные вопросы // Вопр. психологии. 1986. № 2.
Ильясов И.И. Структура процесса учения. М., 1986.
Кабанова-Меллер Е.Н. О переносе в процессе учения // Советская
педагогика. 1965. № 11.
Кабанова-Меллер Е.Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. М., 1968.
Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М., 2001.
Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения.
М., 1990.
Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника. М., 1989.
Нурминский И.И., Гладышева Н.К. Статистические закономерности формирования знаний и умений учащихся. М., 1991.
Пантина Н.С. Формирование двигательного навыка письма
в зависимости от типа ориентировки в
задании // Вопр. психологии. 1957. № 4.
Полякова А.В. Усвоение знаний и развитие младших школьников / Под ред. Л.В. Занкова. М., 1978.
Психология усвоения истории учащимися / Под. ред. А.З. Редько. М., 1961.
Репкин В.В., Репкина Н.В. Развивающее обучение: теория и практика. Томск, 1997.
Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. М., 1993-1999.
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1946.
Салмина Н.Г. Виды и функции материализации в обучении. М., 1981.
Самарин Ю.А. Очерки психологии ума. М., 1962.
Смирнов А.В. Факторы успешности обучения студентов математике: Дис. …канд. пед. наук. Л., 1975.
Сухов П.Ю. и др. Учимся учиться. Л., 1990.
Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. спец.
учеб. заведений. М., 1998.
Талызина Н.Ф. Пути и проблемы управления познавательной деятельностью человека // Теоретические проблемы управления познавательной деятельностью человека. М., 1975.
Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.,
1975.
Тищенко П.Д. Что значит знать? Онтология познавательного акта. М., 1991.
Формирование приемов математического мышления / Под ред. Н.Ф. Талызиной. М., 1995.
Фридман Л.М. Психопедагогика общего образования: Пособие для студентов и учителей. М., 1997.
Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989.
Темы курсовых работ и рефератов
Проблема знаний в психолого-педагогической литературе.
Формы существования учебных знаний.
Психолого-педагогические условия усвоения знаний.
Основные этапы процесса учебного познания.
Проблема понимания в психолого-педагогической литературе.
Основные уровни овладения умениями и навыками.
Сущность теории поэтапного формирования умственных действий и понятий.
Основные типы ориентировочной основы действия.
Типы учения (по П.Я. Гальперину).
Формирование общеучебных умений и навыков как одна из основных педагогических задач.
Интернет-ресурсы (ссылки)
Сайт Московской экономической школы
Материалы о системе международного
бакалавриата
Работа Аванесова В.С. "Теория и методика
педагогических измерений"
Статья Чистяковой Г.Д. "Связь языкового
развития с процессом усвоения знаний"
Статья Алексеевой Л. "Тестовый контроль
усвоения знаний, умений и навыков"
Статья Дормидоновой Т.И. "Диагностика
обученности"
Материалы по развитию общеучебных умений
и навыков