Условия успешного семейного воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 22:12, реферат

Краткое описание

C того момента, как ребенок родился, и начал обживаться в мире, он начал обучаться. Обучаясь, ребенок постоянно воспитывается. Процесс воспитания направлен на формирование социальных качеств личности, на создание и расширение круга ее отношений к окружающему миру – к обществу, к людям, к самому себе. Чем шире, разнообразнее и глубже система отношений личности к различным сторонам жизни, тем богаче ее собственный духовный мир.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Основные условия успешного воспитания ребёнка в семье…………………...4
2. Роль авторитета родителей в воспитании…………………………………….....7
3. Организация взаимодействия педагога с родителями…………………….…..12
Заключение…………………………………………………………………….……16
Список используемой литературы………………………………………………...17

Вложенные файлы: 1 файл

Условия успешного семейного воспитания.docx

— 39.42 Кб (Скачать файл)

Авторитет педантизма. В этом случае родители больше обращают внимания на детей. Они  уверены в том, что дети должны каждое родительское слово выслушивать  с трепетом, что слово их –  это святыня. Свои распоряжения они  отдают холодным тоном, и раз оно  отдано, то немедленно становится законом. Такие родители больше всего боятся, как бы дети не подумали, что папа ошибся, что папа человек не твёрдый. Если такой папа сказал: «Завтра  будет дождь, гулять нельзя», то хотя бы завтра была и хорошая погода, всё же считается, что гулять нельзя. Папе не понравилась какая-нибудь кинокартина, он вообще запретил детям ходить в  кино, в том числе и на хорошие  картины. Жизнь ребёнка, его интересы, его рост проходят мимо такого папы незаметно; он ничего не видит, кроме своего бюрократического начальствования в семье.

Авторитет резонерства. В этом случае родители буквально заедают детскую жизнь  бесконечными поучениями и назидательными разговорами. Вместо того чтобы сказать  ребёнку несколько слов, может  быть, даже в шутливом тоне, родитель усаживает его против себя и начинает скучную и надоедливую речь. Такие  родители уверены, что в поучениях  заключается главная педагогическая мудрость. В такой семье всегда мало радости и улыбки. Родители изо всех сил стараются быть непогрешимыми. Но они забывают, что дети – это  не взрослые, что у детей своя жизнь и что нужно эту жизнь  уважать. Ребёнок живет более  эмоционально, более страстно, чем  взрослый, он меньше всего умеет  заниматься рассуждениями.

Авторитет любви. Это у нас самый распространённый вид ложного авторитета. Многие родители убеждены: чтобы дети слушались, нужно, чтобы они любили родителей, а  чтобы заслужить эту любовь, необходимо на каждом шагу показывать детям свою родительскую любовь. Нежные слова, бесконечные  лобзания, ласки, признания сыплются на детей в совершенно избыточном количестве. Если ребёнок не слушается, у него немедленно спрашивают: «Значит, ты нас не любишь?» Родители ревниво  следят за выражением детских глаз и требуют нежности и любви. Такая  семья настолько погружается  в море сентиментальности, что уже  ничего другого не замечает. Ребёнок  всё должен делать из любви к родителям. В этой линии много опасных  мест. Здесь вырастает семейный эгоизм. У детей, конечно, не хватает сил  на такую любовь. Очень скоро они  замечают, что папу и маму можно  как угодно обмануть, только нужно  это делать с нежным выражением. Папу и маму можно даже запугать, стоит только надуться и показать, что любовь начинает проходить. Иногда бывает, что любовь к родителям сохраняется надолго, но все остальные люди рассматриваются как посторонние и чуждые, к ним нет симпатии, нет чувства. Это очень опасный вид авторитета. Он выращивает неискренних и лживых эгоистов. И очень часто первыми жертвами такого эгоизма становятся сами родители. Безусловно, «безлюбовь» к своему чаду показывать важно и нужно.

Авторитет доброты. Это самый неумный вид  авторитета. В этом случае детское  послушание также организуется через  детскую любовь, но она вызывается не поцелуями и излияниями, а уступчивостью, мягкостью, добротой родителей. Они  всё разрешают, им ничего не жаль, они  замечательные родители. Они боятся всяких конфликтов, они предпочитают семейный мир, они готовы чем угодно пожертвовать, только бы всё было благополучно. Очень скоро в такой семье  дети начинают командовать родителями. Иногда родители позволяют себе небольшое  сопротивление, но уже поздно.

Авторитет дружбы. Довольно часто ещё и дети не родились, а между родителями есть уже договор: наши дети будут  нашими друзьями. В общем, это, конечно, хорошо. Отец и сын, мать и дочь могут  быть друзьями и должны быть друзьями, но всё же родители остаются старшими членами семейного коллектива, и  дети всё же остаются воспитанниками. Если дружба достигнет крайних пределов, воспитание прекращается, или начинается противоположный процесс: дети начинают воспитывать родителей.

В чём  же должен состоять настоящий родительский авторитет в семье? Главным основанием родительского авторитета только и  может быть жизнь и работа родителей, их гражданское лицо, их поведение. Как только дети начинают подрастать, они всегда интересуются, где работает отец или мать, каково их общественное положение. Как можно раньше они  должны узнать, чем живут, чем интересуются, с кем рядом стоят их родители. Дети должны видеть не только заслуги  своих родителей, но и заслуги  других людей, и обязательно заслуги  ближайших друзей отца и матери.

Но и  родительское дело должно выполняться как можно лучше, и в этом заключаются корни авторитета. И прежде всего должны знать, чем живёт, интересуется, что любит, чего не любит, чего хочет и чего не хочет ребёнок.[11]

 

3. Организация взаимодействия педагога с родителями

 

Успешность  воспитательного процесса зависит  от того, как складываются отношения  между педагогами, учащимися и  родителями. Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми важно  представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая  сплачивается и интересно живет, если организована совместная деятельность педагогов, родителей, детей. Это способствует единению, сплочению семьи, установлению взаимопонимания между родителями и детьми, созданию комфортных условий  в семье.

Следовательно, целесообразно значительную часть  воспитательной работы организовывать одновременно с учащимися и родителями, а возникшие проблемы, поставленные задачи решать сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя интересов друг друга, и объединить усилия для достижения более высоких результатов.

Формирование  сотрудничества между учащимися, родителями и педагогами зависит прежде всего от того, как складывается взаимодействие взрослых в этом процессе. Родители и педагоги — воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда учителя и родители станут союзниками. В основе этого союза — единство стремлений, взглядов на воспитательный процесс, вместе выработанные общие цели и воспитательные задачи, пути достижения намеченных результатов.

Как педагоги, так и родители желают видеть своих  детей здоровыми и счастливыми. Они готовы поддержать начинания  педагогов, направленные на удовлетворение и развитие интересов, потребностей детей. Родители — это взрослые люди, имеющие большой жизненный опыт, знания, умения осмысливать события, поэтому в решении ряда вопросов, воспитательных проблем педагог  может получить нужный совет родителей. Сотрудничество учителей и родителей  позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных сторон и позиций, увидеть в разных ситуациях, а следовательно, помочь взрослым в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребенка, преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении, формировании ценных жизненных ориентации. [6]

Определяющую  роль в создании союза педагогов  и родителей, в установлении сотруднического  взаимодействия между ними выполняют  педагоги. Союз, взаимопонимание педагогов  и родителей, их взаимное доверие  возможны, если педагог исключает  в работе с родителями дидактизм, не поучает, а советует, размышляет вместе с ними, договаривается о  совместных действиях; тактично подводит их к пониманию необходимости  приобрести педагогические знания; если при общении с родителями чаще звучат фразы: «А как Вы думаете?», «Давайте вместе решим, как быть», «Хочется услышать Ваше мнение». Вся атмосфера взаимодействия, общения педагога с родителями должна показать, что педагог нуждается  в родителях, в объединении усилий, что родители — его союзники и он не может обойтись без их совета и помощи.

Не все  родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству с ним, проявляют интерес к объединению  усилий по воспитанию своего ребенка. Учителю необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы. Следует начинать работу и взаимодействие с теми, кто желает участвовать  в жизни класса, поддерживает педагогов, даже если таких родителей будет  меньшинство. Постепенно, тактично учитель  вовлекает остальных родителей, опираясь на родителей-единомышленников, учитывая интересы каждого ребенка  и его семьи.

Формы взаимодействия педагогов и родителей — это  способы организации их совместной деятельности и общения. Целесообразно  сочетание коллективных, групповых  и индивидуальных форм взаимодействия. Так, обсуждение какой-либо проблемы воспитания на родительском собрании полезно продолжить при индивидуальных встречах с родителями, на групповых консультациях.

Кратко  охарактеризуем наиболее распространенные коллективные формы взаимодействия педагогов и родителей.

Родительское  собрание — основная форма работы с родителями, где обсуждаются проблемы жизни классного и родительского коллективов. Классный руководитель направляет деятельность родителей в процессе его подготовки и является рядовым участником собрания. Первые собрания, давая образец демократического обсуждения вопросов, может вести он сам, а в дальнейшем эту роль правомерно выполнять самим родителям. Собрания не сводятся к монологу учителя, а принимают характер беседы, взаимного обмена мнениями, идеями, совместного поиска.

Родительский  лекторий. Способствует ознакомлению родителей с вопросами воспитания, повышению их педагогической культуры, выработке единых подходов к воспитанию детей. Название «лекторий» условно. Оно  не означает, что родителям читаются только лекции. Формы работы разнообразны, и часто они определяют позицию  родителей не как пассивных слушателей, а стимулируют их активность, творчество, участие в обсуждении вопросов, в  организации и проведении занятий.

Конференция по обмену опытом воспитания детей. Может  быть тематической. Ее проведение целесообразно, если действительно есть опыт положительного семейного воспитания по данной проблеме. Такая форма вызывает интерес, привлекает внимание родителей, а информация для  них звучит более убедительно, воспринимается родителями с большим доверием. Для обмена опытом можно взять несколько конкретных вопросов, вызывающих у родителей наибольший практический интерес. Выступить в этом случае могут многие родители с учетом того, в решении каких проблем они достигли положительных результатов.

Вечер вопросов и ответов проводится после опроса родителей и выяснения перечня  проблем, которые возникают в  воспитании детей и взаимоотношениях с ними. На одни вопросы может  ответить педагог, для ответа на другие приглашается специалист (например, по вопросам психологии, полового воспитания). Ряд вопросов проблемного характера  может быть предложен для обсуждения родителей и стать основой  для специально подготовленного  диспута.

Диспут  — размышление по проблемам воспитания — одна из интересных для родителей  форм повышения педагогической культуры. Он проходит в непринужденной обстановке, позволяет всех включить в обсуждение проблем, способствует формированию умения всесторонне анализировать факты  и явления, опираясь на накопленный  опыт, пробуждает активное педагогическое мышление. Участники диспута сами, разбившись по группам, могут сформулировать наиболее интересные вопросы, а затем  отобрать и предварительно обговорить те из них, которые можно вынести  на коллективное обсуждение. Такой  способ позволяет всех включить в  поиск наиболее правильного решения  вопроса, помогает родителям занять определенную позицию, предоставляет  возможность каждому высказаться.

Групповые формы взаимодействия педагогов  и родителей обусловлены разной степенью подготовленности родителей  к воспитанию детей в семье, спецификой их профессиональной деятельности, характером участия родителей в организации  воспитательной работы класса, неодинаковой ролью, выполняемой ими в семье, индивидуальными особенностями  учащихся, трудностями семейного  общения.

Особо важной формой является взаимодействие педагогов  с родительским комитетом, который  может быть выбран родительским собранием  на весь учебный год. В некоторых  классах, где родители активны и  заинтересованы, функцию членов родительского  комитета по очереди выполняют все, распределившись в группы по желанию.

Эти формы  могут быть эффективны, если удалось  найти с каждым родителем индивидуализированный  стиль взаимоотношений. Важно расположить  к себе родителей, завоевать доверие, вызвать на откровенность, разбудить  желание поделиться с педагогом своими мыслями, сомнениями. [6]

Все это  поможет лучше понять ребенка, найти  наиболее целесообразные способы решения  проблем воспитания конкретной личности в семье и школе.

 

 

Заключение

 

Жизнь ребенка  в большинстве своем происходит в семье. Семья – это естественная среда воспитательного процесса. Семья – это его первая культурная и образовательная ниша. Она информирует ребенка о том, что происходит за ее границей, учит позиционировать себя, как личность, развивает духовные творческие и даже профессиональные возможности, способности и навыки. Не менее важную роль играет и среда обитания – гигиенические условия, питание, интерьер, домашняя библиотека – способствует не только развитию и воспитанию ребенка, но и положительно или отрицательно воздействуют на его психику. Например – если убрать все острые, колющие, режущие, мелкие и другие не желательные для малыша предметы, тем самым создав безопасность в его передвижении, вы исключаете из вашего общения – крики, одергивания, шлепки, порицания и пр. негатив – тем самым не сковываете активность ребенка, не зажимаете его, не делаете нерешительным, а воспитываете свободную и спокойную личность.

Вся жизнь  в семье – это образовательный  процесс для ребенка и педагогический для родителя.

Семья первая, кто приобщает ребенка к разным видам деятельности – познавательной предметной, игровой, творческой, образовательной, коммуникативной. Семья поддерживает ребенка, стимулирует и развивает  в нем все то что находится зачаточном состоянии, организовывает его.

Информация о работе Условия успешного семейного воспитания