Устранение причин неблагоприятного психологического климата в семье, воспитывающей ребенка с нарушениями развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2012 в 01:36, курсовая работа

Краткое описание

Семья - первичная реабилитационная среда, без которой становление и развитие ребенка - инвалида невозможно. Поэтому осознание и принятие семьей состояния ребенка, как свершившегося факта, побуждение близких к активному поиску реальных путей в достижении конкретных результатов в восстановительном лечении и социальной реабилитации - вот одна из самых тяжелых и длительных задач в работе психолога.

Содержание

Введение
1. «Служба сопровождения семьи и ребенка» в г. Пскове
2. Проблемы в семьях воспитывающих детей с ограниченными возможностями
2.1 Уровни деформации внутрисемейных взаимоотношений
2.2 Личностные характеристики родителей детей с отклонениями в развитии
2.3 Модели семейного воспитания
3. Тренинг для родителей «Особых детей»
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Устранение причин неблагоприятного психологического климата в семье, воспитывающей ребенка с нарушениями развития.doc

— 350.50 Кб (Скачать файл)

     1) ни сам предмет, ни его новое место не называются напрямую, а ответы с уточнением на вопросы водящего носят завуалированный, расплывчатый характер;

     2) группа получает задание: первому игроку давать отрицательное подкрепление его слов и поступков (с помощью критики, негативных оценок отдельных его действий и личности в целом, пренебрежительной невербальной информации), а второму – положительные (используя слова поддержки, радости за успешные действия, уверения в пустячности совершённых неверных поступков, восхищения, комплиментов и т.д.).

     Приглашается первый участник, затем второй (по очереди), и им дается задание: определить задуманные группой предмет и место.

     Обсуждение:

     – Как вы чувствовали себя в своей роли?

     – Какие чувства вызывала у вас реакция группы?

     – Как вы чувствуете себя сейчас?

     – Какие выводы вы можете сделать из этого упражнения?

     В ходе обсуждения упражнений идет выход на модель поведения взрослых, на стиль взаимодействия с ребенком, который способствует развитию адекватной самооценки.

     Упражнение «Мне в тебе нравится…».

     Участники передают мяч по кругу, завершая фразу «Мне в тебе нравится…».

     Рефлексия приобретенного на занятии опыта.

     4 блок «Я – родитель»

     Задачи занятия:

     Формирование доверительных отношений.

     Осознание родительской позиции и целей воспитания.

     Структура занятия:

     Приветствие «Знакомство руками».

     Упражнение «Пантомима».

     Групповая работа «Цели воспитания».

     Упражнение «Родитель-ребенок».

     Упражнение «Слепой и поводырь».

     Упражнение «Возрастная регрессия».

     Упражнение «Диалог сторон моего Я».

     Домашнее задание.

     Рефлексия занятия.

     Материалы: альбомные листы, ватман, ручки, шарфы (платки) по количеству пар участников.

     Ход занятия

     Приветствие. «Знакомство руками».

     Участники работают по двое – садятся таким образом, чтобы можно было взять друг друга за руки. Их задача с закрытыми глазами, обязательно молча, встретиться друг с другом руками: «познакомиться», «поссориться», затем «помириться» и «попрощаться». После такого общения все садятся в круг и обсуждают полученный опыт.

     Далее психолог сообщает о различных способах общения, об использовании вербальных и невербальных элементов коммуникаций с ребенком.

     Упражнение «Пантомима».

     Инструкция: Передать друг другу фразу «каратист убил быка одним ударом» невербально. Каждый по очереди записывает на бумаге, как он понял смысл и передает эту фразу следующему участнику.

     Работа в парах «Цели воспитания».

     Участники садятся друг напротив друга и записывают свои ответы на поставленные вопросы. Затем происходит обмен ответами в парах. Основные моменты, одобренные группой, фиксируются на ватмане.

     Каковы цели вашего воспитания?

     Каким своего ребенка вы хотите видеть?

     Что значит быть хорошим родителем и как им быть?

     Упражнение «Родитель-ребенок».

     Инструкция: договоритесь, кто из вас будет – А, а кто – Б. В начале пусть А стоит, а Б сидит на полу у его ног. Поговорите друг с другом в этом положении. Что вы при этом чувствуете? Обсудите, насколько приятно вести разговор в таких позициях. Было время, когда мы все время ощущали себя в позиции человека, который сидит на полу, в то время как все остальные стоят. Это – позиция маленького ребенка. Опять займите позиции А и Б. попробуйте хорошенько прочувствовать и определить для себя, чем вызваны ощущения вашего тела. Тот, кто сидит, должен смотреть вверх. Через 30 секунд его шея и плечи начнут болеть, глаза почувствуют напряжение и усталость. Возможно, вы ощутите головную боль. Тот, кто стоит, будет вынужден согнуться и смотреть вниз. Это упражнение помогает осознать внутреннее состояние, потребности и чувства ребенка. Физический дискомфорт, который вы испытываете, находясь в этом положении, отрицательно влияет на ваши чувства и взаимоотношения. Правда, это влияние не всегда осознается. При общении с ребенком очень важен визуальный контакт. Поэтому желательно разговаривать с ним, сидя на корточках или же ставить ребенка на небольшую табуретку.

     Упражнение «Слепой и поводырь».

     Участники разбиваются на пары. В каждой паре одному из участников завязываются глаза. Задача второго – помочь «слепому» пройти намеченный маршрут.

     Обсуждение упражнения:

     Как вы себя чувствовали в роли «слепого», в роли «поводыря»?

     В какой роли вам было комфортнее?

     Какие сложности вызвало данное упражнение?

     Психолог сообщает, что данное упражнение демонстрирует модель взаимодействия «взрослый-ребенок».

     Упражнение «Возрастная регрессия».

     Расскажите нам, на что вы были обижены в детстве. Примите удобное положение и закройте глаза. Представьте, что вы стоите возле дома, где жили, когда были маленьким. Теперь представьте, что:

     - Вы упали и разодрали коленку. Вы с рыданиями бежите в дом, а по ноге у вас стекает капля крови.

     - Вы вбегаете в дом злым и плачущим, потому что кто-то из детей постарше отобрал у вас игрушку.

     - Вы вбегаете в дом, потому что увидели большую собаку.

     - Вы вбегаете в дом, смеясь и радуясь тому, что получили в школе приз.

     - Вы вбегаете в дом с чувством сильнейшего стыда, потому что промочили одежду, а старшие ребята над вами смеялись.

     Посмотрите на выражение лиц членов вашей семьи. Что они говорят вам? Какие чувства они испытывают? Что они делают?

     Откройте глаза, разбейтесь на пары и поделитесь впечатлениями.

     Упражнение «Диалог сторон моего Я».

     В центре круга ставится два стула.

     Инструкция: Эта игра поможет нам раскрыть положительные и отрицательные черты характера каждого из участников. В любом человеке два противоположных начала и он не может разумно объединить их – преобладает то одно, то другое. Итак, на первом стуле нужно изобразить ласковую, нежную и внимательную маму, которая всегда наполняет свои отношения с ребенком теплом и заботой, которая любит его. Эту маму никогда не раздражает неумелость ребенка, его медлительность и неловкость. Она никогда не кричит на него и тем более никогда не применяет телесные формы наказаний…

     На втором стуле продемонстрируйте ваше поведение в той же ситуации, но с противоположными качествами, качествами строгой мамы (проигрывание ситуаций осуществляется с использованием режимных моментов – подъем, одевание, завтрак, выполнение домашних заданий и др.).

     Групповое обсуждение:

     Что вы чувствовали в первой и второй ситуации?

     В какой ситуации вы чувствовали себя более комфортно?

     Какие выводы вы сделали для самих себя?

     Домашнее задание.

     Записать в дневнике «плохие», оскорбительные слова, которыми в порыве гнева вы называете или называли своего ребенка. Перечеркнуть их и рядом написать нейтральные слова, которые с одной стороны, помогают вам высвобождать свой гнев, а с другой, не позволяют унижать личность ребенка.

     Фиксируйте в дневнике как часто вы наказываете ребенка и за что? Как часто хвалите и за что?

     Рефлексия занятия.

     5 блок: «Учимся требовать и контролировать»

     Задачи занятия:

     Знакомство родителей с формами контроля за ребенком, расширение представлений о дисциплине.

     Формирование умения регулировать контролирующие функции в соответствии с зонами контроля за ребенком.

     Структура занятия:

     Разминка «Ассоциации».

     Упражнение «Разожми кулак».

     Обсуждение домашнего задания.

     Информационный блок.

     Работа в парах «Зоны контроля».

     Упражнение «Родительские требования».

     Упражнение «Анализ общения матери с ребенком».

     Упражнение «Испорченный телефон».

     Домашнее задание.

     Рефлексия.

     Материалы: текст к упражнению «Испорченный телефон».

     Ход занятия

     Разминка «Ассоциации».

     Участники садятся в круг. Один называет слово, следующий по кругу называет ассоциацию на это слово и т.д. пока круг не замкнется.

     Упражнение «Разожми кулак».

     Участники разбиваются на пары. Один из них зажимает руку в кулак. Задача второго – сделать так, чтобы первый разжал кулак, не прикасаясь к нему.

     Обсуждение домашнего задания.

     Групповая работа. Участникам предлагается обсудить следующие вопросы: легко ли было подобрать нейтральные слова? А как вы хвалите ребенка? Во всех ситуациях вы так хвалите или нет? Меняется ли ваше поведение в общении с ребенком в зависимости от ситуации? Когда вы собираете ребенка в детский сад (школу), что ему говорите? Когда укладываете спать? Когда ужинаете?

     Сравните списки, которые вы подготовили. Что у вас получилось? Чаще хвалите ребенка или наказываете? Как вы это делаете? Что при этом может чувствовать ребенок?

     Информационный блок.

     Правила и требования, которым дети должны подчиняться.

     Значения приобретенных знаний и умения учитывать эмоции, переживания, интересы и потребности ребенка.

     Главные принципы дисциплины:

     Принцип 1: правила (ограничения, требования, запреты) обязательно должны быть в жизни каждого ребенка.

     Принцип 2: правил (ограничений, требований, запретов) не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими.

     Принцип 3: родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка.

     Работа в парах «Зоны контроля».

     Определить зоны действий и поступков ребенка (от свободной до абсолютно запретной). На основе предлагаемых психологом ситуаций выделить эти зоны и обозначить их в названиях:

     зона свободных действий ребенка: действия по его собственному усмотрению.

     зона относительной свободы: действия по собственному выбору, но в пределах определенных границ.

     зона особых обстоятельств: допускается, разрешается нарушение правил в силу особых обстоятельств.

     зона запретов: действия ребенка, неприемлемые ни при каких обстоятельствах («нельзя»).

     Обсуждение в группе способов внедрения различных форм контроля.

     Упражнение «Родительские требования».

     Составьте список своих требований к ребенку. Посмотрите, каких сторон жизни касаются ваши требования. Почему вы именно это требуете от своего ребенка? Может быть, это связано с тревогой за безопасность ребенка, или вы привержены к абсолютному порядку дома, поэтому требуете от ребенка абсолютного порядка в его личных вещах. Посмотрите на список требований, как вы считаете, не являются ли ваши требования избыточными. Может ли ваш ребенок выполнить их? Вспомните, а что ваши родители требовали от вас.

     Требования, предъявляемые ребенку, должны быть выражены в форме предложения к кооперации. Формулирование требований должно включать:

     описание ситуации;

Информация о работе Устранение причин неблагоприятного психологического климата в семье, воспитывающей ребенка с нарушениями развития