Учение И.П. Павлова о типах нервной системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 21:56, реферат

Краткое описание

История мировой физиологии богата именами блистательных ученых. Но вряд ли среди них можно найти такого, кто сыграл столь выдающуюся роль в становлении и развитии физиологии, как Иван Петрович Павлов. Исследования Павлова явились эпохой в развитии физиологии; они выдвинули его в ряды классиков естествознания, сделали фигурой, равной Ньютону, Дарвину, Менделееву. Идеи Павлова вышли за рамки физиологии и проникли в различные области медицины, в психологию, педагогику, кибернетику, животноводство, в Процессы обучения сложным профессиональным навыкам и рациональной организации труда в условиях современного производства. Созданное Павловым учение о нервной высшей деятельности - одно из величайших достижений современного естествознания. Павлов был многогранным ученым.

Вложенные файлы: 1 файл

психология.doc

— 72.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное  образовательное учреждение высшего  профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  (МАМИ)»                                                                                                 / Университет Машиностроения/

 

Кафедра «Философия и психология»

Реферат

На тему: «Учение  И.П. Павлова о типах нервной  системы».

 

 

 

                                                                                          Выполнил: студент

                                                                                          группы 8-МИО-5

                                                                       Мельников С.

       

                Проверил:

 

 

Москва 2013

Введение. 
 
История мировой физиологии богата именами блистательных ученых. Но вряд ли среди них можно найти такого, кто сыграл столь выдающуюся роль в становлении и развитии физиологии, как Иван Петрович Павлов. Исследования Павлова явились эпохой в развитии физиологии; они выдвинули его в ряды классиков естествознания, сделали фигурой, равной Ньютону, Дарвину, Менделееву. Идеи Павлова вышли за рамки физиологии и проникли в различные области медицины, в психологию, педагогику, кибернетику, животноводство, в Процессы обучения сложным профессиональным навыкам и рациональной организации труда в условиях современного производства. Созданное Павловым учение о нервной высшей деятельности - одно из величайших достижений современного естествознания. Павлов был многогранным ученым. В разные периоды своего шестидесятилетнего творчества он охватывал разнообразные области физиологии, оставляя в каждой из них глубокий след. Достаточно отметить его выдающиеся исследования по физиологии сердечно - сосудистой системы и особенно его классические исследования в области физиологии пищеварения, снискавшие ему мировое признание и славу создателя этого важного раздела современной физиологии, за что он первым среди русских ученых и первым из физиологов мира был удостоен Нобелевской премии еще в 1904 г. Но подлинной вершиной его беспримерного научного подвига, наиболее крупным вкладом в сокровищницу мировой науки явилось материалистическое учение о высшей нервной деятельности, созданное главным образом после Великой Октябрьской социалистической революции благодаря исключительному вниманию и всемирной поддержки его исследовательской работы Советским правительством. Знаменательно, что еще в январе 1921 г., в тяжелый для страны и народа период, специальным постановлением Совнаркома РСФСР были созданы самые лучшие условия для научной работы Павлова и его сотрудников.

Академии наук и научные  общества России, Англии, Франции, США, Германии и Италии и других стран  мира избрали его своим членом. Научные заслуги Павлова и его высокие человеческие качества привлекали внимание ученых, писателей и других деятелей культуры. Голландский физиолог Иордан в одной из своей статей писал, что Ленинград стал своего рода Меккой для физиологов всего мира.

Исследования Павлова  по физиологии сердечно-сосудистой системы, проведенные им в начальном периоде своей научной жизни, не имели широкого резонанса в мировой науке. Но уже следующие работы по физиологии пищеварительной системы, основные результаты которых были суммированы в классической монографии «Лекции о работе главных пищеварительных желез», снискали ему мировую славу и были увенчаны в 1904 г. Нобелевской премией.

Но венцом научного творчества Павлова, наиболее крупным вкладом  в сокровищницу мировой науки  стало материалистическое учение о высшей нервной деятельности. Исследованию по физиологии условных рефлексов, Павлов посвятил более 35 лет своей жизни. К сожалению, эти исследования, создавшие «истинную физиологию» большого мозга, долгое время практически не вызывали интереса у зарубежных физиологов, они не упоминались в учебниках физиологии и о них ничего не говорилось даже в специальных трудах по физиологии мозга. Более того, известные физиологи Шеррингтон, В.Тренделленбург, Г.Винтерштейн, и др. отнеслись к новому слову в науке враждебно. Лишь некоторые представители Экспериментальной психологии, например Э.Торндайк, Дж. Уотсон, а позже и К.Лешли, К.Холл и др., заинтересовались результатами работ Павлова по физиологии условных рефлексов и даже использовали их в собственных экспериментальных и теоретических работах. Отрывочные сведения о мозге были известны многим предшественникам Павлова, но честь создания истиной физиологии принадлежит нашему соотечественнику. Во многих странах мира созданы специальные лаборатории, и даже институты для изучения условных рефлексов. Так в США и Японии организованы отдельные научные общества имени Павлова.

За эти годы Павловская условно-рефлекторная тематика стала  занимать почетное место не только в программах международных конгрессов физиологов, но и в программах международных конгрессов психологов и психиатров. Во многих странах систематически издаются как монографические работы, так и тематические сборники, посвященные актуальным проблемам учения Павлова. Поистине Павлов стал символом эпохи и путеводной звездой в изучении функций мозга.

 

 

 2.Жизненный путь.

Иван Петрович Павлов родился 27 сентября 1849 года в Рязани в семье священника. Семи лет его  начали учить грамоте, а в 11 лет, соответственно традициям духовенства, его отдали в духовное училище. Это последнее представляло собой своеобразную начальную школу, где наряду с главными предметами - катехизисом, ветхим и новым заветом - проходились грамматика, арифметика и древние языки. Окончив духовное училище в 1864 г. по 1-му разряду, т.е. с отличными оценками, Павлов перешел в Рязанскую духовную семинарию.

Годы учебы Павлова  в семинарии совпали с эпохой, оставившей неизгладимый след в истории  русской общественной мысли и  в истории развития естествознания в России. В это время - в шестидесятые годы прошлого столетия - передовая интеллигенция и учащаяся молодежь были охвачены революционно-демократическими настроениями. Выразителями этих настроений и властителями дум этой части русского общества тех лет были писатели и философы, революционные демократы и просветители А.И.Герцен, Н.А.Добролюбов, Н.Г.Чернышевский и Д.И.Писарев. Будучи убежденными материалистами, они находили опору своим материалистическим воззрениям в естествознании и, в частности в физиологии. Они всемерно пропагандировали необходимость развития науки в стране.

Естествознание в эти  годы считалось символом материализма и передового революционного мировоззрения. Широкому общественному интересу к  вопросам науки способствовала начавшаяся в эти годы деятельность русских  естествоиспытателей: И.М.Сеченова, Д.И.Менделеева, А.М.Бутлерова, братьев А.О. и В.О. Ковалевских и др.

Особенно горячо воспринимала естественную пропаганду учащаяся молодежь. Проблемы физиологи составляли тогда  как бы передний край фронта борьбы материализма с идеализмом. Д.И.Писаревым было написано несколько статей, в которых трактовались вопросы физиологии и, в частности, предисловие к переведенной на русский язык и изданной в 1867 г. книге Гексли «Уроки элементарной физиологии». Характерно для умонастроений эпохи, что героями любимых молодежью романов «Отцы и дети» И.С.Тургенева и «Что делать?» Н.Г.Чернышевского были врачи-физиологи Базаров и Кирсанов. Увлекательные лекции по физиологии И.М.Сеченова, издававшиеся отдельными книгами, и его немеркнущая от времени монография «Рефлексы головного мозга» производили огромное впечатление не только на молодежь, но и на людей старшего поколения.

Вследствие притягательности новых идей, духовная семинария - учебное  заведение, рассчитанное на подготовку служителей церкви - в те годы, когда  в ней учился Павлов, не могла уберечь своих воспитанников от влияния на них умонастроений, характерных для передовых слоев русского общества того времени. Новые веяния, идеи и стремления увлекли многих ее воспитанников.

В эти годы Павлов познакомился с двумя работами, которые произвели на него неизгладимое впечатление: монография И.М.Сеченова «Рефлексы головного мозга» и книга Дж.Льюиса «Физиология обыденной жизни». В результате Павлов решает изменить свой, намеченный отцом, жизненный путь. Не закончив семинарского обучения, за год до окончания этого учебного заведения, Павлов покидает родной город, уезжает в Петербург и поступает в 1870 г. В Петербургский университет на естественное отделение физико-математического факультета. 

Годы, когда Павлов учился в петербургском университете, были периодом расцвета физико-математического факультета. В это время в нем преподавали ученые, обладавшие огромным научным авторитетом и замечательными лекторскими способностями. В их числе были химики А.М.Бутлеров и Д.И.Менделеев, зоолог М.Н.Богданов, ботаники А.Н.Бекетов и А.С. Фаминцын.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Учение И.П.Павлова о высшей нервной деятельности.

Исследование  функций головного мозга до Павлова. 
Физиологические экспериментальные исследования мозговой коры началось с 70-х г., когда впервые были применены для этой цели испытанные физиологические приемы: электрическое раздражение и экстирпация (удаление) отдельных участков коры больших полушарий. Однако применение этих методов имело весьма ограниченное значение для понимания функций коры мозга и протекающих в ней физиологических процессов. Так, устанавливая при раздражении определенных участков коры полушарий появление тех или иных двигательных реакций, исследователь мог только констатировать, что в раздражаемых участках находятся пункты, участвующие в регуляции двигательных актов животных, т.е. моторные центры. Вопрос же о механизме регуляции движений животного центрами мозговой коры оставался абсолютно неясным. Относительно роли этих центров высказывались только туманные предположения, что они являются психомоторными центрами, деятельность которых связана с психикой и сознанием.

Равным образом мало давали для понимания функций  коры опыты с полной или частичной  ее экстирпацией. В результате подобных операций наблюдаются различные  нарушения поведения животного и его реакций в ответ на раздражения. На этом основании физиолог судил о возможной функциональной роли удаленных участков коры, решал вопрос о локализации центров движения и чувствительности. Полученные при этом данные и выводы из них далеко не всегда были точными вследствие грубой методики. Экстирпации отдельных участков мозга часто сопровождались образованием обширных рубцов в ткани мозга, нарушениями кровообращения и другими последствиями повреждения больших полушарий. Главное же затруднение, которое испытывал исследователь-физиолог при применении методики экстирпации, это то, что он не имел способов объективно оценивать, что же собака теряет при удалении определенного участка мозга. Физиолог был вынужден для объяснения явлений, происходящих у собаки после удаления коры больших полушарий или ее частей, прибегать к понятиям, заимствованным из психологии человека, и говорить о нарушениях у собаки психических восприятий, ощущений, желаний и т.д.

Такой подход не давал  точного понятия исследуемых явлений. Павлов указал физиологии общий метод исследования рефлекторных реакций высших отделов ЦНС и разработал конкретные методические и технические приемы для их детального анализа. Условный рефлекс Павлов рассматривал как основной элементарный процесс деятельности больших полушарий вместе с тем как наиболее простой элементарный психический акт.Все рефлексы Павлов разделил на две большие группы: рефлексы безусловные и условные. Безусловные рефлексы - это реакции унаследованные, наследственно передающиеся. Осуществляются, как правило, при участии низших центров ЦНС (центров спинного мозга, ствола, подкорковых ядер).

Безусловные рефлексы делятся  на:

  1. Пищевые
  2. Оборонительные
  3. Ориентировочные
  4. Половые

Сопоставление того, что  известно о свойствах безусловных рефлексов инстинктов привело Павлова к их отождествлению.

Условные рефлексы - это  индивидуально приобретенные реакции. Осуществляются при участии высших отделов ЦНС Они представляют собой элементарную функциональную единицу высшей нервной деятельности. В то время как безусловные рефлексы мало зависят от различных условий , условные рефлексы в гораздо большей степени зависят о условий внешней среды и внутреннего состояния организма. Они легко возникают и исчезают. Условные рефлексы образуются у животного на основе безусловных.

У высших позвоночных  животных условные рефлексы являются функцией преимущественно больших  полушарий и их коры. У низших же позвоночных условные рефлексы могут  быть функцией центров стволовой  части мозга.

Для образования условного  рефлекса необходимо, чтобы условный раздражитель один или много раз  сочетался с безусловным.

Согласно представлениям Павлова, для возникновения условного  рефлекса необходимо, чтобы в коре больших полушарий головного  мозга образовалась временная связь между пунктами, воспринимающими условное раздражение и другими пунктами мозга, воспринимающими безусловное раздражение.

В основе временной связи  лежит процесс замыкания, переключения нервного возбуждения с одних  участков на другие. В результате этого замыкания вначале безразличный для животного раздражитель становится возбудителем. При этом нервный процесс с той области коры, куда доходит возбуждение, возникшее при действии условного раздражителя переключается на нервные центры, которые направляют возбуждение к рабочему органу. 

Информация о работе Учение И.П. Павлова о типах нервной системы