Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 21:56, реферат
История мировой физиологии богата именами блистательных ученых. Но вряд ли среди них можно найти такого, кто сыграл столь выдающуюся роль в становлении и развитии физиологии, как Иван Петрович Павлов. Исследования Павлова явились эпохой в развитии физиологии; они выдвинули его в ряды классиков естествознания, сделали фигурой, равной Ньютону, Дарвину, Менделееву. Идеи Павлова вышли за рамки физиологии и проникли в различные области медицины, в психологию, педагогику, кибернетику, животноводство, в Процессы обучения сложным профессиональным навыкам и рациональной организации труда в условиях современного производства. Созданное Павловым учение о нервной высшей деятельности - одно из величайших достижений современного естествознания. Павлов был многогранным ученым.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАМИ)»
Кафедра «Философия и психология»
Реферат
На тему: «Учение И.П. Павлова о типах нервной системы».
Проверил:
Москва 2013
Введение.
История мировой физиологии богата именами
блистательных ученых. Но вряд ли среди
них можно найти такого, кто сыграл столь
выдающуюся роль в становлении и развитии
физиологии, как Иван Петрович Павлов.
Исследования Павлова явились эпохой
в развитии физиологии; они выдвинули
его в ряды классиков естествознания,
сделали фигурой, равной Ньютону, Дарвину,
Менделееву. Идеи Павлова вышли за рамки
физиологии и проникли в различные области
медицины, в психологию, педагогику, кибернетику,
животноводство, в Процессы обучения сложным
профессиональным навыкам и рациональной
организации труда в условиях современного
производства. Созданное Павловым учение
о нервной высшей деятельности - одно из
величайших достижений современного естествознания.
Павлов был многогранным ученым. В разные
периоды своего шестидесятилетнего творчества
он охватывал разнообразные области физиологии,
оставляя в каждой из них глубокий след.
Достаточно отметить его выдающиеся исследования
по физиологии сердечно - сосудистой системы
и особенно его классические исследования
в области физиологии пищеварения, снискавшие
ему мировое признание и славу создателя
этого важного раздела современной физиологии,
за что он первым среди русских ученых
и первым из физиологов мира был удостоен
Нобелевской премии еще в 1904 г. Но подлинной
вершиной его беспримерного научного
подвига, наиболее крупным вкладом в сокровищницу
мировой науки явилось материалистическое
учение о высшей нервной деятельности,
созданное главным образом после Великой
Октябрьской социалистической революции
благодаря исключительному вниманию и
всемирной поддержки его исследовательской
работы Советским правительством. Знаменательно,
что еще в январе 1921 г., в тяжелый для страны
и народа период, специальным постановлением
Совнаркома РСФСР были созданы самые лучшие
условия для научной работы Павлова и
его сотрудников.
Академии наук и научные общества России, Англии, Франции, США, Германии и Италии и других стран мира избрали его своим членом. Научные заслуги Павлова и его высокие человеческие качества привлекали внимание ученых, писателей и других деятелей культуры. Голландский физиолог Иордан в одной из своей статей писал, что Ленинград стал своего рода Меккой для физиологов всего мира.
Исследования Павлова по физиологии сердечно-сосудистой системы, проведенные им в начальном периоде своей научной жизни, не имели широкого резонанса в мировой науке. Но уже следующие работы по физиологии пищеварительной системы, основные результаты которых были суммированы в классической монографии «Лекции о работе главных пищеварительных желез», снискали ему мировую славу и были увенчаны в 1904 г. Нобелевской премией.
Но венцом научного творчества Павлова, наиболее крупным вкладом в сокровищницу мировой науки стало материалистическое учение о высшей нервной деятельности. Исследованию по физиологии условных рефлексов, Павлов посвятил более 35 лет своей жизни. К сожалению, эти исследования, создавшие «истинную физиологию» большого мозга, долгое время практически не вызывали интереса у зарубежных физиологов, они не упоминались в учебниках физиологии и о них ничего не говорилось даже в специальных трудах по физиологии мозга. Более того, известные физиологи Шеррингтон, В.Тренделленбург, Г.Винтерштейн, и др. отнеслись к новому слову в науке враждебно. Лишь некоторые представители Экспериментальной психологии, например Э.Торндайк, Дж. Уотсон, а позже и К.Лешли, К.Холл и др., заинтересовались результатами работ Павлова по физиологии условных рефлексов и даже использовали их в собственных экспериментальных и теоретических работах. Отрывочные сведения о мозге были известны многим предшественникам Павлова, но честь создания истиной физиологии принадлежит нашему соотечественнику. Во многих странах мира созданы специальные лаборатории, и даже институты для изучения условных рефлексов. Так в США и Японии организованы отдельные научные общества имени Павлова.
За эти годы Павловская условно-рефлекторная тематика стала занимать почетное место не только в программах международных конгрессов физиологов, но и в программах международных конгрессов психологов и психиатров. Во многих странах систематически издаются как монографические работы, так и тематические сборники, посвященные актуальным проблемам учения Павлова. Поистине Павлов стал символом эпохи и путеводной звездой в изучении функций мозга.
2.Жизненный путь.
Иван Петрович Павлов родился 27 сентября 1849 года в Рязани в семье священника. Семи лет его начали учить грамоте, а в 11 лет, соответственно традициям духовенства, его отдали в духовное училище. Это последнее представляло собой своеобразную начальную школу, где наряду с главными предметами - катехизисом, ветхим и новым заветом - проходились грамматика, арифметика и древние языки. Окончив духовное училище в 1864 г. по 1-му разряду, т.е. с отличными оценками, Павлов перешел в Рязанскую духовную семинарию.
Годы учебы Павлова в семинарии совпали с эпохой, оставившей неизгладимый след в истории русской общественной мысли и в истории развития естествознания в России. В это время - в шестидесятые годы прошлого столетия - передовая интеллигенция и учащаяся молодежь были охвачены революционно-демократическими настроениями. Выразителями этих настроений и властителями дум этой части русского общества тех лет были писатели и философы, революционные демократы и просветители А.И.Герцен, Н.А.Добролюбов, Н.Г.Чернышевский и Д.И.Писарев. Будучи убежденными материалистами, они находили опору своим материалистическим воззрениям в естествознании и, в частности в физиологии. Они всемерно пропагандировали необходимость развития науки в стране.
Естествознание в эти годы считалось символом материализма и передового революционного мировоззрения. Широкому общественному интересу к вопросам науки способствовала начавшаяся в эти годы деятельность русских естествоиспытателей: И.М.Сеченова, Д.И.Менделеева, А.М.Бутлерова, братьев А.О. и В.О. Ковалевских и др.
Особенно горячо воспринимала естественную пропаганду учащаяся молодежь. Проблемы физиологи составляли тогда как бы передний край фронта борьбы материализма с идеализмом. Д.И.Писаревым было написано несколько статей, в которых трактовались вопросы физиологии и, в частности, предисловие к переведенной на русский язык и изданной в 1867 г. книге Гексли «Уроки элементарной физиологии». Характерно для умонастроений эпохи, что героями любимых молодежью романов «Отцы и дети» И.С.Тургенева и «Что делать?» Н.Г.Чернышевского были врачи-физиологи Базаров и Кирсанов. Увлекательные лекции по физиологии И.М.Сеченова, издававшиеся отдельными книгами, и его немеркнущая от времени монография «Рефлексы головного мозга» производили огромное впечатление не только на молодежь, но и на людей старшего поколения.
Вследствие притягательности новых идей, духовная семинария - учебное заведение, рассчитанное на подготовку служителей церкви - в те годы, когда в ней учился Павлов, не могла уберечь своих воспитанников от влияния на них умонастроений, характерных для передовых слоев русского общества того времени. Новые веяния, идеи и стремления увлекли многих ее воспитанников.
В эти годы Павлов познакомился с двумя работами, которые произвели на него неизгладимое впечатление: монография И.М.Сеченова «Рефлексы головного мозга» и книга Дж.Льюиса «Физиология обыденной жизни». В результате Павлов решает изменить свой, намеченный отцом, жизненный путь. Не закончив семинарского обучения, за год до окончания этого учебного заведения, Павлов покидает родной город, уезжает в Петербург и поступает в 1870 г. В Петербургский университет на естественное отделение физико-математического факультета.
Годы, когда Павлов учился в петербургском университете, были периодом расцвета физико-математического факультета. В это время в нем преподавали ученые, обладавшие огромным научным авторитетом и замечательными лекторскими способностями. В их числе были химики А.М.Бутлеров и Д.И.Менделеев, зоолог М.Н.Богданов, ботаники А.Н.Бекетов и А.С. Фаминцын.
3. Учение И.П.Павлова о высшей нервной деятельности.
Исследование
функций головного мозга до Павлова.
Физиологические экспериментальные исследования
мозговой коры началось с 70-х г., когда
впервые были применены для этой цели
испытанные физиологические приемы: электрическое
раздражение и экстирпация (удаление)
отдельных участков коры больших полушарий.
Однако применение этих методов имело
весьма ограниченное значение для понимания
функций коры мозга и протекающих в ней
физиологических процессов. Так, устанавливая
при раздражении определенных участков
коры полушарий появление тех или иных
двигательных реакций, исследователь
мог только констатировать, что в раздражаемых
участках находятся пункты, участвующие
в регуляции двигательных актов животных,
т.е. моторные центры. Вопрос же о механизме
регуляции движений животного центрами
мозговой коры оставался абсолютно неясным.
Относительно роли этих центров высказывались
только туманные предположения, что они
являются психомоторными центрами, деятельность
которых связана с психикой и сознанием.
Равным образом мало давали для понимания функций коры опыты с полной или частичной ее экстирпацией. В результате подобных операций наблюдаются различные нарушения поведения животного и его реакций в ответ на раздражения. На этом основании физиолог судил о возможной функциональной роли удаленных участков коры, решал вопрос о локализации центров движения и чувствительности. Полученные при этом данные и выводы из них далеко не всегда были точными вследствие грубой методики. Экстирпации отдельных участков мозга часто сопровождались образованием обширных рубцов в ткани мозга, нарушениями кровообращения и другими последствиями повреждения больших полушарий. Главное же затруднение, которое испытывал исследователь-физиолог при применении методики экстирпации, это то, что он не имел способов объективно оценивать, что же собака теряет при удалении определенного участка мозга. Физиолог был вынужден для объяснения явлений, происходящих у собаки после удаления коры больших полушарий или ее частей, прибегать к понятиям, заимствованным из психологии человека, и говорить о нарушениях у собаки психических восприятий, ощущений, желаний и т.д.
Такой подход не давал точного понятия исследуемых явлений. Павлов указал физиологии общий метод исследования рефлекторных реакций высших отделов ЦНС и разработал конкретные методические и технические приемы для их детального анализа. Условный рефлекс Павлов рассматривал как основной элементарный процесс деятельности больших полушарий вместе с тем как наиболее простой элементарный психический акт.Все рефлексы Павлов разделил на две большие группы: рефлексы безусловные и условные. Безусловные рефлексы - это реакции унаследованные, наследственно передающиеся. Осуществляются, как правило, при участии низших центров ЦНС (центров спинного мозга, ствола, подкорковых ядер).
Безусловные рефлексы делятся на:
Сопоставление того, что известно о свойствах безусловных рефлексов инстинктов привело Павлова к их отождествлению.
Условные рефлексы - это
индивидуально приобретенные
У высших позвоночных животных условные рефлексы являются функцией преимущественно больших полушарий и их коры. У низших же позвоночных условные рефлексы могут быть функцией центров стволовой части мозга.
Для образования условного рефлекса необходимо, чтобы условный раздражитель один или много раз сочетался с безусловным.
Согласно представлениям Павлова, для возникновения условного рефлекса необходимо, чтобы в коре больших полушарий головного мозга образовалась временная связь между пунктами, воспринимающими условное раздражение и другими пунктами мозга, воспринимающими безусловное раздражение.
В основе временной связи лежит процесс замыкания, переключения нервного возбуждения с одних участков на другие. В результате этого замыкания вначале безразличный для животного раздражитель становится возбудителем. При этом нервный процесс с той области коры, куда доходит возбуждение, возникшее при действии условного раздражителя переключается на нервные центры, которые направляют возбуждение к рабочему органу.
Информация о работе Учение И.П. Павлова о типах нервной системы