Однако существуют и такие
формы проявления памяти, которые выступают
на передний план лишь на высшей ступени
развития и в протекании которых ведущую
роль выполняет воля. Таковыми особенно
следует считать две формы памяти — учение и воспоминание.
Данные формы отличаются друг
от друга тем, что в случае учения вопрос
касается только репродукции прошлого.
Что касается истории самого этого прошлого,
то есть когда и где оно было пережито,
в данном случае не имеет никакого значения.
Например, когда мы учим, скажем,
иностранный язык, начиная, в конце концов,
говорить на этом языке, совершенно не
нужно помнить, когда и где мы выучили
каждое слово. Совсем иное дело воспоминание.
В данном случае речь идет не только о
репродукции, но и особенно о правильном
размещении репродуцированного во времени.
Припоминание подразумевает и темпорализацию.
Например, я вспоминаю своего первого
учителя; это означает, что в моем сознании
появляется не только его образ, но, наряду
с этим, и переживание того, что в прошлом
он был моим учителем. Одним словом, знание
и воспоминание отличаются друг от друга
моментом темпорализации1.
К какой из этих форм относятся
те случаи проявления памяти, которые
изучаются методом бессмысленных слогов?
Поскольку в данном случае задача испытуемого
состоит лишь в том, что ему нужно выучить
наизусть определенный материал, то очевидно,
что вопрос темпорализации здесь полностью
снимается. Именно потому ни один из вариантов
метода бессмысленных слогов не ставит
вопрос о тем-порализации.
Таким образом, метод Эббингауза
касается формы памяти, лежащей в основе
учения. А потому все выводы, полученные
до сегодняшнего дня в результате интенсивного
исследования памяти, касаются по существу
лишь этой формы памяти; следует отметить,
что до сих пор, быть может, ни одна из сложных
психологических проблем не была изучена
экспериментально столь успешно, как данная
форма произвольной памяти.
Закономерности
памяти. Эффект Эббингауза
- Сравнительно простые
события в жизни, которые производят на
человека особенно сильное впечатление,
могут запоминаться сразу и надолго, и
по истечении многих лет с момента первой
и единственной встречи с ними могут выступать
с отчетливостью и ясностью.
- Более сложные и менее
интересные события человек может переживать
десятки раз, но они в памяти надолго не
запечатлеваются.
- При пристальном внимании
к событию достаточно бывает его однократного
переживания, чтобы в дальнейшем точно
и в нужном порядке воспроизвести по памяти
его основные моменты.
- Человек может объективно
правильно воспроизвести события, но не
осознавать этого, и, наоборот, ошибаться,
но быть уверенным в том, что воспроизводит
их правильно.
- Если увеличить число
элементов запоминаемого ряда до количества,
превышающего максимальный объем кратковременной
памяти, то число правильно воспроизведенных
элементов этого ряда после однократного
его предъявления уменьшается. Одновременно
при увеличении такого ряда возрастает
и количество необходимых для его запоминания
повторений. Например, если после однократного
запоминания в среднем человек воспроизводит
6 бессмысленных слогов, то в случае, когда
исходный ряд состоит из 12 таких слогов,
воспроизвести 6 из них удается, как правило,
лишь после 14 или 16 повторений. В случае
если количество слогов в исходном ряду
будет равно 26, то понадобится примерно
30 повторений для получения того же самого
результата, а в случае ряда из 36 слогов
— 55 повторений.
- Предварительное повторение
материала, который подлежит заучиванию
(повторение без заучивания), экономит
время на его усвоение в том случае, если
число таких предварительных повторений
не превышает их количества, необходимого
для полного заучивания материала
наизусть.
- При запоминании длинного
ряда лучше всего по памяти воспроизводятся
его начало и конец (“эффект края”).
- Повторение несколько
раз подряд заучиваемого материала менее
продуктивно для его запоминания, чем
распределение таких повторений во времени,
например, в течение нескольких часов или дней.
- Новое повторение способствует
лучшему запоминанию того, что было выучено
раньше.
- С усилением внимания
к запоминаемому материалу число повторений,
необходимых для его заучивания наизусть,
может быть уменьшено, причем отсутствие
внимания не может быть возмещено увеличением
числа повторений. То, чем человек особенно
интересуется, запоминается без труда.
Наиболее отчетливо эта закономерность
проявляется в зрелые годы.
- Редкие, странные, необычные
впечатления запоминаются лучше, чем привычные
и часто встречающиеся.
- Любое новое впечатление,
полученное человеком, не остается в его
памяти изолированным и неизменным. Будучи
запомнившимся, в одном виде, оно со временем
может несколько измениться, вступив в
ассоциативную связь с другими впечатлениями,
изменившись под их влиянием.
Список использованной
литературы
- Л.А. Карпенко, М.Г. Ярошевский Эббингауз // История психологии в лицах. Персоналии / Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2005. — Т. 6. — 784 с. — (Психологический лексикон.
Энциклопедический словарь в шести томах). — 3000 экз. — ISBN 5-9292-0136-6.
- http://psymsuotvety.jimdo.com/история-психологии-1/32-экспериментальные-исследования-памяти-г-эббингауза/
- https://ru.wikipedia.org/wiki/Кривая_забывания
- http://www.psy-center.com.ua/rus-classic/view-096/ebbingauz-german-pamyat-psihologiya-problemy.html