Учет индивидуально-психологических особенностей в работе с детьми дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2015 в 20:47, контрольная работа

Краткое описание

В учебно-воспитательном процессе дошкольного учебного учреждения используются следующие основные формы организации детей: специально организованная учебная деятельность (занятия), игры, самостоятельная деятельность детей, индивидуальная работа, наблюдение, экскурсии, походы, праздники и развлечения, кружки и тому подобное.

Содержание

Актуальность темы………………………………………………….....……..2
Индивидуально-психологические особенности личности: темперамент, характер, способности ………………………………………………………5
Учет индивидуально-психологических особенностей в работе с детьми дошкольного возраста…………………..……………………...………..….11
Развитие способностей в дошкольном возрасте….…………….…………14
Изучение склонностей ребенка как предрасположенности к определенному виду деятельности…………………….…………………..19
Заключение………………………………………………..…………..……..22
Список использованной литературы……..………….………….…………23

Вложенные файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПСИХОЛОГИИ.doc

— 139.50 Кб (Скачать файл)

Существует целый ряд классификаций способностей. Воспроизведем одну из них, наиболее значимую:

1) природные (или естественные способности в основе своей биологически обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их базе, при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей);

2) специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в социальной среде (общие и специальные высшие интеллектуальные способности, в основе которых лежит пользование речью, логикой, теоретические и практические, учебные и творческие).

Специфические человеческие способности в свою очередь подразделяются на:                                                                                                                                                а) общие, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности и общения (умственные способности, точность и тонкость движений рук и т. д.), и специальные, определяющие успехи человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие (способности математические, технические, художественно-творческие, спортивные и т. д.).

б) теоретические, определяющие склонность человека к абстрактно-логическому мышлению, и практические, лежащие в основе склонности к конкретно практическим действиям. Сочетание этих способностей свойственно лишь разносторонне одаренным людям;

в) учебные, которые влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, и творческие, связанные с успешностью в создании произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений. Высшая степень творческих проявлений личности называется гениальностью, а высшая степень способностей личности в определенной деятельности (общении) — талантом;

г) способности к общению, взаимодействию с людьми, а именно, речь человека как средство общения, способности восприятия и оценки людей, социально-психологической приспособляемости к различной обстановке, вхождения в контакт с различными людьми, расположения их к себе и т. д.

Способности - не статичные, а динамические образования, их формирование и развитие происходит в процессе определенным образом организованной деятельности и общения. Развитие способностей происходит поэтапно. Важным моментом у детей в развитии способностей является комплексность одновременное совершенствование нескольких взаимодополняющих друг друга способностей.

Выделяют следующие уровни способностей: репродуктивный, который обеспечивает высокое умение усваивать готовое знание, овладевать сложившимися образцами деятельности и общения, и творческий, обеспечивающий создание нового, оригинального. Но следует учитывать, что репродуктивный уровень включает элементы творческого, и наоборот.

 

 

 

 

 

3. Учет индивидуально-психологических  особенностей в работе с детьми  дошкольного возраста

Личность неповторима в своей индивидуальности. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента и характера, интересах, привычках, а также в особенностях познавательных процессов и способностях.

Учитывая темперамент ребенка, можно помочь раскрыть таланты его личности. Конечно, педагогу тяжело заниматься с каждым ребенком отдельно, порой это невозможно. Но, выделив среди учащихся представителей четырех типов темперамента, можно учитывать особенности типа при распределении заданий.

В учебно-воспитательной работе с сангвиником нужно опираться на такие качества как общительность и энергичность. У детей-сангвиников собранность и аккуратность формируются значительно труднее, чем у детей с другим темпераментом. Их формирование затрудняет снисходительное отношение к нарушениям правил, порядка (не убрал постель, не повесил на вешалку одежду, разбросал карандаши и т.д.), а также отсутствие контроля над поведением и действиями. Нужно обратить внимание на формирование и развитие у такого ребенка более устойчивых интересов. Так как за легким вхождением в новую обстановку и в новую деятельность зачастую скрывается и отрицательная сторона: ребенок меняет одну игрушку за другой, берется за новое дело, не закончив начатое, он общителен, но у него нет ни одного друга. Если ребенок выполнил работу плохо, предложите ему ее переделать. Следует стараться не допускать частой смены деятельности – привычка за все браться и не доводить до конца может стать свойством характера. Детям-сангвиникам подойдет любой вид спорта, поскольку у них быстрая реакция и им все интересно.        Но больших достижений они добьются в командных видах спорта, потому что легко и быстро находят язык с членами команды.

В отношении холериков нужно учитывать, что активность, подвижность, эмоциональность, настойчивость помогают им занять в обществе хорошее положение.

При неправильном отношении к такому ребенку взрослых, которые пытаются остановить активность, тормозят его подвижность, возникают сложности обучения и воспитания. Разумнее в такой ситуации поддержать его полезное увлечение, стремиться так организовать его времяпрепровождение, чтобы активность находила полезное применение, т.е. направить активность в нужное русло. А также целесообразно будет ограничить все, что возбуждает нервную систему ребенка перед сном. Детям-холерикам полезны все виды занятий, которые помогают развивать сообразительность и сосредоточенность: настольные игры, конструирование, рисование. Организовывая для ребенка постоянное трудовое поручение, мы дисциплинируем, воспитываем умение управлять собой. Холерикам просто необходим спорт, особенно подходят футбол, хоккей, теннис, волейбол, баскетбол, бокс.

В процессе учебной деятельности у ребенка-флегматика могут возникать трудности из-за медлительности. Педагогу нужно как-то стремиться активизировать деятельность такого ребенка. Но не стоит кричать и угрожать ребенку, подталкивать его. Такое отношение оказывает тормозящее действие на ребенка, и, вместо желаемого результата, он будет работать медленнее. Еще одной ошибкой являются попытки оградить, отстранить ребенка от работы, для которой требуются усилия. В данном случае может развиться неуверенность в своих силах, стремление избегать всего того, где нужно работать быстро. Развивать активность флегматиков нужно постепенно, соблюдая постепенное наращивание темпа. Очень важно поощрять даже незначительное проявление подвижности. Такие качества, как уравновешенность, терпимость, способность к длительному сосредоточению, старательность, аккуратность очень значимы для успеха в дидактических играх и конструктивной деятельности.                   На данные качества нужно опираться для развития у флегматика индивидуального стиля деятельности. Но следует включать ребенка и в виды деятельности, требующие от него двигательной активности (гимнастика, подвижные игры и др.), для преодоления вялости и пассивности, нельзя таких детей объединять в коллективном труде с теми, чей темп значительно выше. Это также важно учитывать при проведении спортивных игр. Нужно давать ребенку поручения, которые требуют от него общения с детьми или взрослыми, что поможет развивать умение приспосабливаться к новым условиям и коммуникативные умения. Ребенку-флегматику подойдут интеллектуальные виды спорта, такие как гольф, шахматы, бильярд. Также им подходят восточные единоборства, так как они неспешны и полны философии.

В работе с меланхоликами нужно учитывать их неспособность переносить сильное и длительное напряжение. У таких детей нужно развивать общительность, чувство коллективизма. Также очень важно в обучении соблюдать щадящий режим. Главным образом следует уменьшить шум, количество игрушек, сузить круг знакомств, чтобы избежать сильных раздражителей. Но при этом нужно стараться постепенно приучать ребенка-меланхолика не бояться шума, спокойно относиться к чему-то новому. Педагогу важно расположить такого ребенка к себе, вызвать доверие еще на этапе его адаптации в новой ситуации. Если на таких детей повышать голос, наказывать их, это может привести к замкнутости, повышенной тревожности, ребенок может долго плакать. У таких детей тревожность (после снятия адаптационного стресса) может быть условием, которое стимулирует активность и саморегуляцию деятельности, это обеспечивает высокую продуктивность и обучаемость. Детям-меланхоликам обычно проще проявить себя в художественной деятельности (музыкальной, танцевальной, изобразительной и др.). Выбирая виды спорта, остановитесь на таких, в которых нужно целиться, например, стрельба или метание диска.               Родителям можно попробовать занять ребенка верховой ездой, подарить ребенку-меланхолику собаку, энергичную и игривую, к тому же с питомцем ребёнок будет ежедневно гулять.

Знание черт темперамента детей может помочь правильно понимать некоторые особенности их поведения, дать возможность варьировать нужным образом приемы воспитательных воздействий.

4. Развитие способностей в дошкольном  возрасте

 

   Способности – это индивидуально-типологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и лёгкость освоения ими. Способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, имеющимся у человека, но обеспечивают их быстрое приобретение, фиксацию и эффективное практическое применение. 

  Природными предпосылками развития способностей являются задатки, то есть генетически закреплённые анатомо-физиологические особенности организма. 

  Способности имеют качественную и количественную характеристику.

К первой относятся составляющие их компоненты (например, в изобразительной деятельности – чувство линии, пропорции, формы, светотени, колорита, ритма и др., а также художественное воображение, эмоциональная настроенность, эмоциональное отношение к изображаемому и т. д.).

Ко второй - степень выраженности способностей.

Способности классифицируются на:

  Природные (естественные) способности, в основе своей биологически обусловленные, связанные с врождёнными задатками, формирующиеся на их базе, при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей.    Природные способности     являются общими для человека и животных, особенно высших. Например, такими элементарными способностями являются восприятие, память, способность к элементарной    коммуникации. 

Специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в социальной среде.

Специфические способности подразделяются на: общие способности, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности и общения. Общие способности составляют две группы –познавательные и практические.  

К познавательным способностям относят, в первую очередь, сенсорные, интеллектуальные и творческие. 

Сенсорные связаны с восприятием ребёнком предметов и их качеств, они составляют основу умственного развития. Сенсорные способности интенсивно формируются с 3 – 4 лет. Усвоение дошкольниками эталонов ведёт к возникновению идеальных образцов свойств предмета, которые обозначаются в слове. Дети знакомятся с разновидностями каждого свойства и систематизируют их, когда, например, овладевают представлениями о цветах спектра, фонемах родного языка, эталонах геометрических форм.

Основу развития  интеллектуальных способностей  составляют действия наглядного моделирования: замещение, использование готовых моделей и построение модели на основе установления отношений между заместителем и замещаемым объектом. Так, в качестве готовой модели может выступать план игровой комнаты или участка, по которому дети учатся ориентироваться. Затем они сами начинают строить  такой план, обозначая предметы в комнате какими-либо условными значками, например стол – кружком, а шкаф – прямоугольником. 

   Творческие способности связаны с воображением и позволяют ребёнку находить оригинальные способы и средства решения задач, придумать сказку или историю, создать замысел игры или рисунка.

 

К практическим способностям дошкольников относят: организаторские, конструктивно-технические (пространственное видение, пространственное воображение, умение представлять предмет в целом и его части по плану, чертежу, схеме, описанию, а также умение самостоятельно формулировать замысел, отличающийся оригинальностью). Данные способности лежат в основе, в дальнейшем с их помощью дети усваивают такие школьные предметы, как черчение, геометрия, физика, химия, где требуется умение представить сущность процесса, строение механизма. 

Богатые возможности для развития конструктивно-техничесих способностей в дошкольном возрасте создаёт конструирование из разных материалов, конструкторов, использование технических игрушек.

 

Специальные способности определяют успехи человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие (способности математические, технические, литературно-лингвистические, художественно-творческие, спортивные, музыкальные и т. д.).   

В дошкольном возрасте активно развиваются специальные способности, прежде всего художественные. Дошкольное детство, как никакой другой возрастной период, создаёт благоприятные условия для их формирования. Дошкольник включён во всё многообразие художественных видов деятельности. Он поёт, танцует, лепит, рисует. У ребёнка дошкольного возраста проявляются такие способности, как изобразительные, декоративно-прикладные, включающие чувство композиции, цвета, формы; музыкальные, которые составляют мелодический и ритмический слух, чувство лада; театрально-речевые, в которые входят поэтический слух, выразительность интонации и мимики.

 

 

   Помимо разделения способностей на общие и специальные принято разделять способности на: теоретические, определяющие  склонность человека к абстрактно-логическому мышлению  и  практические, лежащие в основе склонности к конкретно-практическим действиям. Сочетание этих способностей свойственно лишь разносторонне одарённым людям.

Информация о работе Учет индивидуально-психологических особенностей в работе с детьми дошкольного возраста