Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 20:33, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучение факторов и психологических механизмов восприятия на разных этапах перцептивного процесса.
Цель конкретизируется в следующих задачах:
1. Провести теоретический анализ литературных данных восприятия.
2. Изучить характер влияния некоторых индивидуально-психологических особенностей личности реципиента на процесс восприятия.
Введение
1. Общее понятие о восприятии и его особенностях
1.1 Физиологические основы восприятия
1.2 Классификация восприятия
1.3 Характеристики восприятия
2. Восприятие пространства
2.1 Восприятие удаленности
2.2 Восприятие направления
2.3 Восприятие формы
2.4 Восприятие размеры (величины)
3. Восприятие времени
3.1 Восприятие длительности
3.2 Восприятие временного порядка
3.3 Особенности восприятия пространства и времени, связанные с билатеральной асимметрией головного мозга
4. Восприятие движения
5. Наблюдение и наблюдательность
Заключение
Список используемой литературы
Историчность восприятия предопределена
тем, что восприятие предмета фактически
является включением воспринимаемого
объекта в организованную систему
представлений, в определенную систему
понятий. А эти системы, запечатлевшиеся
в речи, есть результат общественно-
Воспринимают предметы не глаз, не ухо, не язык сами по себе. Мир воспринимает человек. Конкретный живой человек с присущими ему интересами, устремлениями, чувствами, характером, темпераментом, объемом знаний и опыта. Все это, естественно, сказывается как на процессе восприятия, так и на его образах – перцептах. Эта зависимость восприятия от содержания психической жизни человека и особенностей его личности называется апперцепцией.
Из слагаемых апперцепций
Слушая оркестр, мы воспринимаем музыкальное произведение в целом, не выделяя звучание отдельных инструментов. Но, поставив такую цель, большинству слушателей это сделать удается. И тогда звук избранного инструмента выступает на передний план, а остальные звуки создают фон, отступают на задний план восприятия.1
2. ВОСПРИЯТИЕ ПРОСТРАНСТВА
В понятие «восприятие
Второй аспект восприятия заключается
в психическом отражении
В психологии восприятие пространства
обычно рассматривается во втором аспекте
(как отражение
В норме главную роль в восприятии пространства у человека играют зрительные восприятия, которые базируются одновременно и на зрительных, и на двигательных ощущениях. Вспомогательную роль играют слуховые и обонятельные восприятия, а на близких расстояниях – двигательные и осязательные (особенно при восприятии формы).
2.1 Восприятие удаленности
Человек способен зрительно различать
удаленность предметов на расстоянии
до 2,5 километров. Все, что расположено
дальше этого предела, воспринимается
нами как размещенное на одной
плоскости. Так, звезды на небе представляются
нам «размещенными» на внутренней поверхности
сферы, в центре которой находимся
мы сами, хотя в действительности разница
в их удаленности от нас как
наблюдателей огромна. Умение распознавать
удаленность предметов в
Обеспечивает визуальное восприятие удаленности (или глубины в любом направлении) наше бинокулярное зрение, то есть видение двумя глазами.
Ощущения глубины, или удаленности, возникают в результате зрительных различий в зрительных ощущениях от каждого глаза. Физиологической основой этих эффектов являются, во-первых, несовпадение раздраженных одновременно точек на сетчатках левого и правого глаз (так называемых диспаратных точек) и, во-вторых, мускульные ощущения глазных мышц. Диспаратность – это несовпадение раздражаемых точек на сетчатках левого и правого глаз.
Глубину можно воспринимать и одним глазом, но надежность и точность при этом снижаются. В основе такого монокулярного восприятия лежит наш перцептивный опыт. Так, если истинные размеры объекта нам известны, то восприятие его удаленности опирается на соотношение воспринимаемой величины с истинной. Если необходимо установить расстояние до нескольких известных объектов, то чаще используется результат их взаимного соотнесения. Например, если футбольный мяч кажется нам меньше теннисного, то это значит, что он расположен от нас дальше, чем теннисный. Правильно определить расстояние до неизвестных объектов, даже окруженных известными, гораздо труднее. Вспомогательным фактором во всех случаях могут служить движения головы, при которых происходит перспективное смещение всех видов точек.
Объемность предмета воспринимается как неодинаковая удаленность от наблюдателя разных точек этого предмета.
Мы способны определять расстояние
до различных объектов с помощью
не только зрения, но и слуха, и обоняния.
Однако это производится обычно с
гораздо меньшей уверенностью и
с другими пространственными
ограничениями предельного поля
восприятия. Здесь индивидуальные особенности
людей предопределяют значительную
вариантность эффективности (понимаемой
в первую очередь как точность)
отражения. Принципы слухового или
обонятельного определения
Что касается остальных модальностей, то определенную информацию о расстоянии до объекта может дать еще двигательное восприятие, но только в пределах досягаемости руки или ноги. Самый простой пример: передвижение человека в темном помещении, когда, чтобы не споткнуться или не натолкнуться на какие-нибудь предметы, он выставляет вперед руки или осторожно обшаривает ногой пол.
2.2 Восприятие направления
Направление, в котором видится объект, определяется местом его отображения на сетчатке глаза и положением нашего тела, головы и глаз по отношению к окружающим нас объектам. Вертикальное положение нашего тела по отношению к горизонтальной плоскости земли является исходным моментом для визуального определения. Таким образом, в восприятии направления участвуют не только зрительные, но также двигательные и вестибулярные ощущения.
При бинокулярном зрении (двумя глазами) раздражители, падающие на соответствующие (корреспондирующие) точки сетчатки, видятся нам в одном и том же направлении (закон тождественного направления). Это направление дается линией-директрисой, идущей к предмету из переносицы – центра между глазами.
На сетчатке все изображения перевернуты. Их правильное положение воспринимается нами благодаря сочетанию зрительных с другими видами ощущений. Человек способен правильно ориентироваться в пространстве даже при искажении условий восприятия.
Слуховое восприятие по эффективности ориентации в пространстве уступает зрительному, но тоже вполне успешно. Бинауральное (двумя ушами) слушание обеспечивает улавливание разницы во время поступления звука на каждое ухо, если голова в горизонтальной плоскости повернута не строго фронтально к источнику звука, то есть когда расстояние от левого и правого уха до источника слуховой информации различны. Несмотря на ничтожную разницу в указанных расстояниях и, как следствие, во времени поступления сигнала на уши, наш слуховой анализатор ее четко улавливает. Корректируя положение головы до тех пор, пока эта разница не исчезнет, мы добиваемся регистрации точного направления на объект восприятия аналогично зрительной директрисе. Локализацию объекта в вертикальной плоскости обеспечивают вертикальные движения головы, базирующиеся, скорее всего, на улавливании положения с наиболее сильным слуховым ощущением. Видимо, на этом же эффекте основано моноуральное (один ухом) восприятие направления, но в иной модификации, а именно за счет нахождения такого положения слушающего уха, при котором максимальна воспринимающая поверхность, что дает самое громкое звучание сигналу. Обычно это фронтальное по отношению к источнику звука положение уха, то есть боковое положение головы. Для усиления этого эффекта люди нередко искусственно увеличивают воспринимающую поверхность уха (ушей), например, путем прикладывания к нему ладони.
Двигательное восприятие направления само по себе может быть эффективным только в пределах тех же ограничений, что и в случае отражения удаленности: в радиусе действия рук и ног. С помощью частей собственного тела, положение которых дает кинестетическую информацию, мы можем выяснить, где в ближайшем пространстве находится тот или иной предмет. Отражение направления с помощью обоняния в жизни животных, конечно, имеет существенное значение. У человека же в связи с утратой в эволюции остроты обоняния этот способ восприятия пространства малоэффективен. Тем не менее, с его помощью мы ориентировочно можем на относительно небольших расстояниях определять местоположение пахнущих объектов. Остальные модальности при локализации стимулов во внешнем пространстве для человека болезненны.
2.3 Восприятие формы
Любой предмет имеет определенный внешний вид, называемый формой. Форма олицетворяет качественное своеобразие совокупности геометрических параметров предметов (плоских и объемных). Восприятие плоскостной формы состоит в различении очертаний предмета, его контура. При этом граница не просто выделяется, но взор (или рука при осязании) движется вдоль этой границы, а в наиболее информативных местах совершает многочисленные возвратные движения.
Восприятие трехмерной формы включает восприятие удаленности, объемности. Ролью глубинных ощущений объясняется ряд зависимостей между воспринимаемой формой, удаленностью и величиной предметов. Так, восприятие близких предметов насыщенно глубинными ощущениями, поэтому они кажутся меньшими по сравнению с точно такими же, но расположенными немного дальше. При отдалении от зрителя объемные предметы кажутся все более и более плоскими, поскольку ослабевают глубинные ощущения. Так, куб вблизи кажется вытянутым в направлении от наблюдателя, а вдали – сплюснутым.
Принципиально форму предметов возможно воспринимать, помимо зрения, осязания и кинестезий (в первую очередь через движения рук в целом), и с помощью слуха, что доказывают способности летучих мышей, дельфинов и других животных, использующих для ориентации в пространстве эхолокацию. Но человек такими способностями не обладает.1
2.4 Восприятие размера (величины)
Величина предметов с помощью зрения определяется, во-первых, величиной их изображений на сетчатке глаза и, во-вторых, оценкой их удаленности от наблюдателя. Четкое видение различно удаленных предметов, а соответственно, определение их истинной величины осуществляется с помощью двух физиологических механизмов: аккомодации и связанной с ней конвергенции.
Аккомодация – это изменение переломляющей способности хрусталика глаза путем изменения его кривизны. При рассматривании близких объектов линза хрусталика становится более выпуклой, далеких – более плоской. С возрастом эластичность и подвижность хрусталика уменьшается, вследствие чего развивается дальнозоркость.
Конвергенция – это сведение зрительных осей на фиксируемом объекте. Связана с аккомодацией.
Комбинация двух факторов – величины изображения на сетчатке и напряжения глазных мышц сигналом размера воспринимаемого предмета.
Зрительное восприятие величины нередко приводит к ошибкам в оценке истинных размеров предметов. Одна из наиболее типичных ошибок – переоценка вертикальных размеров. Это происходит потому, что вертикальное движение глаз сопровождаются рефлекторной дивергенцией, требующей для удержания взора на предмете компенсаторных усилий по обратной конвергенции. Дополнительные мышечные усилия «зачитываются» мозгом (и психикой), как дополнительный размер или приближение объекта к наблюдателю.
С этим же эффектом связана известная «иллюзия луны»: на горизонте луна кажется большего размера, чем в зените. Со времен Птоломея считается, что это явление как-то связано с кажущейся удаленностью. Наиболее тщательное исследование этого феномена было предпринято Е. Борингом. Сейчас этот факт объясняется возникновением при рассматривании луны в зените тех самых дополнительных усилий глазных мышц, необходимых для удержания исходной конвергенции. Это, в свою очередь, является признаком уменьшения расстояния до объекта. Если теперь луна в зените представляется ближе, чем на горизонте, то величина ее кажется меньше, так как размер сетчаточного образа не изменился.1
Еще один вид ошибок при зрительном восприятии величины связан с нашими социальными установками. Общая тенденция такова: социально значимые объекты представляются нам большими по размерам, чем равные им по величине, но менее значимые.
3. ВОСПРИЯТИЕ ВРЕМЕНИ
Восприятие времени человеком
есть процесс психического отражения
объективно протекающих событий. Поэтому
следует различать время
Тогда восприятие времени у человека
складывается из восприятия длительности
и упорядоченности событий. Длительность
есть процессуальная протяженность
различных отрезков времени, в течение
которых происходят соответствующие
события. Упорядоченность включает
в себя последовательность событий
и соответствующих им временных
интервалов и их соизмеримость. На этой
основе возникает временная
Информация о работе Факторы и психологические механизмы восприятия