Феминистское движение: история и современность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 06:41, реферат

Краткое описание

В данном реферате рассмотрены следующие пункты:
1.Понятие и истоки возникновения феминистского движения
2. История феминистского движения
3 Феминизм в современности

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (4).docx

— 30.44 Кб (Скачать файл)

Введение

     Во  второй половине ХХ века сама жизнь  заставила активизировать поиски новых  подходов к совершенствованию устройства человеческого общества. В значительной степени возросла роль сознательного  регулирования социальных процессов, благодаря не только повышению уровня организованности социума, но и благодаря  развитию таких наук, как социальная философия, социология, социальная психология и т. д. Человечество оказалось перед  дилеммой - либо спастись от самоистребления, усовершенствовав всю систему общественных отношений, научившись жить в мире с  самим собой и с природой, его  породившей, либо деградировать и  исчезнуть как разумное сообщество.

   В такой обстановке не мог остаться в стороне женский вопрос - о  месте женщины в современном  обществе, о перспективах ее широкого вовлечения в основные стратегии  общественного развития. Происходят глобальные изменения той роли, которую играют женщины во всех областях жизни - политике, производстве, экономике. Этот процесс сопровождается ростом женского самосознания. Достоянием общественности становится все большее количество ранее неизвестных исторических фактов, доказывающих не последнюю их роль во многих важных событиях. И это дает возможность для того, чтобы предъявить свои права на равное с мужчинами участие в политической и социальной жизни. 

 

  1. Понятие и  истоки возникновения феминистского движения

   Феминизм (от лат. femina, «женщина») — общественно-политическое движение, целью которого является предоставление женщинам всей полноты гражданских прав. В широком смысле — стремление к равноправию женщин с мужчинами во всех сферах общества. В узком смысле — женское движение, целью которого является устранение дискриминации женщин и уравнение их в правах с мужчинами. Появление феминизма как теории подготовлено следующими интеллектуальными течениями запада: либеральная философия и теория прав человека (Локк, Руссо, Миль и другие); социалистическая теория, рассмотрение сексуальности и сексуального поведения человека в социальном и политическом контексте (Зигмунд Фрейд, Вильгельм Райх, Маргарет Мид, философы Франкфуртской школы: Герберт Маккузе и Теодор Адорно). Кроме того на феминистскую мысль большое влияние оказали идеологии молодёжного протеста, борьбы негров за гражданские права, утопии контркультуры, идеи сексуальной революции. Первоначально феминистическая литература возникла в США, а потом в Великобритании и Франции. Первоначально она была публицистической и политической. Но скоро «женская» проблематика становится предметом академических исследований, и появляется особая область гуманитарных наук — так называемая «социальная феноменология», которая формируется на стыке целого ряда областей знания: антропологии, этнологии, социологии, психологии, философии, политологии и т. д.

В развитии идей феминизма немаловажную роль сыграл суфражизм начала 20 в. - движение за предоставление женщинам избирательных  прав, которые открыли бы им доступ к политической деятельности, обеспечили социальное равенство. Получение женщинами  США и Европы избирательных прав, а также рост их занятости привели  к спаду феминистского движения, которое вновь начинает активизироваться после окончания Второй мировой войны. На волне освободительных идей Великой французской революции женщина заявила о себе: "я существую", и второго, наступившего вместе с промышленной революцией XIX века, когда женщина с полным основанием утверждала: "Я работаю, значит, я существую". Это утверждение стало в XIX веке опорой для феминизма, который развивался, осваивая новые идеологические и политические формы, идеи, лозунги. Но какие бы формы он не принимал, его отправной посылкой оставались две фразы. Одна совсем короткая: "Мужчина и женщина - вот социальный индивид", произнесенная Анри де Сен-Симоном. Другая более развернутая: "Расширение прав женщины есть общий принцип всякого социального прогресса", - сформулированная Шарлем Фурье.

     Великие утописты двумя фразами в сущности создали основу для переворота в  общественных представлениях о существе гендерных отношений. Они вышли  за пределы суждения о "природном  назначении" женщины, нисколько на него не посягая и не оспаривая. Тем  самым появилась возможность  говорить о том, что помимо репродуктивных, природных функций, у женщин могут  быть еще и другие - социальные, гражданские  функции, и что все эти функции  способны не отрицать, а дополнять  друг друга. Отныне речь шла уже не столько о "естественном", сколько  о социальном праве женщины, праве  на свободу, равенство, братство. Этот теоретический фундамент упрочил  все феминистские идейные конструкции.

     К началу XX века их было довольно много: активно действовали суфражистки, отстаивавшие политико-правовое равенство  женщины; социалистки, защищавшие идеи равной оплаты женского труда, участия  женщин в профсоюзах; радикальные  феминистки, пропагандировавшие идеи сознательного материнства и  контроля над рождаемостью; возникали  женские благотворительные общества, а на их основе - христианский феминизм. Все эти направления, каждое на свой манер, помогали женщине, так или  иначе, осваиваться с новой для  нее ролью субъекта истории. В  результате медленных, "ползучих" завоеваний в конце XIX - первой половине XX века женщинам удалось добиться права  на образование; на равный с мужчинами труд и заработную плату, позднее - получить право голоса и право быть избранными, сначала в местные, затем в высшие эшелоны власти, право входить в профсоюзные организации и политические партии, право на развод, кое-где - на применение противозачаточных средств и на аборт; право на государственную помощь по беременности и родам, на отпуск по уходу за ребенком и т.д. Так, медленно и постепенно, начинались сдвиги в социальных отношениях пола, происходило завоевание женщинами права на власть, а затем - и самой власти.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  
 
 
 
 
 
 

2. История феминистского движения

     Феминистки  и учёные выделяют в истории женского движения три «волны». «Первая волна» относится главным образом к суфражистскому движению 19-го и начала XX-го веков, в котором ключевым вопросом было право голоса для женщин. Под «второй волной» понимают идеи и действия, связанные с женским освободительным движением, которое начало развиваться с 1960-х годов и выступало за юридическое и социальное равенство женщин и мужчин. «Третья волна» является продолжением «второй волны» и реакцией на её неудачу. Появление «третьей волны» относят к 1990-м годам

     Впервые идеи феминизма были изложены О. де Гуж в "Декларации прав женщины  и гражданки" (1792) и в книге  Т. фон Гиппеля "Об улучшении гражданских  прав женщин" (1792). Представители  феминизма требовали обеспечения  равенства полов посредством  социально-экономической и юридической  реформ.

     Началом же самого организованного движения считается 1848 год, когда в городе Сенека-Фоллз (штат Нью-Йорк, США) прошёл съезд по защите прав женщин под лозунгом «Все женщины и мужчины созданы равными». На съезде была принята т. н. «Декларация чувств». Декларация поднимала такие важные вопросы, как равноправие женщин в правах собственности, в браке, в свободном выборе профессий, в получении полноценного образования и т. д. Авторами этого документа являлись Элизабет Кэйди Стэнтон и Лукреция Мотт.

     Вопрос  о праве владения собственностью для женщин занимал достаточно большое  место в женском движении. В 1860 году, после обращения Элизабет Стэнтон, Законодательное собрание штата  Нью-Йорк приняло в качестве закона «Акт о собственности замужних женщин». Этот акт гарантировал женщине право оставлять за собой заработанное ею, равное с мужем право на совместное попечительство над детьми, а также имущественные права вдовы, соответствующие правам мужа в случае смерти жены.

     Важной  фигурой в женском движении второй половины XIX века является Эммелин Пэнхёрст (Emmeline Pankhurst) — она стала одной из основательниц движения за право женщин голосовать на выборах (т. н. «суфражизм» от англ. suffrage, 'право голоса'). Одной из её целей было развенчание сексизма, укоренившегося на всех уровнях в британском обществе. В 1868 году Пэнхерст сформировала Организацию в защиту общественных и политических прав женщин (Women’s Social and Political Union, WSPU), которая в течение года объединила 5 тысяч членов.

После того как члены этой организации  стали постоянно подвергаться арестам  и тюремному заключению за тривиальные  проявления поддержки движению, многие из них решились на выражение своего протеста голодовкой. Результатом голодовки  стало то, что серьёзно подорвавшие  себе здоровье участники голодовки  привлекли внимание к неоправданной  жестокости законодательной системы  того времени, и, таким образом, к  идеям феминизма. Под давлением WSPU английский парламент принял ряд  законов, направленных на улучшение  положения женщин, и дал женщинам право голоса на местных выборах (1894).

     В США в 1869 году были созданы две организации такого же характера, объединившиеся в 1890 году в Национальную американскую ассоциацию за женское избирательное право. Благодаря активности её членов в ряде американских штатов женщины оказались допущены к голосованию.

     «Вторая волна» относится к периоду феминистской деятельности с начала 1960-х до конца 1980-х годов.. «Вторая волна» феминизма  продолжает свое существование и  сейчас и сосуществует с тем, что  называют «третьей волной» феминизма. Феминистская активистка и публицист Кэрол Ханиш придумала лозунг «Личное — это политическое» , который стал ассоциироваться со «второй волной» Феминистки «второй волны» понимали, что различные формы культурного и политического неравенства женщин неразрывно связаны между собой. Они призывали женщин осознать, что отдельные аспекты их личной жизни глубоко политизированы и являются отражением сексистских властных структур.

     Фраза «освобождение женщин» впервые  была использована в Соединенных  Штатах в 1964 году, а в печати впервые появилась в 1966 году. К 1968 году её начинают использовать применительно ко всему женскому движению. Одним из самых активных критиков женского освободительного движения стала афроамериканская феминистка и интеллектуал Глория Джейн Уоткинс (писавшая под псевдонимом «bell hooks»), автор книги «Феминистская теория от окраины к центру», вышедшей в 1984 году.

Бетти Фридан в своей книге «Загадка женственности» (1963) подвергла критике идею о том, что женщины могут реализовать себя только в сфере домашнего хозяйства и воспитания детей. Как сказано в некрологе Фридан, опубликованном в журнале «The New York Times» в 2006 году, «Загадка женственности» «дала начальный импульс современному женскому движению в 1963 году и в результате навсегда изменила структуру общества в Соединенных Штатах и других странах мира» и «многими рассматривается как одна из наиболее влиятельных публицистических книг XX века».

Фридан  считала, что роль домашней хозяйки  и воспитательницы детей была навязана женщине посредством создания т. н. «загадки женственности». Она отмечала, что псевдонаучные теории, женские журналы и рекламная индустрия «научили, что женщинам, обладающим истинной женственностью, не нужна карьера, им не нужно высшее образование и политические права — одним словом, им не нужны независимость и возможности, за которые когда-то боролись феминистки. Всё, что от них требуется, — это с раннего девичества посвятить себя поискам мужа и рождению детей»

     Важное  развитие феминистская теория в период «второй волны» получила во Франции. По сравнению с разработками в  США и Великобритании французский феминизм отличается более философским и литературным подходом. В работах этого направления можно отметить экспрессивность и метафоричность. Французский феминизм мало внимания уделяет политическим идеологиям и сосредотачивается на теориях «тела» . К нему относятся не только французские писатели, но и те, кто работал в основном во Франции и в рамках французской традиции, например, Юлия Кристева и Браха Эттингер. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3 Феминизм  в современности

     Современный этап феминистского движения относят  к «третьей волне» и часто называют пост-феминистским, а еще - мультикультурализмом в феминизме. Его характеризует культурная разнородность участников и большая, по сравнению со второй волной. В Западном мире, под влиянием второй волны произошли важные изменения, снизив многие структурные барьеры, препятствовавшие развитию и успеху женщин. Это привело к притоку женщин во многие отрасли, прежде бывшие исключительно мужскими. Как результат, женщины занялись строительством сложных, требующих огромных усилий карьер и, как группа, потеряли интерес к политической активности. Показатель активности феминистских организаций упал, в то время как многие организации получили институциональное оформление в качестве региональных или правительственных учреждений. Во многом, «третья волна» в феминизме - уже не американская, и вообще не западная. Центр активности женщин переместился с США и Европы в страны второго и третьего мира – в Африку, Латинскую Америку, Азию, мусульманский мир. Феминизм стал бесконечно разнообразен, как и сами женщины по всему миру.

Информация о работе Феминистское движение: история и современность