Феноменологические особенности латентного этапа формирования материнства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 17:34, доклад

Краткое описание

Изучение материнства на современном этапе развития российского общества, несомненно, является одним из приоритетных направлений отечественной науки о человеке. Однако следует отметить недостаточное количество исследований, посвященных этой актуальной проблематике. Под материнством традиционно понимается феномен, который связывается с физиологическим появлением ребенка и всем спектром взаимоотношений в диаде «мать - дитя» в последующий период его развития. Последние исследования материнства позволили отечественным и зарубежным психологам говорить о формировании материнства, как о сложном процессе, который проходит онтогенетический путь развития на протяжении всей жизни женщины.

Вложенные файлы: 1 файл

Феноменологические особенности латентного этапа формирования материнства.docx

— 39.23 Кб (Скачать файл)

Феноменологические  особенности латентного этапа формирования материнства

В. В. Ивакина

Изучение материнства  на современном этапе развития российского  общества, несомненно, является одним  из приоритетных направлений отечественной  науки о человеке. Однако следует  отметить недостаточное количество исследований, посвященных этой актуальной проблематике.

Под материнством традиционно  понимается феномен, который связывается  с физиологическим появлением ребенка  и всем спектром взаимоотношений  в диаде «мать - дитя» в последующий  период его развития. Последние исследования материнства позволили отечественным  и зарубежным психологам говорить о  формировании материнства, как о  сложном процессе, который проходит онтогенетический путь развития на протяжении всей жизни женщины [1, 2, 3, 4]. Причем исследователи  отмечают неоспоримую важность этапа, объединяющего период от пренатального развития самой матери и до ее беременности.

Проблема онтогенеза материнства в отечественной  науке поднимается в работах  С. Ю. Меще-ряковой и Г. Г. Филипповой.

С. Ю. Мещерякова выделяет наиболее существенные этапы онтогенеза материнской сферы. Такими этапами, по мнению автора, являются: 1) первые годы жизни; 2) период раннего детства; 3) период от зачатия до рождения ребенка [4].

Более детально и  полно онтогенез материнской  сферы отражен в работах Г. Г. Филипповой. Она считает, что мотивационная  основа материнского поведения человека формируется на протяжении всей жизни, испытывая влияние как благоприятных, так и неблагоприятных факторов. Автор отмечает, что к моменту  рождения ребенка у каждой матери есть некоторый «стартовый» уровень  содержания материнства, причем актуальное материнство модифицирует содержание материнской сферы в зависимости  от конкретных условий для каждого  конкретного ребенка [8].

Выделяются следующие  онтогенетические этапы развития материнской  сферы: 1) взаимо-действие с собственной матерью; 2) игровой этап и взаимодействие со сверстниками; 3) этап няньчания; 4) этап дифференциации мотивационных основ половой и родительской (в данном случае - материнской) сфер поведения; 5) этап конкретизации онтогенетического развития материнской сферы в реальном взаимодействии с ребенком; 6) завершающий этап развития материнской сферы.

Проведенный анализ теорий онтогенетического развития материнства позволяет сделать  вывод о недостаточной разработанности  данного аспекта в научной  литературе, несмотря на его актуальность и прогностическую ценность.

Авторское видение  онтогенеза материнства заключается  в разделении данного феномена на три этапа: 1) латентное материнство, включающее весь период формирования материнской сферы женщины от пренатального периода развития и до зачатия собственного ребенка; 2) беременность - это переходный этап, характеризуемый актуализацией материнского отношения и проявлением особенностей сформировавшегося в латентный период типа материнства; 3) актуальное материнство - от родов и на протяжении всего периода взаимодействия с ребенком, вплоть до смерти одного из членов диады «мать - дитя». Отсюда следует необходимость в определении нового понятия. Латентное материнство, на наш взгляд, - это начальный этап формирования материнства, характеризующийся неосознанным присвоением матрицы материнства, свойственной женским поколениям родительской семьи и внесением в нее оригинальных особенностей собственного опыта развития.

Анализируя феномен  латентного материнства, мы считаем, что  этот этап формирования материнства  несет в себе ряд задач, решение  которых приводит в последующем  к реализации адекватного типа актуального  материнства. Нерешенность этих задач  или их частичная реализация приводит к формированию отклоняющихся типов  актуального материнства. Таким  образом, в качестве критерия выделения  функций латентного материнства  мы определили задачи, характерные  для каждого конкретного периода  формирования материнства до рождения ребенка, которые были изложены выше. За основу периодизации латентного материнства  нами была взята схема онтогенетического  развития материнства Г. Г. Филипповой.

Пренаталъный этап развития и младенчество характеризуется следующими особенностями: 1) присвоение матрицы материнства собственной матери; 2) усвоение стиля эмоционального сопровождения взаимодействия матери и ребенка; 3) приобретение опыта эмоционального переживания ситуации взаимодействия с собственной матерью; 4) реализация гештальта младенчества; 5) собственное отношение к носителю гештальта младенчества.

Развитие материнства  в игровой деятельности содержит в себе следующие задачи: 1) конкретизация  содержания материнства в процессе сюжетно-ролевой игры; 2) развитие операциональных компонентов материнства в процессе сюжетно-ролевой игры; 3) освоение социальных ролей и принятие на себя роли матери в результате сюжетно-отобразительных действий; 4) закрепление гештальта младенчества на ребенке (отождествляемым с куклой); 5) формирование положительного эмоционального отношения к носителю гештальта младенчества (к кукле); 6) апробирование и модифицирование модели материнства собственной матери в процессе игры.

В период нянъчаня происходит: 1) освоение навыков и стилей взаимодействия с живым ребенком; 2) закрепление на живом младенце всех сформированных прежде компонентов материнства; 3) появление индивидуального переживания от осуществления взаимодействия с ребенком; 4) отработка особенностей эмоционального поведения будущей матери; 5) участие во взрослой деятельности; 6) формирование субъективной основы развития потребности в будущем материнстве; 7) формирование понимания и отношения к ребенку как к ценности.

Дифференциация  мотивационных основ материнской  и половой сфер характеризуется: 1) конкретизацией культурной модели материнства; 2) дальнейшей конкретизацией и актуализацией  всех компонентов материнства; 3) дифференциацией  и закреплением соматического компонента на ситуации взаимодействия с ребенком.

Таким образом, латентный  период материнства является подготовкой  женщины к будущему материнству, т. е. подготовительным этапом формирования практически всех компонентов готовности к материнству (сексуального, личностного, мотивационного, социально-психологического, поведенческо-операционального и эмоционального).

Изучение латентного материнства и его диагностика  на ранних этапах несет в себе прогностические  возможности своевременной коррекции  и предупреждения отклоняющихся  форм материнства [2, 4]. Специально организованный процесс содействия в формировании адекватного типа материнства еще  до рождения ребенка в свою очередь  позволит предупредить возможные отклонения в личностном развитии девушки, проявляющиеся  в деформации системы отношений  с внешним миром и самим  собой.

Список  литературы

1. Батуев А. С.  Психофизиологическая природа доминанты  материнства // Психология сегодня.  Ежегодник Рос. психол. общ. 1996. Т. 2. Вып. 4.

2. Варга А. Я.  Структура и типы родительского  отношения: Автореф. канд. due. M., 1987.

3. Мещерякова С.  Ю. Психологическая готовность  к материнству//Вопросы психологии, 2000. №5.

4. Филиппова Г.  Г. Психология материнства. М.: Институт психотерапии, 2002.

Филиппова Г.Г.

1. Проблема материнства

Материнство изучается  в русле различных наук: истории, культурологии, медицины, физиологии, биологии поведения, социологии, психологии. В последнее время появился интерес к комплексному исследованию материнства [34, 38, 40] . Важность материнского поведения для развития ребенка, его сложная структура и путь развития, множественность культурных и индивидуальных вариантов, а также огромное количество современных исследований в этой области позволяют говорить о материнстве как самостоятельной реальности, требующей разработки целостного научного подхода для его исследования.

В психологической  литературе (преимущественно, зарубежной) много внимания уделяется биологическим  основам материнства, а также  условиям и факторам индивидуального  развития его у человека [33, 34, 37, 39, 40 и др.]. В отечественной психологии в последнее время также появился ряд работ, связанных с феноменологией [2, 4, 5, 6, 7, 17, 20, 24, 26], психофизиологией [3, 9, 17], психологией материнства [2, 3, 5, 10, 17, 18, 23, 25], психоптерапевтическими [6, 7, 10, 17, 18, 20, 29] и психолого-педагогическими [2, 4, 10, 17, 29] аспектами беременности и ранних этапов материнства, дивиантным материнством [2, 3, 4, 5, 6, 7, 11, 17, 18, 20, 26]. В книге “Psicholodical Aspects of a Firstst Pregnancy and Early Postnatal Adaptation” под ред. P.M.Shereshevsky и L.J.Yarrow [40] выделено более 700 факторов, представленных в 46 шкалах, характеризующих адаптацию женщины к беременности и раннему периоду материнства, включающие историю жизни женщины, ее семейное, социальное положение, личностные качества, связь с особенностями развития ребенка. Однако, сами исследователи считают, что полученные результаты отражают скорее общие индивидуальные особенности женщины, а не специфику материнской сферы и ее формирования. То же самое касается исследований, посвященных изучению психофизиологических основ материнства [3, 9, 38], психического здоровья матери и ребенка [2, 11, 20], социального статуса женщины и особенностей ее семьи [4, 6, 7, 34, 38]. Такое положение, по мнению P.M.Shereshevsky и L.J.Yarrow, а также многих других авторов [34, 36, 38, 41], связано с тем, что для изучения материнства как целостного явления еще нет адекватного концептуального подхода.

В отмеченных исследованиях  как наиболее значимые онтогенетические факторы развития материнской сферы  выделяются: опыт взаимодействия с  собственной матерью, особенности  семейной модели материнства и возможность  взаимодействия с младенцами и появление интереса к ним в детстве. Однако, нет подробного анализа стадий индивидуального развития материнства, содержания и механизмов этого развития. А это, в свою очередь, не позволяет дифференцированно отнестись к диагностике индивидуальных особенностей материнской сферы, причинам имеющихся нарушений, проектированию способов их коррекции и профилактики. Последнее особенно важно в современных условиях с точки зрения предупреждения нарушений отношения матери к ребенку, которое в крайних формах выражается в психологическом и физическом отказе от ребенка [4, 5, 6, 7, 18]. Дивиантное материнство в настоящее время является одной из наиболее острых областей исследования в психологии как в практическом, так и в теоретическом аспекте. Сюда включаются проблемы, связанные не только с матерями, отказывающимися от своих детей и проявляющими по отношению к ним открытое пренебрежение и насилие, но и проблемы нарушения материнско-детских отношений, которые служат причинами снижения эмоционального благополучия ребенка и отклонений в его оптимальном психическом развитии в младенческом, раннем и дошкольном возрастах [2, 11, 16, 20, 23, 26, 30]. В этом отношении большое значение имеет целостное представление о материнстве, его структуре, содержании и онтогенетическом развитии.

Целью настоящего исследования является разработка концептуальной модели материнства как самостоятельной  сферы, описание ее структуры, содержания, биологических и социокультурных  основ, онтогенетического развития. Это требует комплексного сравнительно-психологического подхода, методологической основой  которого является эволюционо-системный подход [1, 13, 19, 28]. В данной статье дается краткая характеристика материнской сферы и описание онтогенетических этапов ее развития.

2. Материнство: теоретический  подход

В этологии для структурирования поведения индивида используется функциональный подход [21, 27, 35]. Выделяются функциональные сферы поведения, представляющие собой  совокупность всех форм активности, направленные на реализацию определенной функции: обеспечения  условий существования, питания, размножения. В основе функциональных сфер лежит  одна или несколько потребностей, удовлетворяя которые, субъект реализует  соответствующую функцию в жизнедеятельности. Для анализа материнства такой  подход представляется весьма полезным.

С эволюционной точки  зрения материнство - вариант родительской сферы поведения (как составной  части репродуктивной сферы), присущего  женскому полу, которое приобретает  особое значение у млекопитающих. Исключительность материнского поведения на высших эволюционных стадиях развития позволяет выделить материнство в самостоятельную  материнскую сферу - как предмет  научного исследования. Ее эволюционное назначение состоит в обеспечении  матерью адекватной заботы о потомстве. Заботу о потомстве можно рассматривать  как родительские (в данном случае - материнские) функции. У животных содержание этих функций имеет видотипичные особенности, а у человека, помимо специфически человеческих, добаляются конкретно-культурные, обеспечивающие воспитание ребенка как члена своей, конретной культуры. В поведении матери ее материнские функции выражаются в эмоциональных реакциях на ребенка, выполнении операций по уходу за ним и общению с ним. Все эти функции матери обусловлены структурой и содержанием ее собственной материнской сферы.

С точки зрения современных  представлений о развитии психики  формирование сложных форм поведения  в онтогенезе происходит на основе сензитивных периодов, которые имеют различные психофизиологические механизмы, свойственные разным филогенетическим уровням. На высших эволюционных стадиях одним из важнейших факторов успешного развития является наличие эволюционно-ожидаемых условий [19]. Случай, когда эволюционно-ожидаемые условия предоставляются другой особью, можно рассматривать как ситуацию эволюционного замыкания: два индивида являются членами одной системы, поведение обоих развивается как комплементарное, в процессе чего возникают адекватные эволюционно ожидаемые условия для членов системы. Близкий по содержанию подход к развитию материнско-детского взаимодействия в раннем онтогенезе ребенка принят в теории социального научения [33, 34, 38]. Особенностью эволюционного замыкания является ситуативное совпадение поведения обоих субъектов, которые при этом остаются самостоятельными. У каждого из них свои собственные потребности и история развития, влияющая на успешность создания им самим эволюционно ожидаемых условий для партнера. Представляет интерес возникновение и развитие тех особенностей матери, которые формируют “стартовый уровень” содержания ее материнской сферы и влияют на динамику развития ее материнского поведения во взаимодействии с ребенком (т. е. на те особенности, которые создают эволюционно ожидаемые условия для ребенка, и могут быть в общем виде рассмотрены как материнские функции).

Информация о работе Феноменологические особенности латентного этапа формирования материнства