Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 15:01, курсовая работа
Цель работы – изучить особенности ощущения одиночества лиц на разных возрастных этапах зрелого возраста.
Задачи работы: 1) провести теоретическое исследование психологических характеристик зрелого возраста и феномена одиночества; 2) эмпирически изучить особенности ощущения одиночества лиц на разных возрастных этапах зрелого возраста.
Введение ……………………………………………………………………… 3
1. Теоретическое изучение феномена любви зрелого возраста
1.1. Психологическая характеристика зрелого возраста…………………... 5
1.2. Понятие феномена одиночества…………………………………………
1.3 Теории одиночества………………………......................................... 9
15
2. Организация исследования
2.1.Описание выборки ……………………………………………………….. 19
2.2. Описание методики исследования……………………………………… 19
2.3. Методы статистической обработки ……………………………………. 20
3. Эмпирическое изучение ощущения одиночества у лиц зрелого возраста
3.1. Изучение ощущения одиночества у лиц в возрасте ранней зрелости... 21
3.2. Изучение ощущения одиночества у лиц в возрасте средней зрелости ………………………………………………………………………………….
22
3.3. Сравнительный анализ результатов изучения ощущения одиночества у лиц в возрасте ранней и средней зрелости……………….
25
Выводы ………...…………………………………………………………….. 27
Заключение ………………………………………………………………….... 29
Список использованной литературы ……………………………………….. 30
Приложения ………………………………………………………………….. 31
Феномен одиночества зрелого возраста
Содержание
Введение ……………………………………………………………………… |
3 |
1. Теоретическое изучение феномена любви зрелого возраста |
|
1.1. Психологическая характеристика зрелого возраста…………………... |
5 |
1.2. Понятие феномена одиночества………………………………………… 1.3 Теории
одиночества……………………….......... |
9 15 |
2. Организация исследования |
|
2.1.Описание
выборки ………………………………………………………. |
19 |
2.2.
Описание методики |
19 |
2.3.
Методы статистической обработк |
20 |
3. Эмпирическое изучение ощущения одиночества у лиц зрелого возраста |
|
3.1. Изучение ощущения одиночества у лиц в возрасте ранней зрелости... |
21 |
3.2. Изучение ощущения одиночества
у лиц в возрасте средней зрелости ……………………………………………………………………………… |
22 |
3.3. Сравнительный анализ результатов изучения ощущения одиночества у лиц в возрасте ранней и средней зрелости………………. |
25 |
Выводы ………...…………………………………………… |
27 |
Заключение ………………………………………………………………….... |
29 |
Список использованной литературы ……………………………………….. |
30 |
Приложения ………………………………………………………………….. |
31 |
Введение
Проблема одиночества является одной из серьёзнейших проблем человечества, когда взаимоотношения не складываются, не порождая, ни дружбы, ни любви, ни вражды, оставляя людей равнодушными по отношению друг к другу. Одиночество – тяжёлое психическое состояние, обычно сопровождающееся плохим настроением и тягостными эмоциональными переживаниями. Одиноким приходит человек в эту жизнь и одиноким покидает он этот мир. Глубоко одинокие люди, как правило, очень несчастны, у них мало социальных контактов, их личные связи с другими людьми или ограничены или вовсе разорваны.
Одиночество – одна из самых сложных для современного человека психологических проблем. Бывает, что внешне благополучный человек, реализовавшийся и в профессиональной деятельности, и в своих социальных отношениях, ощущает себя, тем не менее, одиноким и никому не нужным. Именно ощущает – это чувство совершенно не обязательно отражает реальную ситуацию, - но от этого не делается легче. Одни пытаются укрыться от него в весёлой шумной компании, другие надеются спастись в семье, чувстве любви к своим близким. Но оказывается, что даже всепоглощающая любовь спасает лишь временно и «не стоит питать иллюзию, будто от одиночества, к которому человек приговорен… можно вылечиться любовью» - писал Э. Фромм [4, с. 47]. Одиночеству подвластны люди любого возраста, в том числе и в зрелом возрасте, хотя к этому возрастному периоду у человека существует круг близких людей.
Проблема одиночества всегда волновала человечество, занимая умы ученых, писателей, философов. В последнее время этой проблеме посвящаются все новые и новые работы, исследующие сущность одиночества, причины его возникновения, характерные проявления и влияние на разные категории людей в разные периоды жизни. Однако в настоящее время не существует единого мнения о том, что же такое одиночество: беда или счастье, норма или патология.
Зрелый возраст – это возраст наибольшей активности, время непрерывного изменения и роста. В период ранней взрослости поведение человека связано с освоением профессиональной деятельности и самосовершенствованием, созданием собственной семьи, воспитанием детей, а также с проведением свободного времени и досуговой деятельностью, которая позволяет воплотить в жизнь нереализованный потенциал личности.
Объект исследования – женщины в возрасте ранней и средней зрелости.
Предмет исследования – уровень ощущения одиночества, вид одиночества
Цель работы – изучить особенности ощущения одиночества лиц на разных возрастных этапах зрелого возраста.
Задачи работы: 1) провести теоретическое исследование психологических характеристик зрелого возраста и феномена одиночества; 2) эмпирически изучить особенности ощущения одиночества лиц на разных возрастных этапах зрелого возраста.
Гипотеза исследования: существуют различия в особенностях ощущения одиночества лиц в возрасте ранней и средней зрелости.
1. Теоретическое изучение зрелого возраста, особенностей межличностных отношений и психосоматических заболеваний
1.1. Психологическая характеристика зрелого возраста
Период взрослости – это наиболее длительный период жизни человека, в котором, как правило, выделяют три стадии. Это период ранней взрослости (от 20 до 40 лет), средней взрослости (от 40 до 60 лет) и поздней взрослости (от 60 лет и старше). Каждый из вышеперечисленных возрастных периодов обладает своими особенностями и характеристиками.
Развитие психических функций человека носит неравномерный гетерохронный характер. Так, развитие психофизиологических функций, определяющих особенности функционирования сенсорно-перцептивной сферы человека, продолжается на начальной стадии периода ранней взрослости и достигает своего оптимума к 25 годам. Затем развитие сенсорно-перцептивных характеристик стабилизируется и сохраняется до 40-летнего возраста. В то же время развитие высших психических процессов, или интеллектуальных характеристик, продолжается на протяжении всего периода ранней взрослости. Причем если показатели невербального интеллекта достигают своего оптимума в 30-35 лет, то вербальный интеллект развивается еще после 40. Интеллектуальное развитие человека, достигшего ранней взрослости, проходит в тесном взаимодействии с формированием или трансформацией его личности. Причем с прекращением развития психофизиологических функций на рубеже 25 лет интеллектуальное развитие не прекращается, а длится еще многие годы [29, с. 35].
Развитие когнитивной
сферы человека в значительной степени
имеет индивидуально
Главные проблемы, требующие своего разрешения в период ранней взрослости, в аффективной сфере – это достижение идентичности и близости. Близость представляет собой единение двух идентичностей, но без утраты каждым индивидуумом своих неповторимых особенностей. Близость – основа любви. Любовь складывается из таких эмоций, как интерес – возбуждение и удовольствие – радость. Зачастую любовь сопровождается чувством ревности, которое может выражаться эмоциями гнева, печали, злости и т.д. В период ранней взрослости человек переживает новый комплекс эмоций. Среди них – эмоции родительских отношений, которые включают в себя: радость от общения с ребенком, чувство привязанности и взаимного доверия, чувствительность к потребностям ребенка, чувство интереса к ребенку и восхищение им. Одной из характеристик материнства и материнской любви является эмоциональная доступность, готовность дать ребенку свое тепло, свою нежность, а впоследствии и понимание, поддержку, одобрение. В целом эмоциональная сфера человека в этом возрасте уже сформирована и стабильна.
Молодой человек, вступающий во взрослую жизнь, стоит перед необходимостью выбора и решения многих проблем, среди которых наиболее важными являются брак, рождение детей и выбор профессионального пути. Именно эти события требуют от него принятия особенных решений. Таким образом, в мотивационной сфере поддерживаются, расширяются или подрываются ранее сложившиеся взгляды человека, формируются новые мотивы его поведения. Желание молодых людей заключить супружеский союз может быть обусловлено минимум 5 основными мотивами: любовь, духовная близость, материальный расчет, психологическое соответствие и моральные соображения. Единство первых двух мотивов определяет тенденцию долгосрочного сохранения благополучных брачных отношений [19, с. 45].
В период ранней взрослости поведение человека связано с освоением профессиональной деятельности и самосовершенствованием, созданием собственной семьи, воспитанием детей, а также с проведением свободного времени и досуговой деятельностью, которая позволяет воплотить в жизнь нереализованный потенциал личности. Каждая сфера человеческой активности характеризуется специфическим характером деятельности и общения: труд – общественной полезностью деятельности, семья – концентрацией и разнообразием межличностных отношений, досуг – реализацией личностного потенциала. У людей, достигших этого возраста, отмечается относительное снижение характеристик психофизических функций.
Развитие аффективной сферы человека в период средней взрослости протекает неравномерно. Данный возраст может быть для человека периодом расцвета его семейной жизни, карьеры или творческих способностей. Но при этом он все чаще начинает задумываются о том, что он смертен и что его время уходит. Труд становится важнейшим источником человеческих чувств. Те эмоции, которые играют в жизни обычно очень большую роль и существенно сказываются на общем эмоциональном состоянии, настроении человека, связаны с ходом его трудовой деятельности, ее успехом или неуспехом. Этот период жизни человека обладает чрезвычайно высоким потенциалом для развития стресса, который способствует развитию многих заболеваний среднего возраста. В зрелом возрасте люди часто испытывают депрессию и чувство одиночества.
Желание человека среднего возраста действовать без промедления и тут же получать результат изменяет структуру его мотивации, смещая образующие ее компоненты в сторону удовлетворения обостряющихся потребностей. Среди них основными являются: реализация своего творческого потенциала; необходимость передать что-то следующему поколению; корректировка деятельности с точки зрения возможной стагнации и упущенных возможностей; забота о сохранении близких отношений с родными и друзьями; подготовка к спокойной и обеспеченной жизни в пожилом возрасте. В контексте этих изменений происходит осмысление и переоценка жизни в целом; корректировка сложившейся системы ценностей в трех связанных между собой сферах: личной, семейной и профессиональной. Резкие социальные и жизненные изменения в любой из этих сфер могут вызвать мотивационный кризис, связанный с ослаблением или отказом человека от ведущего жизненного мотива, его сменой, а также определить последующий путь мотивационного развития личности [9, с. 28].
Поведенческие особенности обусловлены тем, что в возрасте средней взрослости ведущим видом деятельности человека остается труд. К этому возрасту большинство людей накапливает достаточно большой опыт в выбранной профессиональной деятельности, которая позволяет человеку компенсировать наступающие возрастные изменения в его организме. Отношения с супругом к этому возрасту, как правило, определяются и стабилизируются, а на передний план выступают проблемы помощи: с одной стороны, вступающим в самостоятельную жизнь детям, с другой – пожилым родителям. Основную часть свободного от основной работы времени большинству людей приходится тратить на дополнительные заработки и обеспечение быта, поэтому досуговую самореализацию могут позволить себе очень немногие. Следует отметить, что ведущим фактором развития в этом возрасте является успешная трудовая деятельность, обеспечивающая самоактуализацию личности [15, с. 37].
Таким образом, период взрослости – это наиболее длительный период жизни человека, в котором выделяют раннюю взрослость (20 – 40 лет), среднюю взрослость (40 – 60 лет) и позднюю взрослость (старше 60 лет). Каждый из возрастных периодов обладает своими особенностями и характеристиками. Однако когда речь идет о конкретном человеке, то применить к нему данные возрастные рамки оказывается довольно сложно, так как существенное влияние на поведение и развитие человека оказывает его субъективное представление о себе и своем возрасте.
1.2. Понятие феномена одиночества
Одиночество – одна из главных проблем в обеспечении психологического благополучия. Это острое внутреннее, субъективное переживание. Страх одиночества имеет древние корни: весь первоначальный период истории, насчитывающий не одну тысячу лет, человек, оставшийся один, не мог выжить. В первобытном обществе самой тяжкой карой была не смертная казнь, а изгнание, т.е. наказание одиночеством. Эта традиция сохранилась и в современном обществе. Причём современное изгнание – это не обязательно удаление от общества. Существуют различные способы психологического отчуждения: отказ от общения, бойкот, обструкция и т.п.