Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 12:55, доклад
Все феномены восприятия могут быть сгруппированы в шесть больших классов. Классы эти и их иллюстрации могут показаться довольно элементарными читателю, уже знакомому с ними. Тем не менее их обзор существен для получения четкого представления о задачах, стоящих перед различными теориями восприятия
Итак, для полноты нашего списка мы должны добавить шестое свойство восприятия, которое будем называть эффектом доминирующей установки или состояния. Не следует упускать из виду, что установка нередко может быть следствием не сильной мотивации, эмоциональной или личностной установки, а гораздо менее драматичных факторов, таких, как частота или привычность появления объекта в опыте наблюдателя- Описанные эффекты обычно относятся к избирательности восприятия, поскольку в них речь идет о том, какие объекты из окружения будут восприняты, а какие нет.
Приведенное описание основных феноменов восприятия, хотя оно в высшей степени сжато и оставляет без внимания физиологический аспект, является достаточно полным для нашей цели.
Итак, вопрос: «Какими мы видим вещи?» — позволяет выделить шесть аспектов восприятия: сенсорные качества и измерения, конфигурацию, константность, систему отсчета, предметный характер и эффект доминирующей установки или состояния. Все эти аспекты восприятия составляют факты, которые должна включить в свой состав каждая теория восприятия, претендующая на полноту.
Свойства восприятия по Петровскому:
1. предметность
2. целостность
3. структурность
4. константность
5. осмысленность
Предметность
Предметность восприятия выражается в акте объективации, то есть отнесение сведений, получаемых из внешнего мира, к этому миру.
Предметность играет особую роль:
в регуляции поведения – предметы могут выглядеть одинаково, а употребляем мы их по-разному на практике;
формирует дальнейшие процессы восприятия – при различном восприятии между внешним миром и его отражением, мы ищем новые и более правильные способы восприятия;
Целостность и структурность
Целостность – восприятие отражает целостный образ предмета.
Структурность – восприятие не суммы ощущений, а обобщённую структуру, которая формируется в течение некоторого времени.
Источники структурности и целостности лежат в особенностях самих отражаемых объектов и предметной деятельности человека.
Константность
Константность восприятия – способность перцептивной системы компенсировать изменения объекта, благодаря которой мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, величине и цвету.
Перцептивная система - совокупность анализаторов, обеспечивающие данный акт восприятия.
Пример, изображение предмета увеличивается, когда расстояние до него сокращается, и наоборот. Однако, если смотреть на свои руки, и одна из них будет расположена значительно дальше, будет казаться, что они всё равно одинаковые по размеру. Это при том, что изображение дальней руки на сетчатке глаза будет составлять только половину величины изображения пальцев ближней руки.
Источник константности восприятия – активные действия перцептивной системы.
Субъект воспринимает относительно постоянную, инвариантную структуру воспринимаемого объекта. Многократность восприятия одних и тех же объектов при разных условиях обеспечивает инвариантность перцептивного образа относительно этих изменчивых условий, а так же движений самого рецепторного аппарата. Всё это порождает константность этого образа.
Свойство константности характеризуется тем, что:
ü восприятие представляет собой своеобразное саморегулирующееся действие,
ü это действие обладает механизмом обратной связи;
ü это действие подстраивается к особенностям воспринимаемого предмета и к условиям его существования;
Осмысленность восприятия
Перцептивные образы всегда имеют определённое смысловое значение.
Сознательно воспринять предмет – это значит мысленно назвать его, обобщить его в слове.
Показательны с этой точки зрения двусмысленные рисунки.
Свойства восприятия по Немову:
Роберт Семёнович Немов выделяет следующие основные свойства, складывающиеся в процессе и результате восприятия:
предметность
целостность
константность
категориальность (осмысленность и означенность)
Предметность – это способность человека воспринимать мир не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отделённых друг от друга предметов, обладающих свойствами, вызывающими данные ощущения.
Целостность – образ воспринимаемых предметов не дан в полностью готовом виде со всеми необходимыми элементами, а как бы мысленно достраивается до некоторой целостной формы на основе небольшого набора элементов.
Константность – способность воспринимать предметы относительно постоянными по форме, цвету и величине независимо от меняющихся физических условий восприятия.
Категориальность – обобщённый характер восприятия предметов человеком и каждый предмет обозначается словом-понятием, относится к определённому классу.
Свойства восприятия по Рубинштейну:
Константность восприятия по Рубинштейну
Восприятие связано всегда с объективной действительностью. У неё имеются определённые свойства. Значение этих свойств выступают в центральной проблеме константности. Выражается константность в относительном постоянстве величины, формы и цвета предметов при изменяющихся условиях восприятия.
Постоянство величины, формы и цвета имеется и у животных. У человека эти константности совершенствуются от 2-х до 14 лет.
Константность заключается в том, что основные чувственные качества восприятия следуют за постоянными свойствами воспринимаемых предметов.
Осмысленность восприятия по Рубинштейну
Восприятие предметно и осмыслено. Мы воспринимаем не пучки ощущений и не структуры, а предметы, которые имеют определённое значение.
Для нас важно именно значение предмета. Восприятие человека представляет собой единство чувственного и смыслового содержания. Они взаимообусловливают и взаимопроникают друг в друга. Смысловое содержание опирается на чувственное содержание, исходит из него и является осмысливанием предметного значения данного чувственного содержания.
Значение единства чувственного и смыслового содержания показательно выступает при патологических случаях. Например, при зрительной или слуховой асимволике – больной воспринимает чувственные свойства, форму или структуру вещей, но они утрачивают для него значение.
Осмыслить восприятие – значит осознать предмет, который он отражает.
Категориальность
После проведения исследований о цветовом восприятии Адемар Гельб и Курт Гольдштейн выдвинули положение о том, что основной особенностью восприятия нормального человека является его категориальность. Каждый предмет отождествляется с определённым понятием и категорией. Но Рубинштейн отвергал учение о «категориальности» из-за тезиса о единстве чувственного и смыслового содержания.
Феномены восприятия
1. Сенсорное качество и его количественная представленность
2. Фигура и фон – наше восприятие всегда структурировано фигура-фон, которые могут меняться местами, как в известных фигурах-перевёртышах.
3. Константность восприятия – неизменность воспринимаемых признаков предметов при значительном изменении условий их восприятия.
4. Система отсчёта – субъективный характер оценки величины и интенсивности.
5. Предметный характер – мы воспринимаем не набор отдельных сенсорных качеств, а предмет, представленный вне нас.
6. Избирательный характер – проявляется во влиянии индивидуальных различий людей и эффектах доминирующей установки.
Гештальтпсихология (Gestalt — целостная форма, структура) развилась вследствие протеста против бихевиоризма и существовавших ранее психологических направлений. Если удастся понять суть гештальтпсихологии, то мы приблизимся и к пониманию когнитивной психологии, так сделаем же шаг вперед и попытаемся разобраться, что это за направление и к чему оно привело.
Как нам уже известно, бихевиористы ставили поведение во главу угла, согласно же гештальтпсихологии, поведение — нечто большее, чем связка рефлексов. Оно целостно и, следовательно, целостный подход к психике противопоставлялся гештальтпсихологами дробности всех других направлений.
Зародившись одновременно с бихевиоризмом, гештальтпсихология вначале занималась исследованием ощущений, образный же аспект психической жизни, несмотря на все усилия, выскальзывал из рук, и это происходило потому, что не было теории, которая могла как-то объяснить полученные экспериментальные данные. Гештальтпсихология сформировалась во время господства идеалистической философии, что, естественно, отразилось на ее направленности.
Смысл гештальта
Слово гештальт означает "форма", "структура", "целостная конфигурация", т. е. организованное целое, свойства которого не могут быть получены из свойств его частей. В это время особое внимание уделялось проблеме целого и части. Многие ученые подходили к пониманию, что качество целостного образования не сводилось к сумме отдельных элементов, входящих в целое, и, что оно не может быть выведено из них. А вот именно целое и определяет качественные особенности элементов, поэтому гештальтпсихологи считают, что переживание целостно и его невозможно просто разделить на составные части.
Как все начиналось
Я думаю, можно считать одним из "камней фундамента" школы гештальтпсихологии немецкого философа-идеалиста Ф. Брентано. Он развил учение о предметности сознания как родовом признаке психических феноменов, и стал основателем целой плеяды будущих основоположников гештальта. Его ученик К. Штумпф был приверженцем феноменологии и предвосхитил основные идеи гештальтпсихологии, и Г. Мюллер, который занимался экспериментальной психологией, психофизикой и памятью.
Они в свою очередь имели ученика Э. Гуссерля, из Геттингенского университета, являющегося автором идеи, согласно которой логика должна быть превращена в феноменологию, цель которой раскрыть фундаментальные феномены и идеальные законы познания, а феноменология должна абстрагироваться от всего, связанного с существованием человека, и изучать "чистые" сущности. Для этого интроспективный (от лат. introspecto — смотрю внутрь, самонаблюдение) метод не годился, возникла необходимость его преобразования, в результате появился феноменологический метод.
На этой базе возникла школа гештальтпсихологии, представителями которой стали М. Вертхеймер, В. Келлер и К. Коффка, основавшие в 1921 г. журнал "Психологические исследования", Д. Катц и Е. Рубин и многие другие ученые.
Гештальтпсихологами были проведены многие исследования и работы в области восприятия и памяти. Ученица В. Келлера Г. Фон Ресторф провела ряд опытов и вывела зависимость успешности запоминания от структуры материала.
В предвоенные годы прошлого века школа гештальтпсихологии распалась из-за неспособности разработать единую схему анализа психической реальности. Но идеи гештальтпсихологов все еще имеют влияние, хотя и не столь популярны в современной психологии.
Идеи и разработки гештальтпсихологии
Из работ одного из представителей гештальтпсихологии Д. Катца "Построение мира цветов" и "Построение мира сознательных восприятий" ясно, что зрительный и осязательный опыт гораздо полнее, чем его изображение в психологических схемах, ограничивающихся простыми понятиями, т.е. образ нужно изучать как самостоятельный феномен, а не как эффект стимула.
Основным свойством образа является его постоянство при изменяющихся условиях восприятия. Чувственный образ остается постоянным при изменении условий, но постоянство разрушается, если объект воспринимается не в целостном зрительном поле, а изолированно от него.
Персептивная реструктуризация
Датский психолог Е. Рубин изучал феномен "фигуры и фона", говорящий о целостности восприятия и ошибочности представления о нем как мозаике ощущений. Так, например, на плоском рисунке фигура воспринимается как замкнутое, выступающее вперед целое, отделенное от фона контуром, тогда как фон кажется находящимся сзади.
Различно воспринимаются "двойственные изображения", где рисунок кажется то вазой, то, двумя профилями. Это явление назвали персептивной реструктуризацией, т.е. реструктуризацией восприятия. Согласно теории гештальта, мы воспринимаем предмет как связное целое. Допустим, испытуемый описывает свое восприятие какого-нибудь явления, а психологи уже разрабатывают гештальт-принципы, а именно: принципы сходства, близости, оптимального продолжения и замыкания. Фигура и фон, константность — это, в самом деле, основные феномены в области чувственного познания. Гештальтисты открыли в экспериментах феномены, но нужно было еще и объяснить их.
Фи-феномен
Школа гештальтпсихологии начала свою родословную от главного эксперимента Вертхеймера, так называемого, фи-феномена. Он с помощью специальных приборов (стробоскопа и тахиостоскопа) экспонировал с различной скоростью один за другим два раздражителя (две прямые линии). При достаточно большом интервале, испытуемый воспринимал их последовательно. При очень коротком интервале линии воспринимались одновременно, а при оптимальном интервале (около 60 миллисекунд) возникало восприятие движения, т. е. глаз видел перемещение линии вправо или влево, а не две линии, данные последовательно или одновременно. Когда же временной интервал превышал оптимальный, испытуемый начинал воспринимать чистое движение, т. е. осознавать, что движение происходит, но без перемещения самой линии. Это и был, так называемый, фи-феномен. Было проведено много подобных опытов и всегда появлялся фи-феномен, причем не как соединение отдельных сенсорных элементов, а как "динамическое целое". Это также опровергало существовавшую концепцию о сложении ощущений в целостную картину.
Физические гештальты и инсайт
Работа Келлера "Физические гештальты в покое и стационарном состоянии" объясняла психологический способ по типу физико-математического. Он считал, что посредником между физическим полем и целостным восприятием должна стать новая физиология целостных и динамичных структур — гештальтов. Келлер представил воображаемую физиологию мозга в физико-химическом виде.