Физиология памяти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 14:45, реферат

Краткое описание

Изучение памяти началось много веков назад, когда человек стал, хотя и смутно, догадываться о том, что он способен запоминать и хранить информацию. При этом память всегда связывалась с процессом обучения (т.е. накопления информации), а попытки объяснения памяти всегда совпадали с известными на данном историческом отрезке методами хранения информации.

Содержание

Введение
Понятие памяти и научения. Механизмы памяти и научения
Классификация видов памяти
Элементарные виды памяти и научения
Специфические виды памяти
Временная организация памяти
Основные виды научения
Механизмы запечатления. Этапы формирования энграмм
Системы регуляции памяти
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

физиология памяти.docx

— 73.51 Кб (Скачать файл)

3.Основные виды научения.

Существуют три вида научения: наращивание знаний, переструктурирование и настройка.

Научение посредством  наращивания знаний облегчается  в условиях, определяемых общим принципом: осмысленный материал легче запомнить, чем произвольный. Обучающийся либо придает смысл изучаемому материалу, либо извлекает его из материала. Достоинствами этого принципа может  воспользоваться учитель, тренер или  преподаватель, так организовав  ситуацию научения, чтобы осмысленность  и организация материала были очевидны обучающемуся. Осмысленный  материал, который хорошо организован  и вызывает конкретные зрительные ассоциации, выучивается быстрее всего и  запоминается на более длительное время.

Способ научения путем  переструктурирования разбивается  для удобства на два последовательных этапа. На первом этапе обучающийся  решает задачу после запоминания  относящихся к ней фактов либо с помощью универсальных процедур, либо по аналогии. Он может усилить  свои способности решать задачи, если будет изучать стандартные универсальные  процедуры и способы решения  задач, а затем применять их на практике и использовать в различных  ситуациях. На втором этапе процесса переструктурирования обучающийся  компилирует фактические знания в процедурные знания, используя  для этого операции композиции и  формирования процедур. Если действуют  оба этих механизма, то научение облегчается  при наличии согласованных внешних  условий и при отсутствии прерываний процесса.

 

Научение путем настройки  — заключительная фаза процесса научения. Она длится достаточно долго после  первоначального усвоения навыка.

В контексте настройки  или формирования продукций были описаны два механизма: обобщение  и различение. Кроме того, происходит взаимодействие между механизмом усиления (увеличение «веса») и другими механизмами  настройки. Наиболее важный показатель эффективности настройки — практическая деятельность обучающегося при наличии  обратной связи, которая обеспечивается либо его внутренней моделью задачи научения, либо извне (например, учителем, тренером или преподавателем).

 

4.Механизмы запечатления. Этапы формирования энграмм


Сложной проблемой является механизм образования следов памяти, выделение структурных образований, участвующих в хранении и воспроизведении  имеющихся следов, а также тех  структур, которые регулируют эти  процессы.

Опыты К. Лешли. Пионер в области исследования памяти Карл Лешли пытался с помощью хирургического вмешательства в мозг дать ответ о пространственном расположении памяти, по аналогии с речевыми, моторными или сенсорными зонами. Лешли обучал разных животных решать определенную задачу. Потом он удалял у этого животного один за другим различные участки коры — в поисках места расположения следов памяти — энграмм. Однако, независимо от того, какое количество корковой ткани было удалено, найти то специфическое место, где хранятся следы памяти (энграммы) Лешли не удалось. Свою классическую статью он закончил выводом о том, что память одновременно находится в мозгу везде и нигде.

Впоследствии этим фактам было найдено объяснение. Оказалось, что в процессах памяти участвуют  не только кора, но многие подкорковые образования и, кроме того, следы памяти широко представлены в коре и при этом многократно дублируются.

Этапы формирования энграмм. По современным представлениям, фиксация следа в памяти осуществляется в три этапа.

Вначале, в иконической памяти на основе деятельности анализаторов возникают сенсорный след (зрительный, слуховой, тактильный и т. п.). Эти следы составляют содержание сенсорной памяти.

На втором этапе сенсорная информация направляется в высшие отделы головного мозга. В корковых зонах, а также в гиппокампе и лимбической системе происходит анализ, сортировка и переработка сигналов, с целью выделения из них новой для организма информации. Есть данные, что гиппокамп в совокупности с медиальной частью височной доли играет особую роль в процессе закрепления (консолидации) следов памяти. Речь идет о тех изменениях, которые происходят в нервной ткани при образовании энграмм. Гиппокамп, по-видимому, выполняет роль селективного входного фильтра. Он классифицирует все сигналы и отбрасывает случайные, способствуя оптимальной организации сенсорных следов в долговременной памяти. Он также участвует в извлечении следов из долговременной памяти под влиянием мотивационного возбуждения. Роль височной области предположительно состоит в том, что она устанавливает связь с местами хранения следов памяти в других отделах мозга, в первую очередь, в коре больших полушарий. Другими словами, она отвечает за реорганизацию нервных сетей в процессе усвоения новых знаний; когда реорганизация закончена, височная область в дальнейшем процессе хранения участия не принимает.

На третьем  этапе следовые процессы переходят в устойчивые структуры долговременной памяти. Перевод информации из кратковременной памяти в долговременную по некоторым предположениям может происходить как во время бодрствования, так и во сне.

 

5.Системы регуляции памяти.

 

Важным параметром классификации  памяти является уровень управления, или регуляции, мнестических процессов. По этому признаку выделяют непроизвольную и произвольную память. В первом случае запоминание и воспроизведение происходит без усилий, во втором — в результате осознанной мнестической деятельности. Очевидно, что эти процессы имеют разное мозговое обеспечение.

В целом система управления и регуляции памяти в головном мозге включает неспецифические  и специфические компоненты. При  этом выделяются два уровня регуляции: 1) неспецифический (общемозговой) —  сюда относят ретикулярную формацию, гипоталамус, неспецифический таламус, гиппокамп и лобную кору; 2) модально-специфический (локальный), связанный с деятельностью  анализаторных систем.

По современным представлениям, неспецифический уровень регуляции  участвует в обеспечении практически  всех видов памяти. Из клиники очаговых поражений мозга известно, что  существуют так называемые модально-неспецифические  расстройства памяти, когда ослабление или утрата функций памяти не зависит  от характера стимула. Они возникают  при поражении глубоких структур мозга: ретикулярной формации ствола, диэнцефальной области, лимбической  системы, гиппокампа. В случае поражения  гиппокампа возникает известное  заболевание — корсаковский синдром, при котором больной при сравнительной сохранности следов долговременной памяти утрачивает память на текущие события.

Установлено также, что при  активации ретикулярной формации формирование энграмм происходит эффективнее, а  при снижении уровня активации, напротив, ухудшается как непроизвольное, так  и произвольное запоминание любого нового материала, независимо от его  сложности и эмоциональной значимости. Наряду с этим улучшение кратковременной  памяти (увеличение объема при предъявлении информации в быстром темпе) может  наблюдаться при электрической  стимуляции таламокортикальной системы. В то же время при разрушении ряда областей таламуса возникают затруднения  в усвоении новой информации или  сохранении заученной ранее.

В обеспечении произвольного  запоминания, или мнестической деятельности, ведущую роль играют лобные доли коры, особенно левой лобной доли. Модально-специфический, или локальный уровень, регуляции памяти обеспечивается деятельностью анализаторных систем, главным образом на уровне первичных и ассоциативных зон коры. При их нарушении возникают специфические формы нарушения мнестических процессов, имеющие избирательный характер. Из сказанного следует, что система регуляции памяти имеет иерархическое строение, и полное обеспечение функций и процессов памяти возможно лишь при условии функционировании всех ее звеньев. Память следует понимать как системное свойство всего мозга и даже целого организма. Поэтому уровень, на котором возможно понимание памяти, — это уровень живой системы в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Значение памяти в жизни  человека очень велико. Абсолютно  все, что мы знаем, умеем, есть следствие  способности мозга запоминать и  сохранять в памяти образы, мысли, пережитые чувства, движения и их системы. Человек, лишенный памяти, как  указывал вечно находился бы в положении новорожденного, был бы существом, не способным ничему научиться, ничем овладеть, и его действия определялись бы только инстинктами. Память создает, сохраняет и обогащает наши знания, умения, навыки, без чего немыслимы ни успешное учение, ни плодотворная деятельность. Человек запоминает наиболее прочно те факты, события и явления, которые имеют для него, для его деятельности особенно важное значение. И наоборот, все то, что для человека малозначимо, запоминается значительно хуже и быстрее забывается. Большое значение при запоминании имеют устойчивые интересы, характеризующие личность. Все, что в окружающей жизни связано с этими устойчивыми интересами, запоминается лучше, чем то, что с ними не связано.

 

Список литературы

  1. Батуев А.С. Высшая нервная деятельность. М.: Высшая школа, 1991.
  2. Грановская Р.М. Восприятие и модели памяти. Л.: Наука, 1974.
  3. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. М.: МГУ, 1989.
  4. Кругликов Р.И. Нейрохимические механизмы памяти и научения. М.: Наука, 1981.
  5. Лебедев А.Н. Психофизиологические закономерности восприятия и памяти. М.: Наука, 1985.
  6. Марютина Т. М., Кондаков И.М. Психофизиология: Учебник для вузов– Москва : МГППУ, 2004.
  7. Механизмы памяти (Руководство по физиологии). Л.: Наука, 1987.
  8. Прибрам К. Языки мозга. М.: Прогресс, 1975.
  9. Соколов Е.Н. Нейронные механизмы памяти и обучения. М.: Наука, 1981.

 


Информация о работе Физиология памяти