Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 17:26, доклад
Большинство людей путает "самопознание" со знанием своей осознаваемой эго-личности. Любой человек, у кото-рого имеется хоть какое-то эго-сознание, не сомневается в том, что он знает самого себя. Но эго знает только свое содержимое, и не знает бессознательного и его со-держимого. Люди определяют свое самопознание мерой знания о себе среднего человека из их социального окружения, но не реальными психическими фактами, которые, по большей части, скрыты от них. Пос-кольку самопознание - это вопрос знания конкретных фактов. одной из главных причин психологическо-го массового сознания является научный рационализм, который лишает личность основ ее индивидуальности и ее достоинства. Как социальная единица, личность утрачивает свою индивидуальность и становится простой абстрактной статистической величиной. Чем больше толпа, тем ничтожнее индивид. И если индивида переполнит ощущение собственной незначи-тельности и бессилия, и он почувствует, что его жизнь утратила смысл - который, в конце концов, не тождестве-нен благосостоянию общества и высокому уровню жизни. , следование вероучению не всегда предс-тавляет собой религиозное явление, гораздо чаще это явление социальное и, как таковое, не может дать индивиду никакой прочной основы.
Большинство людей путает "самопознание" со знанием своей осознаваемой эго-личности. Любой человек, у кото-рого имеется хоть какое-то эго-сознание, не сомневается в том, что он знает самого себя. Но эго знает только свое содержимое, и не знает бессознательного и его со-держимого. Люди определяют свое самопознание мерой знания о себе среднего человека из их социального окружения, но не реальными психическими фактами, которые, по большей части, скрыты от них. Пос-кольку самопознание - это вопрос знания конкретных фактов. одной из главных причин психологическо-го массового сознания является научный рационализм, который лишает личность основ ее индивидуальности и ее достоинства. Как социальная единица, личность утрачивает свою индивидуальность и становится простой абстрактной статистической величиной. Чем больше толпа, тем ничтожнее индивид. И если индивида переполнит ощущение собственной незначи-тельности и бессилия, и он почувствует, что его жизнь утратила смысл - который, в конце концов, не тождестве-нен благосостоянию общества и высокому уровню жизни. , следование вероучению не всегда предс-тавляет собой религиозное явление, гораздо чаще это явление социальное и, как таковое, не может дать индивиду никакой прочной основы. Чтобы иметь прочную почву под ногами, индивид должен полагаться исключительно на свою связь с силой, не принадлежащей к этому миру. В основе свободы и автоном-ности индивида лежат не этические принципы (какими бы возвышенными они не были) и не убеждения (пусть даже самые твердые), а всего лишь простое эмпирическое осоз-нание, непередаваемое ощущение очень личной, взаимной связи между человеком и внеземной силой, которая дейст-вует, как противовес "миру" и его "разуму".
Человек толпы видит перед собой только эту цель и признает за индивидом право на существование только в том случае, если последний является "клеточкой" Государства. С другой стороны, верующий , хоть и признает, что находится в нравствен-ном и фактическом долгу перед Государством, но придерживается убеждения, что не только человек, но и повелевающее им Государство является подданным "Бога", и что в спорных случаях последнее слово остается за Богом, а не за Государством. Как я уже указал, диктаторское Государство, помимо лишения индивида его прав, также выбивает почву у него из под ног в психическом смысле, разрушая метафизическую основу его существования. Нравственный выбор индивидуальной человеческой сущности больше не принимается во внимание - значение имеет только слепое движение масс. Возражение, что символическое понимание этого утверждения кладет конец христианской вере в бес-смертие, по самой своей сути убого, потому что задолго до пришествия христианства человечество верило в жизнь после смерти и, стало быть, ему не была нужна никакая гарантия бессмертия в форме праздника Пасхи. Любой, кто однажды полностью подчинился коллективной вере и отказался от своего вечного права на свободу и от своего не менее вечного долга индивидуальной ответственности, будет упорно цепляться за эту позицию и будет способен с точно такой же верой и таким же отсутствием критичес-кого подхода маршировать в обратном направлении, если другая и внешне "лучшая" вера будет навязана его мнимому идеализму. В реальности человек является рабом и жертвой машин, которые помогли ему покорить пространство и время; он запуган и поставлен в опасное положение военной технологией, которая, по идее, долж-на оберегать его физическое существование; его духов-ной и нравственной свободе, хоть и гарантируемой в определенных пределах в половине стран нашего мира, угрожает хаотическая дезориентация, а в другой полови-не мира эта свобода полностью отменена. человек, зачинщик, органи-затор и движущая сила всех этих достижений, дающий начало всем суждениям и решениям, планирующий буду-щее, должен превращать себя в такую quantite neglige-able (Ничтожная величина (фр.) - Прим. ред.). Это противоречие, эта парадоксальная оценка че-ловечества самим человеком является воистину объектом для удивления и может быть объяснена только крайней неуверенностью в суждениях - иными словами, человек является загадкой для самого себя. . Психиатры хорошо знают, что недооценка психе и прочие методы сопротивления психологическому просвещению в значительной степени основаны на страхе - паническом страхе открытий, кото-рые могут быть сделаны в царстве бессознательного. Этот страх наблюдается не только у людей, которых испугала нарисованная Фрейдом картина бессознательного; их также беспокоит сам основатель психоанализа, который признался мне, что из его теории сексуальности необходимо было сделать догму, потому что это был единственный надежный бастион разума на пути возмож-ного "вторжения темных сил оккультизма". право индивида на существо-вание, как таковое, ограничивается коллективным преду-беждением, причем зачастую ограничению подвергается наиболее щепетильный его аспект. Этого не происходит только в одном случае: когда догматический символ, например жизнь Христа, понимается конкретно и ощуща-ется индивидом адекватно. В наше время психическому состоянию индивида настолько сильно угрожают реклама, пропаганда и прочие даю-щиеся с более-менее благими целями советы и предло-жения, что пациент заслуживает того, чтобы хотя бы раз в жизни вступить в отношения, в ходе которых он не будет постоянно слышать "тебе следует", "ты должен" и прочие признания бессилия. В создаваемом массой шуме чувствуется воз-можность силой добиться исполнения желаний; однако, самым приятным ощущением является непринужденное и безболезненное возвращение в страну детства, в рай родительской заботы, в беззаботность и безответствен-ность. Разлад между верой и знанием является симптомом раскола в сознании, который так характерен для царя-щего сейчас смятения умов. Ничто не отрывает человека от фундамента его инстинктов с такой силой, как его способность к обу-чению, которая превращается в истинную жажду посто-янных трансформаций стилей человеческого поведения. Эта способность, более, чем что-либо другое, несет ответ-ственность за изменение условий его существования и за потребность приспосабливаться к последствиям развития цивилизации. Она также является главнейшим источни-ком этих многочисленных психических проблем и нару-шений, которые вызваны все более углубляющимся отчуждением человека от его инстинктивной основы, то есть потерей корней и отождествлением с осознанным знанием самого себя, усилением внимания к сознанию за счет ослабления внимания к бессознательному. В результате современный человек знает самого себя только в той степени, в какой он может себя осознать - способность, в значительной мере зависящая от окружения, знание и контролирование которого принудили или навели на определенные модификации его изначальных инстинк-тивных тенденций. Следовательно, его сознание ориентируется, в основном, на изучение окружающего его мира, к особенностям которого он и должен приспо-сабливать свои психические и технические ресурсы. Нам не приходит в голову подвергнуть сомнению наши мотивы или спросить себя, что думает внутренний человек о том, чем мы занимаемся во внешнем мире. Сознание современного челове-ка по-прежнему настолько цепляется за внешние объек-ты, что он возлагает на них всю ответственность, словно его решение зависит от них. То, что психическое состо-яние определенных индивидов может даже освободить себя от поведения объектов, слишком редко приходит кому-либо в голову, хотя иррациональности такого рода наблюдаются каждый день и могут приключиться с кем угодно.
Поскольку повсеместно распространено убеждение, что человек - это просто то, что его сознание знает о себе самом, человек считает себя таким же безвредным, добавляя, тем самым, к своей греховности еще и глу-пость.
Информация о работе Формирование внутрисемейной коммуникации