Формирование и развитие личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 20:46, доклад

Краткое описание

Личностью человек не рождаются, а становятся. С этой точкой зрения сегодня согласно большинство психологов. Однако по вопросу о том, каким законам подчиняется развитие личности, существуют различные точки зрения. В рамках целостного подхода сформировалось несколько концепций, принимающих во внимание согласованное, системное формирование и взаимозависимое преобразование всех сторон личности.

Вложенные файлы: 1 файл

Формирование и развитие личности.docx

— 30.80 Кб (Скачать файл)

Формирование и  развитие личности

Даша

Личностью человек не рождаются, а становятся. С этой точкой зрения сегодня согласно большинство психологов. Однако по вопросу о том, каким законам подчиняется развитие личности, существуют различные точки зрения.  В рамках целостного подхода сформировалось несколько концепций, принимающих во внимание согласованное, системное формирование и взаимозависимое преобразование всех сторон личности. Одной из таких концепций стала теория, принадлежащая американскому психологу Э. Эриксону, который в своих взглядах на развитие придерживался принципа генетической предопределенности стадий, которые в своем личностном развитии обязательно проходит человек от рождения до конца своих дней.

Становление личности как смена этапов, на каждом из которых происходит качественное преобразование внутреннего мира человека и радикальное изменение его отношений с окружающими людьми. В результате этого он как личность приобретает нечто новое, характерное именно для данного этапа развития и сохраняющееся у него (по крайней мере, в виде заметных следов) в течение всей жизни. Причем новые личностные черты, по его мнению, возникают лишь на основе предыдущего развития.

Ксюша

Формируясь и развиваясь как личность, человек приобретает  не только положительные качества, но и недостатки. Ввиду этого Эриксон  отобразил в своей концепции  две крайние линии личностного  развития: нормальную и аномальную. В чистом виде они в жизни почти  не встречаются, но благодаря четко  очерченным полюсам можно представить  себе все промежуточные варианты личностного развития человека.

Стадия развития

Нормальная линия развития

Аномальная линия развития

Раннее младенчество  
(до 1 года)

Доверие к людям. Взаимная любовь, привязанность, взаимное признание родителей и ребенка

Недоверие к людям как результат плохого обращения матери с ребенком, пренебрежение им, лишения любви

Позднее младенчество  
(1-3 года)

Самостоятельность, уверенность в себе. Ребенок смотрит  на себя как на самостоятельного, отдельного, но еще зависимого от родителей человека

Сомнения  в себе и гипертрофированное чувство стыда. Чувство неприспособленности, сомнение в своих способностях. Возможны недостатки в развитии двигательных навыков, например хождения, а также речи.

Раннее детство (3-5 лет)

Любознательность  и активность. Живое воображение  и заинтересованное изучение мира, подражение взрослым, включение в полоролевое поведение

Пассивность и безразличие к людям. Вялость, чувство зависти к другим детям, подавленность и уклончивость, отсутствие признаков полоролевого поведения

Среднее детство 
(5-11 лет)

Трудолюбие. Выраженное чувство долга и стремление к достижениям. Развитие познавательных и коммуникативных навыков. Постановка и решение реальных задач.

Чувство неполноценности, тщетности прилагаемых усилий при решении задач, слаборазвитые трудовые навыки. Избегание сложных заданий, ситуаций соревнования с другими людьми. Рабское поведение.

 

Половое созревание, подростковый возраст и юность 
(11-20 лет)

Становление мировоззрения. Жизненное самоопределение. Развитие временной перспективы — планов на будущее. Решение вопросов: каким быть? и кем быть? Активный поиск себя. Учение. Четкая половая поляризация в формах межличностного поведения. Взятие на себя лидерства в группах сверстников и подчинение при необходимости.

Путаница  ролей, смешение форм полоролевого поведения. Смещение и смешение временных перспектив: появление мыслей не только о будущем и настоящем, но и о прошлом. Концентрация душевных сил на самопознании, сильно выраженное стремление разобраться в самом себе в ущерб развитию отношений с внешним миром и людьми. Потеря трудовой активности.

Ранняя взрослость

(20-45 лет)

Близость  к людям. Стремление к контактам с людьми, желание и способность посвятить себя людям. Рождение и воспитание детей, любовь и работа.

Изоляция  от людей. Избегание близких, интимных отношений с ними. Трудности характера, неразборчивые отношения и непредсказуемое поведение. Непризнание, первые симптомы душевных расстройств.

Средняя взрослость  
(от 40-45 до 60 лет)

Творчество. Продуктивная и творческая работа над собой и с другими людьми. Зрелая, полноценная и разнообразная жизнь. Чувство гордости за своих детей. Воспитание нового поколения 

Застой. Эгоизм и эгоцентризм. Непродуктивность в работе. Ранняя инвалидность. Всепрощение себя и исключительная забота о самом себе.

 Поздняя взрослость (свыше 60 лет)

Полнота жизни. Постоянные раздумья о прошлом, его спокойная, взвешенная оценка. Принятие прожитой жизни такой, какая она есть. Ощущение полноты и полезности прожитой жизни. Способность примириться с неизбежным. Понимание того, что смерть не страшна.

Отчаяние. Ощущение того, что жизнь прожита  зря, что времени осталось слишком мало, что оно бежит слишком быстро. Осознание бессмысленности своего существования, отсутствия в мире порядка, наличия в нем недоброго неразумного начала. Боязнь приближающейся смерти.


 

В соответствии с такой  «периодизацией» Э. Эриксон выделил и описал восемь жизненных психологических кризисов, по его мнению, неизбежно наступающих у каждого человека (можно не перечислять устно, просто вынести на слайд):

  1. Кризис доверия—недоверия (в течение первого года жизни).
  2. Автономия в противовес сомнениям и стыду (в возрасте около двух-трех лет).
  3. Появление инициативности в противовес чувству вины (примерно от трех до шести лет).
  4. Трудолюбие в противовес комплексу неполноценности (возраст от семи до 12 лет).
  5. Личностное самоопределение в противовес индивидуальной серости и конформизму (от 12 до 18 лет).
  6. Интимность и общительность в противовес личностной психологической изолированности (около 20 лет).
  7. Забота о воспитании нового поколения в противоположность «погружению в себя» (между 30 и 60 годами).
  8. Удовлетворенность прожитой жизнью в противоположность отчаянию (старше 60 лет).

Таня

В отечественной психологии принято считать, что развитие личности происходит в процессе ее социализации и воспитания. Поскольку человек  — существо социальное, то не удивительно, что с первых дней своего существования  он окружен себе подобными, включен в разного рода социальные взаимодействия. Первый опыт социального общения человек приобретает в рамках своей семьи еще до того, как начинает говорить. В последующем, являясь частью социума, человек постоянно приобретает определенный субъективный опыт, который становится неотъемлемой частью его личности. Этот процесс, а также последующее активное воспроизводство индивидом социального опыта называется социализацией.

Процесс социализации неразрывно связан с общением и совместной деятельностью людей. Разные личности могут выносить из объективно одинаковых ситуаций различный социальный опыт, что является основой другого процесса —индивидуализации.

Процесс социализации, а следовательно и процесс формирования личности, может осуществляться как в рамках специальных социальных институтов, например в школе, так и в различных неформальных объединениях. Важнейшим институтом социализации личности является семья.

В психологии принято подразделять социализацию на первичную и вторичную. Обычно вторичную социализацию связывают с разделением труда и соответствующим ему социальным распределением знаний. Иначе говоря, вторичная социализация представляет собой приобретение специфического ролевого знания, когда социальные роли прямо или косвенно связаны с разделением труда

Следует отметить, что процесс  социализации осуществляется постоянно  и не прекращается даже в зрелом возрасте. По характеру своего протекания социализация личности относится к процессам с неопределенным концом, хотя и с определенной целью. Отсюда следует, что социализация не только никогда не завершается, но и никогда не бывает полной.

Одновременно с социализацией  протекает еще один процесс — инкультурация. Если социализация — это усвоение социального опыта, то инкультурация — это процесс освоения индивидом общечеловеческой культуры и исторически сложившихся способов действий, в которых ассимилированы духовные и материальные продукты деятельности человека в различных эпохах.

Рассматривая проблему развития личности, авторы, как правило, стремятся  определить причины, обусловливающие развитие человека. Большинство исследователей считает движущей силой личностного развития комплекс разнообразных потребностей. Среди этих потребностей важное место занимает потребность в саморазвитии. Стремление к саморазвитию не означает стремление к какому-то недостижимому идеалу.

Вика

Другим вопросом, рассматриваемым  в рамках общих проблем развития личности, является вопрос о степени устойчивости личностных свойств. В основе многих теорий личности лежит предположение о том, что личность как социально-психологический феномен представляет собой жизненно устойчивое в своих основных проявлениях образование. Именно степень устойчивости личностных свойств определяет последовательность ее действий и предсказуемость ее поведения, придает ее поступкам закономерный характер.

В одном из исследований, проводимом в течение 35 лет, по определенному набору личностных характеристик оценивались более 100 человек. Первый раз они были обследованы в начальной школе, затем — в старших классах и далее — еще раз в возрасте 35-45 лет.

В течение трех лет с  момента проведения первого обследования до второго (по окончании школы) 58 % личностных характеристик обследуемых сохранились, т. е. была выявлена зависимость по данным параметрам между результатами первого и второго обследования. За 30 лет проведения исследования значимые корреляции между результатами исследования сохранились по 31 % всех изучавшихся личностных характеристик.

Свойства личности, оцениваемые современными психологами как достаточно устойчивые представлены на таблице: (показать на слайде)

Корреляция результатов

исследования в течение

трехлетнего периода

времени от подростко-

вого к старшему

школьному возрасту

Корреляция

результатов исследо-

вания от подростко-

вого до возраста

35-45 лет

Оцениваемая личностная характеристика

(суждение, по которому  эксперты давали

оценки)

 

Мужчины

0,58

0,53

По-настоящему надежный и  ответственный

   

человек.

0.57

0.59

Недостаточно контролирует свои побуждения и

   

потребности, не способен откладывать

   

получение ожидаемого.

0,50

0,42

Самокритичен.

0,35

0,58

Эстетически развит, имеет  выраженные

   

эстетические чувства.

Женщин ы

0,50

0,46

В основном покорна.

0,39

0,43

Стремится находиться среди  других людей,

   

общительна.

0,48

0,49

Непослушна и некоиформна.

0,45

0,42

Интересуется философией, такими проблемами,

   

как религия.


 

Было установлено, что  личностная устойчивость характерна далеко не для всех людей. Некоторые из них  со временем обнаруживают довольно драматичные изменения своей личности, причем настолько глубокие, что окружающие люди их как личностей совсем не узнают. Наиболее существенные изменения подобного рода могут происходить в диапазоне от 20 до 40-45 лет.

Помимо этого имеются  значительные индивидуальные различия в том периоде жизни, когда личностные особенности человека более или менее стабилизируются. У одних людей личность становится устойчивой в детстве и далее существенно не изменяется, у других устойчивость личностных психологических особенностей, напротив, обнаруживается довольно поздно, в возрасте от 20 до 40 лет. К последним чаще всего относятся люди, чья внешняя и внутренняя жизнь в подростковом и юношеском возрасте характеризовалась напряженностью, противоречиями и конфликтами.

Гораздо меньшая устойчивость личностных характеристик обнаруживается, когда личность рассматривается  не в течение длительного периода  времени, а в различных ситуациях. За исключением интеллекта и познавательных способностей многие другие характеристики личности ситуативно неустойчивы.

Даша

Вывод

Итак, человек с момента рождения становится социальным  существом. Формирование характера, поведения, личности в целом определяется всей совокупностью социальных факторов (отношением  окружающих,  их примером,  их идеологией,  опытом собственной деятельности) и закономерностями физического развития. Именно поэтому  важно  знать совокупное действие всех факторов,  определяющих развитие личности на разных возрастных  этапах.  Не  менее  важна и окружающая среда, основным требованием к которой является создание  атмосферы, в которой будут господствовать гуманные отношения, доверие, безопасность, возможность личностного роста.

 


Информация о работе Формирование и развитие личности