Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 09:47, курсовая работа
Цель нашей курсовой работы - организация, проведение, описание 1-ого этапа опытно-эксперементальной работы по формированию коммуникативных умений у младших школьников.
Объект исследования - организация деятельности во внеурочное время.
Предметом исследования является формирование коммуникативных умений у младших школьников.
Введение
Глава 1 Теоретические основы формирования коммуникативных
умений во внеурочное время у младших школьников …..……………5-14стр.
1.1 Психолого-педагогические особенности младшего
школьника ………………………………………………………………………5-8стр.
1.2 Развитие коммуникативных умений у младших школьников как
психолого-педагогическая проблема ……………………………………..8-14стр.
Выводы по 1 главе……………………………………………………………...15стр.
Глава 2 Опытно- экспериментальная работа………………………16-25стр.
2.1 Педагогические условия формирования
коммуникативных умений у младших школьников во
внеурочное время…………………………………………………………16-18стр.
2.2 Методические рекомендации по формированию
коммуникативных умений у младших школьников во внеурочное
время…………………………………………………………………………19-25стр.
Выводы по 2 главе……………………………………………………………26стр.
Заключение…………………………………………………………………………
Библиография……………………………………
В рамках нашего исследования,
мы будем опираться на понятие
«условие» из словаря С.И.
Исходя из понятия «условие»
С.И. Ожигова, мы составили
Л.В. Епишина выделяет
1. умение выслушать ребёнка, дать ему возможность выразить свое мнение;
2. учит школьников думать, размышлять, высказывать и отстаивать свои суждения;
3. групповая форма работы.
В настоящее
время школы переходят на
Личностно-ориентированные
технологии характеризуются
-17-
исполнительностью учеников и встреча с уроком «свободным». Вчерашнее «вы должны запомнить» преобразовалось в сегодняшнее «мы с вами должны осмыслить». Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели и содержание обучения, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества.
К коммуникативным свойствам личности относятся:
* действенное общение;
* риторические умения (построение фраз, умение убеждать и тому подобное);
* умение вести диалог, ставить вопросы;
* умение слушать, слышать, вести спор, проводить аргументацию;
* умение встать на точку зрения другого;
* умение работать сообща для достижения общей цели.
Педагогу
не в коем случае нельзя
подчеркивать свое
Групповая
форма работы (в том числе парная)
более природносообразна для
младшего школьного возраста
и предполагает отсутствие
Опыт
применения групповых способов
обучения показал, что у
- появляются навыки общения и риторики грамотности;
- улучшается успеваемость;
- возрастает самоуважение;
- укрепляется дружба.
Рассмотрим технологию группового обуче6ния, направленную на развитее коммуникативных умений у младших школьников:
Работа с применением групповых способов формирования коммуникативных умений, учитель должен прежде всего установит правила работы в группе и обучить им детей. Важно чтобы правил было не более пяти, при их формулировки нужно указывать, что «следует делать», а не что «не следует делать», правила помещены на видном месте, должны строго выполняться всеми участниками группы.
Элементы
групповой работы можно и
Когда ученики научатся работать в паре, следует приучить их работать в группе, состоящей из четырех-шести человек.
В каждой
группе выбирается ведущий,
-18-
Групповые формы работы вызывают у детей интерес, активизируют познавательную деятельность, дают возможность самореализации личности
младших школьников,
способствуют умению общаться, то есть
являются эффективным средством
развития коммуникативных качеств
личности.
-19-
2.2. Методические
рекомендации по формированию
коммуникативных умений у
Задачами данного параграфа являются:
1. создать методические рекомендации по формированию коммуникативных умений у младших школьников;
2. подобрать комплекс
психологических игр по развитию коммуникативных
умений у младших школьников.
Для развития
коммуникативных умений у
Вот некоторые из упражнений.
Знакомство
Групповая работа без специальной организации взаимодействия.
Первый
ребенок называет свое имя,
а вслед за ним по кругу
то же делают все остальные.
Потом группа хором повторяет
шепотом все имена. На эту
работу отводится 3 минуты.
Представление группы
Вся группа
хором или один из учеников
называет имя каждого. Что бы
класс видел, кого называют, группа
встает, а ученик подойдя к
ним, легонько касается
Метафора
Каждому интересно знать, какое он производит впечатление на окружающих, что в нем воспринимается как существенное, а что вовсе не замечется.
Предлагаем
всем поучаствовать в
Задание
остальным учащимся: какой образ
рождается у вас при взгляде
на нашего героя? Участником
какой картины он мог бы
стать? Какие люди могут его
окружать? Какой интерьер или
пейзаж составляет фон этой
картины? В какое время могло
бы все это происходить?
-20-
Игра продолжается
до тех пор, пока есть добровольцы, желающие
узнать, какие ассоциации он вызывает
у своих одноклассников.
Что нам нравится в людях
Вступая во взаимодействие
с окружающими, мы обычно обнаружали,
что они нам нравятся или не
нравятся. Как правило, эту оценку
мы связываем с внутренними
Педагог
просит детей взять по листу
бумаги, выбрать человека в группе,
который по многим своим
Фраза по кругу
Выберем какую-нибудь
простую фразу, например: «В саду падали
яблоки». Теперь по удару гонга начинаем
произносить эту фразу все
по очереди. Каждый участник игры должен
произнести фразу с новой интонацией
(вопросительной, восклицательной, словно
удивляясь, безразлично и так
далее). Повторяться нельзя. Если участник
не может придумать не чего нового,
то он выбывает из игры, и так продолжается,
пока не останется 3 – 4 победителя. Поздравляем
самых изобразительных и
Всеобщее внимание
Всем участникам
игры предлагается выполнить одну и
ту же простейшую задачу. Любыми средствами,
не прибегая, конечно, к физическим
воздействиям и локальным катастрофам,
нужно постараться привлечь к
себе внимание окружающих. Задача усложняется
тем, что одновременно ее должны выполнить
все участники игры. Определите,
кому это лучше удалось и за
счет каких средств.
Цвета эмоций
Выбираем водящего.
Водящий по удару гонга закрывает
глаза, а остальные участники, сговариваясь,
задумывают какой-нибудь цвет, для начала
лучше один из основных: красный, зеленый,
синий, желтый. Водящий открывает
глаза, и все участники своим
поведением, главным образом эмоциональным
состоянием, пытаются изобразить этот
цвет. Если он отгадал, то выбирается другой
водящий, если нет, то остается тот же самый.
-21-
Зеркало
Педагог предлагает
детям выполнить несколько
1) пришиваем пуговицу;
2) собираемся в дорогу;
3) печем пирог;
4) выступаем в цирке.
Особенность этих
заданий в том, что каждое их них
дети должны выполнить в парах, причем
напарники встают против друга, и
один из них на время становится
зеркалом, тоесть копирует все движения
своего партнера. Остальные участники
группы – зрители, они наблюдают
за игрой пары и выставляют партнеру,
играющему роль зеркала оценку за
артистизм по пятибалльной системе.
Затем партнеры в паре меняются ролями.
Пары по очереди меняются, и таким
образом перед группой
Рассмешить партнера
Выберем первую
пару игроков. По удару гонга один
из них должен во что бы то ни стало,
любыми средствами рассмешить своего
партнера. Если ему удается это
сделать, то рассмеявшийся игрок
заступает на его место и и
выбирает себе партнера из остальных
игроков. Если его не удается рассмешить,
то приходится выбирать нового партнера.
В конце игры определяют самого «смехотворного»
и самого смешливого игрока.
Так же хотим предложить несколько упражнений для работы с детьми, имеющими разного рода трудности в общение с окружающими людьми. Целью таких упражнений является снятие напряженного состояния, поднятия эмоционального тонуса, раскрепощение, повышение самооценки и другое.
1. «Котята»
Цель: помочь детям преодолеть скованность, стеснительность, раскрепоститься.
Педагог
читает текст английской
Два маленьких котенка
Поссорились в углу
Сердита хозяйка
Взяла свою метлу
И вымела из кухни
Дерущихся котят,
Не справившись при этом,
Кто прав, кто виноват,
-22-
А дело было ночью, зимою,
В январе.
Два маленьких котенка
Информация о работе Формирование коммуникативных умений у младших школьников во внеурочное время