Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 17:17, реферат
Высшей ценностью мыслители древности признавали не войну и борьбу, а мир и согласие. «В сражениях побеждают те, кто скорбит войну, — учил древний китайский философ Лао-цзы (579—499 до н. э.), — главное состоит в том, чтобы соблюдать спокойствие.»1 По его мнению, главные первоначала мира Ян (светлое) и Инь (темное) не столько борются между собой, сколько, дополняя друг друга, образуют гармонию Единого.
Этим взглядам китайского мыслителя созвучны идеи и древнегреческого философа Гераклита Эфесского (535—475 до н. э.), который видел источники конфликтов в некоторых универсальных свойствах мира в целом, в его противоречивой сущности. Но вместе с тем он понимал, что кроме противоречий и вражды в мире есть место и для гармонии, согласия:
1.1. Формирование конфликтологических идей
Высшей ценностью мыслители древности признавали не войну и борьбу, а мир и согласие. «В сражениях побеждают те, кто скорбит войну, — учил древний китайский философ Лао-цзы (579—499 до н. э.), — главное состоит в том, чтобы соблюдать спокойствие.»1 По его мнению, главные первоначала мира Ян (светлое) и Инь (темное) не столько борются между собой, сколько, дополняя друг друга, образуют гармонию Единого.
Этим взглядам китайского мыслителя созвучны идеи и древнегреческого философа Гераклита Эфесского (535—475 до н. э.), который видел источники конфликтов в некоторых универсальных свойствах мира в целом, в его противоречивой сущности. Но вместе с тем он понимал, что кроме противоречий и вражды в мире есть место и для гармонии, согласия:
Война — отец всех вещей, а мир — их мать... Все сущее сложено в гармонию через противообращенность... Универсум попеременно то един и связан дружбой, то множествен и сам себе враждебен в силу некоей ненависти.
Именно в свете категорий проти
Противоречие — центральная категория диалектики — современного философского учения о всеобщих категориях и законах развития природы, общества и человеческого мышления. Согласно этому учению противоречие связано с многообразием элементов единого целого. Противоречие и есть отношение особого рода между этими элементами целого, возникающее при появлении всякой рассогласованности, несоответствия в структуре целого. И поскольку абсолютно устойчивого соответствия ни в одном реальном предмете нет, постольку противоречие носит универсальный характер, как и конфликт» который в данной связи может быть представлен как момент обострения в развитии противоречия, как проявление одного из его состояний или свойств. Именно потому, что противоречие носит универсальный характер, мир находится в постоянном движении и развитии.
Таким образом, категория противоречия связана с изучением источника всякого движения, изменения и развития, который современная диалектика видит в сущности самих предметов. С универсальностью противоречия связан и всеобщий характер конфликта, выступающего как одно из состояний или свойств противоречия.
Категория борьбы дополняет понятие противоречия, конкретизируя характер взаимоотношений его противоположных сторон. Борьба — одно из основных понятий диалектики. Его содержание включает в себя не только сам момент борьбы противоположных сил, но и момент их сосуществования, которым и обеспечивается целостность процесса.
Однако среди как древних, так и современных философов нет полного единства в понимании роли противоречий, борьбы и конфликтов. Уже некоторые из древних философов высказывали утопические надежны на возможность создания общества, где будут устранены всякие противоречия и конфликты. Древнегреческий философ Эпикур (341—270 до н.э.) считал, что бедствия, связанные с бесконечными войнами, в конце концов вынудят людей жить в состоянии прочного мира. И несмотря на то, что реальная жизнь вновь и вновь разрушила несбыточные мечты, утопии подобного рода обнаружили большую притягательную силу и возникали вновь и вновь.
Источники конфликтологических
знаний :
1) - философские взгляды мыслителей древности
и средневековья .
2) - Подходы к проблеме конфликта в рамках
мировых религиозных учений.
3) - Осмысление проблемы конфликта в литературе,
живописи, языке и других видах искусства.
4) -Накопление в человеческой практике
опыта жизнедеятельности в предконфликтных
и конфликтных ситуациях.
1 век д. н.э Китайские мыслители
Древние философы
считали, что сам по себе К-т не плох
и не хорошо, он существует повсюду независимо
от мнений людей о нем. Весь мир полон противоречий,
с ними неизбежно связана жизнь природы,
людей и даже Богов. Правда, сам термин
«К-т» они еще не употребляли, но уже видели,
что К-т не исчерпывает собой всей жизни,
а представляет собой лишь его часть.
Высшей ценностью мыслители древности
признавали не войну и борьбу, а мир и согласие.
По мнению древнего китайского философа
Лао-цзы (579 – 499 гг. д н.э) – главные первоначала
мира Ян (светлое) и Инь (темное) не столько
борются между собой, сколько дополняют
друг друга, образуют гармонию Единого.
Этим взглядом созвучны идеи древнегреческого
философа Гераклита Эфесского (535 – 475
до н.э.).
Некоторые из древних философов высказывали
утопические надежды на возможность создания
общества, где будут устранены всякие
противоречия и К-ты. Древнегреческий
философ Эпикур (341 – 270 до н.э._ считал,
что бедствия, связанные с бесконечными
войнами, в конце концов вынудят людей
жить в состоянии прочного мира. И несмотря
на то, что реальная жизнь вновь и вновь
разрушала несбыточные мечты, утопии подобного
рода обнаружили большую притягательную
силу и возникали вновь и вновь.
Гераклит считал, что источник конфликта
- в сущности мира; «... конфликты - это
универсальное свойство мира, но кроме
противоре- чий в мире есть и согласие.
Война - отец всех вещей, а мир - их мать.
Все сущее сложено в гармонию через противообращенность».
Некоторые из древних философов высказывали
утопические надежды на возможность воздания
общества, в котором будут устранены все
противоречия и конфликты. Например, Эпикур
считал, что «бедствия, связанные с бесконечными
войнами, вынудят людей жить в состоянии
постоянного мира». Подобные утопии обнаруживали
притягательную силу и привлекали внимание
вновь и вновь.