Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 19:39, реферат
Рассмотрим основные этапы формирования личности. Определим два самых главных, по мнению А.Н.Леонтьева. Первый относится к дошкольному возрасту и знаменуется установлением первых отношений мотивов, первыми подчинениями побуждений человека социальным нормам. А.Н.Леонтьев иллюстрирует это событие примером, который известен под названием «эффект горькой конфеты», когда ребенку в виде эксперимента дается задание не вставая со стула, достать какую-то вещь. Когда экспериментатор выходит, ребенок встает со стула и берет данный предмет. Экспериментатор
Формирование концепции
Рассмотрим основные этапы
формирования личности. Определим два
самых главных, по мнению А.Н.Леонтьева.
Первый относится к дошкольному
возрасту и знаменуется установлением
первых отношений мотивов, первыми
подчинениями побуждений человека социальным
нормам. А.Н.Леонтьев иллюстрирует это
событие примером, который известен
под названием «эффект горькой
конфеты», когда ребенку в виде
эксперимента дается задание не вставая
со стула, достать какую-то вещь. Когда
экспериментатор выходит, ребенок
встает со стула и берет данный
предмет. Экспериментатор возвращается,
хвалит ребенка и в награду
предлагает конфету. Ребенок отказывается,
плачет, конфета стала «горькой»
для него. В данной ситуации воспроизводится
борьба двух побуждений: один из них - будущая
награда, а другой - социокультурный
запрет. Анализ ситуации показывает, что
ребенок поставлен в ситуацию конфликта
двух мотивов: взять вещь и выполнить условие
взрослого. Отказ ребенка от конфеты показывает,
что процесс освоения социальных норм
уже начался. Именно в присутствии взрослого,
ребенок больше подвержен социальным
мотивам, а это значит, что формирование
личности начинается в отношениях между
людьми, а затем уже они становятся элементами
внутренней структуры личности .
Второй этап начинается в подростковом
возрасте и выражается в появлении способности
осознавать свои мотивы, а также проводить
работу над их подчинением. Осознавая
свои мотивы, человек может изменить их
структуру. Эта и есть способность к самосознанию,
руководству собой.
Несмотря на то, что личность в основном формируется в ходе общения с другими людьми, на процесс формирования личности действует ряд факторов:
• В первую очередь на формирование личности оказывают влияние генетические особенности индивида, полученные им при рождении. Наследственные черты являются базой для формирования личности. Такие наследственные качества индивида, как способности или физические качества, накладывают отпечаток на его характер, способ восприятия окружающего мира и оценки других людей. Биологическая наследственность во многом объясняет индивидуальность личности, ее отличие от других индивидов, так как не существует двух одинаковых индивидов с точки зрения их биологической наследственности.
• Вторым фактором, оказывающим влияние на формирование личности человека, является влияние физического окружения. Очевидно, что окружающая нас природная среда постоянно воздействует на наше поведение, участвует в формировании человеческой личности. Например, мы связываем с влиянием климата возникновение цивилизаций, племен, отдельных групп населения. Люди, выросшие в разном климате, отличаются друг от друга. Наиболее ярким примером тому является сравнение горных жителей, жителей степей и людей, населяющих джунгли. Природа постоянно влияет на нас, и мы должны отвечать на это влияние через изменение своей личностной структуры.
• Третьим фактором формирования личности человека принято считать влияние культуры. Любая культура обладает определенным набором социальных норм и разделяемых ценностей. Этот набор является общим для членов данного общества или социальной группы. По этой причине представители каждой культуры должны проявлять терпимость по отношению к этим нормам и системам ценностей. В связи с этим возникает понятие модальной личности, воплощающей в себе те общекультурные ценности, которые общество прививает своим членам в ходе культурного опыта.
•
Четвертым фактором, формирующим
личность человека, является влияние
социального окружения. Следует
признать, что этот фактор можно
считать основным в процессе формирования
личностных качеств индивида. Влияние
социального окружения
• Пятым фактором, формирующим личность индивида в современном обществе, следует считать индивидуальный опыт человека. Сущность воздействия этого фактора заключается в том, что каждый человек попадает в разные ситуации, в ходе который он испытывает влияние других людей и физического окружения. Последовательность таких ситуаций является уникальной для каждого человека и ой ориентируется на будущие события, исход из положительного и отрицательного восприятия прошлых ситуаций. Уникальный индивидуальный опыт представляет собой один из самых значимых факторов формирования личности человека.