Формирование материалистической медицинской психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2015 в 16:08, реферат

Краткое описание

История психологической науки с особой рельефностью отражает эволюцию взглядов на природу сознания и всей духовной жизни человека. На заре науки (VI-IV вв. до н.э.) в философии уже отчетливо звучало натуралистическое направление мысли. Об этом можно судить по трудам Демокрита, Эмпедокла, Лукреция, Эпикура и др.

Содержание

Введение.

Формирование материалистической медицинской психологии.
Средневековая медицина и психология.
Медицинская психология в XIX и начале XX веков.
Примитивные представления о психике в связи с болезнями.

Вложенные файлы: 1 файл

срс1.docx

— 38.60 Кб (Скачать файл)

Только формирование психологии и медицины на основе философии диалектического материализма и развитие физиологии высшей нервной деятельности позволили глубоко вскрыть ошибки психоанализа и показать его ненаучные и реакционные тенденции.

Следует, однако, заметить, что уже среди учеников и первоначальных последователей Фрейда были видные психотерапевты и медицинские психологи, впоследствии частично разошедшиеся с ним во взглядах. Так, Adler (создатель направления «индивидуальная психология») противопоставил учению Фрейда иное понимание механизмов неврозов. Adler  можно назвать первым антифрейдистом в школе Фрейда. Хотя выдвинутые им положения не являются материалистическими и неправильно освещают социальную природу человека, тем не менее, именно  Adler первый выдвинул возражения против сексуальной теории Фрейда и подчеркнул значение «социального чувства». Ученик Фрейда Jung в рамках психоанализа разработал вопросы так называемой «аналитической психологии».

Несмотря на эту критику, идеи психоанализа Фрейда находили крупных последователей и проникли во многие новые области науки и практики. В плане медицинской психологии следует упомянуть крупного австрийского невролога Schilder, написавшего «Медицинскую психологию» с позиции психоанализа, и Alexander – основателя теории психосоматической медицины.

Под давлением теоретической критики и практического опыта сторонники психоанализа меняли свои позиции, преимущественно в частных вопросах. Возник неофрейдизм, отошедший и от фрейдовского понимания определяющей роли сексуального инстинкта и его теории бессознательного. Однако, критикуя эти основные положения психоанализа, неофрейдисты не стали антифрейдистами, так как сохранили в основном терминологию и понятия Фрейда. Выдвинув принцип культурной обусловленности человека, они не сумели опереться на единственно правильную историко-материалистическую теорию развития личности и остались по существу на психобиологических позициях.

В 20-х годах нашего столетия ряд публикаций принадлежит крупному психиатру Kretschmer, который, помимо специальных психиатрических работ, имеющих и большое медико-психологическое значение, опубликовал книгу «Медицинская психология», явившуюся в собственном смысле слова уже попыткой выделения самостоятельного раздела науки, освещающей аномалии психической жизни, но не трактующей проблем собственно психиатрического характера. Kretschmer является представителем конституционально-биологичес-кого направления в психиатрии и в медицинской психологии. Переоценивая роль врожденных конституциональных факторов, он крайне недооценивает и неправильно понимает значение социальных условий формирования личности.

В период с 20-х годов нашего столетия за рубежом появилось множество статей, а также ряд монографий, посвященных медицинской психологии (монографии Delay и Pichot, Destunis, Weisenhütter,Noioes и др.).

 

4. Формирование материалистической медицинской психологии. 

Развитие естествознания сопровождалось значительными успехами в нейрофизиологии. Крупнейший физиолог второй половины XIX в. И.М. Сеченов осветил психические явления с точки зрения рефлекторной теории и явился не только основателем отечественной нейрофизиологии, но и основателем материалистической психологии.

Наш знаменитый нейроморфолог, нейрофизиолог, невропатолог, психолог и психиатр В.М. Бехтерев, опираясь на учение И.М. Сеченова, развил и построил «объективную психологию». Он указал, что И.М. Сеченову принадлежит заслуга объективного изучения психической деятельности и объяснения этой деятельности в свете учения о рефлексах. Рефлекторная теория стала прочной основой понимания как нормальных, так и патологических психических явлений. Научное развитие медицинской психологии опирается на эту теорию.

В формировании материалистической медицинской психологии большую роль сыграли труды, освещавшие работу головного мозга как органа психики. Но на этом пути имели место и заблуждения, как, например, ложное учение Gall – френология, пытавшееся связать особенности психики, и в частности способности и склонности, с выпуклостями («шишками») на черепе, свидетельствовавшими якобы о развитии лежащих под ними частей мозга. Псевдонаучность этой теории вскоре была убедительно показана многими авторами (у нас Н.А. Добролюбовым). Подход к решению проблемы связи мозга и психических свойств, проблемы так называемой локализации функций мозга, стали искать на пути клинико-психоневрологических исследований. Большое значение имело открытие Брока так называемого двигательного центра речи, Вернике «сензорного центра речи», возникновение учения об апраксии (Lippman) и агнозиях, клинико-биологические концепции Jackson, Head, Monakov, Goldstein. Росту знаний в области физиологии и морфологии мозга способствовал и опыт первой мировой войны. Учение о проводящих путях мозга (Flechsig, В.М. Бехтерев), изучение архитектоники (цитоархитектоники) серого вещества мозга (Brodman и Focht, Economo и Koskinas), работы ленинградского (В.М. Бехтерев, Л.Я. Пинес и др.) и московского (С.А. Саркисов, И.Н. Филимонов, Г.И. Поляков и др.) институтов мозга создали естественнонаучные предпосылки развития учения о мозге как материальной основе психики.

Учение И.П. Павлова о высшей нервной деятельности явилось новым и важнейшим этапом на этом пути. Работы И.П. Павлова не только осветили закономерности процессов высшей нервной деятельности животных и человека, но и создали основу для объединения различных разделов науки о мозге, его морфологии, биохимии, электрофизиологии. Оно явилось подлинно научной базой психологии вообще и медицинской психологии в частности.

Возникшее в начале XX в. учение о вегетативной нервной системе и ее особенностях (Langley,Hess) было дополнено открытием медиаторов, были выяснены соотношения основных компонентов вегетативной нервной системы – симпатического или адренергического и парасимпатического или холинергического. В связи с получившей с этого времени развитие эндокринологией появилось учение о конституционально-эндокринных типах (Pende, Н.А. Белов). Изучение этой проблемы привело к установлению положения о центральной регуляции вегетативной нервной системы и диэнцефальной области. Накопление материала о функциях подкорковых образований позволило И.П. Павлову на основе опытов Л.А. Орбели сформулировать положение о тонизирующем влиянии подкорковой области на кору головного мозга.

В самое последнее время исследования функций подкорковой области ознаменовались новыми этапами. Заметное место среди них заняли работы Selye об общем синдроме адаптации, открытие роли ретикулярной формации (Megoun и Moruzzi, П.К. Анохин и др.), работы Пенфилда о центро-энцефалической системе, экспериментальные исследования биотоков мозга с вживленными электродами и самораздражением, проливающие свет на механизм эмоциональных реакций. Несмотря на ошибочность некоторых теоретических обобщений авторов этих исследований, добытые ими факты имеют большое клинико-патофизиоло-гическое значение. Они позволили основательнее понять природу нормальных и патологических состояний мозга.

Существенным моментом в развитии медицинской психологии явилось возникновение лабораторий экспериментальной психологии при клинических психоневрологических учреждениях. В России первые экспериментально-психологические лаборатории были открыты при кафедрах психиатрии В.М. Бехтеревым, С.С. Корсаковым (А.А. Токарский), Н.А. Бернштейном, на  кафедре невропатологии – Г.И. Россолимо.

Психология в Советском Союзе после Великой Октябрьской социалистической революции была перестроена на основах исторического и диалектического материализма и опирается на естественнонаучные данные физиологии, особенно нейрофизиологии. При перестройке общей психологии специалисты касались также вопросов медицинской психологии. Упомянем А.П. Нечаева, П.П. Блонского и особенно Л.С. Выготского, работы которого по психологии мышления при шизофрении, а также по расстройствам развития получили широкое признание, как в психиатрии, так и в психологии.

Существенным источником развития медицинской психологии является детская психиатрия и врачебная педагогика (Heller, Stromayer, Homburger, Zilhen, Binet, Wallon).

Детская психиатрия в трудах профессоров А.С. Грибоедова, В.П. Кащенко, Г.Е. Сухаревой, Т.П. Симсон, Н.И. Озерецкого. С.С. Мнухина, Г.Б. Абрамовича значительно обогатила не только общую психиатрию, но и медицинскую психологию.

Работа психологов в медицинских учреждениях, опыт участия психологов в восстановлении нарушенных функций мозга у раненых во время и после Великой Отечественной войны (Б.Г. Ананьев, Э.С. Бейн, А.В. Запорожец, Б.В. Зейгарник, В.М. Коган, М.С. Лебединский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, В.Н. Мясищев, А.В. Ярмоленко и др.) позволили осветить ряд вопросов медицинской психологии. Этот опыт обобщен в курсах лекций по медицинской психологии и патопсихологии на психоневрологическом факультете Харьковского медицинского института (А.Р. Лурия, М.С. Лебединский), философского факультета Ленинградского университета (В.Н. Мясищев) и Московского университета (А.Р. Лурия, Б.В. Зейгарник).

 


Информация о работе Формирование материалистической медицинской психологии