Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 17:40, лекция
Языковые нормы не выдумываются учеными. Они отражают закономерные процессы и явления, происходящие в языке, и поддерживаются речевой практикой. К основным источникам установления языковой нормы откосятся произведения писателей-классиков и современных писателей, анализ языка средств массовой информации, общепринятое современное употребление, данные живого и анкетного опросов, научные исследования ученых-языковедов. Почему задаются вопросы о произношении слов когда, где, иногда и смог, не мог!
Формирование норм литературного языка
Языковые нормы не выдумываются учеными. Они отражают закономерные процессы и явления, происходящие в языке, и поддерживаются речевой практикой. К основным источникам установления языковой нормы откосятся произведения писателей-классиков и современных писателей, анализ языка средств массовой информации, общепринятое современное употребление, данные живого и анкетного опросов, научные исследования ученых-языковедов.
Почему задаются вопросы о произношении слов когда, где, иногда и смог, не мог!
Это объясняется тем, что в литературном языке буква г в положении перед гласными, сонорными согласными (р, л, м, н) и в передает звук [г]: газета, гном, гром, гул, гвоздь. При образовании звука [г] задняя часть спинки языка смыкается с мягким нёбом; шум возникает в тот момент, когда струя выдыхаемого воздуха размыкает сомкнутые органы речи. Поэтому звук [г] называется взрывным, мгновенным.
В русском литературном языке (за редким исключением) допустимо только произношение [г] взрывного. Исключение составляют слово бог в косвенных падежах: бога, богом, о боге и иногда, тогда, всегда. В них следовало произносить [g] щелевое: бо[g]а, бо[g]ом, о бо[g]е, ино[g]да, то[g]да, все[g]да.
В конце слов звук [г], как и другие звонкие согласные, оглушается: берег[г]а — бере[к], но[г]а — но[к], ля[г]у — ля[к]. В южнорусском говоре [g] в конце слов также переходит в глухой согласный, но не в [к], как в литературном языке, а в [х]: бере[g]а — бере[х], но[g]а —но[х].
Таким образом, нарушение одной орфоэпической нормы, т. е. произношения [g] вместо [г], приводит к нарушению и других произносительных норм.
Объяснима и постановка 67-го вопроса. В данном случае речь идет о произношении заимствованных слов. Они, как правило, подчиняются орфоэпическим нормам современного русского литературного языка и только в некоторых случаях отличаются особенностями в произношении.
Так, в большинстве заимствованных слов перед [е] согласные смягчаются: ка[т']ет, факуль[т']ет, [т']е-ория, [д']емон, [д']еспот, [н']ервы, [с']екция, [с']ерия, му[з']ей, га[з']ета, [р']ента, [р']ектор.
Однако в ряде слов иноязычного происхождения твердость согласных перед [е] сохраняется: ш[тэ]п-сель, о[тэ]ль, с[тэ]нд, ко[дэ]кс, мо[дэ]ль, ка[рэ], [дз]ми-ург, [дэ]мпинг, каш[нэ], э[нэ]ргия, [дэ]марш, мор[зэ], к[рэ]до и др.
Как же рекомендуется произносить слова, приведенные в «Вопроснике»? Ответ находим в «Орфоэпическом словаре»: а) артерия [тэ и доп. те], бактерия [те и доп. тэ], брюнет [не], инертный [нэ], консервы
[се], критерий [тэ и доп, те], портвейн [ве и доп. вэ], прогресс [ре и доп. рэ], стратег [те и доп, тэ], тема [те], шинель [не]; б) бутерброд [тэ], дегазация [дэ и де], декан [де и доп. дэ], демобилизация [де и доп, дэ], интенсивный [тэ], интернационал [тэ], экземпляр [зэ и доп, зе].
Показатели различных нормативных словарей дают основание говорить о трех степенях нормативности:
норма 1-й степени — строгая, жесткая, не допускающая вариантов;
норма 2-й степени— нейтральная, допускает равнозначные варианты;
норма 3-й степени — более подвижная, допускает использование разговорных, а также устаревших форм.
Общая характеристика
форм речи
Основанием классификации разновидностей
речи могут быть различные факторы, которые
дают возможность выделять устную и письменную
формы существования речи, диалогическую
и монологическую речь, функциональные
стили речи и функционально-смысловые
(коммуникативные) типы речи.
Общение между людьми может происходить
в разных формах. Разговор с друзьями,
коллегами по работе, лекция в университете
- это непосредственное общение между
участниками, происходящее в устной форме.
Чтение книг, писем, документов и т.п. также
является общением, но это общение осуществляется
посредством текста, представленного
в письменном виде. Таким образом, по тому,
в какой форме происходит коммуникация,
в звуковой или письменной, выделяют устную
и письменную форму речи.
В зависимости от различных условий общения
речь приобретает вид либо диалогической,
либо монологической речи.
Диалогическая речь - это разговор, беседа
двух или нескольких лиц, которые говорят
попеременно. В повседневном и обычном
разговоре диалогическая речь не планируется.
Это речь поддержанная. Направленность
такой беседы и ее результаты в значительной
степени определяются высказываниями
ее участников, их репликами, замечаниями,
одобрением или возражением. Но иногда
беседу организуют специально, чтобы выяснить
определенный вопрос, тогда она носит
целенаправленный характер.
Диалогическая речь, как правило, предъявляет
меньше требований к построению связного
и развернутого высказывания, чем речь
монологическая или письменная; здесь
не нужна специальная подготовка. Объясняется
это тем, что собеседники находятся в одинаковой
ситуации, воспринимают одни и те же факты
и явления и поэтому сравнительно легко,
иногда с полуслова, понимают друг друга.
Им не требуется излагать свои мысли в
развернутой речевой форме. Важное требование
к собеседникам при диалогической речи
- уметь выслушивать высказывания партнера
до конца, понимать его возражения и отвечать
именно на них, а не на собственные мысли.
Монологическая речь предполагает, что
говорит одно лицо, другие только слушают,
не участвуя в разговоре. Монологическая
речь в практике общения людей занимает
большое место и проявляется в самых разнообразных
устных и письменных выступлениях. К монологическим
формам речи относятся лекции, доклады,
выступления на собраниях. Общая и характерная
особенность всех форм монологической
речи - ярко выраженная направленность
ее к слушателю. Цель этой направленности
- достигнуть необходимого воздействия
на слушателей, передать им знания, убедить
в чем-либо. В связи с этим монологическая
речь носит развернутый характер, требует
связного изложения мыслей, а следовательно,
предварительной подготовки и планирования.
Как правило, монологическая речь протекает
с известным напряжением. Она требует
от говорящего умения логически, последовательно
излагать свои мысли, выражать их в ясной
и отчетливой форме, а также умения устанавливать
контакт с аудиторией. Для этого говорящий
должен следить не только за содержанием
своей речи и за ее внешним построением,
но и за реакцией слушателей.
Для каждой ситуации общения в той или
иной сфере деятельности существуют определенные
правила речевого поведения, речевые нормы
и средства. По функционированию речи
в той или иной социально значимой сфере
общественной практики выделяют функциональные
стили речи.
Функциональный стиль современного русского
языка - это такая его подсистема, которая
определяется условиями и целями общения
в какой-либо сфере общественной деятельности
и обладает некоторой совокупностью стилистически
значимых языковых средств. В соответствии
с этим выделяют следующие функциональные
стили: научный, официально-деловой, газетно-публицистический,
художественный и разговорно-обиходный.
Каждый из них отдает предпочтение устной
или письменной форме, диалогической или
монологической речи. Каждый функциональный
стиль обусловлен обстановкой и характером
содержания общения, имеет свои специфические
черты и собственный строй речи.
Среди разновидностей речи выделяют также
три функционально-смысловых типа речи:
описание, повествование, рассуждение.
Их различают в зависимости от целей монологического
высказывания и способа изложения содержания.
Первые два типа речи предполагают соотношение
с миром «вещей» (предметов), последний
- с миром понятий, суждений.
Информация о работе Формирование норм литературного языка. Общая характеристика форм речи