Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 12:56, курсовая работа
Цель дать целостную характеристику процесса межличностного восприятия, раскрыть особенности межличностного восприятия человеком самого себя, других и отношения других к познающему человеку, уточнить социальную технологию формирования первого впечатления.
Основные задачи
изучить процесс межличностного восприятия
систематизировать разработки в области социальной перцепции (межличностного восприятия)
описать основные механизмы процесса межличностного восприятия
выявить влияние установок в формировании первого впечатления
проанализировать изученные эффекты восприятия
Введение 3
1. Теоретическая часть 7
1.1. Содержание понятия «первое впечатление» 7
1.2. Факторы, влияющие на формирование первого впечатления 7
1.2.1. Особенности личности изучаемого человека 7
1.2.2. Особенности личности воспринимающего человека 8
1.3. Верно ли первое впечатление 8
1.4. Установки в формировании первого впечатления 9
1.5. Типичные схемы формирования первого впечатления 10
2. Эмпирическая часть 26
2.1. Программа иследования 26
2.2. Результаты 26
Заключение 27
Список используемой литературы 30
Приложения 33
По походке наблюдатель довольно легко может распознавать эмоциональное состояние ее владельца. Так, в исследовании Монтепэра, Гольдштейна и Клаузена испытуемые с большой точностью узнавали по походке такие эмоции, как гнев, злость, страдание, гордость, счастье. Причем оказалось, что самая "тяжелая" походка при гневе, самая большая длина шага при гордости. Когда человек испытывает страдание, он почти не размахивает руками, они "висят", а если он счастлив он "летит", у него более частые и легкие шаги. Вероятно, в том, что перед человеком никогда не стоит задача "просто воспринять" другого. Первое впечатление - это не самоцель. В самом деле, общение наше строится существенно различным образом в зависимости от того, с кем мы общаемся, т.е. для каждой степени превосходства, для каждой категории партнеров есть как бы разные "техники" общения. Особенно хорошо это видно на примере общения взрослых с маленькими детьми. Как многие взрослые не умеют разговаривать с малышами, как часто маленькие дети испытывают трудности в общении с незнакомыми взрослыми. Причина этих неуспехов отсутствие у тех и других адекватной техники общения при таком огромном и явном превосходстве по всем параметрам. Те же самые моменты проявляются в неудачах общения многих образованных людей с "сильными мира сего".
Выбор "техники" общения в каждом конкретном случае определяется характеристиками партнера. Поэтому наиболее важные в данной ситуации характеристики партнера - это те, которые позволяют его отнести к какой-то категории, группе. Именно эти характеристики и воспринимаются наиболее точно.
В каждой ситуации в фокусе восприятия оказываются те признаки другого человека, которые позволяют определить его принадлежность к той или иной группе в соответствии с особенностями ситуации и требованиями к построению дальнейшего поведения. А все остальные черты и особенности, оказавшиеся "не в фокусе", просто достраиваются по определенным схемам, и именно здесь появляется вероятность ошибки.
Таким образом, всегда восприятие любого другого одновременно и верное и неверное, правильное и неправильное, оно более точное в отношении главных в данный момент характеристик, по которым мы строим поведение, и менее точное в отношении остальных.
Таковы в
общих чертах типичные схемы формирования
первого впечатления. Однако важно
знать, что при формировании мнения
о человеке на основе первого впечатления
(что в нашей жизни зачастую
необходимо) первое познание не дает
точного представления о
Итак, изучив литературу
о влиянии установок на формирование
первого впечатления о
Объект исследования:
Студенты вузов Москвы в возрасте от 2 до 2 лет.
Предмет исследования:
Влияние установок на формирование первого впечатления о человеке.
Цель исследования:
Задачи исследования:
Гипотезы исследования:
1. При позитивной установке мы переоцениваем положительные качества и даем человеку большой аванс, который проявляется в неосознаваемой доверчивости.
2. Негативная установка приводит к тому, что воспринимаются в основном отрицательные качества другого человека.
3. Установка, данная человеку, имеет огромное влияние при формировании первого впечатления.
Методы исследования:
- эксперимент, проведенный среди студентов вузов г. Москвы,
- анкетный опрос студентов вузов г. Москвы.
Обоснование методов:
Метод анкетирования — психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в осуществлении взаимодействия между интервьюером и опрашиваемыми посредством получения от субъекта ответов на заранее сформулированные вопросы. Иными словами, опрос представляет собой общение интервьюера и респондента, в котором главным инструментом выступает заранее сформулированный вопрос.
Опрос можно
рассматривать как один из самых
распространенных методов получения
информации о субъектах — респондентах
опроса. Опрос заключается в задавании
людям специальных вопросов, ответы
на которые позволяют
При создании опросов
сначала формулируют
Метод эксперимента выбран, потому что
Применение метода анкетирования в совокупности с методом эксперимент позволяет получить независимую и полную картину по предмету исследования, полученую информацию легко систематизировать и анализировать, легко собрать большое количество информации при общей простоте проведения.
Стратегия исследования:
описательная.
Интерпретация ключевых понятий:
Установка
Позитивная установка
Негативная установка
Первое впечатление о человеке
Психологический портрет
полученные в ходе исследования результаты, сведенные в таблицы и диаграммы и их описание, подведение промежуточных выводов.
Просмотрев
все имеющиеся труды и
Выводы по работе.
В данной работе мною была достигнута поставленная цель дать целостную характеристику процесса межличностного восприятия, раскрыть особенности межличностного восприятия человеком самого себя, других и отношения других к познающему человеку, уточнить социальную технологию формирования первого впечатления. А также решены основные задачи:
Мои практические рекомендации каса
Итак, я рассмотрела одну из составляющих частей общения его перцептивную сторону. В заключение хотелось бы сказать несколько слов о роли самого общения в человеческой жизни.
Сент-Экзюпери сказал об общении, что это “единственная роскошь, которая есть у человека”. В общении открываются реализуются все стороны отношений человека и межличностные, и общественные. Вне общения просто немыслимо человеческое общество. Общение выступает в нем как способ цементирования индивидов и вместе с тем и как способ развития самих этих индивидов. Ученые не первый десяток лет пытаются вникнуть в процесс взаимопонимания, взаимодействия, возникновения первого впечатления. Однако, несмотря на достаточное количество систематизированных данных, практических экспериментов, человек остается человеком, со своей схемой поведения. Она может меняться в зависимости от ситуации, от отношения человека к этой ситуации, от самого человека, в конце концов. Главной же задачей социального работника является не коррекция, консультирование или утверждение диагноза, а методичное накопление практических знаний, систематизация их, и корректное использование в повседневной работе.
1. Андреева Г.М.
Место межличностного
процессов и особенности его содержания // Межличностное восприятие в группе. М., 1981.
2. Андреева Г.М. Социальная психология М.: Аспект Пресс, 1998. 376 с
3. Белинская Е. П., Тихомандрицкая О. А., Социальная психология:
Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов М: Аспект Пресс, 2003. 475 с.
4. Бодалев А.А.
Восприятие и понимание
5. Выготский Л. С. История развития высших психологических функций. Собр. соч. М., 1983, т. 2.
6. Гибш X., Форверг М. Введение в марксистскую социальную психологию. М., 1972.
7. Годфруа Ж., Что такое психология: В 2х т. Т. 2: Пер. с франц.М.: Мир, 1992.376
8. Гозман Л.Я.
Психология эмоциональных
9. Данилин К.Е.
Формирование внутригрупповых
10. Доценко Е.
Л. Психология манипуляции:
11. Келли Г.
Процесс каузальной атрибуции
// Современная зарубежная
12. Кон И.С. Открытие «Я». М., 1978.
13. Майерс Д.
Социальная психология
14. Маслоу Абрахам МОТИВАЦИЯ И ЛИЧНОСТЬ Перевод А.М. Татлыбаевой
Abraham H. Maslow. Motivation and Personality (2nd ed.) N.Y.: Harper & Row, 1970; СПб.: Евразия, 1999 Терминологическая правка В.ДанченкоК.: PSYLIB, 2004
15. Матяш Т. П. Сознание как целостность и рефлексия. Издательство Ростовского университета, 1988. 184 с
16. Муздыбаев
К. Психология ответственности.
17. Петровская
Л.А. Компетентность в общении.
18. Поршнев Б.Ф.
Социальная психология и
19. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. М., 1960.
20. Соколов А. В. Общая теория социальной коммуникации: Учебное пособие. СПб.: Издво Михайлова В. А., 2002 г. 461 с.
21. Соловьева
О.В. Обратная связь в
22. Стефаненко
Т. Г. Социальные стереотипы
и межличностные отношения // Общение
и оптимизация совместной
23. Щекин Г.В. Визуальная психодиагностика: познание людей по их внешнему облику. М., 1992
Периодические издания:
24. Кон И. Психология предрассудка. "Новый мир", М, 1966, № 9
25. Жуков Ю.
М. Проблемы измерения
Москва - 2011