Формирование первого впечатления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 12:56, курсовая работа

Краткое описание

Цель дать целостную характеристику процесса межличностного восприятия, раскрыть особенности межличностного восприятия человеком самого себя, других и отношения других к познающему человеку, уточнить социальную технологию формирования первого впечатления.
Основные задачи
изучить процесс межличностного восприятия
систематизировать разработки в области социальной перцепции (межличностного восприятия)
описать основные механизмы процесса межличностного восприятия
выявить влияние установок в формировании первого впечатления
проанализировать изученные эффекты восприятия

Содержание

Введение 3
1. Теоретическая часть 7
1.1. Содержание понятия «первое впечатление» 7
1.2. Факторы, влияющие на формирование первого впечатления 7
1.2.1. Особенности личности изучаемого человека 7
1.2.2. Особенности личности воспринимающего человека 8
1.3. Верно ли первое впечатление 8
1.4. Установки в формировании первого впечатления 9
1.5. Типичные схемы формирования первого впечатления 10
2. Эмпирическая часть 26
2.1. Программа иследования 26
2.2. Результаты 26
Заключение 27
Список используемой литературы 30
Приложения 33

Вложенные файлы: 1 файл

Социальная психология.docx

— 60.51 Кб (Скачать файл)

По походке  наблюдатель довольно легко может  распознавать эмоциональное состояние  ее владельца. Так, в исследовании Монтепэра, Гольдштейна и Клаузена испытуемые с большой точностью узнавали по походке такие эмоции, как гнев, злость, страдание, гордость, счастье. Причем оказалось, что самая "тяжелая" походка  при гневе, самая большая  длина шага  при гордости. Когда  человек испытывает страдание, он почти  не размахивает руками, они "висят", а если он счастлив  он "летит", у него более частые и легкие шаги. Вероятно, в том, что перед человеком  никогда не стоит задача "просто воспринять" другого. Первое впечатление - это не самоцель. В самом деле, общение наше строится существенно различным образом в зависимости от того, с кем мы общаемся, т.е. для каждой степени превосходства, для каждой категории партнеров есть как бы разные "техники" общения. Особенно хорошо это видно на примере общения взрослых с маленькими детьми. Как многие взрослые не умеют разговаривать с малышами, как часто маленькие дети испытывают трудности в общении с незнакомыми взрослыми. Причина этих неуспехов  отсутствие у тех и других адекватной техники общения при таком огромном и явном превосходстве по всем параметрам. Те же самые моменты проявляются в неудачах общения многих образованных людей с "сильными мира сего".

Выбор "техники" общения в каждом конкретном случае определяется характеристиками партнера. Поэтому наиболее важные в данной ситуации характеристики партнера - это те, которые позволяют его отнести к какой-то категории, группе. Именно эти характеристики и воспринимаются наиболее точно.

В каждой ситуации в фокусе восприятия оказываются  те признаки другого человека, которые  позволяют определить его принадлежность к той или иной группе в соответствии с особенностями ситуации и требованиями к построению дальнейшего поведения. А все остальные черты и  особенности, оказавшиеся "не в фокусе", просто достраиваются по определенным схемам, и именно здесь появляется вероятность ошибки.

Таким образом, всегда восприятие любого другого одновременно и верное и неверное, правильное и неправильное, оно более точное в отношении главных в данный момент характеристик, по которым мы строим поведение, и менее точное в отношении остальных.

Таковы в  общих чертах типичные схемы формирования первого впечатления. Однако важно  знать, что при формировании мнения о человеке на основе первого впечатления (что в нашей жизни зачастую необходимо)  первое познание не дает точного представления о человеке, и никто не застрахован от ошибок. Не следует слишком категорично  судить о людях по первому впечатлению.

 

  1. Эмпирическая  часть

    1. Программа исследования

Итак, изучив литературу о влиянии установок на формирование первого впечатления о человеке, мы пришли к решению провести собственный  эксперимент, чтобы собственными глазами  увидеть это влияние.

Объект исследования:

Студенты вузов  Москвы в возрасте от 2 до 2 лет.

Предмет исследования:

Влияние установок  на формирование первого впечатления  о человеке.

Цель исследования:

 

Задачи исследования:

Гипотезы исследования:

1. При позитивной установке мы переоцениваем положительные качества и даем человеку большой аванс, который проявляется в неосознаваемой доверчивости.

2. Негативная установка приводит к тому, что воспринимаются в основном отрицательные качества другого человека.

3. Установка, данная человеку, имеет огромное влияние при формировании первого впечатления.

Методы исследования:

- эксперимент,  проведенный среди студентов  вузов г. Москвы,

- анкетный опрос  студентов вузов г. Москвы.

Обоснование методов:

Метод анкетирования — психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в осуществлении взаимодействия между интервьюером и опрашиваемыми посредством получения от субъекта ответов на заранее сформулированные вопросы. Иными словами, опрос представляет собой общение интервьюера и респондента, в котором главным инструментом выступает заранее сформулированный вопрос.

Опрос можно  рассматривать как один из самых  распространенных методов получения  информации о субъектах — респондентах опроса. Опрос заключается в задавании  людям специальных вопросов, ответы на которые позволяют исследователю  получить необходимые сведения в  зависимости от задач исследования. К особенностям опроса можно причислить его массовость, что вызвано спецификой задач, которые им решаются. Массовость обуславливается тем, что социологу, как правило, требуется получение  сведений о группе индивидов, а не изучение отдельного представителя.

При создании опросов  сначала формулируют программные  вопросы, соответствующие решению  задачи, но которые доступны для  понимания лишь специалистам. Затем  эти вопросы переводятся в  анкетные, которые сформулированы на доступном неспециалисту языке.

Метод эксперимента выбран, потому что

Применение  метода анкетирования в совокупности с методом эксперимент позволяет получить независимую и полную картину по предмету исследования, полученую информацию легко систематизировать и анализировать, легко собрать большое количество информации при общей простоте проведения.

Стратегия исследования:

описательная.

Интерпретация ключевых понятий:

Установка

Позитивная  установка

Негативная  установка

Первое впечатление  о человеке

Психологический портрет

    1. Результаты

полученные  в ходе исследования результаты, сведенные  в таблицы и диаграммы и  их описание, подведение промежуточных  выводов.

 

Заключение

Просмотрев  все имеющиеся труды и разработки по данной тематике, я могу сказать, что она очень плохо разработана  в нашей стране, а зарубежные труды  не доступны, или их перевод очень  не качественный. Сама тема исследована  не глубоко, не смотря на то, что ей занимались многие ведущие исследователи. Есть базовые разработки десятилетней давности, а концептуально новых идей по межличностному восприятию просто нет.

Выводы по работе.

В данной работе мною была достигнута поставленная цель  дать целостную характеристику процесса межличностного восприятия, раскрыть особенности межличностного восприятия человеком самого себя, других и  отношения других к познающему человеку, уточнить социальную технологию формирования первого впечатления. А также  решены основные задачи:

  • изучен процесс межличностного восприятия;
  • систематизированы основные, наиболее распространенные разработки ученых в области межличностного восприятия;
  • описаны основные механизмы межличностного восприятия: рефлексия, идентификация, эмпатия, аттракция, стереотипизация, каузальная атрибуция, даны краткие характеристики, каждого из них;
  • проанализированы основные эффекты восприятия и влияние установок в формировании первого впечатления.

Мои практические рекомендации касаемо изучения механизмов межличностного восприятия  этой темой необходимо заниматься целостно, используя знания других дисциплин, органично включая их в разработку научных теорий, которые не просто голословно будут указывать, на эффекты, которые влияют на первое впечатление, но и изучение самого процесса восприятия человека, другим человеком, от момента, когда человек еще не знает что встретит другого, до заключительного этапа когда люди прощаются. Разработки далеки от практики. Для меня, как будущего специалиста важно знать не просто как мой клиент может воспринять меня, или я его, а практические рекомендации, с какой проблемой может быть связано неадекватное восприятие человека, к чему это приведет в дальнейшем, как предупредить возникновение непонимания между людьми и его коррекции. Смысл вышеизложенного в том, что все разработки не направлены на определенную деятельность, на определенного специалиста, они существуют сами по себе, а в век переизбытка информации, когда необходимо изучить большое количество информации для того чтобы выработать свою методику работы этот недодел сильно сказывается.

Итак, я рассмотрела  одну из составляющих частей общения  его перцептивную сторону. В заключение хотелось бы сказать несколько слов о роли самого общения в человеческой жизни.

Сент-Экзюпери сказал об общении, что это “единственная роскошь, которая есть у человека”. В общении открываются реализуются все стороны отношений человека  и межличностные, и общественные. Вне общения просто немыслимо человеческое общество. Общение выступает в нем как способ цементирования индивидов и вместе с тем и как способ развития самих этих индивидов. Ученые не первый десяток лет пытаются вникнуть в процесс взаимопонимания, взаимодействия, возникновения первого впечатления. Однако, несмотря на достаточное количество систематизированных данных, практических экспериментов, человек остается человеком, со своей схемой поведения. Она может меняться в зависимости от ситуации, от отношения человека к этой ситуации, от самого человека, в конце  концов. Главной же задачей социального работника является не коррекция, консультирование или утверждение диагноза, а методичное накопление практических знаний, систематизация их, и корректное использование в повседневной работе.

 

Список используемой литературы

1. Андреева Г.М.  Место межличностного восприятия  в системе перцептивных

процессов и  особенности его содержания // Межличностное  восприятие в группе. М., 1981.

2. Андреева Г.М.  Социальная психология  М.: Аспект  Пресс, 1998. 376 с

3. Белинская  Е. П., Тихомандрицкая О. А., Социальная  психология:

Хрестоматия: Учебное  пособие для студентов вузов  М: Аспект Пресс, 2003. 475 с.

4. Бодалев А.А.  Восприятие и понимание человека  человеком. М., 1982.

5. Выготский  Л. С. История развития высших  психологических функций. Собр. соч.  М., 1983, т. 2.

6. Гибш X., Форверг  М. Введение в марксистскую  социальную психологию. М., 1972.

7. Годфруа Ж., Что такое психология: В 2х т.  Т. 2: Пер. с франц.М.: Мир, 1992.376

8. Гозман Л.Я.  Психология эмоциональных отношений.  М., 1987.

9. Данилин К.Е.  Формирование внутригрупповых установок  и рефлексивной структуры группы // Межличностное восприятие в  группе. М., 1981.

10. Доценко Е.  Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М.: ЧеРо, Издательство  МГУ, 1997.  344 с

11. Келли Г.  Процесс каузальной атрибуции  // Современная зарубежная социальная  психология. Тексты. М., 1984.

12. Кон И.С.  Открытие «Я». М., 1978.

13. Майерс Д.  Социальная психология СанктПетербург: Питер Ком, 1998.

14. Маслоу Абрахам  МОТИВАЦИЯ И ЛИЧНОСТЬ Перевод  А.М. Татлыбаевой

Abraham H. Maslow. Motivation and Personality (2nd ed.) N.Y.: Harper & Row, 1970; СПб.: Евразия, 1999 Терминологическая правка В.ДанченкоК.: PSYLIB, 2004

15. Матяш Т.  П. Сознание как целостность  и рефлексия.  Издательство Ростовского  университета, 1988. 184 с

16. Муздыбаев  К. Психология ответственности.  Л., 1983.

17. Петровская  Л.А. Компетентность в общении.  М., 1989.

18. Поршнев Б.Ф.  Социальная психология и история.  М., 1968.

19. Рубинштейн  С.Л. Принципы и пути развития  психологии. М., 1960.

20. Соколов А.  В. Общая теория социальной  коммуникации: Учебное пособие.  СПб.: Издво Михайлова В. А., 2002 г.  461 с.

21. Соловьева  О.В. Обратная связь в межличностном  общении. М., 1992.

22. Стефаненко  Т. Г. Социальные стереотипы  и межличностные отношения // Общение  и оптимизация совместной деятельности. М., 1987

23. Щекин Г.В.  Визуальная психодиагностика: познание  людей по их внешнему облику. М., 1992

Периодические издания:

24. Кон И. Психология  предрассудка. "Новый мир", М, 1966, № 9

25. Жуков Ю.  М. Проблемы измерения точности  межличностного восприятия // Вестник  Московского университета. Психология. 1978, № 1.

 

Приложения

 

Москва - 2011

 


Информация о работе Формирование первого впечатления