Формирование самооценки у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июля 2012 в 21:38, курсовая работа

Краткое описание

Задачи исследования:
1. На основе изучения и анализа психолого-педагогической литературы выявить сущность и особенности формирования самооценки у детей дошкольного возраста.
2. Выявить и описать психолого-педагогические условия формирования самооценки у детей дошкольного возраста.
3. Описать диагностические методики для определения уровня развития самооценки у детей дошкольного возраста
4. разработать комплекс занятий, направленных формирование самооценки детей дошкольного возраста.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретический анализ проблемы формирования самооценки у детей дошкольного возраста
1.1 Характеристика самооценки, ее сущность и виды
1.2 Особенности формирования самооценки у детей дошкольного возраста
1.3 Психолого-педагогические условия формирования самооценки у детей дошкольного возраста
Глава 2. Проектирование деятельности педагога по формированию самооценки у детей дошкольного возраста
2.1 Диагностика самооценки у детей дошкольного возраста
2.2 Комплекс занятий, направленный на формирование самооценки у детей дошкольного возраста
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 40.72 Кб (Скачать файл)

 

В период дошкольного детства у  ребенка уже складывается известная самооценка. Конечно, не такая, как у старших детей, но и не такая, как у детей раннего возраста. Маленькие дети от 2 до 3 лет обычно независимо ни от чего считают себя хорошими. В отличие от этого у дошкольников формируется самооценка, опирающаяся на так или иначе производимый ими учет успешности своих действий, оценок окружающих, одобрения родителей. Можно сказать, что в период дошкольного детства действительно формируется особое детское миропонимание, в которое входит некоторое общее представление о мире, отношение к нему и отношение к себе в этом мире, говорит Л.И. Божович. Дошкольник, становится самостоятельным, более независимым от взрослых. Его взаимоотношения с окружающими расширяются и усложняются. Это дает возможность более полно и глубоко осознать себя и оценить. Вся психическая жизнь ребенка развивается под воздействием оценок окружающих; каждый новый опыт, новое знание, умение, приобретенное ребенком, оценивается окружающими. И скоро ребенок сам начинает искать оценку своих действий, подкрепление правильности или неправильности познаваемой им действительности. Элементы самостоятельного представления о себе впервые проявляются в оценке не личностных, моральных качеств, а предметных и внешних. В этом проявляется неустойчивость представлений о другом и о себе вне ситуации узнавания, сохраняющиеся элементы неотделенности действий от предмета.

Существенным сдвигом в развитии личности дошкольника является переход  от предметной оценки другого человека к оценке его личностных свойств  и внутренних состояний самого себя. Наблюдения и оценочные рассуждения детей позволяют наметить некоторые тенденции и особенности в развитии детской оценки и самооценки. Они заключаются в том, что в оценке своих товарищей и самих себя дети дошкольного возраста не выделяют каких-либо индивидуальных, характерных черт. Их оценка носит общий, недифференцированный характер: «плохой», «хороший», «умный», «неумный». Многие дети среднего, а иногда и старшего дошкольного возраста употребляют эти понятия неадекватно, поскольку они еще не сформировались. Понятиями «хороший», «умный», «послушный» дети пользуются как тождественными, также как в понятия «плохой», «неумный» вкладывают содержание понятия «непослушный». [2]

У дошкольника  в содержание представлений о  себе входит отражение им своих свойств, качеств, возможностей. Данные о возможностях накапливаются постепенно благодаря  опыту ребенка образной деятельности, общения с взрослыми и сверстниками. В дошкольном возрасте оценка и самооценка носят эмоциональный характер. Из окружающих взрослых наиболее яркую  положительную оценку получают те из них, к которым ребенок испытывает любовь, доверие, привязанность. Старшие  дошкольники чаще подвергают оценке внутренний мир окружающих взрослых, дают им более глубокую и дифференцированную оценку, нежели дети среднего и младшего дошкольного возраста.

Сравнение самооценки дошкольника в разных видах деятельности показывает неодинаковую степень ее объективности: «переоценка», «адекватная оценка», «недооценка». Правильность детской самооценки в значительной мере определяется спецификой деятельности, наглядностью ее результатов, знанием своих умений и опытом их оценки, степенью усвоения истинных критериев оценки в данной области, уровнем притязания ребенка в той или иной деятельности. Так детям легче дать адекватную самооценку выполненного им рисунка на конкретную тему, нежели верно оценить свое положение в системе личных отношений [].

На протяжении дошкольного детства сохраняется  общая положительная самооценка, основанная на бескорыстной любви, заботе близких взрослых. Она способствует тому, что дошкольники склонны  завышать представления о своих  возможностях. Расширение видов деятельности, которые осваивает ребенок, приводит к формированию четкой и уверенной  конкретной самооценки, в которой  выражается его отношение к успеху отдельного действия. В дошкольном возрасте ребенок отделяет собственную самооценку от оценки себя другими. Познание дошкольником пределов своих сил происходит на основе не только общения с взрослыми, но и собственного практического опыта. Дети с завышенными или заниженными представлениями о самих себе более чувствительны к оценочным воздействиям взрослых, легко поддаются их влияниям.

В возрасте трех—семи лет общение со сверстниками играет существенную роль в процессе самосознания дошкольника. Взрослый —  это недосягаемый эталон, а с ровесниками  можно себя сравнивать как с равными. При обмене оценочными воздействиями возникает определенное отношение к другим детям и одновременно развивается способность видеть себя их глазами. Умение ребенка анализировать результаты собственной деятельности прямо зависит от его умения анализировать результаты других детей. Так, в общении со сверстниками складывается способность оценивать другого человека, которая стимулирует развитие относительной самооценки. Она выражает отношение ребенка к себе в сопоставлении с другими людьми. Чем младше дошкольники, тем менее значимы для них оценки сверстников. В три-четыре года взаимооценки детей более субъективны, чаще подвержены влиянию эмоционального отношения друг к другу. В этом возрасте ребенок завышено оценивает свои возможности в достижении результата, мало знает о личностных качествах и познавательных возможностях, зачастую смешивает конкретные достижения с высокой личной оценкой. При условии развитого опыта общения в пять лет ребенок не только знает о своих умениях, но имеет некоторое представление о своих познавательных возможностях, личностных качествах, внешнем облике, адекватно реагирует на успех и неудачу. В шесть-семь лет дошкольник хорошо представляет свои физические возможности, оценивает их правильно, у него складывается представление о личностных качествах и умственных возможностях. Малыши почти не могут обобщать действия товарищей в разных ситуациях, не дифференцируют близкие по содержанию качества. В младшем дошкольном возрасте положительные и отрицательные оценки сверстников распределяются равномерно. У старших дошкольников преобладают положительные оценки. Наиболее восприимчивы к оценкам сверстников дети 4,5—5,5 лет. Очень высокого уровня достигает умение сравненивать себя с товарищами у детей пяти—семи лет. У старших дошкольников богатый опыт индивидуальной деятельности помогает критически оценивать воздействия ровесников. К этому возрасту  дети начинают осознавать не только свои конкретные действия и качества, но и свои желания, переживания, мотивы, которые, в отличие от объективных характеристик, не являются предметом оценки и сравнения, но объединяют и консолидируют личность ребенка в целом. Собственное «Я» ребенка уже не столь жестко фиксировано на своих достоинствах и оценке своих объективных качеств, но открыто для других людей, их радостей и проблем. Самосознание ребенка  выходит за пределы своих объективных характеристик и открыто для переживаний других. Другой ребенок становится уже не только противопоставленным существом, не только средством самоутверждения и предметом сравнения с собой, но и самоценной личностью, субъектом общения и обращения их целостного «Я». Именно поэтому дети охотно помогают сверстникам, сопереживают им и не воспринимают чужие успехи как свое поражение [2].

С возрастом  самооценка становится все более  правильной, полнее отражающей возможности  малыша. Первоначально она возникает  в продуктивных видах деятельности и в играх с правилами, где  наглядно можно увидеть и сравнить свой результат с результатом  других детей. Имея реальную опору

( рисунок,  конструкцию) дошкольникам легче дать себе правильную оценку.

Постепенно  у дошкольников возрастает способность  мотивировать самооценку, причем изменяется и содержание мотивов. Четырех — пятилетние дети связывают самооценку в основном не с собственным опытом, а с оценочными отношениями окружающих. В этом возрасте намечается желание, что-то изменить в себе, хотя оно не распространяется на характеристики нравственного облика. В 5—7 лет дошкольнники обосновывают положительные характеристики самих себя, с точки зрения наличия каких- либо нравственных качеств. Но даже в шесть-семь лет не все дети могут мотивировать самооценку. На седьмом году жизни у ребенка намечается дифференциации двух аспектов самосознания — познание себя и отношение к себе. Так, при самооценке: «Иногда хороший, иногда плохой» наблюдается эмоционально положительное отношение к себе «нравлюсь» или при общей положительной оценке: «Хороший» — сдержанное отношение «Нравлюсь себе чуть-чуть» [].

В старшем  дошкольном возрасте наряду с тем, что  большинство детей удовлетворено  собой, стремление изменить что-то в  себе, стать другим возрастает.К семи годам у ребенка происходит важное преобразование в плане самооценки. Она из общей становится дифференцированной. Ребенок делает выводы о своих достижениях: он замечает, что с чем-то справляется лучше, а с чем-то хуже. До пяти лет дети обычно переоценивают свои умения. А в 6,5 лет редко хвалят себя, хотя тенденция похвалиться сохраняется. В то же время возрастает число обоснованных оценок. К 7 годам большинство детей правильно себя оценивают и осознают свои умения и успехи в разных видах деятельности. Кроме осознания своих качеств старшие дошкольники пытаются осмыслить мотивы своих и чужих поступков. Они начинают объяснять собственное поведение, опираясь на знания и представления, почерпнутые от взрослого, и собственный опыт. В объяснении поступков других людей дошкольник зачастую исходит из своих интересов и ценностей, то есть собственной позиции. Постепенно дошкольник начинает осознавать не только свои нравственные качества, но и переживания, эмоциональное состояние. Старшего дошкольника интересуют и некоторые психические процессы, происходящие в нем самом.

В группе детского сада существует система ценностных ориентаций, которая определяет взаимооценки детей. Постепенно расширяется диапазон моральных представлений. В четыре - пять лет такой диапазон, который ассоциируется у ребенка с понятием: «хороший» в отношении сверстника и себя, невелик. В пять-шесть лет он становится больше, хотя по-прежнему называемые качества касаются только отношений в детском саду и семье. В шесть-семь моральные нормы осознаются дошкольниками точнее и относятся к людям более широкого окружения. В этом же возрасте большинство детей правильно понимают те нравственные качества, по которым оценивают сверстников: трудолюбие, аккуратность, умение дружно играть, справедливость и др.

Во всех возрастных группах дети обнаруживают способность объективнее оценивать  других, нежели самих себя. Но здесь  наблюдаются определенные возрастные изменения. Редко от старшего дошкольника  на вопрос «Кто у вас самый хороший»? мы услышим «Я самый хороший», так  характерное для самых маленьких. Но это не означает, что детская самооценка собственной личности теперь низкая. Дети уже стали «большими» и знают, что хвастать некрасиво, нехорошо. Совсем необязательно прямо заявлять о своем превосходстве. В старших группах можно заметить детей, которые оценивают себя с положительной стороны косвенным путем. На вопрос «Какая ты: «хорошая или плохая?» они обычно отвечают так: «Я не знаю... Я тоже слушаюсь», «Я тоже умею считать до 100», «Я всегда помогаю дежурным», «Я тоже никогда не обижаю детей, делюсь конфетами» и т. п.

К концу  дошкольного возраста самооценка ребенка, его оценочные суждения об окружающих постепенно становятся все более  полными, глубокими, детализированными, развернутыми. Эти изменения объясняются  в значительной степени появлением интереса старших дошкольников к  внутреннему миру людей, переходом  их к личностному общению, усвоением  значимых критериев оценочной деятельности, развитием мышления и речи. В самооценке дошкольника находят отражение развивающиеся у него чувства гордости и стыда. Развитие самосознания находится в тесной связи с формированием познавательной и мотивационной сферы ребенка. На основе их развития в конце дошкольного периода появляется важное новообразование — ребенок оказывается способным в особой форме сознавать и самого себя и то положение, которое он в данное время занимает, то есть у ребенка появляется «осознание своего социального «я» и возникновение на этой основе внутренней позиции» []. Данный сдвиг в развитии самооценки имеет значение в психологической готовности дошкольника к обучению в школе, в переходе к следующей возрастной ступени. Возрастает к концу дошкольного периода и самостоятельность, критичность детской оценки и самооценки.

В дошкольном детстве начинает складываться еще  один важный показатель развития самосознания — осознание себя во времени. Ребенок  первоначально живет только настоящим. С накоплением и осознанием своего опыта ему становится доступным  понимание своего прошлого. Старший  дошкольник просит взрослых рассказать о том, как он был маленьким, и  сам с удовольствием вспоминает отдельные эпизоды недалекого прошлого. Характерно, что, полностью не осознавая  изменений, происходящих в самом  с течением времени, ребенок понимает, что раньше был не таким, как теперь: был маленьким, а сейчас вырос. Его  интересует и прошлое близких  людей. У дошкольника складывается способность осознать и ребенок  хочет пойти в школу, освоить  какую-то профессию, расти, чтобы приобрести определенные преимущества. Осознание  своих умений и качеств, представление  себя во времени, открытие для себя своих переживаний — все это  составляет начальную форму осознания  ребенком самого себя, возникновение  личного сознания. Оно появляется к концу школьного возраста, обусловливая новый уровень осознания своего места в системе взаимоотношений  с взрослым. К концу дошкольного  возраста ребенок осознает необратимость  своей половой принадлежности и  строит свое поведение в соответствии с ней.

Таким образом, дошкольный возраст можно считать важным в развитии личности ребенка. У дошкольника развивается наиболее сложный компонент самосознания - самооценка, и возникает на основе знаний и мыслей о себе. С возрастом ребенок овладевает более совершенными способами оценивания, его знания о себе расширяются и углубляются, интегрируются, становятся более осознанными, усиливается их побудительно-мотивационная роль, эмоционально-ценностное отношение к себе также дифференцируется, становится избирательным и приобретает стабильность. Становление самооценки происходит на протяжении всей жизни человека. В дошкольном возрасте ребенок отделяет себя от оценки другого. Познание дошкольником пределов своих сил происходит на основе общения со взрослыми, сверстниками и собственного практического опыта. Таким образом, к концу дошкольного возраста у детей формируется самооценка, содержание которой — состояние умений, связанных с выполнением практической деятельности, и моральные качества, выражающиеся в подчинении или неподчинении правилам поведения, выделенным в данном коллективе. Но для того, чтобы у дошкольника сложилась адекватная самооценка, необходимы психолого-педагогические условия, которые способствуют формированию самооценки в дошкольном возрасте.

 

 

 


Информация о работе Формирование самооценки у детей дошкольного возраста