Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июля 2012 в 21:38, курсовая работа
Задачи исследования:
1. На основе изучения и анализа психолого-педагогической литературы выявить сущность и особенности формирования самооценки у детей дошкольного возраста.
2. Выявить и описать психолого-педагогические условия формирования самооценки у детей дошкольного возраста.
3. Описать диагностические методики для определения уровня развития самооценки у детей дошкольного возраста
4. разработать комплекс занятий, направленных формирование самооценки детей дошкольного возраста.
Введение
Глава 1. Теоретический анализ проблемы формирования самооценки у детей дошкольного возраста
1.1 Характеристика самооценки, ее сущность и виды
1.2 Особенности формирования самооценки у детей дошкольного возраста
1.3 Психолого-педагогические условия формирования самооценки у детей дошкольного возраста
Глава 2. Проектирование деятельности педагога по формированию самооценки у детей дошкольного возраста
2.1 Диагностика самооценки у детей дошкольного возраста
2.2 Комплекс занятий, направленный на формирование самооценки у детей дошкольного возраста
Заключение
Список литературы
В период дошкольного детства у ребенка уже складывается известная самооценка. Конечно, не такая, как у старших детей, но и не такая, как у детей раннего возраста. Маленькие дети от 2 до 3 лет обычно независимо ни от чего считают себя хорошими. В отличие от этого у дошкольников формируется самооценка, опирающаяся на так или иначе производимый ими учет успешности своих действий, оценок окружающих, одобрения родителей. Можно сказать, что в период дошкольного детства действительно формируется особое детское миропонимание, в которое входит некоторое общее представление о мире, отношение к нему и отношение к себе в этом мире, говорит Л.И. Божович. Дошкольник, становится самостоятельным, более независимым от взрослых. Его взаимоотношения с окружающими расширяются и усложняются. Это дает возможность более полно и глубоко осознать себя и оценить. Вся психическая жизнь ребенка развивается под воздействием оценок окружающих; каждый новый опыт, новое знание, умение, приобретенное ребенком, оценивается окружающими. И скоро ребенок сам начинает искать оценку своих действий, подкрепление правильности или неправильности познаваемой им действительности. Элементы самостоятельного представления о себе впервые проявляются в оценке не личностных, моральных качеств, а предметных и внешних. В этом проявляется неустойчивость представлений о другом и о себе вне ситуации узнавания, сохраняющиеся элементы неотделенности действий от предмета.
Существенным сдвигом в
У дошкольника
в содержание представлений о
себе входит отражение им своих свойств,
качеств, возможностей. Данные о возможностях
накапливаются постепенно благодаря
опыту ребенка образной деятельности,
общения с взрослыми и
Сравнение самооценки дошкольника в разных видах деятельности показывает неодинаковую степень ее объективности: «переоценка», «адекватная оценка», «недооценка». Правильность детской самооценки в значительной мере определяется спецификой деятельности, наглядностью ее результатов, знанием своих умений и опытом их оценки, степенью усвоения истинных критериев оценки в данной области, уровнем притязания ребенка в той или иной деятельности. Так детям легче дать адекватную самооценку выполненного им рисунка на конкретную тему, нежели верно оценить свое положение в системе личных отношений [].
На протяжении
дошкольного детства
В возрасте трех—семи лет общение со сверстниками играет существенную роль в процессе самосознания дошкольника. Взрослый — это недосягаемый эталон, а с ровесниками можно себя сравнивать как с равными. При обмене оценочными воздействиями возникает определенное отношение к другим детям и одновременно развивается способность видеть себя их глазами. Умение ребенка анализировать результаты собственной деятельности прямо зависит от его умения анализировать результаты других детей. Так, в общении со сверстниками складывается способность оценивать другого человека, которая стимулирует развитие относительной самооценки. Она выражает отношение ребенка к себе в сопоставлении с другими людьми. Чем младше дошкольники, тем менее значимы для них оценки сверстников. В три-четыре года взаимооценки детей более субъективны, чаще подвержены влиянию эмоционального отношения друг к другу. В этом возрасте ребенок завышено оценивает свои возможности в достижении результата, мало знает о личностных качествах и познавательных возможностях, зачастую смешивает конкретные достижения с высокой личной оценкой. При условии развитого опыта общения в пять лет ребенок не только знает о своих умениях, но имеет некоторое представление о своих познавательных возможностях, личностных качествах, внешнем облике, адекватно реагирует на успех и неудачу. В шесть-семь лет дошкольник хорошо представляет свои физические возможности, оценивает их правильно, у него складывается представление о личностных качествах и умственных возможностях. Малыши почти не могут обобщать действия товарищей в разных ситуациях, не дифференцируют близкие по содержанию качества. В младшем дошкольном возрасте положительные и отрицательные оценки сверстников распределяются равномерно. У старших дошкольников преобладают положительные оценки. Наиболее восприимчивы к оценкам сверстников дети 4,5—5,5 лет. Очень высокого уровня достигает умение сравненивать себя с товарищами у детей пяти—семи лет. У старших дошкольников богатый опыт индивидуальной деятельности помогает критически оценивать воздействия ровесников. К этому возрасту дети начинают осознавать не только свои конкретные действия и качества, но и свои желания, переживания, мотивы, которые, в отличие от объективных характеристик, не являются предметом оценки и сравнения, но объединяют и консолидируют личность ребенка в целом. Собственное «Я» ребенка уже не столь жестко фиксировано на своих достоинствах и оценке своих объективных качеств, но открыто для других людей, их радостей и проблем. Самосознание ребенка выходит за пределы своих объективных характеристик и открыто для переживаний других. Другой ребенок становится уже не только противопоставленным существом, не только средством самоутверждения и предметом сравнения с собой, но и самоценной личностью, субъектом общения и обращения их целостного «Я». Именно поэтому дети охотно помогают сверстникам, сопереживают им и не воспринимают чужие успехи как свое поражение [2].
С возрастом самооценка становится все более правильной, полнее отражающей возможности малыша. Первоначально она возникает в продуктивных видах деятельности и в играх с правилами, где наглядно можно увидеть и сравнить свой результат с результатом других детей. Имея реальную опору
( рисунок, конструкцию) дошкольникам легче дать себе правильную оценку.
Постепенно у дошкольников возрастает способность мотивировать самооценку, причем изменяется и содержание мотивов. Четырех — пятилетние дети связывают самооценку в основном не с собственным опытом, а с оценочными отношениями окружающих. В этом возрасте намечается желание, что-то изменить в себе, хотя оно не распространяется на характеристики нравственного облика. В 5—7 лет дошкольнники обосновывают положительные характеристики самих себя, с точки зрения наличия каких- либо нравственных качеств. Но даже в шесть-семь лет не все дети могут мотивировать самооценку. На седьмом году жизни у ребенка намечается дифференциации двух аспектов самосознания — познание себя и отношение к себе. Так, при самооценке: «Иногда хороший, иногда плохой» наблюдается эмоционально положительное отношение к себе «нравлюсь» или при общей положительной оценке: «Хороший» — сдержанное отношение «Нравлюсь себе чуть-чуть» [].
В старшем
дошкольном возрасте наряду с тем, что
большинство детей
В группе детского сада существует система ценностных ориентаций, которая определяет взаимооценки детей. Постепенно расширяется диапазон моральных представлений. В четыре - пять лет такой диапазон, который ассоциируется у ребенка с понятием: «хороший» в отношении сверстника и себя, невелик. В пять-шесть лет он становится больше, хотя по-прежнему называемые качества касаются только отношений в детском саду и семье. В шесть-семь моральные нормы осознаются дошкольниками точнее и относятся к людям более широкого окружения. В этом же возрасте большинство детей правильно понимают те нравственные качества, по которым оценивают сверстников: трудолюбие, аккуратность, умение дружно играть, справедливость и др.
Во всех
возрастных группах дети обнаруживают
способность объективнее
К концу
дошкольного возраста самооценка ребенка,
его оценочные суждения об окружающих
постепенно становятся все более
полными, глубокими, детализированными,
развернутыми. Эти изменения объясняются
в значительной степени появлением
интереса старших дошкольников к
внутреннему миру людей, переходом
их к личностному общению, усвоением
значимых критериев оценочной
В дошкольном
детстве начинает складываться еще
один важный показатель развития самосознания
— осознание себя во времени. Ребенок
первоначально живет только настоящим.
С накоплением и осознанием своего
опыта ему становится доступным
понимание своего прошлого. Старший
дошкольник просит взрослых рассказать
о том, как он был маленьким, и
сам с удовольствием вспоминает
отдельные эпизоды недалекого прошлого.
Характерно, что, полностью не осознавая
изменений, происходящих в самом
с течением времени, ребенок понимает,
что раньше был не таким, как теперь:
был маленьким, а сейчас вырос. Его
интересует и прошлое близких
людей. У дошкольника складывается
способность осознать и ребенок
хочет пойти в школу, освоить
какую-то профессию, расти, чтобы приобрести
определенные преимущества. Осознание
своих умений и качеств, представление
себя во времени, открытие для себя
своих переживаний — все это
составляет начальную форму осознания
ребенком самого себя, возникновение
личного сознания. Оно появляется
к концу школьного возраста, обусловливая
новый уровень осознания своего
места в системе
Таким образом, дошкольный возраст можно считать важным в развитии личности ребенка. У дошкольника развивается наиболее сложный компонент самосознания - самооценка, и возникает на основе знаний и мыслей о себе. С возрастом ребенок овладевает более совершенными способами оценивания, его знания о себе расширяются и углубляются, интегрируются, становятся более осознанными, усиливается их побудительно-мотивационная роль, эмоционально-ценностное отношение к себе также дифференцируется, становится избирательным и приобретает стабильность. Становление самооценки происходит на протяжении всей жизни человека. В дошкольном возрасте ребенок отделяет себя от оценки другого. Познание дошкольником пределов своих сил происходит на основе общения со взрослыми, сверстниками и собственного практического опыта. Таким образом, к концу дошкольного возраста у детей формируется самооценка, содержание которой — состояние умений, связанных с выполнением практической деятельности, и моральные качества, выражающиеся в подчинении или неподчинении правилам поведения, выделенным в данном коллективе. Но для того, чтобы у дошкольника сложилась адекватная самооценка, необходимы психолого-педагогические условия, которые способствуют формированию самооценки в дошкольном возрасте.
Информация о работе Формирование самооценки у детей дошкольного возраста