Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 15:12, доклад
Значение формирования словаря у детей раннего возраста
Овладение словарным запасом составляет основу речевого развития детей, поскольку слово является важнейшей единицей языка. Слова обозначают предметы и явления, их признаки, качества и действия с ними. Дети усваивают слова необходимые для их жизнедеятельности и общения с окружающими. Главное в развитии детского словаря - освоение значения слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в котором происходит общение.
Доклад
Тема: «Формирование словаря в раннем возрасте»
Значение формирования словаря
у детей раннего возраста
Овладение словарным запасом составляет
основу речевого развития детей, поскольку
слово является важнейшей единицей языка.
Слова обозначают предметы и явления,
их признаки, качества и действия с ними.
Дети усваивают слова необходимые для
их жизнедеятельности и общения с окружающими.
Главное в развитии детского словаря -
освоение значения слов и их уместное
употребление в соответствии с контекстом
высказывания, с ситуацией, в котором происходит
общение.
В дошкольном возрасте ребенок должен
овладеть таким словарем, который позволил
бы ему общаться со сверстниками и взрослыми,
успешно обучаться в школе, понимать литературу,
телевизионные и радиопередачи и т.д. Поэтому
дошкольная педагогика рассматривает
развитие словаря у детей как одну из важнейших
задач развития речи.
Для детей этого возраста характерна потребность
в общении. Развитие разнообразных форм
общения ребенка со сверстниками выступает
как важнейшая задача педагогики раннего
возраста .
Задачи словарной
работы.
Принято выделять четыре основные задачи:
Основное внимание в словарной
работе уделять накоплению и обогащению
словаря на основе знаний и представлений
из окружающей ребёнка жизни, активизации
разных частей речи, не только существительных,
но и глаголов, имён прилагательных,
наречий
Программа под ред. Васильевой
На основе расширения ориентировки в окружении
развивать понимание речи и активизировать
словарь. Учить по словесному указанию
педагога находить предметы по цвету,
размеру, различать их местоположение,
имитировать действия людей и движения
животных. Обогащать словарь детей существительными,
глаголами, прилагательными, наречиями.
Способствовать употреблению усвоенных
слов в самостоятельной речи детей.
Методы и приёмы
словарной работы
Можно выделить две группы методов: методы
накопления содержания детской речи (
методы ознакомления с окружающим миром
и обогащения словаря) и методы, направленные
на закрепление и активизацию словаря,
развитие его смысловой стороны.
Методы накопления содержания детской
речи:
Рассматривание предметов, наблюдения за животными, деятельностью взрослых. Они имеют целью уточнить и углубить знания о предметах, с которыми ребёнок часто соприкасается в своей жизни (посуда, одежда, мебель, орудия труда). Дети учатся последовательно наблюдать, выделять существенные признаки предметов. При этом широко используются обследование, приёмы сравнения, позволяющие выделять различия и сходство между предметами, обобщать, классифицировать. На этой основе ребёнок постепенно осваивает слова разной степени обобщения, выражающие видовые и родовые понятия, относящиеся к разным частям речи.
Показ картин с малознакомым содержанием. Картина в данном случае даёт детям знания о тех объектах, которые они не могут наблюдать непосредственно (о диких животных, о жизни народов нашей страны и за рубежом, об отдельных видах труда, о технике и средствах передвижения и др.) картина несёт ребёнку вместе с представлением и слово, её рассматривание сопровождается речевым образцом, пояснениями и рассказом воспитателя, чтением стихов, загадыванием и отгадыванием загадок, объяснением и толкованием новых слов, сопоставлением их с уже известными, постановкой вопросов, многократным проговариванием слов детьми в разном контексте. Используются все виды специально созданных для детского сада дидактических картин: серии «дикие животные», «домашние животные», «времена года» и др., а также репродукции картин известных художников А.К.Саврасова, И.И.Шишкина, И.И.Левитана и др.
Художественная литература. Словарная работа выступает как важнейшее звено в работе с текстом. Качество восприятия текста находится в прямой зависимости от понимания языковых средств, особенно значений слов. Особую роль литературное произведение выполняет в обогащении речи образными словами и выражениями. Прекрасным средством развития мышления и образной речи являются пословицы, поговорки, загадки, прибаутки.
Методы, направленные на закрепление
и активизацию словаря.
Рассматривание игрушек. Игрушки
предоставляют многократные возможности
для закрепления представлений,
которые дети добыли в жизни опытным
путём, и для обусловленных этими представлениями
словесных форм. Для развития словаря
используются различные категории игрушек:
люди(фигурки детей, взрослых), жилища
людей и их окружение, средства передвижения,
животные, птицы, овощи, фрукты, грибы,
орудия труда. Особое значение имеет предложенная
Е.И.Тихеевой дидактически оборудованная
кукла (платье, бельё и обувь, постель,
посуда, мебель, орудия труда), которая
является средством закрепления и активизации
бытового словаря в организованных играх
и занятиях.
Рассматривание картин знакомого
содержания направленно на уточнение
детских представлений и
Дидактические игры - широко распространённый метод словарной работы. Словарные игры проводятся с игрушками, предметами, картинками. Игровые действия в словарных играх дают возможность, главным образом, активизировать имеющийся запас слов. Новые слова не вводятся. Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребёнок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретённые ранее знания и словарь в новых условиях. В методике дошкольного воспитания накоплен богатый арсенал дидактических игр с детьми разного возраста: «Магазин», «Парные картинки», «Чудесный мешочек» и др.
Загадывание и отгадывание загадок. Ценность этого метода состоит, с одной стороны, в том, что он позволяет эффективно упражнять ум, развивать мыслительные способности, углублять и уточнять знания о предметах и явлениях. С другой стороны, загадки (как и другие малые формы фольклора) помогают детям проникнуть в образный строй русской речи, овладеть выразительными средствами языка.
Методические приёмы делятся на
три основные группы: словесные, наглядные
и игровые. Широко применяются словесные
приёмы. К ним относятся речевой
образец, повторное проговаривание,
объяснение, указания, вопрос.
Речевой образец - правильная, предварительно
продуманная речевая деятельность педагога,
предназначенная для подражания детьми.
Образец должен быть доступным и по содержанию
и форме. Он произносится чётко, громко
и неторопливо.
. Повторное проговаривание - преднамеренное
многократное повторение одного и того
же речевого элемента (звука, слова, фразы)
с целью его запоминания.
Объяснение - раскрытие сущности некоторых
явлений или способов действия. Широко
используется для раскрытия значений
слов, для объяснения правил и действий
в дидактических играх, а так же в процессе
наблюдений и обследований предметов.
. Указания - разъяснение детям способа
действия для достижения определённого
результата.
. Вопрос - словесное обращение , требующее
ответа. Вопросы разделяются на основные
и вспомогательные. Основные могут быть
констатирующими - «Кто? Что? Какой? Какая?
Где? Куда?» и поисковыми, требующими установления
связей и отношений между явлениями - «Почему?
Зачем? Чем похожи?» вспомогательные вопросы
бывают наводящими и вспомогательными.
Вопросы используются во всех методах
речевого развития.
Наглядные приёмы -показ иллюстративного
материала, картин, предметов, показ образца,
способов действия.
Игровые приёмы могут быть словесными
и наглядными. Они возбуждают у ребёнка
интерес к деятельности, обогащают мотивы
речи, создают положительный эмоциональный
фон процесса обучения и тем самым повышают
речевую активность детей и результативность
занятий.. Наиболее эффективный метод
словарной работы с детьми раннего возраста
- дидактические игры.
Особенности формирования
словаря у детей раннего
На третьем году жизни словарь
детей пополняется в процессе освоения
более широкого круга предметов домашнего
обихода, с которыми действуют и они сами,
и взрослые. Дошкольники осваивают названия
предметов более далекого окружения, которые
видят на улицах, в парках и других местах
( названия транспортных средств, построек,
растений, животных и д.р.).
Углубление знаний о предметах получает
отражение в словаре в виде слов, обозначающих
название частей и деталей предметов,
с которыми ребенок действует ( ручка,
носик, крышка у чайника, рукава, карман,
пуговицы, петли у платья и т.п.), формы
предметов (шар, кубик, кирпичики) , вкус
овощей и фруктов (сладкий, кислый, вкусный).
Вводятся в активный словарь всей детей
слова, обозначающие величины и цвета,
а так же обозначения некоторых физических
качеств предметов ( теплый, гладкий) и
их свойств (бьется, рвется и др.)
Что касается обобщений, то в этом возрасте
продолжается дифференцировка групп предметов
и обозначение их одним словом (например
: чашки, тарелки, кастрюли и т.п. независимо
от цвета, величина отличаются от близких
предметов других видов и называются соответственно
)
На третьем году жизни ребенка происходит
существенный перелом в его отношениях
с окружающим, обусловленный ростом возможностей
малыша и осознанием себя как самостоятельного
существа.
Для детей этого возраста характерна потребность
в общении. Частое обращение ко взрослым
и сверстникам способствует развитию
речи детей. Они начинают активно рассказывать
окружающим о том, куда ходили, что видели,
используя различные части речи, простые
и распространенные предложения.
Речь детей быстро совершенствуется. С
ее развитием становится точнее и осмысленнее
восприятием ребенком предметов, явлений.
Дети пытаются найти сходства между предметами,
сравнивают их, устанавливают между ними
простейшие связи.
Хорошо развитое подражание и достаточный
уровень понимания речи обеспечивают
бурный рост словарного запаса ( с 2х до
3х лет он увеличивается в 3-4 раза, в дальнейшем
же пополнение протекает значительно
медленнее и относительно равномерно).
К 3м годам словарь ребенка достигает 1000-1200
слов. В его составе имеются почти все
части речи ( существительные, глаголы,
наречия, прилагательные, числительные,
местоимения), служебные слова ( союзы,
предлоги, частицы), междометия.
Для ребенка в первую пору его жизни слова
являются только вторыми оригиналами
действительности. Первыми являются восприятие,
поступающее в его сознание через органы
внешних чувств из окружающего его вещественного
мира. Ребенок не может еще отличать слово
от вещи слово совпадает для него с обозначаемым
предметом.
Язык развивается наглядным, действенным
путем. Чтобы давать название, налицо должны
быть все предметы, с которыми эти названия
должны быть связаны. Слово и вещь должны
предлагаться человеческому уму одновременно,
однако на первое место- вещь как предмет
познания и речи.
Дети усваивают родной язык в живом, непосредственном
общении с окружающими людьми, а отсюда
вывод - надо чаще разговаривать с маленькими.
Сначала только взгляд ребенка говорит,
что он понял смысл слова, затем поступают
новые успехи: он сам произносит слова.
Частое обращение взрослых к ребенку приводит
к тому, что довольно быстро растет запас
слов детей, а через некоторое время ребенок
уже выражает свои желания, мысли несколькими
словами, многословными предложениями.
В этом возрасте (2-3г ) речь малыша бывает
настолько своеобразна, что только самые
близкие люди могут ее понять: «ниська
папаля» - книжка пропала. Это объясняется
тем, что ребенок еще не овладел всеми
необходимыми движениями органов речи
при произношении звуков родного языка.
Каждый звук получается в результате особой
укладки или особых движений языка, губ,
нижней челюсти, мягкого неба; произношение
слов требует сложной согласованной работы
органов речи. Чтобы овладеть этим, нужно
время. Кроме того, очень важно, что бы
ухо ребенка привыкло к правильному произношению
слов. Иногда же неправильное воспитание
задерживает ребенка на этом несовершенном
этапе развития речи. Ошибка воспитания
заключается в том, что родители подлаживаются
под детский лепет. Всегда разговаривать
с детьми нужно чистым, правильным, русским
языком. Третий год жизни - период наибольшего
увеличения активного словарного запаса.
Особенно быстро увеличивается число
существительных и глаголов, медленнее
растет число используемых прилагательных.
Состав словаря отражает круг интересов
и потребностей ребенка. В речи детей можно
обнаружить слова, обозначающие разные
сферы жизни. Среди других существительных
наиболее употребительными являются названия
явлений неживой природы, частей тела,
строительных сооружений и др. Третью
часть всех слов составляют глаголы.
Данные, которые приведены выше, свидетельствуют,
что дети уже на третьем году жизни располагают
довольно разнообразным словарем, обеспечивающим
общение с окружающими.
Однако, важно не количественное накопление
словаря, а его качественное развитие
- развитие значений слов, представляющее
грандиозную сложность. Сначала слово
ассоциируется для малыша только с конкретным
единичным предметом. Постепенно с развитием
способности обобщения оно начинает обозначать
все предметы данной категории.
Наиболее правильно дети понимают и употребляют
слова обозначающие конкретные предметы,
которыми они пользуются (кукла, барабан,
лейка, щетка, игрушки, одежда). Наименее
усвоенными оказываются слова обозначающие
более отдаленные от детей явления.
Из всего этого можно выделить следующие
особенности формирования словаря детей
раннего возраста:
Быстрый количественный рост словаря
и его качественное развитие.
Продолжается дифференцировка групп предметов
и обозначение их одним словом.
Психологические
основы формирования словаря у детей
раннего возраста
Речь не только служит познанию, но и является
необходимым средством, оружием человеческого
мышления. Человек мыслит словами, произнося
их громко или про себя ( внешняя и внутренняя
речь ). Вместе с тем речь и мышление - не
одно и то же, потому что мышление - отражение
в мозгу предметов и явлений в их закономерных
связях и отношениях.
Нельзя ставить знак равенства между умением
говорить и умственным развитием ребенка,
но речь тем не менее имеет прямое отношение
к развитию мышления
Мыслительные операции (анализ, синтез,
сравнение, обобщение) возможны только
с помощью речи, внешней или внутренней.
При этом в процессе анализа и синтеза
человек задает себе вопросы, строит различные
предложения, рассуждает, приходит к определенным
суждениям и понятиям. В процессе этой
мыслительной деятельности он прибегает
к сравнениям (сопоставление объектов
с целью выявления сходства или различия
между ними), что является важной предпосылкой
обобщения (умозаключение, суждение и
понятие). Понятие - одна из форм отражения
мира в процессе познания, связанная с
применением языка, форма (способ) обобщения
предметов и явлений. ( Понятием называют
мысль, представляющее собой обобщение
и мысленное выделение предметов некоторого
класса по их специфическим признакам).
Ко всему этому ребенок начинает приобщаться
уже с первых лет жизни, постепенно овладевая
речью и определенным раннем детстве наглядно-действенным,
в дошкольном детстве - образным, типом
мышления в школьном детстве - логическим.
Первые обобщения ребенок начинает делать
по несущественным признакам. Так например,
все мягкое - это «киса» ( кошка ), а все
круглое - «лябико» ( яблоко ).
Овладение обобщениями по существенным
признакам на 2-3 году жизни является необходимом
условием развития мышления. Обобщение
- это новый более высокий уровень мыслительной
деятельности, на который ребенок выходит
через речь. Обобщение является мыслительным
объединением предметов и явлений действительности,
имеющих общие свойства. Это переход от
одиночного к общему, к все более высокому
уровню обобщений. Например, от одиночного
понятия «огурец» ( или «помидор» ) к понятию
«овощ».
Итак, на третьем году жизни ребенка начинается
период благоприятный для развития речи.
И это время нельзя упустить. Необходимо
особое внимание уделять развитию активного
словаря, т.е. побуждать ребенка выражать
свои мысли словами..
Психология восприятия
картинки (картины) в раннем возрасте
Как уже отмечалось, познание
начинается с ощущений и восприятий окружающих
предметов, образы которых сохраняются
в представлении и памяти. Оно происходит
в процессе активного взаимодействия
ребёнка с действительностью, в процессе
так называемых практических проб, которые
позволяют ему лучше познакомится с особенностями
предметов ближайшего окружения.
Прежде чем узнать изображение и обозначить
его словом ребёнок должен неоднократно
видеть их и действовать с ними, обследовать
их свойства. Поэтому занятиям с картинками
(картинами) должны предшествовать наблюдения
и действия с реальными предметами. Ведь
картинка (картина) - это лишь «знак» самого
предмета, его плоскостное изображение.
Да и оно не всегда совпадает с тем, с чем
малыш встречался в реальной жизни. Например,
его чашечка или чашка его мамы не похожи
на ту чашку , что нарисована на картинке,
но ребёнок узнаёт предмет и называет
его, вытягивая губы трубочкой (имитирует
процесс питья). Это говорит о том, что
у ребёнка сформировались обобщённый
образ предмета и обобщённое представление
о его назначении и способе использования.
Это сложный мыслительный процесс, включающий
сенсорную память, т.е. представление об
особенностях внешнего вида предмета
и о его функциональном назначении. Представление
- это возникающие в мозгу наглядные образы
воспринимавшихся ранее предметов и явлений.
Итак, у ребёнка должно возникнуть представление
о предметах, что делает возможным их узнавание
на картинках.
Следует учитывать, что восприятие предметов
(предметы быта, игрушки и пр.) на 2-3 году
ещё очень поверхностно, но чем чаще и
разнообразнее малыш действует с предметом,
тем легче узнаёт его на картинке.
Прежде чем приступить к занятиям, необходимо
научить детей рассматривать изображение
(рисунок, картину, картинку), т.е. понимать
особенности плоскостного изображения.
Установлено, что маленькие дети ещё не
умеют последовательно «изучать» изображения
предметов по контуру взглядом. Они «выхватывают»
наиболее яркую часть рисунка и акцентируют
внимание на ней, «не видя» изображение
в целом.
Вот почему рассматриванию изображения
следует учить, как и обследованию с помощью
руки объёмного предмета ( ощупать, обвести
по контуру). Обучение этим действиям ориентировочного
и исследовательского характера должно
идти параллельно, потому что «глаз учит
руку, а рука учит глаз».
Изображение, используемое в качестве
дидактического материала по развитию
речи и мышления, поистине уникально, т.к.
является, если можно так выразится двойной
знаковой системой: с точки зрительного
восприятия, изображение - знак предмета
(при его отсутствии как такового); с точки
зрения слова, изображение - «сигнал сигналов».
А это способствует развитию символической
функции мышления, формированию интеллекта,
т.к. информация об окружающем мире поступает
к нам в символической форме. Мозг ребёнка
должен быть подготовлен к столь сложной
мыслительной деятельности. Этому способствуют
занятия с картинками и картинами.
Набор картинок и картин, подобранных
в определённой последовательности, представляет
модульную (целостную) систему знаков
- реалистических рисунков для развития
речи и мышления детей. Это важно, т.к. изображения
должны быть узнаваемыми детьми раннего
возраста, не имеющими достаточных знаний
об окружающем и развитого воображения.
Работа с картинками строится на основе
принципов от простого к сложному и от
частного к общему. Вначале детям предлагаются
изображения тех предметов, которые наиболее
часто встречаются в их повседневной жизни,
с которыми они действуют в разных ситуациях
и видят их в разных сочетаниях. Это прежде
всего изображения отдельных предметов
одежды, посуды, мебели, игрушек, предметов
домашнего обихода, животных (живущих
рядом) и др. далее обобщения подбираются
как серии обобщений: «Одежда», «Мебель»,
«Посуда», «Животные» и т. п. Затем следуют
серии на основе дальнейших обобщений:
«Посуда столовая» и «Посуда чайная»;
«Животные домашние» и «Животные дикие»;
«Птицы», «Насекомые» и др.
Картинка является уменьшительной копией
реального предмета, поэтому предоставляется
возможность использования - на небольшом
пространстве (стол) - большого количества
изобразительного материала.